Рабочая программа внеурочной деятельности "Я гражданин России"
рабочая программа (2 класс)
программа внеурочной деятельности патриотического направления для 2 класса "Я гражданин России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП НОО
(приказ от 30.08.2017г. № 114)
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я гражданин России» 2 класс
Составитель:
2020 г.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе нормативно правовой базы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №и273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 2009 г. № 373
- Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» составлена на основе авторской программы «Я гражданин России!». Киселёва Т.В. М.: М.: ВАКО, ,2018г 200с. В авторскую программу Киселева Т.В. внесены изменения в календарном планировании.
Актуальность курса:
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Перспективность курса: Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
а) образовательные:
– создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
– формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
– утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
б) развивающие:
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
в) воспитательные:
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Направление развития личности школьника: военно-патриотическое
Программа рассчитана на 1 год обучения. При наборе в коллектив учитывается возраст, принимаются дети с 7 до 8 лет.
Реализация программы основана на развитии детского творчества.
В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная форма работы.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
иды организации внеурочной деятельности:
Классные часы;
Беседы, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Ролевые игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Формы и методы проведения занятий разнообразны:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока и нетрадиционного урока – ролевой игры, проекта, составление коллажа.
Методы
- диалоги;
- элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы.
- Содержание программы:
№ п/п | Тематический блок,раздел курса | Основное содержание блока, раздела внеурочной деятельности | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности | Количество часов | |
1 | “Я и я” | 1.Я – ученик. 2.Мой портфель. 3.Подумай о других. 4.Игры на развитие произвольных процессов. . Тест «Познай себя» | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы Беседа с творческим заданием. Игра – экспромт. Тест «Познай себя» | Моделирование ситуаций в общении, и находить конструктивный выход из них. Умение находить гармоничные пути развития. | 4 | |
2. |
«Я и семья» | 1.Об отце говорю с уважением. 2.Моя любимая мамочка. 3.Мама, папа, я – дружная семья. 4.Здесь живет моя семья. 5.Я помощник в своей семье. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседа с элементами игры, конкурс сочинений, презентация, конкурс – соревнование, заочное путешествие. | Построение взаимоотношения в семье, знать свои корни, дорожить опытом предков | 5 | |
3. | « Я и культура» | 1.Родной край в древности. 2.Поэты и писатели нашего города ( села). 3.Что посеешь, то и пожнешь. 4.Широкая Масленица. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: экскурсия в музей, заочное путешествие на художественные выставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества, выставки книг. Встреча Масленицы. Беседа с элементами игры. | Умение выбирать информацию на основе иллюстраций. Выделять виды изобразительного искусства | 4 | |
4. |
.“Я и школа» | 1.Обязанности ученика в школе. 2.Школьная символика (гимн, герб, флаг) 3. Самый уютный класс. 4. Подумай о других. 5. Я люблю свою школу. 6. По каким правилам мы живем в школе? | Коллективная/индивидуальная
Мероприятия: праздник первого звонка, э беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе, конкурс рисунков «Моя школа», « Школьная символика» организация дежурств, игры ко Дню учителя концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», трудовой десант «Укрась территорию школы», беседа «Об ответственности несовершеннолетних, | Умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми | 6 | |
5. | .“Я и мое Отечество” | 1.Урок Мира. 2.Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). 3.Мы и наши права. 4.Мой любимый город(село) 5.Наш город(село). 6.О чем шепчут названия улиц родного города. 7.След Великой Отечественной войны в жизни родного края. 8.Герои Советского союза – наши земляки. 9.Открытка ветерану. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экскурсия в школьный музей, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с участниками локальных войн. Конкурс стихов , визиток, изготовление открыток, урок мужества. | Анализ исторических фактов, оценивание подвигов предков, сохрание традиций предыдущих поколений | 9 | |
6. | “Я и планета» | 1.Осень в родном городе ( селе). 2.Знай и люби свой край. 3.Экология нашего города. 4.День добрых волшебников Вывешивание кормушек.. 5.Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Проверочный тест. 6. Десант чистоты и порядка. | Коллективная/индивидуальная Мероприятия: фотоконкурс, викторина, конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», , чтение стихотворений «Природа в поэзии», экскурсии в природу «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Экскурсия по школьному саду. Проверочный тест. | Ориентировка по карте звездного неба, определение планет двух групп, планет Солнечной системы. | 6 | |
Итого: | 34 |
- Учебно – тематический план.
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
1. | «Я и я» | 4 |
2. | « Я и семья» | 5 |
3. | « Я и культура» | 4 |
4. | « Я и школа» | 6 |
5. | « Я и моё Отечество» | 9 |
6. | « Я и планета» | 6 |
Итого: | 34 |
- Календарно - тематическое планирование:
№ п/п | Тема занятия. | Теория | Практика | Дата проведения |
Я и я | ||||
1 | Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | |||
2 | Мой портфель. Игра – экспромт. | |||
3 | Подумай о других. Игры. | |||
4 | Игры на развитие произвольных процессов. Тест «Познай себя» | |||
Я и семья | ||||
5 | Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. | |||
6 | Моя любимая мамочка. Презентация. | |||
7 | Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. | |||
8 | Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. | |||
9 | Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | |||
Я и культура | ||||
10 | Родной край в древности. Экскурсия в музей. | |||
11 | Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. | |||
12 | Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | |||
13 | Широкая Масленица. Игра. | |||
Я и школа | ||||
14 | Обязанности ученика в школе. Беседа. | |||
15 | Школьная символика (гимн, герб, флаг) | |||
16 | Самый уютный класс. Конкурс. | |||
17 | Подумай о других. Беседа с элементами игры. | |||
18 | Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. | |||
19 | По каким правилам мы живем в школе? Игра. | |||
Я и моё Отечество | ||||
20 | Урок Мира. | |||
21 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | |||
22 | Мы и наши права. Урок – игра. | |||
23 | Мой любимый город(село). Беседа. | |||
24 | Наш город(село). Конкурс визиток. | |||
25 | О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. | |||
26 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. | |||
27 | Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. | |||
28 | Открытка ветерану. Акция. | |||
Я и планета | ||||
29 | Осень в родном городе. Фотоконкурс. | |||
30 | Знай и люби свой край. Викторина. | |||
31 | Экология нашего города. | |||
32 | День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | |||
33 | Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков. Проверочный тест. | |||
34 | Десант чистоты и порядка. |
- Планируемые результаты освоения программы:
Личностные
У обучающихся будут сформированы
- внутренняя позиция обучающегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Обучающийся получит возможность для формирования:
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
- чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится
* осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осваивать правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
Обучающийся получит возможность научиться:
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные
Обучающийся научится
* добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
Обучающийся получит возможность научиться:
- овладению навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знанию наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные
Обучающийся научится:
- усвоению первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владению базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
Обучающийся получит возможность научиться:
- владению навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладению основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знанию(на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умению пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умению рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
- Формы и средство контроля:
Контроль усвоения учащимися материала производится на всем протяжении обучения. Для определения сформированности навыков и умений используются 3 вида контроля: формальный, самоконтроль, взаимоконтроль. В качестве формального контроля используются следующие формы контроля:
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
- Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
- Тест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»
Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...
Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России
Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/
Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4
Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности«ОРЛЯТА РОССИИ» для 1-4 классов начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" 3 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ОРЛЯТА РОССИИ" ДЛЯ 3 КЛАССА...