Программа "Наглядная геометрия"
календарно-тематическое планирование
Программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnaya_geometriya.docx | 89.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
«Наглядная геометрия»
Ступень обучения (класс): начальное общее образование (1- 4 классы)
Направление: интеллектуальное
Число реализуемых часов в неделю: 1 ч.
Число реализуемых часов в год: в 1 классе – 33 ч., во 2-4 классах - 34 ч.
Количество часов за 1- 4 класс: 135 ч.
Программа разработана наоснове тетрадей на печатной основе «Наглядная геометрия» для 1- 4 классов автора – профессора, доктора пед.наукН.Б.Истоминой – М.: Издательство «Линка- Пресс», 2015.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы начального общего образования.
Примерная программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия», разработанная на основе учебных пособий – тетрадей «Наглядная геометрия» для учащихся 1-4 классов авторов - Истоминой Н.Б., Редько З.Б, а также методических рекомендаций к тетрадям.
Актуальность.В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у обучающегося способности к саморазвитию, общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). Во главу угла при обучении математике ставится:
а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника. Школьный курс геометрии всегда был и остаётся одной из проблемных «точек» методики преподавания математики. Развитие логики и интуиции делают эту дисциплину уникальной и необходимой для изучения.
При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:
- данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);
- логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);
- богатейшим опытом начального обучения геометрии, отражённым в методической литературе;
- результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;
- рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.
Перспективность.Решая задачу развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.
Приоритетной целью дополнительной образовательной программы «Наглядная геометрия» является воспитание личности с нестандартным мышлениеми развитие пространственного мышления обучающихся как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к начальному курсу геометрии,
- дать начальные геометрические представления,
- усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей,
- сформировать начальные элементы конструкторского мышления.расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве;
- познакомить с геометрическими телами и их развертками,
- сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.
- формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
- проводить простейшие построения, способы измерения;
- воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.
В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
- Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
- Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
- Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
- Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
- Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Описание места программы курса «Наглядная геометрия» в учебном плане
Преподавание курса « Наглядная геометрия» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.
Курс « Наглядная геометрия»» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. 1 класс -33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-12 лет. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся разных классов.
Структура программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Геометрическую пропедевтику в начальных классах целесообразно осуществлять в курсе «Наглядная геометрия», так как только в этом случае возможно организовать целенаправленную и систематическую деятельность учащихся, направленную на развитие пространственного мышления и на формирование представлений о геометрических фигурах.
Достижение поставленной цели при изучении курса «Наглядная геометрия» обеспечивается комплексным использованием принципов организации деятельности учащихся (приоритета самостоятельной деятельности учащихся; приоритета практической деятельности учащихся; включения в деятельность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения; установления соответствия между формой окружающих предметов, геометрическими моделями и их графическими изображениями; продуктивного повторения; вариативности учебных заданий) в процессе выполнения учебных геометрических заданий.
Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно - образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
Эффективными методическими приемами для развития пространственного мышления и формирования у учащихся представлений о геометрических фигурах являются: приемы сравнения (форм реальных объектов; форм геометрических фигур реальных объектов; предметных моделей геометрических фигур (выделение их сходства и различия); графических изображений геометрических фигур, предметных моделей и их изображений); приемы выбора (реальных объектов заданной формы; геометрической фигуры на основе представления и практической деятельности; развертки геометрического тела на основе соотнесения с предметной моделью или ее изображением); приемы конструирования (разных геометрических фигур при определенных условиях; предметных моделей по их изображению; реальной ситуации по ее изображению; геометрических фигур по представлению; приемы преобразования: (переход от развертки к геометрической фигуре (предметные модели); переход от изображения объемной фигуры к изображению ее развертки; поворот или вращение геометрических фигур на уровне практических действий).
Основные формы деятельности, приемы и методына занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, сочетание индивидуальной конструкторской деятельности, работы в парах, групповое и коллективное конструирование, работа в тетради на печатной основе.
