Программа "Наглядная геометрия"
календарно-тематическое планирование

Программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnaya_geometriya.docx89.96 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок  

«Наглядная геометрия»

Ступень обучения (класс):  начальное общее образование (1- 4 классы)

Направление: интеллектуальное

Число реализуемых часов в неделю: 1 ч.

Число реализуемых часов в год: в 1 классе – 33 ч., во 2-4 классах - 34 ч.

Количество часов за 1- 4 класс:  135 ч.

Программа разработана наоснове тетрадей на печатной основе «Наглядная геометрия» для 1- 4 классов автора – профессора, доктора пед.наукН.Б.Истоминой – М.: Издательство «Линка- Пресс», 2015.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы начального общего образования.

Примерная программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия», разработанная на основе учебных пособий – тетрадей «Наглядная геометрия» для учащихся 1-4 классов авторов -  Истоминой Н.Б., Редько З.Б, а также методических рекомендаций к тетрадям.

Актуальность.В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен  заботиться о формировании у обучающегося способности к саморазвитию, общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). Во главу угла при обучении математике ставится:

 а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

 В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника. Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Развитие логики и интуиции делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

  • данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);
  • логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);
  • богатейшим опытом начального обучения геометрии, отражённым в методической литературе;
  • результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;
  • рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.    

Перспективность.Решая задачу развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

Приоритетной целью  дополнительной образовательной программы «Наглядная геометрия» является  воспитание личности с нестандартным мышлениеми развитие пространственного мышления обучающихся как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к начальному курсу геометрии,
  • дать начальные геометрические представления,
  • усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,
  • сформировать  начальные элементы  конструкторского мышления.расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве;
  • познакомить с геометрическими телами и их развертками,
  • сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
  • проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни. 

В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы: 

  • Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
  • Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
  • Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
  • Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
  • Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
  • Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
  • Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 Описание места программы курса «Наглядная геометрия»  в учебном плане

Преподавание курса « Наглядная геометрия» проводится  во второй половине дня. Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.

Курс « Наглядная геометрия»»  изучается с 1 по 4 класс по одному  часу в неделю.   1 класс -33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-12 лет. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся разных классов.

Структура программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах.

Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения;  вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий.

Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно - образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать. 

Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных  моделей и их   изображений); приемы   выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической   фигуры на   основе   представления  и  практической деятельности;  развертки геометрического  тела на  основе   соотнесения с  предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки;  поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий).

Основные формы деятельности, приемы и методына занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование, работа в тетради на печатной основе.

Для  каждого класса изданы тетради на печатной основе «Наглядная геометрия» для  деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий (а для учителя к каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся). Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных). 

Планируемые формы занятий: индивидуальные, фронтальные, коллективные; познавательные игры (ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра), КВН, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, викторины, познавательные беседы, интеллектуальные марафоны и т. д.

Занятия данного курса  принципиально отличаются от обычных уроков, как по  форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Эти занятия  способствуют развитию у детей  речи, абстрактного  и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу. Занятия строятся на основе развивающих  игр, упражнений,  занимательных элементов,  задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.

Сроки реализации данной программы – 4 года.

Режим занятий -1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 7-8 лет –  30 минут,  9 –12лет –  40 минут.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»

Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений: 

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
  • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
  • формирование внутренней позиции школьника;
  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  •  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметными результатами освоения данного курса будет: 

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления.пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
  • приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
  • вычислять периметр геометрических фигур;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;

Первый уровень результатов (1-2 год обучения):

Прогнозируемые результаты первого  года обучения:

Учащиеся должны иметь представление:

  • о линиях - прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке;
  • о замкнутых и незамкнутых линиях;
  • о взаимном расположении линий и точек на плоскости
  • об угле и его видах - прямом, остром и тупом - и о соотношении между ними;
  • о многоугольниках и их классификации по числу углов;
  • о разнице между плоскостными и объемными предметами;
  • об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде.

Знать:

  • термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.

