Образовательные технологии на уроках ОБЖ
статья

Никитина Наталья Ивановна

Учащиеся активно используют возможности школьного компьютерного кабинета, где доступен Интернет и услуги электронной почты, широко применяют ИКТ для предъявления результатов своей деятельности. Они оформляют исследовательские работы, доклады, пользуясь компьютером. Защиту работы сопровождают компьютерной презентацией. В кабинете создан банк презентаций и видеофильмов по предмету ОБЖ для учащихся .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_obzh_.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в процессе обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности.

Цели применения ИКТ:

  • активизировать деятельность учителя и ученика;
  • повышать качество обучения;
  • воплощать в жизнь принцип наглядности;
  • выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Задачи:

• ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ

• освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике

• апробировать методы ИКТ на уроках ОБЖ

• анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)

Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЖ:

  • достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических технологий;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.)
  • применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.

мультимедиа технологии:

  • презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
  • презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. “А ну-ка, парни!”, “Рыцарский турнир”.

компьютерные технологии:

  • стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher), например участие в конкурсе газет “По страницам истории печати” мы выпустили газету “Пятишкольник” используя программу Publisher;
  • буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
  • брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word), брошюра “Юбилей светофорика”, энциклопедия “Лекарственные и ядовитые растения”;
  • плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
  • открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
  • анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).

Учащиеся активно используют возможности школьного компьютерного кабинета, где доступен Интернет и услуги электронной почты, широко применяют ИКТ для предъявления результатов своей деятельности. Они оформляют исследовательские работы, доклады, пользуясь компьютером. Защиту работы сопровождают компьютерной презентацией. В кабинете создан банк презентаций и видеофильмов по предмету ОБЖ для учащихся .

На уроках учителем также используются Интернет-ресурсы, материалы школьной медиатеки, а также самостоятельно выполненные учениками презентации, доклады, рефераты, тесты. При помощи ИКТ проводит нетрадиционные уроки: урок творчества, урок-путешествие, викторина, интегрированные уроки (история и экология, физкультура). Интегрированные уроки в содружестве с другими учителями-предметниками способствуют становлению у педагога его профессиональной деятельности.

Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения основам ОБЖ.

С введением ФГОС нового поколения видоизменился мой подход к проектированию урока. При проектировании урока ОБЖ в условиях реализации компетентностного образования важным для меня является выбор и внедрение таких педагогических технологий обучения, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию их ключевых компетентностей. Активную роль при этом играют:

‒ профессиональная и методическая подготовка учителя;

‒ целеполагание и мотивация учения;

‒ современные средства обучения;

‒ создание условий для саморазвития;

‒ анализ каждого занятия.

Сегодня я не источник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности приобретать и усваивать новые знания, в процессе обучения ученик выступает как партнер. Я учусь проектировать свой урок ОБЖ в логике учебной продуктивной деятельности, которая должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций. Стремлюсь к тому, чтобы 50 % времени самостоятельно работали и говорили учащиеся. Этому способствуют современные педагогические технологии, которые я применяю не только в классах, работающих по ФГОС, но и в других.

Использование технологии проблемного обучения в процессе обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности.

Проблемный метод в данном случае предполагает следующие шаги: проблемная ситуация – проблемная задача – модель поисков решения – решение.

Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия и находить способы их решения. Моя задача в том, чтобы организовать поисковую учебно-познавательную деятельность на основе создания проблемной ситуации. При формулировке проблемного вопроса главное активизировать мышление учащихся. Так, по теме в 8 классе «Экологическая безопасность» пред учащимися была поставлена проблема: как взаимодействовать с окружающей средой сегодня, чтобы быть здоровым завтра? И хотя проблемные вопросы вызывают некое затруднение у учащихся, однако заставляют работать мыслительную деятельность, формируют познавательную самостоятельность ученика, развивают его творческие способности.

Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении информационных технологий. Большой интерес, проявляемый обучающимися к компьютеру, востребованность в жизни умений и навыков работы на нем, высокий уровень новизны являются активными стимуляторами познавательного процесса и мотивации обучения. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся:

‒ выбирать индивидуальный темп проработки учебной информации,

‒ максимально персонифицировать процесс обучения,

‒ получать информацию по любому интересующему вопросу,

‒ обеспечивают тренинг и контроль знаний.

Применение в обучении ОБЖ аудио-видео и компьютерных комплексов значительно изменяет способы работы учащихся с учебным материалом: ориентация учебного процесса направлена на деятельность учения. Компьютер выступает как средство управления познавательной деятельностью школьников. Овладение ИКТ позволило учителю создать достаточно большую копилку творческих презентаций к урокам ОБЖ как собственными силами, так и при помощи учащихся.

Здоровьесберегающие технологии. Эти технологии стоит поставить на первое место при обучении предмету ОБЖ. Эта технология способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности.

Таким образом, педагогические технологии позволяют учителю существенно повысить эффективность образовательного процесса по ОБЖ, дают возможность проектировать учебный процесс по данному предмету с позиции деятельностного подхода, формировать ключевые компетенции обучающихся. Они также создают условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни, высокой социальной мобильности. А самое главное, уроки стали результативными, исчезла неуспеваемость, повысилась активность школьников, результативность урока – повышение качества знаний школьников и 100% успеваемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках математики в начальной школе.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укрепле...

Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка в 1 классе с учетом требований ФГОС

Урок русского языка разработан для  учащихся 1 класса в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

«Применение современных образовательных технологий на уроках литературного чтения»

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ: «Применение современных образовательных технологий на уроках литературного чтения»...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

Применение современных образовательных технологий на уроках.

Работа представляет собой проект педагогического эксперимента, реализуеый в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...