Для каждого класса изданы тетради на печатной основе «Наглядная геометрия» для деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий (а для учителя к каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся). Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).
Планируемые формы занятий: индивидуальные, фронтальные, коллективные; познавательные игры (ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра), КВН, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, викторины, познавательные беседы, интеллектуальные марафоны и т. д.
Занятия данного курса принципиально отличаются от обычных уроков, как по форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Эти занятия способствуют развитию у детей речи, абстрактного и логического мышления, произвольного внимания, побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу. Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов, задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.
Сроки реализации данной программы – 4 года.
Режим занятий -1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 7-8 лет – 30 минут, 9 –12лет – 40 минут.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»
Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
- формирование внутренней позиции школьника;
- адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметными результатами освоения данного курса будет:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметными результатами освоения данного курса будет:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления.пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
- приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
- вычислять периметр геометрических фигур;
- выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;
Первый уровень результатов (1-2 год обучения):
Прогнозируемые результаты первого года обучения:
Учащиеся должны иметь представление:
- о линиях - прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке;
- о замкнутых и незамкнутых линиях;
- о взаимном расположении линий и точек на плоскости
- об угле и его видах - прямом, остром и тупом - и о соотношении между ними;
- о многоугольниках и их классификации по числу углов;
- о разнице между плоскостными и объемными предметами;
- об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде.
Знать:
- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, замкнутая, незамкнутая, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы, многоугольники и обозначать их при помощи букв латинского алфавита;
- строить отрезки, равные данным, а также сумму и разность данных отрезков при помощи циркуля и чертежной линейки;
- находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры.
Прогнозируемые результаты второго года обучения:
Обучающиеся должны уметь:
- уметь различать различные треугольники;
- уметь пользоваться транспортиром, находить величину угла;
- уметь анализировать геометрическую фигуру, строить фигуры с помощью полного набора чертёжных инструментов;
- моделировать из бумаги.
Обучающиеся должны:
а) иметь представление:
- о геометрических фигурах: линиях (прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке); углах (прямом, остром, тупом); многоугольниках и их классификации по числу углов;
- о разнице между плоскостными и объёмными фигурами и об объёмных телах
б) знать:
- термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал;
в) уметь:
- чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;
- обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами;
- находить в окружающей среде знакомые плоскостные и пространственные фигуры.
Второй уровень результатов (3 год обучения):
Прогнозируемые результаты третьего года обучения:
По окончании дети должны знать и уметь:
- уметь работать со схемами и лабиринтам;
- уметь строить окружность по известному радиусу и диаметру;
- уметь строить параллельные прямые;
- знать свойства прямоугольника и ромба, у которых противоположные стороны параллельны;
- находить периметр геометрической фигуры;
- моделировать из бумаги;
- иметь представление о разных видах углов;
- вычерчивать геометрические фигуры при помощи чертёжных инструментов;
- строить диагонали геометрической фигуры;
- уметь работать с циркулем, делить окружность на равные части, выполнять узор из окружностей;
- составлять топологический план местности;
- знать, что такое площадь фигуры, уметь сравнивать площади.
Третий уровень результатов (4 год обучения):
Прогнозируемые результаты четвертого года обучения:
По окончании дети должны знать и уметь:
- конструировать по образцу и по собственному замыслу;
- иметь представление о различных видах призм и пирамид;
- измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
- измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
- иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
- конструировать различные виды призм и пирамид;
- решать задачи логического характера;
- иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
- конструировать симметричные фигуры;
- иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
- конструировать фигуры с центром симметрии;
- уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
- уметь работать по схемам различной сложности.
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать плоские и кривые поверхности;
- распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед,пирамиду, цилиндр, конус.
