проект "Мой прадедушка"
план-конспект урока (2 класс)

Симкова Светлана Николаевна

Фрагмент урока  математики во 2 классе

на развитие логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент урока  математики во 2 классе

на развитие логического мышления.

Тема урока: Переместительное свойство умножения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомить с переместительным свойством умножения, развивать логическое мышление детей, память,

закреплять навыки устных и письменных вычислений.

Планируемые результаты.

Предметные: познакомить детей с переместительным свойством умножения.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, ррешать задачи,

находить и исправлять ошибки, выяснять их причины.

Познавательные: уметь осознанно произвольно строить речевое высказывание,

самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Коммуникативные: осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь.

Личностные: стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения.

                                            Ход урока  

I   Самоопределение к деятельности.  

Ходит о  математике молва,

Она в порядок ум приводит

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

И вы беритесь скорей за работу,

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счету.

Разминка

Как называют каждого из двух весёлых товарищей
из детской песенки, живших у бабуси?
(Гуси.)

Назовите детёныша коровы. (Телёнок.)

Что отделяет голову от туловища? (Шея.)

Назовите время года перед зимой. (Осень.)

Кому удалось убежать от трёх медведей? (Машеньке.)

В него мы смотрим, чтобы увидеть себя. Что это? (Зеркало.)

На каком виде транспорта ехали медведи в сказке
«Тараканище» К. И. Чуковского?
(Велосипед.)

Когда пешком идёшь, ты пешеход, а кто ты, если сел
на пароход?
(Пассажир.)

Назовите птицу с длинными ногами, которая очень
любит есть лягушек.
(Цапля.)

Четыре ноги, а ходить не может. Что это? (Стол.)

Найдите закономерность и продолжите ряд чисел

  1. 19,29, 39, 49… .
  2. 11, 22, 33, 44… .
  3. 2, 6, 10…

 Найдите значения выражений удобным способом:

15 + 18 + 2

45 + 5 + 26

37 + 19 + 3

42 + 16 + 8

71 + 10 + 9

22 + 35 + 15

Вывод:  Каким свойством сложения вы воспользовались при выполнении данного задания?  (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)

II Актуализация знаний и мотивация.

-Открываем тетради, запишем сегодняшнее число.

- Посмотрите на доску.

- Найдите лишнее выражение.

6 +6+ 6

3+3+3+3+3+3

4 + 4 + 4 + 4 + 4

7 + 7 + 77 + 7

5+5+5+5

  • Найдите лишнее выражение.
  • Почему вы выбрали именно четвёртое? (Складываются разные слагаемые, а во втором одинаковые).

III. Поиск решения (открытие нового знания).

  • Каким действием можно заменить сумму одинаковых слагаемых?  (Умножением)
  • Как называются компоненты умножения?
  • Что означает первый множитель? А второй? 
  • Как называется  результат действия умножения?   (произведение)

- Замените    6 х 3=18

                       3 х 6=18

                       4 х 5 =20

                       5 х 4 =10

  • Что вы заметили? Между какими выражениями можно поставить знак «равно»?

 - Какой можете сделать вывод?

- Это и есть наше новое открытие. Мы сегодня на уроке познакомимся с переместительным свойством умножения.

- Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр.56.

- А теперь давайте проговорим это правило все вместе, хором.

IV. Выражение решения проблемы и применение знания.

№ 1 стр.56

- Каким свойством воспользовались при решении примеров?

- Назовите это свойство.                

V. Физминутка

«Рассуждалки»  да+( хлопаем), нет-(топаем)

  (рисунок: корова, кот, медведь, лиса)

  Верны ли высказывания?

1.  Все животные, нарисованные на картинке, домашние.

2 . Все животные любят мёд.

3 . Некоторые животные имеют хвост.

4. Все животные имеют усы.

5.  Любое животное любит кур.        

6 . Некоторые животные живут в лесу.

7 . Каждое животное охотится за мышами.

8.  Некоторые животные впадают в спячку.

9 . Некоторые животные имеют 4 лапы.        

VI. Подведение итогов

Какое новое знание мы получили?

VI. Домашнее задание

Правило с. 56, с. 57 №2

Резевр:

Задачи в стихах

  1. На парад идут ребята:

Коля, Витя, Катя, Ната.

По три шарика несут:

Синий, жёлтый, красный тут.

Сколько шариков, ответьте.

На парад несут все дети? (3х4=12)  (3+3+3+3=12)

  1. Кошка вышила узор:

Три большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села кошка на кровать,

Стала веточки считать,

Но никак не может.

Кто же ей поможет? (3х3=9)  (3+3+3=9)

  1. У трёх девочек малышек

Было по 6 толстых книжек.