Уметь:

  • чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их при помощи букв латинского алфавита;
  • строить отрезки, равные данным, а также сумму и разность данных отрезков при помощи циркуля и чертежной линейки;
  • находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

Прогнозируемые результаты второго года обучения:

Обучающиеся должны уметь:

  • уметь различать различные треугольники;
  • уметь пользоваться   транспортиром, находить величину угла;
  • уметь анализировать геометрическую фигуру, строить  фигуры с помощью полного набора чертёжных инструментов;
  • моделировать из  бумаги.

Обучающиеся должны:

а) иметь представление:

 - о геометрических фигурах: линиях (прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке); углах (прямом, остром, тупом); многоугольниках  и их классификации по числу углов;

 - о разнице между плоскостными и объёмными фигурами и об объёмных телах

б) знать:

 - термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал;

в) уметь:

 - чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;

 - обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами;

- находить в окружающей среде знакомые плоскостные и пространственные фигуры.

Второй уровень результатов (3 год обучения):

Прогнозируемые результаты третьего  года обучения:

По окончании дети должны знать и уметь:

  • уметь работать со схемами и лабиринтам;
  • уметь строить окружность по известному радиусу и диаметру;
  • уметь строить параллельные прямые;
  • знать свойства прямоугольника и ромба, у которых противоположные стороны параллельны;
  • находить периметр геометрической фигуры;
  • моделировать из бумаги;
  • иметь представление о разных видах углов;
  • вычерчивать геометрические фигуры при помощи чертёжных инструментов;
  • строить диагонали геометрической фигуры;
  • уметь работать с циркулем, делить окружность на равные части, выполнять узор из окружностей;
  • составлять топологический план местности;
  • знать, что такое площадь фигуры, уметь сравнивать площади.

Третий уровень результатов (4 год обучения):

Прогнозируемые результаты четвертого  года обучения:

По окончании дети должны знать и уметь:

  • конструировать по образцу и по собственному замыслу;
  • иметь представление о различных видах призм и пирамид;
  • измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
  • измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
  • иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
  • конструировать различные виды призм и пирамид;
  • решать задачи логического характера;
  • иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
  • конструировать симметричные фигуры;
  • иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
  • конструировать фигуры с центром симметрии;
  • уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
  • уметь работать по схемам различной сложности.

Выпускник научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; 
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); 
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; 
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; 
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); 
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. 
  • измерять длину отрезка; 
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; 
  • оценивать размеры геометрических объектов.


Выпускник получит возможность научиться: 

  • распознавать плоские и кривые поверхности; 
  • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры; 
  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед,пирамиду, цилиндр, конус.

Содержание курса «Наглядная геометрия»

1 класс

Название тем

Часы

Глава 1.  Взаимное расположение предметов

Уточняются представления детей о пространственных отношениях: «справа слева,», «перед за», «между», «над под» и т.д.

12

Глава 2. Целое и части

Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей.

7

Глава 3. Поверхности, линии, точки

У школьников формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.

14

Всего:

33

2 класс

Название тем

Часы

Глава 1.  Поверхности. Линии. Точки.

Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.

6

Глава 2. Углы. Многоугольники. Многогранники.

Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.

24

Глава 3. Повторение ранее изученного

4

Всего:

34

3 класс

Название тем

Часы

Глава 1.  Кривые и плоские поверхности.

Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

4

Глава 2. Пересечение фигур.

Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.

15

Глава 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность.

Вводятся представления о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

15

Всего:

34

4 класс

Название тем

Часы

Глава 1. Шар. Сфера. Круг. Окружность.

Формируются представления о круге как сечении шара, об окружности как границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

4

Глава 2.  Цилиндр. Конус. Шар

Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся предметами. Школьники знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по совершенствованию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры.

15

Глава 3. Пересечение фигур.

Обобщаются представления школьников о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.

15

Всего:

34

Тематическое планирование

1 класс

Раздел/Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Взаимное расположение предметов

15часов

5

10

2

Целое и части

6часов

2

4

3

Поверхности. Линии. Точки.

12 часов

5

7

2 класс

Раздел/Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Поверхности. Линии. Точки.(4 часа)

15часов

5

10

2

Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов)

6часов

2

4

3

Поверхности. Линии. Точки.