Содержание курса «Наглядная геометрия»
1 класс
Название тем | Часы |
Глава 1. Взаимное расположение предметов Уточняются представления детей о пространственных отношениях: «справа слева,», «перед за», «между», «над под» и т.д. | 12 |
Глава 2. Целое и части Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей. | 7 |
Глава 3. Поверхности, линии, точки У школьников формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. | 14 |
Всего: | 33 |
2 класс
Название тем | Часы |
Глава 1. Поверхности. Линии. Точки. Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. | 6 |
Глава 2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур. | 24 |
Глава 3. Повторение ранее изученного | 4 |
Всего: | 34 |
3 класс
Название тем | Часы |
Глава 1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. | 4 |
Глава 2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. | 15 |
Глава 3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Вводятся представления о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости. | 15 |
Всего: | 34 |
4 класс
Название тем | Часы |
Глава 1. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются представления о круге как сечении шара, об окружности как границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости. | 4 |
Глава 2. Цилиндр. Конус. Шар Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся предметами. Школьники знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по совершенствованию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. | 15 |
Глава 3. Пересечение фигур. Обобщаются представления школьников о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости. | 15 |
Всего: | 34 |
Тематическое планирование
1 класс
№ | Раздел/Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Взаимное расположение предметов | 15часов | 5 | 10 |
2 | Целое и части | 6часов | 2 | 4 |
3 | Поверхности. Линии. Точки. | 12 часов | 5 | 7 |
2 класс
№ | Раздел/Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Поверхности. Линии. Точки.(4 часа) | 15часов | 5 | 10 |
2 | Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов) | 6часов | 2 | 4 |
3 | Поверхности. Линии. Точки. | 12 часов | 5 | 7 |
3 класс
№ | Раздел/Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Кривые и плоские поверхности. | 5часов | 2 | 3 |
2 | Пересечение фигур. | 22 часа | 7 | 15 |
3 | Шар. Сфера. Круг. Окружность. | 7 часов | 3 | 4 |
4 класс
№ | Раздел/Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. | 18часов | 6 | 12 |
2 | Пересечение фигур. | 16 часов | 6 | 10 |
Календарно-тематический план программы «Наглядная геометрия»
Первый год обучения – 33 часа
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание деятельности | Дата | Корректировка программы | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
Взаимное расположение предметов ( 15 часов) | ||||||
1 | Уточнить представления о | 2 | Беседа. Взаимное расположение предметов. Пространственные отношения. | Работа с заданиями печатной тетради, раскрашивание узоров по определенной закономерности. | 07.09 14.09 02.09 09.09 | |
2 | Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта. | 1 | Беседа. Взаимное расположение предметов. Пространственные отношения. | Игра «Сядь справа», работа с заданиями печатной тетради | 21.09 16.09 | |
3 | Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта. | 2 | Рассказ учителя. Ориентирование на листе, на рисунке | Работа с заданиями печатной тетради | 28.09 05.10 23.09 30.09 | |
4 | Отношения «слева — справа», «за - перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур. | 4 | Отношения «слева — справа», «за - перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур. | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по ориентации в пространстве | 12.10 12.10 19.10 26.10 07.10 14.10 21.10 28.10 | |
5 | Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек. | 2 | Беседа. Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек. | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 09.11 16.11 11.11 18.11 | |
6 | Отношения«слева – справа», «на»,под», «между». Квадрат, треугольник, круг. | 2 | Беседа. Отношения«слева – справа», «на»,под», «между». Квадрат, треугольник, круг. | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по ориентации в пространстве | 23.11 30.11 25.11 02.12 | |
7 | Ориентироваться на | 2 | Ориентироваться на | Работа с заданиями печатной тетради | 07.12 14.12 09.12 16.12 | |
Целое и части | ||||||
8 | Форма, размер. Конструирование | 1 | Беседа. Форма, размер фигур. | Работа с заданиями печатной тетради .Конструирование Игра «Танграм» | 21.12 23.12 | |
9 | Конструирование геометрических фигур. | 1 | Беседа. Конструирование геометрических фигур. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Танграм» | 28.12 13.01 | |
