коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти со школьниками с ЗПР
план-конспект занятия (3 класс)

Кожух Татьяна Георгиевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРККЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_-_kopiya.docx233.04 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

Тема: «Развитие ПАМЯТИ»

(ученик  4  класс,обучающийся с ЗПР)

Задачи:

Коррекционные: развивать произвольное внимание, концентрацию, переключаемость

Образовательные: активизировать  познавательную и мыслительную деятельности

Воспитательные: развивать произвольность и самоконтроль, любознательность

Ход занятия

№ п/п

Вид деятельности

Содержание занятия (деятельность педагога)

Деятельность детей

Примечание

1.

 Организационный момент.

Разминка

Учитель : Сегодня мы  будем выполнять упражнения для развития памяти.  Перед тем, как начать наше занятие, предлагаю тебе разминку для ума. Слушай внимательно и отвечай.

Загадки

  1. Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

  1. Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

  1. В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

Молодец

Ученик разгадывает загадки

2

Основная часть

  1. Упражнение «Пары слов».

 Цель: развитие памяти.

Педагог называет пары слов, связанных по смыслу, ученик  запоминает. Затем

Учитель  называет только первое слово из пары, а ребенок  вспоминает второе слово,

связанное с ним по смыслу и записывают. Затем педагог читает второе слово из

каждой пары, а ученик подчеркивает то, что сумел запомнить правильно, и

подсчитывает количество правильных слов.

  1. Упражнение «Волшебные картинки»

Цель: развитие мнемических приёмов.

Педагог предлагает научиться запоминать слова, не связанные между

собой по смыслу – использовать «волшебные картинки». Это такие картинки, которые

можно мысленно представить. Для того, чтобы запомнить какое-то слово, нужно

представить наиболее подходящую для него картинку. А потом эти живые картинки

связать друг с другом и составить из них «фильм». Как это делается, педагог

показывает на примере. Например, для запоминания в определенном порядке 8 слов

(окно, луна, бутерброд, телефон, моряк, подушка, часы, полночь) можно

использовать «волшебные картинки». Может получиться такой «фильм»: из окна я

вижу луну. Сидя на диване, я жую бутерброд. Вдруг резко зазвонил телефон.

Спрашивают какого-то моряка. Ответив на звонок, я кладу голову на подушку. Не могу

заснуть и вижу часы, которые показывают полночь. Теперь, восстанавливая в памяти

этот «фильм», можно без труда вспомнить все 8 слов. Затем дети пробуют сами

запомнить уже другие слова, представляя «волшебные картинки» и составляя из них

«фильм». Педагог читает слова  (стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолет,

магазин, уроки, новости, удивление). Ученик, прослушав слова, рисует свой «фильм».

Когда будет готов рисунок, ребенок  называют слова, которые нужно было запомнить.

Рассказывает, как запомнил эти слова.

Физкультминутка

  1. Упражнение «Какого цвета предмет»

Учитель предлагает  ученику карточку. Нужно запомнить, какого цвета каждый нарисованный предмет на верхней части карточки. Затем закрыть верхнюю часть карточки и раскрасить предметы на нижней части.

 4.Упражнение «Зоопарк». 

Цель: развитие памяти, формирование мнемических

приёмов.

Ученику  предлагается листок, на котором написаны названия животных,

размещенные в разных частях листка и в разных направлениях (по вертикали и по

горизонтали). Учитель предлагает внимательно посмотреть на рисунок и

представить себе этих животных в местах, где помещены их названия, а затем

придумать историю, связывающую их между собой. После рисунок закрывается, и

ученик  должен на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

Ученик работает на листочке

Ученик, прослушав слова, рисует свой «фильм».

Когда будет готов рисунок, ребенок называет слова, которые нужно было запомнить.

Рассказывает, как запомнил эти слова.

Ученик раскрашивает предметы на карточке

Ученик  должен на листке бумаги воспроизвести названия животных на их мест

3

Подведение итогов

 Рефлексия

Вот и закончилось наше занятие. Все задания выполнены.

Ты хорошо справился со всеми заданиями. Молодец. Все это пригодится тебе в освоениии предметов школьного курса.

Оцени  свое настроение смайликом.

https://documents.infourok.ru/04b687ae-e7bb-448e-83e6-ba5da4ef839a/0/slide_18.jpg

Ученик рисует смайлики по своему настроению

Приложения

Упражнение « Зоопарк»

https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023pnqb1m7-001.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/117c/00055523-09b69d5f/img30.jpg       Упражнение «Какого цвета предмет» 

Самоанализ

Критерии

Анализ

1. Соответствие задач и содержания занятия индивидуальному плану работы, возрасту и особенностям ребенка; соотношение  нового и ранее изученного материала.

Содержание и задачи занятия соответствуют индивидуальному плану работы с ребенком. Содержание подобрано в соответствии с возрастом и особенностями ребенка, а так же в соответствии с ранее изученным материалом

  1. Правильность постановки цели и задач занятия/урока.

Цель и задачи соответствуют теме и содержанию занятия. Материал выбран в соответствии с задачами занятия.

3. Организация занятия

Подготовлены все необходимые раздаточные материалы.

4. Структура занятия: основные этапы и их продолжительность и логическая последовательность, подведение итога занятия.

Занятие было логично и последовательно выстроено. Физкультминутка была проведена вовремя. В конце занятия был подведен итог, закреплены основные этапы занятия и его цели.

5.Анализ этапов занятия/урока

На занятии представлены наглядные, словесные и практические методы обучения. Ребенку задавались доступные и понятные вопросы, на которые были получены ответы. При объяснении нового задания оказывалась помощь. Ребенок активно пользуется речью на всем протяжении занятия.  Подведены итоги занятия, оценка деятельности учащимся.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии/уроке

Мальчик на занятии был активен, отвечал на все вопросы, сосредоточен и не отвлекался на посторонние предметы, задания выполнял с интересом, на протяжении всего занятия наблюдается высокий уровень работоспособности.

7.  Результативность занятия.

Занятие прошло результативно. Ребенок со всеми заданиями справлялся,  самостоятельно, принимая и понимая инструкции адекватно и  с 1 раза  правильно.

8. Выводы по занятию/уроку

Занятие было очень интересным и плодотворным. Ребёнок поблагодарил за занятие учителя – дефектолога и попрощался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения развития внимания младших школьников

Можно ли научить ребенка быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости внимания. Предложенная мною в ходе дипломного исс...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти у учащихся 1 класса

Открытое занятие на день открытых дверей в МБОУ "Школа равных возможностей" для родителей учителя-дефектолога «Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти у учащихся 1 класса&r...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников.

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по развитию памяти, внимания и мышления у младших школьников. Содержание занятия направлено на развитие у учащихся познавательных способностей...