12 часов

5

7

3 класс

Раздел/Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Кривые и плоские поверхности. 

5часов

2

3

2

Пересечение фигур.

22 часа

7

15

3

Шар. Сфера. Круг. Окружность.

7 часов

3

4

4 класс

Раздел/Тема

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. 

18часов

6

12

2

Пересечение фигур.

16 часов

6

10

Календарно-тематический план программы «Наглядная геометрия»

Первый год обучения – 33 часа

Наименование разделов, тем

Количество часов

Содержание деятельности

Дата

Корректировка программы

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Взаимное расположение предметов ( 15 часов)

1

Уточнить представления о 
пространственных отношениях «справа — слева», «между».

2

Беседа. Взаимное расположение предметов. Пространственные отношения.

Работа с заданиями печатной тетради, раскрашивание узоров по определенной закономерности.

07.09

14.09

02.09

09.09

2

Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.

1

Беседа.

Взаимное расположение предметов. Пространственные отношения.

Игра «Сядь справа», работа с заданиями печатной тетради

21.09

16.09

3

Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта.

2

Рассказ учителя. Ориентирование на листе, на рисунке

Работа с заданиями печатной тетради

28.09

05.10

23.09

30.09

4

Отношения «слева — справа», «за - перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.

4

Отношения «слева — справа», «за - перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур.

Работа с заданиями печатной тетради

Практическая работа по ориентации в пространстве

12.10

12.10

19.10

26.10

07.10

14.10

21.10

28.10

5

Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

2

Беседа. Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

09.11

16.11

11.11

18.11

6

Отношения«слева – справа», «на»,под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

2

Беседа. Отношения«слева – справа», «на»,под», «между». Квадрат, треугольник, круг.

Работа с заданиями печатной тетради

Практическая работа по ориентации в пространстве

23.11

30.11

25.11

02.12

7

Ориентироваться на 
плоскости и в пространстве.

2

Ориентироваться на 
плоскости и в пространстве.

Работа с заданиями печатной тетради

07.12

14.12

09.12

16.12

Целое и части

8

Форма, размер. Конструирование
прямоугольника.

1

Беседа. Форма, размер фигур.

Работа с заданиями печатной тетради .Конструирование 
прямоугольника.

Игра «Танграм»

21.12

23.12

9

Конструирование геометрических фигур.

1

Беседа. Конструирование геометрических фигур.

Работа с заданиями печатной тетради

Игра «Танграм»

28.12

13.01

10

Конструирование треугольников.

1

Конструирование треугольников.

Работа с заданиями печатной тетради

Игра «От какого коврика заплатка»

18.01

20.01

11

Конструирование прямоугольника из данных фигур.

2

Объяснение учителя. Конструирование прямоугольника из данных фигур.

Работа с заданиями печатной тетради

Игра «Танграм»

25.01

01.02

27.01

12

Конструирование и составление фигур.

1

Беседа. Конструирование и составление фигур.

Работа с заданиями печатной тетради

Проект «Игры с фигурами»

08.02

03.02

Поверхности. Линии. Точки.

13

Плоская и кривая поверхность.

1

Рассказ учителя. Плоская и кривая поверхность.

Работа с заданиями печатной тетради.

22.02

10.02

14

Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

1

Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах.

Работа с заданиями печатной тетради

01.03

24.02

15

Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная
линия». Положение поверхностей в пространстве.

2

Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная
линия». Положение поверхностей в пространстве.

Работа с заданиями печатной тетради

Рассматривание положения линий в пространстве и на плоскости.

15.03

22.03

03.03

10.03

16

Невидимые линии на рисунке.

2

Рассказ учителя. Невидимые линии на рисунке.

Работа с заданиями печатной тетради

Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий.

05.04

12.04

17.03

24.03

17

Понятия «область», «граница области».

2

Понятия «область», «граница области».

Работа с заданиями печатной тетради

19.04

26.04

07.04

14.04

18

Соседние и несоседние области. Составление  
фигурок из палочек.

1

Соседние и несоседние области. Составление  
фигурок из палочек.