10 | Конструирование треугольников. | 1 | Конструирование треугольников. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «От какого коврика заплатка» | 18.01 20.01 | |
11 | Конструирование прямоугольника из данных фигур. | 2 | Объяснение учителя. Конструирование прямоугольника из данных фигур. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Танграм» | 25.01 01.02 27.01 | |
12 | Конструирование и составление фигур. | 1 | Беседа. Конструирование и составление фигур. | Работа с заданиями печатной тетради Проект «Игры с фигурами» | 08.02 03.02 | |
Поверхности. Линии. Точки. | ||||||
13 | Плоская и кривая поверхность. | 1 | Рассказ учителя. Плоская и кривая поверхность. | Работа с заданиями печатной тетради. | 22.02 10.02 | |
14 | Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах. | 1 | Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах. | Работа с заданиями печатной тетради | 01.03 24.02 | |
15 | Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная | 2 | Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная | Работа с заданиями печатной тетради Рассматривание положения линий в пространстве и на плоскости. | 15.03 22.03 03.03 10.03 | |
16 | Невидимые линии на рисунке. | 2 | Рассказ учителя. Невидимые линии на рисунке. | Работа с заданиями печатной тетради Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий. | 05.04 12.04 17.03 24.03 | |
17 | Понятия «область», «граница области». | 2 | Понятия «область», «граница области». | Работа с заданиями печатной тетради | 19.04 26.04 07.04 14.04 | |
18 | Соседние и несоседние области. Составление | 1 | Соседние и несоседние области. Составление | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по составлению фигур из спичек, палочек и т.п. | 03.05 21.04 | |
19 | Деление области с помощью линий. Область с «дыркой». | 2 | Деление области с помощью линий. Область с «дыркой». | Работа с заданиями печатной тетради | 10.05 17.05 28.04 05.05 | |
20 | Повторение за курс 1 класса | 1 | Повторение за курс 1 класса | Работа с заданиями печатной тетради | 24.05 12.05 19.05 |
Второй год обучения – 34 часа
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание деятельности | Дата | Корректировка программы | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
Поверхности. Линии. Точки.(4 часа) | ||||||
1 | Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. | 1 | Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Найди лишний рисунок» | 07.09 | |
2 | Замкнутые и незамкнутые кривые линии | 1 | Замкнутые и незамкнутые кривые линии | Работа с заданиями печатной тетради | 14.09 | |
3 | Ломаная линия. Длина ломаной. | 1 | Ломаная линия. Длина ломаной. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Ловушка» | 21.09 | |
4 | Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. | 1 | Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч. | Работа с заданиями печатной тетради | 28.09 | |
Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов) | ||||||
5 | Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. | 1 | Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов. | Работа с заданиями печатной тетради. Сравнение углов с помощью моделей плоских углов. | 05.10 | |
6 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | 1 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | Работа с заданиями печатной тетради Изготовление модели прямого угла | 12.10 | |
7 | Острый, прямой и тупой углы. | 1 | Острый, прямой и тупой углы. | Работа с заданиями печатной тетради. | 19.10 | |
8 | Острый угол. Имя острого угла. II четверть | 1 | Острый угол. Имя острого угла. | Работа с заданиями печатной тетради Изготовление моделей острого и тупого углов. | 26.10 | |
9 | Тупой угол. Имя тупого угла | 1 | Тупой угол. Имя тупого угла | Работа с заданиями печатной тетради | 09.11 | |
10 | Построение луча из вершины угла. | 1 | Построение луча из вершины угла. | Работа с заданиями печатной тетради | 16.11 | |
11 | Построение прямого и острого углов через две точки. | 1 | Построение прямого и острого углов через две точки. | Работа с заданиями печатной тетради | 23.11 | |
12 | Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. | 1 | Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами. | Работа с заданиями печатной тетради. Построение с помощью угольника прямых углов. | 30.11 | |
13 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | Измерение углов. Транспортир. | Работа с заданиями печатной тетради. Работа с транспортиром. Измерение углов (первоначальные сведения) | 07.12 | |
