Повторение правописания безударных гласных в группе продленного дня
статья (3 класс)
Письменная речь представляет собой сложый процесс, одной из составных частей которого является действие, связанные с кодированием звучащей речи, т.е., с передачей звуков на письме с помощью букв. Самым сложным для детей является увоение безударных гласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О повторении правописания в группе продленного дня | 318.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимназия №441 |
ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ |
[Введите подзаголовок документа] |
Кудрина Оксана Юрьевна, воспитатель ГПД 01.01.2019 |
Оглавление
Изучение правописания безударных гласных в начальной школе 2
Различные виды упражнений при работе над словарными словами 9
Изучение правописания безударных гласных в начальной школе
Письменная речь представляет собой сложный процесс, одной из составных частей которого является действие, связанные с кодированием звучащей речи, т. е., с передачей звуков на письме с помощью особых знаков (букв). Звуковая форма может совпадать или не совпадать. Самой сложной для детей является усвоение правописания безударных гласных.
Алгоритм работы
Облегчить учащимся применение правил при письме призвано использование алгоритма. Например:
1. Произнесите проверяемое слово. Есть ли в нем безударные гласные? Если это Я, А, О, Е, И - нужно проверить.
2. Подберите проверочное слово, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.
3. Пишите гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением
Такой алгоритм правописания безударной гласной мы использовали до введения понятий “корень”, “однокоренные слова”. А после их введения пользуемся следующим алгоритмом:
1. Выдели безударную гласную в слове.
2. Выдели корень.
3. Подбери однокоренные слова, в которых проверяемая гласная стоит под ударением.
Выработка умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной требует достаточного числа упражнений.
Упражнения
Умение переносить ударение из других частей слова на корень в более быстром темпе помогают схемы:
Один – много
Много – один
Что делал? – что делает?
Что делает? – что сделал?
Ознакомление с обозначением двух безударных гласных в корне слова связано в основном с написанием буквосочетаний –оро-, -ере-, -оло-, -еле-. При объяснении этого материала объясняю и показываю, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. Вместе с тем обращаю внимание, что много слов с двумя безударными гласными пишутся с одинаковыми буквами в корне слова. Для того, чтобы легче было запомнить, можно наиболее употребительные слова сгруппировать по буквосочетаниям, а затем вводить в упражнения:
Голова борода береговой зеленеть
Золотой города черепаха пелена
Молоко воробей середина шелестеть
Молодой воротник
Молоток сторона
Для развития орфографической зоркости при работе над безударными гласными в корне слова использую различные упражнения.
Выбери проверочное слово:
Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).
Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова:
Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.
К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.
Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.
Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
Подарочный | ||
Боль | ||
Чистить | ||
Белый | ||
Свет |
Замени одним словом – глаголом.
Сделать подарок — …
Говорить дерзости — …
Издавать крик — …
Произвести посадку — …
Излучать свет — …
- Прием исправления ошибок.
“Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал таких “родственников” для проверки:
Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.
Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов и почему? Помогите ему!
При правильном названии проверочного слова детьми “сомнительная” гласная “встает на место”.
2. Индивидуальные карточки:
Козочка - К_за
Кончик - К_нец
Лес - Л_сник
Гриб - Гр_бок
Гололед - Л_дяной
Походка - Х_дить
Защита - Защ_щать
Вышагивал - Пош.гал
То есть, дается проверочное слово, притом с ударением. Нужно подставить нужную букву в проверяемое слово.
Игра “Перестановки”:
Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан.
Игра “Превращения слов”:
1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза
2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел.
Слова из словаря
Неотъемлемой частью работы над безударными гласными являются словарные слова. Так как простое заучивание неэффективно, стараюсь применять различные приемы работы.
I. Многие слова не требуют заучивания, если знать состав слова и этимологию. Например, деревня ( строили избы из дерева), библиотека (библио - книга, тека- хранилище) и т.д.
Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и т.о. более глубоко понять семантику слова и ее правописания. При этом можно использовать такие виды работы, как творческое списывание, игра “Верно ли?” Пример:
а) Творческое списывание.
Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.
Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют … .
… — это равносторонний прямоугольник.
Мера длины, равная тысяче метров - … .
Солнце всходит на … и заходит на … .
Главный город государства называют … .
Такие задания можно объединить какой-то определенной темой, в которых для списывания 4-5 (в 1-2-х классах 3-4) предложения. Например, “Математика”, “Природа”, “Город” и т.д.
б) Письменные ответы на вопросы.
Этот вид работы используется для закрепления в памяти учащихся значения слов. Они начинаются одной фразой: как называется …
… тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом)
… стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий)
… место выдачи и приема книг? (Библиотека)
в) Игра “Верно ли?
