Социально-экологический проект Зеленый островок школы
творческая работа учащихся
Предварительный просмотр:
Социально-экологический проект
Зеленый островок школы
Автор: Прудникова Снежана ученица 2 класса
Руководитель: Ковалёва Валентина Алексеевна
учитель начальных классов МБОУ Самолюбовская ОШ
Обоснование актуальности проекта
Мы учимся в МБОУ Самолюбовской ОШ. Наша школа хорошая. В ней тепло круглый год. Но, по сравнению с домом, в ней не хватает уюта, потому что, как мы считаем, одной из причин создания уюта являются комнатные цветы. В нашем классе посажены цветы, но их немного.
Историки считают, что люди начали выращивать комнатные растения уже 5000 лет назад, однако в наше время к ним перестали серьёзно относиться, и долго воспринимали их только как украшение помещений.
Для чего же нам нужны комнатные цветы? Зачем надо озеленить класс? Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, однако в последние годы учёные открыли и другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним. Комнатные цветы нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным – в выхлопах автомобилей и сигаретном дыме содержатся такие опасные для здоровья вещества, как бензол и толуол. Электромагнитное излучение, бактерии и высушенный воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако, не все подряд, а определённые виды.
Возможно, если в классе будет достаточно комнатных растений, ученики будут меньше болеть.
В некоторые классах учителя разводят цветы, но они высыхают, или их ломают ребята. Посаженные цветы выглядят неэстетично, так как они посажены в неодинаковые кашпо. Желающие посадить цветы приносят эти горшки из дому.
Поэтому возникает проблема, как сохранить посаженные цветы, как сделать эстетичными горшочки и как привлечь учащихся и их родителей к озеленению класса.
Весной 2012 года мы стали искать пути решения этой проблемы и пришли к выводу, что надо создать проект по озеленению класса.
В связи с этим мы провели социологический опрос учащихся и их родителей. Опросили 40 человек. Анкетирование, проведенное среди учащихся и родителей, показало, что 97% опрошенных любят комнатные растения и знают, что они создают уют в помещении, обогащают воздух кислородом, украшают интерьер, очищают и освежают воздух, цветущие растения улучшают настроение. У 80 % опрошенных есть комнатные растения дома, 60 % любят ухаживать за ними, 55% сажают растения сами.
На вопрос « Как вы считаете, достаточно ли растений в классе?» достаточно ответили 15%,затрудняются ответить – 8%, недостаточно – 77%.
Они предложили создать «зеленый островок» в школе, создать «живой уголок», расширить видовое разнообразие комнатных растений.
Анализируя ответ на этот вопрос « Готовы ли вы принять активное участие в озеленении класса?» мы пришли к выводу, что большинство опрошенных людей готовы принять участие в этой работе, оказать посильную помощь (принести посадочный материал, принять участие в посадке и уходе за растениями).
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Озеленить класс.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Провести социологический опрос.
2. Изучить литературу по данной теме.
3. Подобрать интересные кашпо.
4. Изготовить кашпо из сбросового материала.
5. Посадить комнатные растения в классе.
6. Ухаживать за посаженными растениями и сохранить их.
7. Сформировать у детей умения и навыки по посадке и уходу за комнатными растениями.
8.Укрепить сотрудничество учащихся и родителей.
Содержание реализации проекта
При чтении литературы и интернета я нашла материал по разведению комнатных растений и изготовлению кашпо.
- Важную роль играет освещение растений.
Важно, чтобы растение находилось на той стороне света, которая ему необходима. Каждой группе растений нужно определенное освещение. Есть растения солнцелюбивые, светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.
Солнцелюбивые - это растения полупустынь и засушливых районов, а также те растения, которые растут в самом верхнем ярусе тропических и субтропических лесов.
Вашингтонии (лат. washingtonia) - веерные пальмы, верхняя часть очень плотного ствола покрыта остатками старых высохших листьев. Листья вашингтонии крупные веерные, украшенные волокнистыми бежевыми кудрявыми нитями. На жестких черешках острые колючки. В горшке высота растения от 1 до 4 метров.