14 | Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. | 1 | Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников. | Работа с заданиями печатной тетради Работа с плоскими фигурами | 14.12 | |
15 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | Работа с заданиями печатной тетради Построение разных треугольников. Работа со стихотворением «Треугольник» | 21.12 | |
16 | Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы». III четверть | 1 | Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.» | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по теме: «Лучи. Линии. Углы.» | 28.12 | |
17 | Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект. | 1 | Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект. | Работа с заданиями печатной тетради | 18.01 | |
18 | Периметр многоугольника. | 1 | Периметр многоугольника. | Работа с заданиями печатной тетради Выведение формулы нахождения периметра многоугольника. | 25.01 | |
19 | Четырехугольник. Трапеция.прямоугольник. | 1 | Четырехугольник. Трапеция.прямоугольник. | Работа с заданиями печатной тетради Сравнение плоских фигур, многоугольников. | 01.02 | |
20 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. | 1 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат. | Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление моделей равносторонних многоугольников | 08.02 | |
21 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | Взаимное расположение предметов в пространстве. | Работа с заданиями печатной тетради | 15.02 | |
22 | Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. | 1 | Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. | Работа с заданиями печатной тетради. Рассматривание и классификация объемных тел. | 22.02 | |
23 | Многогранники. Грани. | 1 | Многогранники. Грани. | Работа с заданиями печатной тетради. Нахождение на объемных телах граней, ребер, вершин. | 01.03 | |
24 | Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра. | 1 | Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра. | Работа с заданиями печатной тетради Нахождение на объемных телах граней, ребер, вершин. | 15.03 | |
25 | Плоские фигуры и объемные тела. IV четверть | 1 | Плоские фигуры и объемные тела. | Работа с заданиями печатной тетради Классификация плоских и объемных фигур. | 22.03 | |
26 | Повторение изученного материала. | 1 | Повторение изученного материала. | Работа с заданиями печатной тетради. Классификация плоских и объемных фигур. | 05.04 | |
27 | Куб. Развертка куба. | 1 | Куб. Развертка куба. | Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление развертки куба. | 12.04 | |
28 | Каркасная модель куба. | 1 | Каркасная модель куба. | Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление каркасной модели куба с помощью пластилина, спичек, проволоки. | 19.04 | |
29 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | 1 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | Работа с заданиями печатной тетради. Работа с игральными кубиками. Изготовление игрального кубика из картона и бумаги. | 26.04 | |
30 | Куб. видимые невидимые грани. | 1 | Куб. видимые невидимые грани. | Работа с заданиями печатной тетради. Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий. | 03.05 | |
31 | Куб. построение куба на нелинованной бумаге. | 1 | Куб. Построение куба на нелинованной бумаге. | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по построению куба на нелинованной бумаге. | 10.05 | |
32 | Решение топологических задач. | 1 | Решение топологических задач. | Работа с заданиями печатной тетради | 17.05 | |
33 | Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект. | 1 | Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. | Работа с заданиями печатной тетради Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий. | 17.05 | |
34 | Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела». | 1 | Геометрические тела. | Работа с заданиями печатной тетради Урок – игра «В стране Геометрии» | 24.05 |
Третий год обучения – 34 часа
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание деятельности | Дата | Корректировка программы | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
Раздел 1. Кривые и плоские поверхности. (5часов) | ||||||
1- 2 | Плоские и кривые поверхности. | 2 | Плоские и кривые поверхности. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Классификация предметов» | 05.09 12.09 | |
3 | Видимые и невидимые поверхности геометрических тел. | 1 | Видимые и невидимые поверхности геометрических тел. | Работа с заданиями печатной тетради Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий. | 19.09 | |
4 | Видимые и невидимые элементы многогранника. | 1 | Видимые и невидимые элементы многогранника. | Работа с заданиями печатной тетради Определение на рисунках и чертежах видимых и невидимых линий. | 26.09 | |