Эта игра помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных этих слов. Верно ли, что …
… слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню? (Неверно. портной восходит к слову порт в значении “полотно”, портфель – фр. “портер”, что значит “носить”).
… слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око? (Верно, окулист и око от латинского слова “ глаз”).
II. Очень много слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере-. Это правило дети знают с первого класса.
III. В 1-2-х классах, так как у детей запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, некоторые слова предлагаю детям оживить. И они с удовольствием пишут и рисуют. Т. е. букву, которую надо запомнить, дети должны оживить.
Приходится составлять предложения. Например, Костя пришел в костюме, а Павел в пальто.
Различные виды упражнений при работе над словарными словами
1. Подбор прилагательных.
М.сква (какая?) ... , н.род (какой?) ... , ст.лица (какая?) ... , Род.на (какая?) ... .
2. Образование однокоренных слов.
Учитель читает слова, дети пишут словосочетания прилагательное + существительное.
М.рковь - ... сок, .гурец - ... маска, к.пуста - ... лист, ов.щи - ... рагу, г.рох – … суп.
3. Написание отгадки к загадкам (словарный диктант).
1) Не матушка родила, а гостинцем оделила. (яблоня)
2) Платье потерялось- пуговки остались. (рябина)
3) Над водой, водой стоит с красной бородой. (калина)
4) Стоят столбы белы, на них шапки зелены. (береза)
5) В закрашенных клетках, никто не пугает, а вся дрожит. (осина)
4. Записать слова в алфавитном порядке.
Пр.дседатель, ур.жай, к.мбайн, б.гатый, тракт.р, .вес, пш.ница.
5. Составить рассказ с данными словами.
Г.рой, р.бота, к.смонавт.
6. Составить предложения по схеме.
Тр.ллейбус, ул.ца, м.тро, .втобус, в.гон.
_______ ________ __________ ?
_______ ________ ________ _________ .
_______ ________ ________ !
7. Записать словосочетания, используя предлоги.
К.ллектив, м.лиция, к.ллекция.
8. Образовать имена существительные во множественном числе.
С.рока, в.рона, жав.ронок, в.р.бей, сн.гирь, с.ница.
9. Подобрать подходящие по смыслу имена существительные, определить род.
(...) молодой - ... род
(...) белая - ...род
(... ) тонкая - ...
(...) душистая - ...
(...) вкусное - ...
10. Досказать словечко.
1) Я всегда рисую в нем , а зовется он ... (альбом)
2) Стонет, мечется мой друг, что ему приснилось ... (вдруг)
11. Записать синонимы и антонимы.
Старый - ... , белый - ... , плохо - ... , до свидания - ... .
12. Работа над деформированными словами.
Птоаль (пальто), дедажо (одежда), посаги (сапоги), стмюко (костюм).
13. Работа над ребусами, кроссвордами.
14. Работа по перфокартам.
15. Использование словаря.
16. Картинный словарный диктант.
17. Использование пословиц.
- Всякая д.рога вдвоем вес.лей.
- Не спеши .зыком, торопись делом.
18. Орфографически-правильное чтение (или словарный диктант) слов с пропущенными гласными, согласными.
а) льбм, бблтк, грмм, пнл, птнц.
б) ооа, оое, аеа и т.д.
19. Как сказать одним словом.
Лиса, заяц, медведь - это ... .
Картофель, морковь, капуста это ... .
20. Написать словарные слова по начальному (конечному) слогу.
Кар... (картина, карман, картон, картофель)
Кор... (корзина, коридор).
21. Загадки слов
... , ... , ... - это посуда.
... , ... , ... - это мебель.
... , ... , ... - это инструменты.
Работа со словарем
На каждом уроке одну минуту отвожу для просматривания словарика. Тут использую различные задания: найти слова на какую-то тему (совпадающую со смысловой темой урока), на определенную букву (обычно исходя из чистописания), с безударной гласной на первом слоге, двух-, трехсложные слова, собственные существительные, глаголы и т.д.
Межпредметная связь
Конечно, работа ведется не только на уроках русского языка. Широкие возможности предоставлены на уроках чтения, поскольку смысл и значение слова в художественных текстах проявляются наиболее отчетливо. Орфографическую работу на материале текстов осуществляю с использованием разных форм и приемов. Например:
1) орфоэпическое и орфографическое чтение текстов или отрывков из них
2) выписывание слова с данной орфограммой
3) выписывание родственных слов
4) письмо по памяти с последующей проверкой
5) “воображаемое письмо”
6) составление орфографических упражнений по тексту
.