Дайте нам ответ скорей,

Сколько книг у малышей? (6х3=18) (6+6+6=18)



Предварительный просмотр:

                                                               Технологическая карта урока математики  в 5 классе  

Тема урока:  

«Окружность и круг»

Цели урока:

Образовательные

Формирование представлений учащихся  о математике как о

методе познания действительности; умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Развивающие

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по  коллективно составленному плану;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные

Воспитывать культуру поведения при фронтальной,  индивидуальной и работе в парах, формирование положительной мотивации, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока:

Изучение нового материала;

По источникам знаний: словесный, наглядный;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Планируемый результат:   

Предметные

уметь определять понятия «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр».

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

 работать по коллективно составленному плану;

  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им 

 (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Опорные понятия: Термины:

Окружность, круг, радиус, диаметр, дуга.

Межпредметные связи:

Русский язык

 Ресурсы:

  • Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин и др./ –изд. Мнемозина, 2015.
  • Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование,   презентация к уроку, листы работы в парах, индивидуальные листы учащихся.

Организация учебного пространства:

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Домашнее задание:

Ответить на вопросы параграфа с. 134, №874, 876, 878 (а).

 Учитель:

Симкова Светлана Николаевна, МБОУ «Спеховская СОШ»

Этап урока

Цель этапа

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Время

(в мин)

Формирование УУД

1.

Мотивация

к учебной

деятельности

(устный счёт)

Включение  учащихся в учебную деятельность

Приветствие гостям:

Мы приветствуем Вас

Не судите строго нас

135 км

430 м

42 ок.

- Какое сегодня число?

- Какой месяц? Запишите в тетрадях….

Задание для внимательных : объединим знания по русскому языку и математике– найти однокоренные слова в заданиях, которые будем выполнять дальше.

*Трамвай по кругу проехал со скоростью 45 км/ч 3 часа. Ск. км он проехал?

*Бригада рабочих   отремонтировала в день  800 м окружной дороги, что на 370 м больше, чем нужно по плану. Ск. метров дороги им нужно было отремонтировать по плану?

*1 «а» класс для изготовления снежинок начертил  126  окружностей, а 1 «б» в 3 раза меньше. Ск. окружностей начертил 1 «б» класс?

Найдите лишний пример:

500-200             400-100

400+500            700+3

600-300             300+300

300+40              900-700

200+200            300+400

Однокоренные слова: Круг, окружная, окружность, круглое.

Выберите из них слова, названия геометрических фигур и назовите тему  нашего урока?

5

Коммуникативные:

 слушать и понимать речь других

2.

Создание проблемной

ситуации и задания для учащихся, выполнение, которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Фиксация новой учебной задачи

Что такое круг, окружность?

Чем отличаются друг от друга?

Как построить круг, окружность?

Какие вопросы для обсуждения мы можем себе задать по этой теме? Чему мы должны научиться?

Русский математик, физик и философ 20-го века Александр Данилович Александров сказал: «Окружающий мир – это мир геометрии»

Попробуем это доказать на сегодняшнем уроке. Это будет дополнительной целью его.

1

Познавательные

Формируем умение самостоятельно выделять  познавательную цели,

Регулятивные

Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

3

Актуализация опорных знаний

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, общение, анализ.

(нитка).

(отрезок)

Прямая не имеет ни начала, ни конца.

(кривую)

- замкнутая линия

- расстояние от т. О до точек окружности одинаковое.

Что у меня в руках?

Какую геометрическую фигуру она сейчас напоминает?

А почему не прямую?

А сейчас? Какую кривую: замкнутую или нет?

Что нужно сделать, чтобы она стала замкнутой?

На что теперь она похожа? А можно назвать с определённостью  что это окружность?

Работа на листах парной работы. Задание 1.

Измерьте расстояние от т. О до точек А, В

в фигуре №1:

№2 - ОА_____мм; ОВ______мм

 Измерьте расстояние от т. О до точек А, В

в фигуре  №2                                                                                                                    №5 - ОА_____мм; ОВ_______мм

Какая из этих фигур может называться окружностью?__________

- Назовите существенные признаки окружности.

Дайте определение окружности с помощью задания в начале листа парной работы.

8

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Физкульт минутка

Покажите руками маленькую окружность, она растёт… разомкнули ручки, сели.

2

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Организовать коммуникативное взаимодействие для  расширения понятия  окружность и круг.

(Нет инструмента)

Проговаривание последовательности работы

D=2R

R=D:2

Нет, их будет 24.

Круг

У вас на партах два листа бумаги: цветная и белая.

Возьмите белый лист бумаги, начертите окружность простым карандашом.

- Покажите свою работу друг другу и мне.

 - Получилась окружность?

 - Почему же у фигуры неровные края?

- Для этого существует специальный чертёжный инструмент.

- Что это?  

- С каким словом созвучно его  название? (Цирк)

-А почему?  

 - Правильно, ведь слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, и циркуль чертит круги и окружности. Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции более 2000 лет назад.

Построение с помощью циркуля.

- Какое правило безопасности надо соблюдать?

- Как же построить окружность с помощью циркуля?

- Чертим окружность в тетради.

- Проверьте работу друг друга.

