Дорога добра
материал
Программа кружка «Дорога добра» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным и историческим дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_doroga_dobra_4_klass.docx | 419.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорога добра» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьмы Смоленской области,
Общая характеристика внеурочной деятельности:
Программа кружка «Дорога добра» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся. В свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным и историческим дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
В программе заложены следующие принципы: социально полезная направленность
деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой»
характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М– “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро! В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. И приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства.
Доброта – это чувство, причѐм, быть может, самое древнее человеческое чувство на
земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек. Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлѐнное слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность.
Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях?
Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всѐѐще недобрый век? Поэтому встал вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Программа предполагает создание условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребѐнка, еѐ интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегдаудаѐтся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своѐ свободное время. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
Цель программы:создание условий для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.
Задачи программы:
- воспитыватьтрудолюбие;
- формировать основы морали – осознание обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
- укреплять у младшего школьника позитивную нравственную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм;
- формировать у младшего школьника почтительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Возраст детей –10-11 лет (4 класс)
Срок реализации программы 1 год
Программа «Дорога добра» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год – 4 класс.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности;
- формирование понимания значимости здорового образа жизни, мотивации к сохранению и укреплению здоровья;
- привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности, уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
- формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация проектов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Направление работы, темы | Всего | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Социальное проектирование (7часов) | ||||
1 | Спешите делать добро. | 2 | 1 | 1 |
2. | Здоровое питание. | 2 | 2 | |
3. | Очень важно соблюдать режим. | 1 | 1 | |
4. | Настроение и здоровье. | 2 | 2 | |
Спортивно-оздоровительное (6часов) | ||||
5. | Игры моего народа. | 1 | 1 | |
6. | Во что играли наши деды? | 1 | 1 | |
7. | Игры народов мира. | 1 | 1 | |
8. | Откуда к нам пришла олимпиада? | 1 | 1 | |
9. | Быстрее, выше, сильнее | 1 | 1 | |
10. | Здоровье в наших руках. | 1 | 1 | |
Гражданско-патриотическое (5часов) | ||||
11. | Мои права и обязанности. | 1 | 1 | |
12. | Как поступить? | 1 | 1 | |
13. | Наша милая Родина. | 1 | 1 | |
14. | Знай и люби свой край. | 1 | 1 | |
15. | Никто не забыт и ничто не забыто. | 1 | 1 | |
Художественно-эстетическое (5часов) | ||||
16. | Тестопластика. | 1 | 1 | |
17. | Рисование на стекле. | 1 | 1 | |
18. | У природы нет плохой погоды | 1 | 1 | |
19. | Любуемся красотой. | 1 | 1 | |
20. | Мамины помощницы. | 1 | 1 | |
Общественно-полезное (5часов) | ||||
21. | Тепло наших рук. | 1 | 1 | |
22. | Летите голуби, летите. | 1 | 1 | |
23. | Глаза – зеркало души. | 1 | 1 | |
24. | Терпенье и труд – все перетрут. | 1 | 1 | |
25. | Важно быть добрым. | 1 | 1 | |
Духовно-нравственное (6часов) | ||||
26. | Салют, Победа! | 1 | 1 | |
27. | Для чего нужна религия | 1 | 1 | |
28. | Быть полезным людям. | 1 | 1 | |
29. | Друг познается в беде. | 1 | 1 | |
30. | Мир моих увлечений. | 1 | 1 | |
31. | Я и другие | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 34 ч | 7 | 27 |
Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретические знания:Знакомство с видами религий в нашей стране, определение увлечений обучающихся.История возникновения Олимпийских игр.Права и обязанности ребенка. Определение внутреннего состояния человека по глазам, помощь ближним. Выбор темы проекта, этапы деятельности.
Практическая часть: Знакомство с героями Великой Отечественной войны. Конкурс стихотворений на тему: «Салют, Победа!». Игры моего народа, игры народов мира, эстафеты, викторины. Подбор материала, организация и проведение игр, подготовка наград, награждение победителей.Святыни родного края. Поздравление ветеранов. Путешествия, психологические игры.Творческая самореализация учащихся: мастерские, конкурс рисунков, праздник. Час творчества, тестопластика. Сбор пословиц о труде. Помощь птицам. Операция «Важно быть добрым».Создание и защита проектов о добре, о здоровом питании, о настроении, от которого зависит здоровье.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Формой контроля являются викторины, изобразительные работы, выставки.