На уроках математики ученики знакомятся с такими понятиями как сантиметр, дециметр, килограмм, грамм, миллиметр, масса, величина, время, расстояние, задача, ответ и др. Обязательным считаю показать правописание, указав или попросив найти в словах орфограмму. Также ученики знакомятся с числами. Необходимо, чтобы они увидели их написание с помощью букв.
На уроках природоведения дети тоже знакомятся с очень многими терминами. Например, изучая тему “Птицы” в 3-м классе, дети встречаются со словом “оперение” и сами объясняют происхождение, смысл, правописание слова. В 4-м классе учащиеся легко смогут объяснить смысл и правописание таких слов как “организм”, “горные породы”, “плечо”, “стопа”, “пищеварение”, “кислород”, “заболевание” и др.
Очень радует, когда дети самостоятельно могут отыскать орфограммы в словах при изучении других предметов.
Средством оценки качества орфографической подготовки учащихся начальных классов являются диктант, списывание, изложение.
Диктанты могут быть слуховые: предупредительный, объяснительный, использование загадок, запись родственных слов, запись слов по смысловому признаку, группировка слов по орфографическим, морфологическим признакам, запись синонимов и антонимов; зрительные: предупредительный, объяснительный, выборочный, использование загадок, картинный, работа по перфокартам, группировка слов, составление словосочетаний, запись предложения по опорным словам, работа над ребусами, кроссвордами, этимологический анализ слова и др.
Виды списываний:
1. Списывание с восстановлением границы между словами.
Детииграют. Мамаготовитобед. Бабушкавяжет. Папаработает.
2. Списывание с исправлением неверного смысла.
Медведь боится волка. Папа младше сына.
3. Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово.
Ребята идут в школу. (Ребята идут в магазин.; Ребята бегут в школу.)
После этого зачитываются и обсуждаются собственные варианты.
4. Списывание предложений с добавлениями.
Ученики решают. Ученики решают задачу. Ученики решают трудную задачу.
5. Списывание с сокращениями, в котором условием является сократить каждое последующее предложение на одно слово.
Вова ел вкусный хлеб. Вова ел хлеб. Вова ел.
6. Списывание незаконченных предложений с заданием закончить
Мышка убегает от ... . Самолет летит над ... . Девочка играет с ... .
В учебниках по русскому языку недостаточно представлены упражнения по нахождению объектов орфографических правил. Наиболее распространенное упражнение - это списать, вставляя пропущенные буквы. В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные рекомендую следующие упражнения:
а) Объясните, почему в тесте упражнения пропущены именно эти буквы.
б) Прочитайте текст. Посчитайте, сколько слов нуждаются в проверке. Какие и почему?
в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.
Также не менее важно, чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы проверки.
г) Прочитайте написанные пары слов, постарайтесь их запомнить. Через две минуты стираю вторые слова каждой пары. Ориентируясь на первое слово, запишите в столбик по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова, напишите их, орфограммы подчеркните.
мост – река, гвоздь – доска, лес – грибы, шум – вода, больница - врач
д) Диктант, где дети записывают одни гласные. Например, сахар (а-а), грибы (и-ы), лиса (и-а), корова (о-о-а).
ж) Составьте и запишите предложения по этим схемам.
___________ и __________ - ____________.
__________ , ________ и ____________ - _________ .
_________ , _________ - _____________ .
Заключение
Таким образом, важно, чтобы младшие школьники поняли, зачем нужно писать грамотно, почему при письме необходимо соблюдать определенные правила, каким образом использование этих правил способствует полноценному общению при письме. Осознание этого помогает ученикам почувствовать внутреннюю логичность правописания и сделать усвоение орфографии более сознательным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня: «Колобок. Музыкальная сказка » воспитателя группы продленного дня ГБОУ СОШ № 354 Московского района г. Санкт – Петербурга Аввакумовой Альфии Умаровны
Музыкальная сказка " Колобок" поможет моим коллегам разнообразить досуг учащихся в группе продленного дня...
Портфолио профессиональной деятельности воспитателя группы продленного дня. Внеклассная деятельность в группе продленного дня.
Внеклассная деятельность в группе продленного дня....
Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.
Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....
Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....
Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.
Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....
Статья воспитателя группы продленного дня Подольской Натальи Леонидовны "Отдых в группе продленного дня"
Учитель обязан заботиться не только о качественно выполненном домашнем задании, но и о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически...
Продленный день в школе. Значение деятельности воспитателя группы продленного дня
В последние годы, несмотря на сокращение общего количества учащихся начальных классов, растет число групп продленного дня. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей, да и современных...