5 | Многогранник и его элементы. | 1 | Многогранник и его элементы. | Работа с заданиями печатной тетради Нахождение на объемных телах граней, ребер, вершин. | 03.10 | |
Пересечение фигур.(22 часа) | ||||||
6-7 | Пересечение геометрических фигур. | 2 | Пересечение геометрических фигур. | Работа с заданиями печатной тетради | 10.10 17.10 | |
8-11 | Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника. | 4 | Чтение графической информации, определение плоской фигуры, являющейся пересечением граней многогранника. | Работа с заданиями печатной тетради | 24.10 07.11 14.11 21.11 | |
12 | Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект. | 1 | Плоская фигура как пересечение многогранников. Урок-проект. | Работа с заданиями печатной тетради | 28.11 | |
13 | Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект. | 1 | Случаи пересечения прямой и куба. Урок-проект. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Найди пересечение». | 05.12 | |
14-15 | Чтение графической информации. | 2 | Чтение графической информации. | Работа с заданиями печатной тетради | 12.12 19.12 | |
16 | Пересечение лучей. Урок-проект. IIIчетверть | 1 | Пересечение лучей. Урок-проект. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Найди пересечение». | 26.12 | |
17-18 | Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы. | 2 | Пересечение геометрических фигур, многогранник и его элементы. | Работа с заданиями печатной тетради Нахождение на объемных телах граней, ребер, вершин. | 16.01 23.01 | |
19-20 | Чтение графической информации. | 2 | Чтение графической информации. | Работа с заданиями печатной тетради | 31.01 06.02 | |
21 | Пересечение отрезков. | 1 | Пересечение отрезков. | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по нахождению пересечения геометрических фигур на плоскости. | 13.02 | |
22 | Пересечение углов. | 1 | Пересечение углов. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Найди пересечение». | 20.02 | |
23 | Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков. | 1 | Деление многоугольника на треугольники с помощью отрезков. | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по нахождению пересечения геометрических фигур на плоскости. | 27.02 | |
24 | Деление многоугольника на части с помощью ломаной. | 1 | Деление многоугольника на части с помощью ломаной. | Работа с заданиями печатной тетради Игра «Найди пересечение». | 06.03 | |
25-26 | Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости. | 2 | Чтение графической информации и нахождение пересечения геометрических фигур на плоскости. | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по нахождению пересечения геометрических фигур на плоскости. | 13.03 22.03 | |
27 | Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | 1 | Составление из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | Работа с заданиями печатной тетради Изготовление модели многоугольника | 03.04 | |
Шар. Сфера. Круг. Окружность. (7 часов) | ||||||
28 | Шар. Круг как сечение шара. | 1 | Шар. Круг как сечение шара. | Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление модели шара. | 10.04 | |
29 | Окружность как граница круга. | 1 | Окружность как граница круга. | Работа с заданиями печатной тетради Практическая работа по определению границы круга. | 17.04 | |
30 | Взаимное расположение окружности и круга. | 1 | Взаимное расположение окружности и круга. | Работа с заданиями печатной тетради | 24.04 | |
31 | Радиус окружности. | 1 | Радиус окружности. | Работа с заданиями печатной тетради. Нахождение радиуса окружности с помощью циркуля и линейки | 08.05 | |
32-33 | Структура объекта. | 2 | Структура объекта. | Работа с заданиями печатной тетради | 15.05 22.05 | |
34 | Построение окружностей по определённым условиям. | 1 | Построение окружностей по определённым условиям. | Работа с заданиями печатной тетради | 22.05 |
Четвертый год обучения – 34 часа
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание деятельности | Дата | Корректировка программы | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | |||||
Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (18 часов) | ||||||
1 | Цилиндр – тело вращения. | 1 | Тела вращения. Цилиндр – тело вращения. | Работа с заданиями печатной тетради. Игры «Выбери цилиндр», лепка модели цилиндра. | ||
2 | Конус – тело вращения. | 1 | Конус – тело вращения. | Работа в парах по моделированию тел вращения, работа с заданиями печатной тетради | ||
3 | Шар – тело вращения. | 1 | Шар – тело вращения. Сфера. Отличие от круга. | Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Назови предмет» | ||