Планируемые результаты Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Дорога добра» | ||||
Критерии | Показатели | Инструментарий | ||
Личностные результаты:
( базовая ценность- нравственный выбор) | Воспитательные результаты 1 уровня Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. ______________________________ Воспитательные результаты 2 уровня ответственное отношение к собственным поступкам и деятельности, осознанное принятие ценностей нравственного поведения Воспитательные результаты 3 уровня нравственно-этический опыт взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | Методика"Кто прав ?" Методика " Кто Я" (модификация методики Куна) Детские исследовательские проекты. | ||
Воспитательный эффект | позитивная адекватная «Я – Концепция», Методика «Календарь полезных дел» (Л.И. Понизовская)________________________________ | |||
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи .
| Диагностика сформированности умения работать по правилу. | ||
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться:
| |||
Регулятивные УУД: Ученик научится:
| Диагностика обследования сформированности работать по образцу «Домик». | |||
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться:
| |||
Коммуникативные УУД: Ученик научится: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Задания "Рукавички"(Г. А. Цукерман) | |||
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться:
|
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Литература для учителя:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев,
П.В. Степанов. Москва. Просвещение 2010
2. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;
3. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;
4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и
возрастные особенности). - Минск, 2000г.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование под редакцией В.А. Горского. Москва. Просвещение 2010
6. Программа воспитания и социализации
7. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1998
8. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. -
№9.
9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Литература для учащихся:
1. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. В. Осеева «Плохо».
3. В.Катаев «Цветик-семицветик»
4. Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»
5. К. Чуковский «Айболит».
6. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
7. Русские народные сказки.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- медиапроектор
- экран
Ожидаемые результаты:
рост социальной и общественной активности;
повышение стремления к общению;
появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам
окружающей жизни;
формирование зрелой гражданской позиции;
формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных
взглядов и убеждений, наций, религий.
Календарно – тематический план
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Сроки проведения | |
план | факт | |||
1 | Спешите делать добро. | проект | 04.09 | |
2. | Спешите делать добро. | проект | 11.09 | |
3. | Здоровое питание. | работа в группах | 18.09 | |
4. | Здоровое питание. | защита работ | 25.09 | |
5. | Очень важно соблюдать режим. | индивид.работа | 02.10 | |
6. | Настроение и здоровье. | поисковая деятельн. | 16.10 | |
7. | Настроение и здоровье. | конкурс плакатов | 23.10 | |
8. | Игры моего народа. | спортивное меропр. | 30.10 | |
9. | Во что играли наши деды? | разучивание игр | 06.11 | |
10. | Игры народов мира. | подвижные игры | 13.11 | |
11. | Откуда к нам пришла олимпиада? | заочное путешествие | 27.11 | |
12. | Быстрее, выше, сильнее. | эстафета | 04.12 | |
13. | Здоровье в наших руках. | викторина | 11.12 | |
14. | Как поступить? | психологическая игра | 18.12 | |
15. | Мои права и обязанности. | беседа | 25.12 | |
16. | Наша милая Родина. | виртуальная экскурсия | 15.01 | |
17. | Знай и люби свой край. | просмотр фильма | 22.01 | |
18. | Никто не забыт и ничто не забыто | поздравл. ветеранов | 29.01 | |
19. | Тестопластика. | час творчества | 12.02 | |
20. | Рисование на стекле. | мастер-класс | 19.02 | |
21. | У природы нет плохой погоды. | фотовыставка | 12.03 | |
22. | Любуемся красотой. | конкурс рисунков | 12.03 | |
23. | Мамины помощницы. | конкурс | 05.03 | |
24. | Тепло наших рук. | трудовая деятельность | 19.03 | |
25. | Летите голуби, летите. | операция «Забота» | 26.03 | |
26. | Глаза – зеркало души. | устный журнал | 02.04 | |
27. | Терпенье и труд – все перетрут. | знакомство с пословиц. | 09.04 | |
28. | Важно быть добрым. | операция «Забота» | 23.04 | |
29. | Салют, Победа! | конкурс стихов | 30.04 | |
30 | Для чего нужна религия. | беседа | 07.05 | |
31. | Быть полезным людям. | КТП | 14.05 | |
32. | Друг познается в беде. | круглый стол | 21.05 | |
33 | Мир моих увлечений. | презентации, доклады | 28.05 | |
34 | Я и другие. | круглый стол | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорога добра
Минусовка и текст песни...
Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"
Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....
"Дорогою добра"
Урок литературного чтения...
Презентация к уроку "Дорогою добра"
Презентация к уроку "Дорогою добра" по духовно-нравственному воспитанию...
урок по курсу ОРКСЭ с презентацией "Дорога добра"
подробный конспект урока-путешествия с презентацией. Модуль - Основы православной культуры...
Из опыта работы. " Иди , мой друг, всегда иди Дорогою Добра!"
С понятиями " добро " и "зло" дети знакомятся ещё в дошкольные годы.Моя задача - развить дальнейшее представление учащихся о добре и зле, воспитание стремления совершать добрые дела....
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...