Используемые технологии на этапе ознакомления с новым материалом на уроке
статья (4 класс)
Отличительными чертами педагогической технологии являются:
универсальность, то есть независимость от информационного наполнения или содержания учебного «предмета»;
воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы;
тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов;
управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур;
системность в выборе компонентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzuemye_tehnologii.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Используемые технологии на этапе ознакомления с новым материалом на уроке
Как вызвать познавательную активную деятельность у учащихся?
Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его
Эти «вечные» вопросы приходится решать каждый раз при подготовке урока.
Непосредственная же подготовка к восприятию нового может во время проверки домашнего задания.
Одним из главных элементов занятий разных видов является объяснение нового материала, который включает вопросы, предусмотренные учебными программами по данной дисциплине.
Совершенствование методики работы преподавателя на этой стадии формирует у обучаемых умение пользоваться приобретенными знаниями для изучения более сложных вопросов данной дисциплины.
При изучении нового материала должны формироваться базовые и профессиональные знания, а также вырабатываться умения будущего специалиста.
Объяснение нового материала.
Основная цель:
1. Изучение оптимального объема материала.
2. Формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике.
Требования при объяснении нового материала (методические принципы):
1. Научность
2. Доступность
3. Последовательность
4. Рациональное использование времени
5. Проблемность
6. Практическая направленность
7. Наглядность
8. Разнообразие приемов и методов
9. Культура речи педагога
10. Связь с жизнью
11. Активная работа: «обратная связь»
.
Объяснение нового должно завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.
Выбор метода объяснения нового материала – ключ к оптимизации учебного труда учителя и учащихся. Выбор метода основывается на цели обучения, на уровне возможностей учащихся, на их познавательном интересе, на наличии материальных средств обучения – в частности, учебников, ТСО, компьютеров. Выбор метода в идеале обуславливается также индивидуальными способностями, одаренностью учащихся.
При объяснении нового материала применяют различные методы и приёмы.
Проблемный метод – такая учебно-воспитательная система, в которой постоянно создаются проблемные ситуации. Перед учащимися ставятся проблемные вопросы, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и у них формируются творческие способности.
Исследовательско-методическое обучение и метод проектов
Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи
Групповой метод при объяснении нового материала.
Объяснение нового материала можно проводить в виде заседания экспертной групп, которые создают ребята по желанию.
Экспертам даётся определённое задание, в ходе выполнения задания
эксперты должны проанализировать, ответить на вопросы и приготовить сообщение о том, какие задания они повторили, что узнали нового, что интересного было в их задании.
Контроль: учитель подводит итог, заслушивая сообщения, вовлекая детей в коллективную деятельность.
Цель: создать условия для самостоятельного изучения учащимися нового
программного материала и обсуждения на уроке результатов их дея-
тельности.
1. Составить список вопросов по изучаемой теме, в который
включены и вопросы, изучаемые ранее, помогающие разобраться в новой теме.
2. Класс разбивается нна несколько групп(по желанию учащихся, но координатора выбирает учитель). Две группы с более высокими и средними учебными возможностями должны, работая вместе с учебниками, на доске приготовить другой группе те вопросы, которые они считают основными,(но при условии, что каждый член группы должен знать ответ, пусть даже используя учебник ).
3. Затем защищается каждая группа так: отвечает на предложенные товарищами вопросы. В это время две остальные группы дополняют, слушая, работают над предложенными им учителем вопросами, ищут ответы в учебнике, объясняют друг другу, чья группа готова отвечать учителю. В конце урока учитель, работая со всем классом, подводит итог по основным вопросам изучаемой темы.
Даётся домашнее задание, с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Каждой группе учитель предлагает свой список вопросов. Дома каждый сам письменно в тетради должен на них ответить, работая с учебником. Затем на уроке каждый (может группа) отвечает на свои вопросы и таким образом классу предложена новая тема.
сознаваемой задачи
Приемы мотивации и целеполагания
Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
• Дерево предсказаний
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов
Приемы работы с текстом
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради
Приемы организации рефлексии
Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Синквейн
• Телеграмма
Графические формы рефлексии:
• Образ темы
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).
Приемы работы с текстом
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради
Приемы организации рефлексии
Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Синквейн
• Телеграмма
Графические формы рефлексии:
• Образ темы
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).
Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры ролевых игр, используемых на раннем этапе обучения
Из опыта работы по овладению англоязычным общением в процессе общеобразовательного обучения в условиях средней школы через внедрение и эффективное использование новых педагогических технологий для раз...
Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3, 36 : 2
Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3, 36 : 2...
Урок русского языка "Правописание тся и ться в глаголах", 4 класс. Урок ознакомления с новым материалом. УМК "Начальная школа XXI века"
Ученики получат возможность сформировать новые знания о правописании глаголов, группировать слова по заданному основанию, преобразовывать транскрипцию в буквенную запись....
Применение игровых технологий на этапе закрепления новых знаний (презентация)
презентация к статье...
Критерий 4.2 Перечень используемых педагогическим работником в образовательном процессе новых образовательных технологий (медиа и электронные образовательные ресурсы и др.)
Перечень используемых педагогическим работником в образовательном процессе новых образовательных технологий...