4 | Усечённый конус. | 1 | Сравнение тел вращения. | Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование сказочного замка из геометрических тел вращения в группах. | ||
5 | Невидимые линии на изображении объемного тела. | 1 | Невидимые линии на изображении объемного тела. | Работа с заданиями печатной тетради в парах. Представление работы. | ||
6 | Рисунок плоской фигуры. | 1 | Соотнесение рисунка плоской фигуры с изображением тела вращения. | Работа с заданиями печатной тетради. Проект «Получение тела вращения из плоских фигур» | ||
7 | Плоские фигуры в разрезе цилиндра. | 1 | Плоские фигуры в разрезе цилиндра. Чтение текста, обсуждение ситуаций. | Работа с заданиями печатной тетради. Изготовление модели цилиндра. | ||
8 | Плоские фигуры в разрезе конуса. | 1 | Плоские фигуры в разрезе конуса. Чтение текста, обсуждение ситуаций. | Изготовление модели конуса. Работа с заданиями печатной тетради | ||
9 | Объемные тела. | 1 | Объемные тела. | Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Определи тело», «Разбей на группы» | ||
10 | Параллелепипед и пирамида. | 1 | Прямоугольный параллелепипед, призма и пирамида. Многогранники. | Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Выбери предмет» | ||
11 | Развертки тел вращения. | 1 | Развертка куба. Развертки тел вращения. | Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование разверток тел вращения. | ||
12 | Чтение графической информации. | 2 | Геометрические тела (многогранники и тела вращения) | Работа с заданиями печатной тетради | ||
13 | Геометрические формы в окружающих предметах. | 2 | Геометрические тела (многогранники и тела вращения) | Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Конус, цилиндр, шар» | ||
14 | Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел. | 1 | Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел. | Работа с заданиями печатной тетради | ||
15 | Объемные фигуры на плоскости. | 2 | Объемные фигуры на плоскости. | Работа с заданиями печатной тетради. Изображение объемных тел на рисунке и чертеже. | ||
Пересечение фигур.(16 часов) | ||||||
16 | Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение. | 2 | Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение. | Работа с заданиями печатной тетради | ||
17 | Пересечение многоугольников. | 2 | Плоские и объемные геометрические фигуры, их пересечение. | Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Расположи фигуры» | ||
18 | Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников. | 2 | Плоская фигура, являющаяся пересечением многогранников. | Работа с заданиями печатной тетради. Игра «Найди пересечение». | ||
19 | Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел. | 2 | Плоская фигура, являющаяся пересечением объемных геометрических тел. | Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование ситуаций. | ||
20 | Изображение конуса и его сечения. | 2 | Изображение конуса и его сечения. | Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование ситуаций разных сечений. | ||
21 | Изображение цилиндра и его сечения. | 2 | Изображение цилиндра и его сечения. | Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование ситуаций разных сечений. | ||
22 | Понятие «сечение объемного геометрического тела». | 2 | Понятие «сечение объемного геометрического тела». | Работа с заданиями печатной тетради. Моделирование сечений разных фигур. | ||
23 | Изображение объемной геометрической фигуры, развертка. | 2 | Изображение объемной геометрической фигуры, развертка. | Работа с заданиями печатной тетради. Проект «Развертка фигуры» |
Средства контроля
Способами определения результативности программы являются:
- контролирующие материалы (тестовые материалы) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания.
- диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
- выставка проектных работ, творческих работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.
Создание условий и ресурсов для реализации программы, курса.
Учебно-методический ресурс:
Учебно-методические пособия для педагога:
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 класса. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 2 класса. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 3 класса. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 4 класса. Москва: «Линка – Пресс»
Учебные пособия для обучающихся:
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
Дополнительная литература:
- Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001.
- Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. –М., Вако, - 2004,
- Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4,– 2002.
- Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях.- СПб.,- 2000
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников – СПб., 2003
- Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас// журнал « Начальная школа», №5,- 2001.
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002.
Материально-технический ресурс.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Наглядная геометрия» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах окружающей среды человека.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) объёмные пособия – модели геометрических фигур.
2) набор конструктора «Геоконт» и ему подобные.
3) изобразительные наглядные пособия – таблицы.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Наглядная геометрия».
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Наглядная геометрия» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала. Поэтому для работы на занятиях каждый учащийся дожжен иметь набор предметов, необходимых для работы с геометрическим материалом:
- Простой карандаш
- Линейка
- Ластик
- Треугольник
- Ножницы
- Цветные карандаши
- Циркуль
- Пластилин
- Цветная бумага и картон
- Счетные палочки
Для учителя тоже необходим полный набор оборудования: (демонстрационные таблицы, пособия, модели геометрических тел и чертёжные инструменты, ТСО):
- Классная линейка.
- Чертежный треугольник.
- Циркуль.
- Набор цветных моделей многоугольников.
- Цветные мелки.
- Набор моделей геометрических тел.
- Набор палочек.
- Пластилин.
- Плакаты с изображением геометрических фигур.
- Нитки и проволока для конструирования.
- Набор моделей острых и тупых углов разного размера и цвета.
- Раздаточный материал (плоские геометрические фигуры).
- Модели циферблатов.
- Циркуль, звукозаписи песен и сказок.
- Плакат « Геометрические тела».
- Серия диапозитивов « Геометрический материал».
- Компьютер, интерактивная доска.
- Классмейты ПК.
Список литературы
Учебно-методические пособия для педагога:
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 класса. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 2 класса. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 3 класса. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 4 класса. Москва: «Линка – Пресс»
Учебные пособия для обучающихся:
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс»
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
- Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс».
Дополнительная литература:
- Глотова Э.А. Угловой градус// журнал « Начальная школа», №11,- 2001.
- Жильцова Т.В, Обухова Л.А. Наглядная геометрия к программам Моро М.И., Петерсона Л.Г., Истоминой Н.Б., Александровой Э.И. –М., Вако, - 2004,
- Краснова О.В. Первые шаги в геометрии// журнал « Начальная школа», №4,– 2002.
- Подходова Н.С. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях.- СПб.,- 2000
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников – СПб., 2003
- Фазлетдинова Н. Геометрия вокруг нас// журнал « Начальная школа», №5,- 2001.
- Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах.- М.: Школьная Пресса, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс
В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...
Элективный курс "Мир геометрии" для дополнительного образования
Элективный курс для обучающихся 2 класса для дополнительного образования....
Урок геометрии в 8 классе "Свойства параллелограмма"
Урок геометрии в 8 классе по теме «Параллелограмм. Свойства параллелограмма» является уроком изучения нового материала. Урок идет в сопровождении презентации, содержащей анимированные доказательства с...
Элективный курс по геометрии «Увлекательная геометрия в школе I ступени»
Данная программа элективного курса рассчитана на 43 часа и предназначена для учащихся 2 - 4-х классов. Программа реализуется за счёт часов, отведённых для внеурочной деятельности по ФГОС второго...
Интегрированное занятие. 1 класс. Геометрия вокруг нас. (Мир геометрии + масленица)
В материале представлен план к интегрированному занятию "Геометрия вокруг нас" (Мир геометрии + масленица), 1 класс. Урок разработан в игровой форме...
Методическая разработка внеклассного занятия в рамках по общеразвивающей программе Н.Б. Истоминой «Наглядная геометрия» для учащихся 2 класса Тема: «Путешествие в страну Геометрия» (обобщающее занятие по разделу «Геометрические фигуры»)
Познакомить учащихся с разными способами мышления во внеурочной деятельности по программе « Наглядная геометрия»....
Конспект урока + презентация по геометрии на тему "Путешествие в страну Геометрию"
Конспект урока + презентация по геометрии на тему Путешествие в страну геометрию....