Работа с заданиями печатной тетради

Практическая работа по составлению фигур из спичек, палочек и т.п.

03.05

21.04

19

Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

2

Деление области с помощью линий. Область с «дыркой».

Работа с заданиями печатной тетради

10.05

17.05

28.04

05.05

20

Повторение за курс 1 класса

1

Повторение за курс 1 класса

Работа с заданиями печатной тетради

24.05

12.05

19.05

Второй год обучения – 34 часа

Наименование разделов, тем

Количество часов

Содержание деятельности

Дата

Корректировка программы

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Поверхности. Линии. Точки.(4 часа)

1

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

1

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

Работа с заданиями печатной тетради

Игра «Найди лишний рисунок»

07.09

2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

1

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

Работа с заданиями печатной тетради

14.09

3

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

Ломаная линия. Длина ломаной.

Работа с заданиями печатной тетради

 Игра «Ловушка»

21.09

4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

1

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

Работа с заданиями печатной тетради

28.09

Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов)

5

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

1

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

Работа с заданиями печатной тетради. Сравнение углов с помощью моделей плоских углов.

05.10

6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Работа с заданиями печатной тетради

Изготовление модели прямого угла

12.10

7

Острый, прямой и тупой углы.

1

Острый, прямой и тупой углы.

Работа с заданиями печатной тетради.

19.10

8

Острый угол. Имя острого угла.

Урок-проект.

II четверть

1

Острый угол. Имя острого угла.

Урок-проект.

Работа с заданиями печатной тетради Изготовление моделей острого и тупого углов.

26.10

9

Тупой угол. Имя тупого угла

1

Тупой угол. Имя тупого угла

Работа с заданиями печатной тетради

09.11

10

Построение луча из вершины угла.

1

Построение луча из вершины угла.

Работа с заданиями печатной тетради

16.11

11

Построение прямого и острого углов через две точки.

1

Построение прямого и острого углов через две точки.

Работа с заданиями печатной тетради

23.11

12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

1

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

Работа с заданиями печатной тетради. Построение с помощью угольника прямых углов.

30.11

13

Измерение углов. Транспортир.

1

Измерение углов. Транспортир.

Работа с заданиями печатной тетради. Работа с транспортиром. Измерение углов (первоначальные сведения)

07.12

14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

1

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

Работа с заданиями печатной тетради

Работа с плоскими фигурами

14.12

15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Работа с заданиями печатной тетради

Построение разных треугольников. Работа со стихотворением «Треугольник»

21.12

16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы».

III четверть

1

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.»

Работа с заданиями печатной тетради

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии. Углы.»

28.12

17

Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект.

1

Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект.

Работа с заданиями печатной тетради

18.01

18

Периметр многоугольника.

1

Периметр многоугольника.

Работа с заданиями печатной тетради

Выведение формулы нахождения периметра многоугольника.

25.01

19

Четырехугольник. Трапеция.прямоугольник.

1

Четырехугольник. Трапеция.прямоугольник.

Работа с заданиями печатной тетради

Сравнение плоских фигур, многоугольников.

01.02

20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

1

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление моделей равносторонних многоугольников

08.02

21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Работа с заданиями печатной тетради

15.02

22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел.

1

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел.

Работа с заданиями печатной тетради.

Рассматривание и классификация объемных тел.

22.02

23

Многогранники. Грани.

1

Многогранники. Грани.

Работа с заданиями печатной тетради. Нахождение на объемных телах граней, ребер, вершин.

01.03

24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

1

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

Работа с заданиями печатной тетради

Нахождение на объемных телах граней, ребер, вершин.

15.03

25

Плоские фигуры и объемные тела.

IV четверть

1

Плоские фигуры и объемные тела.

Работа с заданиями печатной тетради

Классификация плоских и объемных фигур.

22.03

26

Повторение изученного материала.

1

Повторение изученного материала.

Работа с заданиями печатной тетради. Классификация плоских и объемных фигур.

05.04

27

Куб. Развертка куба.
Урок-проект.

1

Куб. Развертка куба.
Урок-проект.

Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление развертки куба.

