Прокол № 5 заседания ШМО учителей начальных классов
материал
Протокол № 5 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения". | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол № 5
заседания ШМО учителей начальных классов
от 29 мая 2021 года
Председатель ШМО: Серёгина Н.А.
Присутствовали: зам. директора по УВР Горлова ОВ., зам. директора по ВР Шевченко Т.В., учителя начальных классов Зиновьева О.Н., Сергеева Н.В., Козырева Т.Ю., Журавлёва ОВ, Дружинина М.А., Ермолова О.М., Болотина Н.И.
Повестка дня: «Анализ результатов деятельности МО учителей начальной школы».
Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения:
- Анализ работы МО учителей начальных классов (доклад руководителя ШМО Серёгиной Н.А.).
- Задачи МО учителей начальных классов на 2020 – 2021 учебный год.
- Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения. (доклад Козыревой Т.Ю.)
- Анализ ВПР и техники чтения в 4-х классах.
1) По первому вопросу выступили все учителя начальных классов, проанализировали свою работу по самообразованию.
Выступая по вопросам повестки дня, учителя начальных классов подробно остановились на результатах проведённых контрольных работ, отчитались о 100% выполнении учебных программ, подвели итоги мониторинга уровня сформированности УУД младших школьников.
С анализом и результативностью деятельности ШМО выступила СерёгинаН.А. Она подробно остановилась на проблемах МО, определила пути их коррекции и пожелала коллегам активнее участвовать в работе методического объединения. Она предложила считать работу МО удовлетворительной. Учителя проголосовали единогласно за данное предложение. Затем были определены задачи МО на новый учебный год. (Анализ работы прилагается)
2) В результате обсуждения были сформулированы задачи на 2020– 2021 учебный год.
1. Работать над повышением эффективности и качества образования в начальной школе в условиях новых ФГОС второго поколения. Обеспечить учебно-методическую поддержку.
2. Продолжать работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий: увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием ИД, ИК технологий.
3. Изучение и внедрение в практику работы современных продуктивных образовательных технологий и методик.
4. Включать учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность. Проводить диагностику творческого потенциала учителей и учащихся. Сделать более четкое перспективное планирование отчетов работы над темами самообразования педагогов, выступления их на педсоветах и МО.
5. Продолжать работу по диагностике, позволяющей: отслеживать динамику развития школьников, фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
6. Усилить работу с учащимися проявляющими интерес к познавательной и творческой деятельности. Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
3) По третьему вопросу слушали Козыреву Т.Ю.
Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
подбор вопросов для подведения итога урока.
Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Урок «открытия» нового знания» ставит следующие цели:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.
Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.
4) По четвёртому вопросу учителя 4-х классов Сергеева Н.В. и Ермолова О.М. выступили с анализом ВПР в своих классах.
Анализ ВПР по русскому языку
Класс | Учащихся по списку | Выполняли работу | Успеваемость | Качество знаний |
4 «А» | 26 | 24 | 100% | 83% |
4 «Б» | 25 | 21 | 100% | 72% |
Недостатки в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку:
- в содержательной линии «Система языка» средний процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
- умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) имени прилагательного, глагола;
- умение проводить морфемный разбора слова;
- в содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
- умение самостоятельно подбирать слова на изученные орфограммы;
- в содержательной линии «Развитие речи» средний процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
- умение определять основную мысль текста;
- умение составлять план текста;
- анализировать текст, использовать информацию для практического применения
Рекомендации:
- отбирать для работы тексты разных стилей, родов и жанров.
- формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста.
- организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей.
- продолжить работу над классификацией слов по составу.
- выстроить работу на уроках развития речи по составлению и записи текстов, направленных на знание норм речевого этикета с учетом орфографических и пунктуационных правил русского языка.
- работать над определением главной мысли текста
Анализ ВПР по математике
Класс | Учащихся по списку | Выполняли работу | Успеваемость | Качество знаний |
4 «А» | 26 | 25 | 100% | 77% |
4 «Б» | 25 | 21 | 100% | 88% |
Недостатки в подготовке выпускников начальной школы по математике:
- Недостаточно развиты основы пространственного воображения
- Сложность в установке зависимости между величинами, представленными в задаче, планировании хода решения задачи, выбора и объяснения выбора действий
- Слабо развиты основы логического мышления
Рекомендации:
- Взять на особый контроль формирование умений решать задачи, связанные с сравнением величин
- Отрабатывать вычислительные навыки в заданиях на уроках и дома в игровой форме ,при участии в онлайн олимпиадах.
- Обратить особое внимание на формирование по решению задач с основами логического и алгоритмического мышления.
- Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями.
Анализ ВПР по окружающему миру
Класс | Учащихся по списку | Выполняли работу | Успеваемость | Качество знаний |
4 «А» | 26 | 25 | 100% | 93% |
4 «Б» | 25 | 21 | 100% | 90% |
Наибольшую сложность вызвали задания на умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, опытов, составление логического рассказа о пользе конкретной профессии для общества, работа с природными зонами, преобразование ответов в таблицу и схему. Не хватило времени некоторым ученикам на развернутый рассказ о достопримечательностях края.
Рекомендации
- Усилить внимание формированию следующих умений обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
- В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а так же выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач.
Результаты техники чтения
Класс | Учащихся по списку | Выполняли работу | Успеваемость | Качество знаний |
4 «А» | 26 | 25 | 100 | 92 |
4 «Б» | 25 | 21 | 94 | 88 |
Руководитель ШМО: Серёгина Н.А.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЬНЫХ КЛАССОВ
Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения.
Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
Если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к ООП
Проектирование урока с позиции требований стандартов второго поколения по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
подбор вопросов для подведения итога урока.
Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Урок «открытия» нового знания» ставит следующие цели:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура уроков открытия нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.
Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.
Процесс реализации нового стандарта будет проявляться главным образом в перестройке содержания уроков и организации деятельности обучающихся. Поэтому моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал.
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе.
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Учитель начальных классов Козырева Т.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"
Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...
План заседания ММО учителей начальных классов
Заседание ММО учителей начальных классов проходило в форме деловой игры: это было обусловлено тем, что заседание проводилось в августе, когда было важно создать определенный настрой учителей на новый ...
Заседание ММО учителей начальных классов.
Презентация к заседанию ММО учителей начальных классов....
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
Выступление на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах"
Выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Протокол №2 от 24.12.2021 года заседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» по теме «Адаптация детей 1 класса»
Протокол №2 от 24.12.2021 годазаседания МО учителей начальных классов МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»по теме «Адаптация детей 1 класса&raq...