Что? Где? Когда?
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеберезниковская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ«Большеберезниковская ООШ» _________________Забатурина Е.П. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Большеберезниковская ООШ» ___________________Струенков Р.М. «__»_________________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка:
Составила
учитель начальных классов
Аношкина С.М.
2017 – 2018 учебный год
Программа «Что? Где? Когда?»
- Пояснительная записка.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать систему эколого-биологических знаний.
- Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
- Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
- Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
- Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
- Развивать индивидуальные способности детей.
- Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
- Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
- Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
- Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
- Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
- Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
- Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Формы и режим занятий
Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.
2.Планируемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости;
- установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.
Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России,
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
3.Содержание программы
- 1. Тайны за горизонтом (2 ч).
- Аудиторное занятие: Кто открыл Австралию?
- Внеаудиторное занятие: Существует ли жизнь в Антарктиде?
- Где родина фигового дерева? Практические работы с картой.
- 2. Жили-были динозавры... и не только они (2 ч).
- Аудиторное занятие: Голубые лягушки.
- Когда появились первые рептилии?
- Внеаудиторное занятие: Какими были первые рыбы?
- Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
- 3. Тайны камней (2 ч).
- Аудиторное занятие: Разнообразие камней. Айсберг.
- Что такое коралловый остров?
- Внеаудиторное занятие: Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
- Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
- 4. Загадки растений (6 ч).
- Аудиторное занятие: Растения - путешественники?(Что такое эвкалипт?)
- Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
- Аудиторное занятие: Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.
- Аудиторное занятие: Охрана лекарственных растений.
- Внеаудиторное занятие: Почему оливу называют деревом мира?
- Внеаудиторное занятие: (3часа) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой
- 5. Эти удивительные животные (2 ч).
- Аудиторное занятие: «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Внеаудиторное занятие: Выхухоль. Красная книга краснодарского края.. Разумные дельфины.
- 6. Планета насекомых (4 ч).
- Аудиторное занятие: Обладают ли кузнечики слухом?
- Почему комар считается злейшим врагом человека?
- Муравьи и их квартиранты.
- Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
- Внеаудиторное занятие: (2часа) Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
- Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
- 7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
- Аудиторное занятие: Что такое ракушка-прилипала?
- Как передвигается осьминог?
- Аудиторное занятие: Что такое насекомоядные растения?
- Аудиторное занятие: Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? Почему некоторые животные выглядят как растения?
- Внеаудиторное занятие: (3 часов) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
- 8. Животные-рекордсмены (1 ч).
- Внеаудиторное занятие: Интересные сведения о животных и их особенностях.
- 9 . Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
- Аудиторное занятие: Что такое ледниковый период?
- Аудиторное занятие: Как нашли ископаемого мамонта?
- Аудиторное занятие: Что такое меловые отложения?
- : Голубые киты - миф или реальность?
- Что такое сухопутный крокодил?
- Внеаудиторное занятие: (2 часов) Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
- 11. Тайны камней (4 ч).
- Аудиторное занятие: Дольмены – что это?
- Аудиторное занятие: Откуда взялись статуи на острове Пасха?
- Почему нефрит называют национальным камнем Китая?
- Откуда взялись алмазы?
- Внеаудиторное занятие: (2 часа) Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
4. Тематическое поурочное планирование программы.
№ п/п | час | темы | разделы | Характеристика деятельности учащихся | дата | ||
1 | 2ч | Тайны за горизонтом | *Кто открыл Австралию? | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий. | |||
*Существует ли жизнь в Антарктиде? Где родина фигового дерева? | |||||||
2 | 2ч | Жили-были динозавры... и не только они | *Голубые лягушки. * Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы? | Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции. | |||
*Как улитка строит свой панцирь? *Где живут «карманные динозавры?» | |||||||
3 | 2 ч | Тайны камней | *Разнообразие камней. *Айсберг. Что такое коралловый остров? | Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству. | |||
*Где находится самая большая и самая глубокая пещера? *Сады камней. минералов. | |||||||
4 | 6 ч | Загадки растений | *Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?) | Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | |||
*Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. *Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. *Охрана лекарственных растений. *Красная книга Республики Мордовия *Почему оливу называют деревом мира? | |||||||
5 | 2 ч | Эти удивительные животные | *«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. *Разумные дельфины. | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | |||
6 | 4ч | Планета насекомых | *Обладают ли кузнечики слухом? *Почему комар считается злейшим врагом человека? *Муравьи и их квартиранты. *Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | |||
7 | 6ч | Загадки под водой и под землей | *Что такое ракушка-прилипала? *Как передвигается осьминог? *Что такое насекомоядные растения? *Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? *Может ли вода течь в гору? *Почему некоторые животные выглядят как растения? | ||||
8 | 1 ч | Животные-рекордсмены | *Интересные сведения о животных и их особенностях | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | |||
9 | 5ч | Жили-были динозавры... и не только они | *Что такое ледниковый период? * Как нашли ископаемого мамонта? * Что такое меловые отложения? *Голубые киты - миф или реальность? *Что такое сухопутный крокодил? | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школьной действительности, устойчивое следование в поведении моральным нормам. | |||
10 | 4ч | Тайны камней | *Дольмены – что это? *Где находится самая большая и самая глубокая пещера? *Почему нефрит называют национальным камнем Китая? *Откуда взялись алмазы? | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | |||
34 | итого | 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об Олимпиаде. Игра "Что7 Где? Когда?"
Игра для учащихся начальной школы...