12.04

28

Каркасная модель куба.

1

Каркасная модель куба.

Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление каркасной модели куба с помощью пластилина, спичек, проволоки.

19.04

29

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1

Знакомство со свойствами игрального кубика.

Работа с заданиями печатной тетради. Работа с игральными кубиками. Изготовление игрального кубика из картона и бумаги.

26.04

30

Куб. видимые невидимые грани.

1

Куб. видимые невидимые грани.

Работа с заданиями печатной тетради. Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий.

03.05

31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

1

Куб. Построение куба на нелинованной бумаге.

Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по построению куба на нелинованной бумаге.

10.05

32

Решение топологических задач.

1

Решение топологических задач.

Работа с заданиями печатной тетради

17.05

33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект.

1

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника.

Работа с заданиями печатной тетради

Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий.

17.05

34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

1

Геометрические тела.

Работа с заданиями печатной тетради

Урок – игра «В стране Геометрии»

24.05

Третий  год обучения – 34 часа

Наименование разделов, тем

Количество часов

Содержание деятельности

Дата

Корректировка программы

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5часов)

1-

2

Плоские и кривые поверхности.

2

Плоские и кривые поверхности.

Работа с заданиями печатной тетради

Игра «Классификация предметов»

05.09

12.09

3

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

1

Видимые и невидимые поверхности геометрических тел.

Работа с заданиями печатной тетради Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий.

19.09

4

Видимые и невидимые элементы многогранника.

1

Видимые и невидимые элементы многогранника.

Работа с заданиями печатной тетради

Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий.

26.09

5

Многогранник и его элементы.

1

Многогранник и его элементы.

Работа с заданиями печатной тетради Нахождение на объемных телах граней, ребер, вершин.

03.10

Пересечение фигур.(22 часа)

6-7

Пересечение геометрических фигур.

2

Пересечение геометрических фигур.

Работа с заданиями печатной тетради

10.10

17.10

8-11

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

4

Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника.

Работа с заданиями печатной тетради

24.10

07.11

14.11

21.11

12

Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

1

Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект.

Работа с заданиями печатной тетради

28.11

13

Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

1

Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект.

Работа с заданиями печатной тетради

Игра «Найди пересечение».

05.12

14-15

Чтение графической информации.

2

Чтение графической информации.

Работа с заданиями печатной тетради

12.12

19.12

16

Пересечение лучей. Урок-проект.

IIIчетверть

1

Пересечение лучей. Урок-проект.

Работа с заданиями печатной тетради

Игра «Найди пересечение».

26.12

17-18

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

2

Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы.

Работа с заданиями печатной тетради

Нахождение на объемных телах граней, ребер, вершин.

16.01

23.01

19-20

Чтение графической информации.

2

Чтение графической информации.

Работа с заданиями печатной тетради

31.01

06.02

21

Пересечение отрезков.

1

Пересечение отрезков.

Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по нахождению пересечения геометрических фигур на плоскости.

13.02

22

Пересечение углов.

1

Пересечение углов.

Работа с заданиями печатной тетради

 Игра «Найди пересечение».

20.02

23

Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

1

Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков.

Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по нахождению пересечения геометрических фигур на плоскости.

27.02

24

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

1

Деление многоугольника на части с помощью ломаной.

Работа с заданиями печатной тетради

Игра «Найди пересечение».

06.03

25-26

Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

2

Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости.

Работа с заданиями печатной тетради

Практическая работа по нахождению пересечения геометрических фигур на плоскости.

13.03

22.03

27

Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

1

Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

Работа с заданиями печатной тетради

Изготовление модели многоугольника

03.04

Шар. Сфера. Круг. Окружность. (7 часов)

28

Шар. Круг как сечение шара.

1

Шар. Круг как сечение шара.

Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление модели шара.

10.04

29

Окружность как граница круга.

1

Окружность как граница круга.

Работа с заданиями печатной тетради

Практическая работа по определению границы круга.

17.04

30

Взаимное расположение окружности и круга.

1

Взаимное расположение окружности и круга.

Работа с заданиями печатной тетради

24.04

31

Радиус окружности.

1

Радиус окружности.

