Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании современных детей"
методическая разработка на тему


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему "Роль семьи в воспитании современных детей"

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.

Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании современных детей.

Цели:

  • выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
  • выявление психологических особенностей современных детей;
  • роль семьи в воспитании детей;
  • разработка принципов воспитания современных детей.

Ход собрания

1. Информационная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о роли семьи в воспитании современных детей. Что собой представляют современные дети? Каковы их психологические особенности, отличающие их от детей прошлых поколений?

Современных детей называют по- разному. Например: "Дети нового тысячелетия" - юные существа, обладающие необычными психическими возможностями; "Дети Света"- мировоззрение детей отличается от привычного; во Франции необычных детей называют "тефлоновые Дети", т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения; в Америке - " Дети Индиго".

Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина считает: "Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха".

Педагоги и психологи замечают, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, поэтому у них часто снижено внимание; современные дети зачастую не хотят выполнять требования взрослых и иногда даже проявляют агрессию. Почему же таких детей становится всё больше? Специалисты называют ряд причин:

1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV).

2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.

3. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит вырастут ли их дети настоящими людьми.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье : диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи (в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.

Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение.

При тактике "невмешательства" родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Существует 3 стиля семейного воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустический.

Демократический стиль - это стиль "согласия"; авторитарный стиль - стиль "подавления"; попустический стиль - ребёнок предоставлен сам себе.

Неделю назад ребята отвечали на вопросы анкеты. Какие получились результаты вы узнаете чуть по позже. А сейчас мы поиграем в игру которая называется «Правдивая Маша». Играет музыка родители по кругу передают куклу, музыка замолкает. У кого кукла, тот отвечает на вопрос.

Игра «Правдивая Маша»

Вопросы:

  1. Поощряете ли вы и чем своего ребенка за хорошие успехи в учебе?
  2. Обсуждаете ли вы  с ребенком возникшие семейные проблемы и его личные? Как это происходит?
  3. Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье? И имеет ли ваш ребенок обязанности, какие?
  4. Является ли в вашей семье ремень способом наказания ребенка? Как и чем вы наказываете своего ребенка?
  5.  Часто ли вы в вашей семье выражаетесь нецензурными слова в адрес детей. Если «да» назовите причину.

Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Задумайтесь над этим.

Ну а теперь вернемся к анкете, которую я провела с ребятами нашей школы. Было опрошено 38 учащихся.

Наименование

Всегда

Иногда

Никогда

1

Меня почти во всем поддерживают.

19

19

0

2

У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры.

2

30

6

3

Мне бывает трудно дома.

0

20

18

4

Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

12

14

12

5

На замечания классного руководителя реагируют с негативной стороны

4

16

18

6

Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.

17

16

5

7

Мне всегда дают карманные деньги.

10

26

2

8

Родители со мной обычно разговаривают грубо

0

15

24

9

Дома мне никто из родителей не помогает делать уроки, мне нужна их помощь

4

16

16

10

Родители заняты только собой.

1

12

25

Результаты показали, что своих детей вы поддерживаете во всем. В семьях часто бывают разногласия с детьми и даже споры.

50% ребят ответили, что: редко вы предъявляете высокие требования  в учебе и реагируете на замечание классных руководителей.  Многие родители разговаривают с детьми грубо, так ответило15 человек. Регулярно получают карманные деньги  26 учеников.

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру. Ведь многие наши дети грубо относятся к учителям, к одноклассникам.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей

является умение правильно говорить в обществе, друг с другом. Ребята наши между собой разговаривают и применением нецензурных слов. Не стесняются в выражениях, в жестах на замечание педагогов и работников школы не реагируют или просто улыбаются.

Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с современными детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.

1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию.

2. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.

3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми - сотрудничество.

4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года - дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т.д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.

И в заключение позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;

- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;

- Уважать право ребенка на собственное мнение;

- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом. Помните,  что главным условием целостности семьи и прочности  духовных основ,  заложенных в детях, является взаимная любовь. Берегите любовное единство семьи, не стесняйтесь проявлять любовь к своим близким и в первую очередь к детям.   Помните, что истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для  тех, кого любит: его мысли и чувства подчинены и посвящены только жизни для любимых.  Помните: Без любви все – ничто!

Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими. Хочется закончить наше собрание словами Великого педагога А.Макаренко "Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" .

   



Предварительный просмотр:

Текст опросника.

Я зачитаю вам 61 утверждение, а вы должны напротив номера утверждения написать "верно", если вы с ним согласны ( или поставить "+") или "неверно", если вы не согласны (или поставить "- ").

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

3. Я уважаю своего ребёнка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы..

5.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

8. Мой ребёнок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.

10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

11.Я испытываю досаду по отношению к моему ребёнку.

12.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.

13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

14.Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

15.Для своего возраста мой ребёнок немного незрелый.

16.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17.Мой ребёнок впитывает в себя всё "дурное" , как губка.

18.Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

19.Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в гости.

21.Я принимаю участие в воспитании своего ребёнка.

22.К моему ребёнку "липнет" всё дурное.

23.Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.

24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.

25.Я жалею своего ребёнка.

26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27.Я с удовольствием провожу с ребёнком всё своё время.

28.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг того, что мне не удалось в жизни.

31.Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.

32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.

33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

34.Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

35.В конфликте с ребёнком я могу признать, что он по-своему прав.

36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37.Я всегда считаюсь с ребёнком.

38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

39.Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, упрямство и лень.

40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

41.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

43.Я разделяю увлечения своего ребёнка.

44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.

46.Мой ребёнок часто раздражает меня.

47.Воспитание ребёнка - сплошная нервотрёпка.

48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребёнку.

50.За строгое воспитание дети благодарят потом.

51.Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.

52.В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

53.Я разделяю интересы своего ребёнка.

54.Мой ребёнок не в состоянии чего-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55.Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.

56.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребёнка.

58.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

59.Ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.

60.Я не высокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.



Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Интерпретация:

1.Если вы ответили "верно" на большинство №: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60, то ваш тип родительских отношений - "принятие-отвержение", т.е.вам нравится ребёнок таким, какой он есть. Вы уважаете индивидуальность ребёнка, симпатизируете ребёнку, стремитесь проводить много времени вместе с ним, одобряете его интересы и планы.

2.Если вы ответили "верно" на большинство №: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36, то ваш тип родительских отношений - кооперация, т.е. вы заинтересованы в делах и планах ребёнка , стараетесь во всём ему помочь, сочувствуете ему. Вы высоко оцениваете интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытываете чувство гордости за него. Вы поощряете инициативу и самостоятельность ребёнка, стараетесь быть с ним на равных. Вы доверяете ребёнку, стараетесь встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3.Если вы ответили "верно" на большинство №: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58, то ваш тип родительских отношений - симбиоз, т.е.вы ощущаете себя с ребёнком единым целым , стремитесь удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Вы постоянно ощущаете тревогу за ребёнка, он вам кажется маленьким и беззащитным.

4.Если вы ответили "верно" на большинство №: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59, то ваш тип родительских отношений - авторитарная гиперсоциализация, т.е. вы требуете от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины и стараетесь навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребёнка вы наказываете.

5.Если вы ответили "верно" на большинство №: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61, то ваш тип родительских отношений - "маленький неудачник", т.е. вы видите ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся вам детскими, несерьёзными. Ребёнок вам кажется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний.



Предварительный просмотр:

№ п\п

Наименование

Практически  всегда

Иногда

Никогда

1

Меня почти во всем поддерживают.

2

У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры.

3

Мне бывает трудно дома.

4

Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

5

На замечания классного руководителя реагируют с негативной стороны

6

Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.

7

Мне всегда дают карманные деньги.

8

Родители со мной обычно разговаривают грубо

9

Дома мне никто из родителей не помогает делать уроки, мне нужна их помощь

10

Родители заняты только собой.

Анкета «Моя семья»

        



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "О роли семьи в трудовом воспитании детей"

Родительское собрание на тему: "О роли семьи в трудовом воспитании детей"...

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании у детей любви к природе»

Предлагается разработка родительского собрания на тему: «Роль семьи в воспитании у детей любви к природе»...

Родительское собрание на тему :«Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

В семейном кругу мы с вами растемОснова основ – родительский дом....

Родительское собрание , тема "Роль семьи в воспитании и образовании ребенка"

Формирование родительского мышления на предмет воспитания с целью положительного образовательного процесса....