Что? Где? Когда?
рабочая программа

Аношкина Светлана Михайловна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ«Большеберезниковская ООШ»

_________________Забатурина Е.П.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Большеберезниковская ООШ»

___________________Струенков Р.М.

 «__»_________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка:

Составила

учитель начальных классов

Аношкина С.М.

2017 – 2018 учебный год

Программа «Что? Где? Когда?»

  1. Пояснительная записка.

           Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.                              

         Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

    Появляется возможность  организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

                Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

            Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать систему эколого-биологических знаний.
  2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
  3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
  4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

  1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
  2. Развивать индивидуальные способности детей.
  3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
  4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

  1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
  2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
  3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
  4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
  5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

Формы и режим занятий

Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.

2.Планируемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и  характеризовать факты и события, происходящие в природе.

 Значение  курса состоит  в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической  грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. 

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов

Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения  задач по различным направлениям.  Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.  

Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний,  приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных  природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ  и проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России,

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

3.Содержание программы

  • 1.  Тайны за горизонтом (2 ч).
  • Аудиторное занятие: Кто открыл Австралию?
  • Внеаудиторное занятие: Существует ли жизнь в Антарктиде?
  • Где родина фигового дерева? Практические работы с картой.
  • 2.  Жили-были динозавры... и не только они (2 ч).
  • Аудиторное занятие: Голубые лягушки.
  • Когда появились первые рептилии?
  • Внеаудиторное занятие: Какими были первые рыбы?
  • Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
  • 3.  Тайны камней (2 ч).
  • Аудиторное занятие: Разнообразие камней. Айсберг.
  • Что такое коралловый остров?
  • Внеаудиторное занятие: Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
  • Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
  •       4.  Загадки растений (6 ч).
  • Аудиторное занятие: Растения - путешественники?(Что такое эвкалипт?)
  •  Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
  • Аудиторное занятие: Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.
  • Аудиторное занятие:  Охрана лекарственных растений.
  • Внеаудиторное занятие: Почему оливу называют деревом мира?
  • Внеаудиторное занятие: (3часа) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой
  • 5.  Эти удивительные животные (2 ч).
  • Аудиторное занятие:  «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Внеаудиторное занятие: Выхухоль. Красная книга краснодарского края.. Разумные дельфины.
  • 6.  Планета насекомых (4 ч).
  • Аудиторное занятие: Обладают ли кузнечики слухом?
  • Почему комар считается злейшим врагом человека?
  • Муравьи и их квартиранты.
  • Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
  • Внеаудиторное занятие: (2часа) Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
  • Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
  • 7.  Загадки под водой и под землей (6 ч).
  • Аудиторное занятие: Что такое ракушка-прилипала?
  • Как передвигается осьминог?
  • Аудиторное занятие: Что такое насекомоядные растения?
  • Аудиторное занятие: Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения?
  • Внеаудиторное занятие: (3 часов) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
  •  8. Животные-рекордсмены (1 ч).
  • Внеаудиторное занятие: Интересные сведения о животных и их особенностях.
  • 9 .   Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
  • Аудиторное занятие: Что такое ледниковый период?
  • Аудиторное занятие: Как нашли ископаемого мамонта?
  •  Аудиторное занятие: Что такое меловые отложения?
  • : Голубые киты - миф или реальность?
  • Что такое сухопутный крокодил?
  • Внеаудиторное занятие: (2 часов) Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
  • 11.  Тайны камней (4 ч).
  • Аудиторное занятие: Дольмены – что это?
  • Аудиторное занятие: Откуда взялись статуи на острове Пасха?
  • Почему нефрит называют национальным камнем Китая?
  • Откуда взялись алмазы?
  • Внеаудиторное занятие: (2 часа) Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

4. Тематическое поурочное  планирование программы.

№ п/п

час

темы

разделы

Характеристика деятельности учащихся

дата

1

Тайны за горизонтом

*Кто открыл Австралию?

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий.

*Существует ли жизнь в Антарктиде? Где родина фигового дерева?

2

Жили-были динозавры... и не только они

*Голубые лягушки.

* Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы?

Формирование умения правильно использовать  монологическую речь для решения  различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.

*Как улитка строит свой панцирь?

*Где живут «карманные динозавры?»

3

2 ч

Тайны камней

*Разнообразие камней.

*Айсберг. Что такое коралловый остров?

Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству.

*Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

*Сады камней.

минералов.

4

6 ч

Загадки растений

*Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

*Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

*Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства,

правила сбора.

*Охрана лекарственных растений.

*Красная книга Республики Мордовия

*Почему оливу называют деревом мира?

5

2 ч

Эти удивительные животные

*«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.

*Разумные дельфины.

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

6

Планета насекомых

*Обладают ли кузнечики слухом?

*Почему комар считается злейшим врагом

человека?

*Муравьи и их квартиранты.

*Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и     условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.

7

Загадки под водой и под землей

*Что такое ракушка-прилипала?

*Как передвигается осьминог?

*Что такое насекомоядные растения?

*Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

*Может ли вода течь в гору?

*Почему некоторые животные выглядят как растения?

8

1 ч

Животные-рекордсмены

*Интересные сведения о животных и их особенностях

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

9

Жили-были динозавры... и не только они

*Что такое ледниковый период?

* Как нашли ископаемого мамонта?

* Что такое меловые отложения?

*Голубые киты - миф или реальность?

*Что такое сухопутный крокодил?

Формирование внутренней  позиции школьника на уровне положительного отношения к школьной действительности, устойчивое следование в поведении моральным нормам.

10

Тайны камней

*Дольмены – что это?

*Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

*Почему нефрит называют национальным камнем Китая?

*Откуда взялись алмазы?

результаты олимпиад;

участие в научно-практических конференциях

34

итого

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об Олимпиаде. Игра "Что7 Где? Когда?"

Игра для учащихся начальной школы...