Работа с заданиями печатной тетради. Нахождение радиуса окружности с помощью циркуля и линейки

08.05

32-33

Структура объекта.

2

Структура объекта.

Работа с заданиями печатной тетради

15.05

22.05

34

Построение окружностей по определённым условиям.

1

Построение окружностей по определённым условиям.

Работа с заданиями печатной тетради

22.05

Четвертый  год обучения – 34 часа

Наименование разделов, тем

Количество часов

Содержание деятельности

Дата

Корректировка программы

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (18 часов)

1

Цилиндр – тело вращения. 

1

Тела вращения. Цилиндр – тело вращения. 

Работа с заданиями печатной тетради.  Игры «Выбери цилиндр», лепка модели цилиндра.

2

Конус – тело вращения. 

1

Конус – тело вращения. 

Работа в парах по моделированию тел вращения, работа с заданиями печатной тетради

3

Шар – тело вращения. 

1

Шар – тело вращения. 

Сфера. Отличие от круга.

Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Назови предмет»

4

Усечённый конус. 

1

Сравнение тел вращения.

Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование  сказочного замка из геометрических тел вращения в группах.

5

Невидимые линии на изображении объемного тела. 

1

Невидимые линии на изображении объемного тела. 

Работа с заданиями печатной тетради в парах. Представление работы.

6

Рисунок плоской фигуры.

1

Соотнесение рисунка плоской фигуры с изображением тела вращения.

Работа с заданиями печатной тетради. Проект «Получение тела вращения из плоских фигур»

7

Плоские фигуры в разрезе цилиндра. 

1

Плоские фигуры в разрезе цилиндра. 

Чтение текста, обсуждение ситуаций.

Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление модели цилиндра.

8

Плоские фигуры в разрезе конуса.

1

Плоские фигуры в разрезе конуса. Чтение текста, обсуждение ситуаций.

Изготовление модели конуса. Работа с заданиями печатной тетради

9

Объемные тела.

1

Объемные тела.

Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Определи тело», «Разбей на группы»

10

Параллелепипед и пирамида.

1

Прямоугольный параллелепипед, призма  и пирамида. Многогранники.

Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Выбери предмет»

11

Развертки тел вращения.

1

Развертка куба.

Развертки тел вращения.

Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование разверток тел вращения.

12

Чтение графической информации.

2

Геометрические тела

(многогранники и тела вращения)

Работа с заданиями печатной тетради

13

Геометрические формы в окружающих предметах.

2

Геометрические тела

(многогранники и тела вращения)

Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Конус, цилиндр, шар»

14

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

1

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел.

Работа с заданиями печатной тетради

15

Объемные фигуры на плоскости.

2

Объемные фигуры на плоскости.

Работа с заданиями печатной тетради. Изображение объемных тел на рисунке и чертеже.

Пересечение фигур.(16 часов)

16

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

2

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

Работа с заданиями печатной тетради

17

Пересечение многоугольников.

2

Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение.

Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Расположи фигуры»

18

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

2

Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников.

Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Найди пересечение».

19

Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

2

Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел.

Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование ситуаций.

20

Изображение конуса и его сечения. 

2

Изображение конуса и его сечения. 

Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование ситуаций разных сечений.

21

Изображение цилиндра и его сечения. 

2

Изображение цилиндра и его сечения. 

Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование ситуаций разных сечений.

22

Понятие «сечение объемного геометрического тела».

2

Понятие «сечение объемного геометрического тела».

Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование сечений разных фигур.

23

Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

2

Изображение объемной геометрической фигуры, развертка.

Работа с заданиями печатной тетради. Проект «Развертка фигуры»

Средства контроля

Способами определения результативности программы являются:

  • контролирующие материалы (тестовые материалы) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания.
  • диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  • выставка проектных работ, творческих работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Создание условий и ресурсов для реализации программы, курса.

Учебно-методический ресурс:

Учебно-методические пособия для педагога:

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»
  2. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  3. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  4. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  5. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс».
  6. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 класса. Москва: «Линка – Пресс»
  7. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 2 класса. Москва: «Линка – Пресс»
  8. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 3 класса. Москва: «Линка – Пресс»
  9. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 4 класса. Москва: «Линка – Пресс»

Учебные пособия для обучающихся:

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»
  2. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  3. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  4. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».