Вспоминаем: т. О – центр окружности

поставьте т. М и т. А  на окружности, соединим   ОМ и ОА

Как называются эти отрезки? (начало – конец) (R,r)

- Сколько таких радиусов можно провести?

Продлите отрезок ОА до пересечения с окружностью. Точку пересечения назовите  К. как называется отрезок АК?  (начало-конец) (D,d)

Сколько в диаметре радиусов?

Кто может записать формулу нахождения диаметра?

А радиуса?

- Петя Циркулькин  провел в окружности 12 диаметров.

 Потом сосчитал получившиеся радиусы и у него получилось 25. Правилен ли его подсчет?

- На сколько частей т. А, М, К делят окружность? Выделите разного цвета карандашами эти части окружности. Каждую из этих частей называют дугой. (начало –конец)

Возьмите цветной лист –что вы видите? Надавите на окружность.  Покажите. Что у вас в руках? Сложите пополам? Как называется эта линия? Половину ещё пополам? Что получилось в середине? Как называются 4 линии от центра?

Чем отличается окружность от круга?

Что у них есть общего?

Посмотрите – у окружности есть центр, а у круга? Радиус? Диаметр? Это общее.

- Начертите окружность радиусом 3 см. Что нужно сделать, чтобы она стала кругом?

- Найдите предметы имеющие форму круга, окружности.

13

Познавательные

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные

Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос

Формируем умение работать в паре, учитывая позицию собеседника

Регулятивные

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные

Формируем внутреннюю позицию школьника

5

Физкультминутка

 

Что у меня в руках? (мяч).  Это круг или окружность7

Повторите движения мяча.

2

6.

Первичное закрепление

Умение сотрудничать  с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Работа в парах

Задание 1

-Какие точки лежат на окружности? Внутри круга? Вне круга? Не лежат на окружности?

Задание 2

- Перечислите диаметры, радиусы, дуги  окружности.

Задание 3

Один из вас будет вычислять диаметр, если известен радиус окружности, а другой - будет вычислять радиус по известному диаметру.  

а) R = 12 см, 10 дм. Найти d

б) d = 6 см, 10мм. Найти R.

Какая пара получила 8 баллов?

5

Дети   адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).

Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы в паре.

7.

Самостоятельная работа

Применение знаний учениками.

Применение полученных знаний

Индивидуальные задания по вариантам

Задание 1.

Вариант 1. Начертите круг с центром в точке О произвольного радиуса и отметьте  2 точки, лежащие внутри круга,  3 точки, лежащие вне круга и  1 точку, лежащую на окружности.

Вариант 2. Начертите окружность с центром в точке А произвольного радиуса и отметьте  2 точки, лежащие внутри круга,  3 точки, лежащие вне окружности и  1 точку, лежащую на окружности.

Задание 2.

  1. Замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра – это____________________
  2. Часть  окружности – это_____________________
  3. Точка, от которой все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии – это____________________
  4. Часть плоскости, ограниченная окружностью – это _______________________________
  5. Отрезок, соединяющий центр с точкой окружности – это__________________________

5

 (познавательные УУД).   Регулятивные :

 осуществляют самоконтроль

Познавательные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

9

Итоговая часть урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Зафиксировать  новое содержание, изученное на уроке;

оценить свою работу и работу класса на уроке.

Дети  оценивают свою работу на уроке.

Теперь я знаю……………

Теперь я могу……………..

Сегодня я узнал, что…………..

Я научился…………..

Было интересно……………

Было трудно……………….

Как вы считаете,  ответили мы на вопросы, которые сами себе поставили? Вас убедили слова А.Д.Александрова?

Конечно, ребята, за один урок невозможно все узнать, поэтому с этой темой мы продолжим работать на последующих уроках.

3

Коммуникативные

Рефлексия своих действий

10

Домашнее задание

Ответить на вопросы параграфа с. 134, №874, 876, 878 (а).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Мой прадедушка герой"

В своей работе ребята расскажут о своих прадедушках, которые вовевали против фашизма. Второклассники  связывались по телефону и интернету со своими родственниками, добывали информацию ,искали...

Мой прадедушка

Исследовательская работа. Цель работы: изучить историю жизни моего прадеда, узнать, какой след оставила война в жизни и судьбе моего прадедушки....

Стихотворение "Мой прадедушка"

Стихотворение посвящено моему прадедушке, который принимал участие в Сталинградской битве...

Мой прадедушка

История жизни прадедушки в военное время...

Авторская разработка внеклассного мероприятия "Я прадедушкой очень горжусь…"

Сценарий и презентация, созданные учителем для встречи с ветеранами....

Сочинение "Мой прадедушка герой,он защищал страну..."

О людях прошедших Великую Отечественную войну....

Исследовательская работа "Мой прадедушка - герой Великой Отечественной войны"

Представленная работа знакомит с участником Великой Отечественной войны Галлямовым Абулгасимом Газимовичем. Она показывает, что Галлямов А.Г. прошёл достойный, боевой путь. Он был награждён медалями «...