Прокол № 5 заседания ШМО учителей начальных классов
материал

Протокол № 5 заседания ШМО учителей начальных классов.  Доклад "Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол № 5

заседания ШМО учителей начальных классов

от 29 мая 2021 года

Председатель ШМО: Серёгина Н.А.

Присутствовали: зам. директора по УВР Горлова ОВ., зам. директора по ВР Шевченко Т.В., учителя начальных классов Зиновьева О.Н., Сергеева Н.В., Козырева Т.Ю., Журавлёва ОВ, Дружинина М.А., Ермолова О.М., Болотина Н.И.

Повестка дня: «Анализ результатов деятельности МО учителей начальной школы».

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Анализ работы МО учителей начальных классов (доклад руководителя ШМО Серёгиной Н.А.).
  2. Задачи МО учителей начальных классов на 2020 – 2021 учебный год.
  3. Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения. (доклад Козыревой Т.Ю.)
  4. Анализ ВПР и техники чтения в 4-х классах.

1) По первому вопросу выступили все учителя начальных классов, проанализировали свою работу по самообразованию.

     Выступая по вопросам повестки дня, учителя начальных классов подробно остановились на результатах проведённых контрольных работ, отчитались о 100% выполнении учебных программ, подвели итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников.

    С анализом и результативностью деятельности ШМО выступила СерёгинаН.А. Она подробно остановилась на проблемах МО, определила пути их коррекции и пожелала коллегам активнее участвовать в работе методического объединения. Она предложила считать работу МО удовлетворительной. Учителя проголосовали единогласно за данное предложение. Затем были определены задачи МО на новый учебный год.  (Анализ работы прилагается)

2) В результате обсуждения были сформулированы задачи на 2020– 2021 учебный год.

1.  Работать над повышением эффективности и качества образования в начальной   школе в условиях новых ФГОС второго поколения. Обеспечить учебно-методическую поддержку.

2. Продолжать работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий: увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием ИД, ИК технологий.      

3. Изучение и внедрение в практику работы современных продуктивных образовательных технологий и методик.

4. Включать учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность. Проводить диагностику творческого потенциала учителей и учащихся. Сделать более четкое перспективное планирование отчетов работы над темами самообразования педагогов, выступления их на педсоветах и МО.

5. Продолжать работу по диагностике, позволяющей: отслеживать динамику развития школьников, фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.

6. Усилить работу с учащимися проявляющими интерес к познавательной и творческой деятельности. Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.

3) По третьему вопросу слушали Козыреву Т.Ю.

Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:  

определение цели и задач;  

 отбор содержания учебного материала;      

подбор методов и приёмов обучения;     

определение форм организации деятельности учащихся;      

подбор материала для домашней работы учащихся;      

определение способов контроля;      

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;      

подбор вопросов для подведения итога урока.

Однако  теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.  Причем деятельность обучающегося представлена в  трех аспектах: познавательной,   коммуникативной и регулятивной.  

Урок «открытия» нового знания» ставит следующие цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.

Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

4) По четвёртому вопросу учителя 4-х классов Сергеева Н.В. и Ермолова О.М. выступили с анализом ВПР в своих классах.

Анализ ВПР по русскому языку

Класс

Учащихся

по списку

Выполняли работу

Успеваемость

Качество знаний

4 «А»

26

24

100%

83%

4 «Б»

25

21

100%

72%

Недостатки в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку:

- в содержательной линии «Система языка» средний процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) имени прилагательного, глагола;
  • умение проводить морфемный разбора слова;

- в содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение самостоятельно подбирать слова на изученные орфограммы;

- в содержательной линии «Развитие речи» средний процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:

  • умение определять основную мысль текста;
  • умение составлять план текста;
  • анализировать текст, использовать информацию для практического применения

Рекомендации:

  • отбирать для работы тексты разных стилей, родов и жанров.
  • формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста.
  • организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей.
  • продолжить работу над классификацией слов по составу.
  • выстроить  работу  на уроках развития речи  по составлению и записи текстов, направленных на знание  норм речевого этикета с учетом орфографических  и пунктуационных правил русского языка.  
  • работать над определением главной мысли текста

Анализ ВПР по математике

Класс

Учащихся

по списку

Выполняли работу

Успеваемость

Качество знаний

4 «А»

26

25

100%

77%

4 «Б»

25

21

100%

88%

     Недостатки  в подготовке выпускников начальной школы по математике:

  • Недостаточно развиты основы пространственного воображения
  • Сложность в установке зависимости между величинами, представленными в задаче, планировании хода решения задачи, выбора и объяснения выбора действий
  • Слабо развиты основы логического мышления

Рекомендации:

  • Взять на особый контроль формирование умений решать задачи, связанные с сравнением величин
  • Отрабатывать вычислительные навыки в заданиях на уроках и дома в игровой форме ,при участии в онлайн олимпиадах.
  • Обратить особое внимание на формирование по решению задач с основами логического и алгоритмического мышления.
  • Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями.

Анализ ВПР по окружающему миру

Класс

Учащихся

по списку

Выполняли работу

Успеваемость

Качество знаний

4 «А»

26

25

100%

93%

4 «Б»

25

21

100%

90%

      Наибольшую сложность вызвали задания на умение создавать и преобразовывать модели и схемы  для решения задач при моделировании экспериментов, опытов, составление логического рассказа о пользе конкретной профессии для общества, работа с природными зонами, преобразование ответов в таблицу и схему. Не хватило времени некоторым ученикам на развернутый рассказ о достопримечательностях края.

Рекомендации

  1. Усилить внимание формированию следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами;  понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
  2. В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а так же выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.

 

Результаты техники чтения

       

Класс

Учащихся

по списку

Выполняли работу

Успеваемость

Качество знаний

4 «А»

26

25

100

92

4 «Б»

25

21

94

88

Руководитель ШМО:    Серёгина Н.А.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА  ШМО  УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВ

Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения.

Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.

 Если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП

Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:  

определение цели и задач;  

отбор содержания учебного материала;      

подбор методов и приёмов обучения;     

определение форм организации деятельности учащихся;      

подбор материала для домашней работы учащихся;      

определение способов контроля;      

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;      

подбор вопросов для подведения итога урока.

Однако  теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается  в  изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.  Причем деятельность обучающегося представлена в  трех аспектах: познавательной,   коммуникативной и регулятивной.  

Урок «открытия» нового знания» ставит следующие цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.

Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

Процесс реализации нового стандарта будет проявляться главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся. Поэтому моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал.

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Требования к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Учитель начальных классов    Козырева Т.Ю.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

План заседания ММО учителей начальных классов

Заседание ММО учителей начальных классов проходило в форме деловой игры: это было обусловлено тем, что заседание проводилось в августе, когда было важно создать определенный настрой учителей на новый ...

Заседание ММО учителей начальных классов.

Презентация к заседанию ММО учителей начальных классов....

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

Протокол №2 от 24.12.2021 года заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» по теме «Адаптация детей 1 класса»

     Протокол №2 от 24.12.2021 годазаседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»по теме «Адаптация детей 1 класса&raq...