Дополнительная литература:

  1. Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001.
  2. Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. –М., Вако, - 2004,
  3. Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4,– 2002.
  4. Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях.- СПб.,- 2000
  5. Соколова С.В. Оригами для дошкольников – СПб., 2003
  6. Фазлетдинова Н.  Геометрия вокруг нас// журнал « Начальная школа», №5,- 2001.
  7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002.

Материально-технический ресурс.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Наглядная геометрия» в частности.

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах окружающей среды человека.                                                                            

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:                                                                                                                      

1) объёмные  пособия – модели геометрических фигур.

2) набор конструктора «Геоконт» и ему подобные.

3) изобразительные наглядные пособия – таблицы.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Наглядная геометрия».

Наряду с принципом наглядности  в изучении курса «Наглядная геометрия» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Поэтому для работы на занятиях каждый учащийся дожжен иметь набор предметов, необходимых для работы с геометрическим материалом:

  • Простой карандаш
  • Линейка
  • Ластик
  • Треугольник
  • Ножницы
  • Цветные карандаши
  • Циркуль
  • Пластилин
  • Цветная бумага и картон
  • Счетные палочки

Для учителя тоже необходим полный набор оборудования: (демонстрационные таблицы, пособия, модели геометрических тел  и  чертёжные инструменты, ТСО):

  • Классная линейка.
  • Чертежный треугольник.
  • Циркуль.
  • Набор цветных моделей многоугольников.
  • Цветные мелки.
  • Набор моделей геометрических тел.
  • Набор палочек.
  • Пластилин.
  • Плакаты с изображением геометрических фигур.
  • Нитки и проволока для конструирования.
  • Набор моделей острых и тупых углов разного размера и цвета.
  • Раздаточный материал (плоские геометрические фигуры).
  • Модели циферблатов.
  • Циркуль, звукозаписи песен и сказок.
  • Плакат « Геометрические тела».
  • Серия диапозитивов « Геометрический материал».
  • Компьютер, интерактивная доска.
  • Классмейты ПК.

Список литературы

Учебно-методические пособия для педагога:

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»
  2. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  3. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  4. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  5. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс».
  6. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 класса. Москва: «Линка – Пресс»
  7. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 2 класса. Москва: «Линка – Пресс»
  8. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 3 класса. Москва: «Линка – Пресс»
  9. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 4 класса. Москва: «Линка – Пресс»

Учебные пособия для обучающихся:

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»
  2. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  3. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
  4. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».

Дополнительная литература:

  1. Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001.
  2. Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. –М., Вако, - 2004,
  3. Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4,– 2002.
  4. Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях.- СПб.,- 2000
  5. Соколова С.В. Оригами для дошкольников – СПб., 2003
  6. Фазлетдинова Н.  Геометрия вокруг нас// журнал « Начальная школа», №5,- 2001.
  7. Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс

В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...

Элективный курс "Мир геометрии" для дополнительного образования

Элективный курс для обучающихся 2 класса для дополнительного образования....

Урок геометрии в 8 классе "Свойства параллелограмма"

Урок геометрии в 8 классе по теме «Параллелограмм. Свойства параллелограмма» является уроком изучения нового материала. Урок идет в сопровождении презентации, содержащей анимированные доказательства с...

Элективный курс по геометрии «Увлекательная геометрия в школе I ступени»

Данная программа элективного курса рассчитана на 43 часа и предназначена для учащихся 2 - 4-х классов. Программа реализуется за счёт часов, отведённых для внеурочной деятельности по ФГОС второго...

Интегрированное занятие. 1 класс. Геометрия вокруг нас. (Мир геометрии + масленица)

В материале представлен план к интегрированному занятию "Геометрия вокруг нас" (Мир геометрии + масленица), 1 класс. Урок разработан в игровой форме...

Конспект урока + презентация по геометрии на тему "Путешествие в страну Геометрию"

Конспект урока + презентация по геометрии на тему Путешествие в страну геометрию....