Колеусы (лат. coleus) - это многолетние невысокие кустистые растения, с квадратными в сечении, сочными стеблями и очень декоративными бархатными листьями. Листья колеусов зубчатые, овальные или сердцевидные, с разнообразным рисунком. Чтобы сохранить яркость окраски, колеусы нуждаются в хорошей освещенности.
Крокусы (лат. crocus hybrides) - это небольшие многолетние клубнелуковичные цветущие растения. Крокусы можно выращивать как в домашних условиях, так и на улице. Листья крокусов длинные, остроконечные, тонкие, в белую и зеленую полоску, появляются раньше цветков. Цветы крокусов широкие чашечки из 5 лепестков, с оранжевыми пестиком и тычинками, фиолетовые, голубые, голубые с белыми прожилками, белые, розовато-сиреневые
Нарциссы (лат. narcissus) - луковичные ранние цветущие растения. Нарциссы можно выращивать как в домашних условиях, так и в саду. Листья нарциссов длиной от 15 до 60 см, узкие, прямостоячие, часто чуть вогнутые. Цветы нарциссов на длинном гибком цветоносе один или несколько цветков, состоящих из трубчатой коронки, окруженной 6 долями около цветника, образующими подобие венчика, белых или желтых. Есть нарциссы с розовыми и оранжевыми цветками
Пуансеттии (лат. euphorbia pulcherrina) - ветвистые кустарники с красивыми листьями. Эти комнатные растения также называют "вифлеемской звездой". Листья пуансеттии длиной 15 см, дольчатые, темно – зеленые, по форме напоминающие скрипку. Цветы пуансеттии с октября по февраль, красные, белые, розовые или желтые прицветники, соединенные в розетки, окружают малозаметные цветки желтовато – кремового оттенка.
Светолюбивые растения предпочитают яркий рассеянный свет с косвенным попаданием прямых солнечных лучей. Эти лучи не палящие, они рассеиваются сквозь первый верхний ярус леса. Светолюбивые растения образуют второй ярус лесов.
Фуксия – достаточно неприхотливый, красивоцветущий кустарник с поникающими простыми или махровыми цветками. Листья имеют овальную или яйцевидную форму, по краям зубчатые. Молодые стебли и черешки красноватого оттенка. Цветки напоминают фонарики. Из-под венчика -”юбочки” свисают тычинки и пестик.
Гиппеаструм гибридный. Растения с огромными трубковидными цветками, выращиваемые в горшках, – это гибриды растений, которые растут в тропиках и субтропиках Америки. Цветок растения представляет собой группу из трех–шести огромных трубковидных цветков на мощном стебле до 60 см длиной. Цветки имеют различную окраску. Существуют полумахровые формы. Каждый цветок держится около недели.Растение с ярко выраженным периодом покоя, поэтому пышное цветение возможно только при соблюдении чередования периодов роста и покоя.
Гибискус китайский, или Китайская роза. В благоприятных условиях – это куст около 1,5 м и выше. Листья крупные (10-15 см длиной), овальные или яйцевидные, блестящие, темно-зеленые. У себя на родине Китайская роза известна не только декоративными качествами. Из цветочных лепестков получают краску для тканей, напитков, волос. Цветки широко используются в народной медицине. Цветок гибискуса – крупный махровый или простой эффектный цветок около 10 – 13 см в диаметре. Лепестки имеют различную окраску. Цветок держится на растении один день.
Диффенбахия представляет собой декоративное вечнозеленое растение с крупными листьями, расположенными поочередно на стеблях. Окраска листьев зависит от вида и сорта и может быть различной: кремово-бело-мраморной, бело-зелено-пятнистой, зеленой с белыми пятнами. Цветет растение в комнатных условиях редко, цветки его собраны в початок и особой декоративности не представляют. Диффебахия подходит для просторных помещений, растет до 2 м, может расти в виде дерева и в виде куста.
Спатифиллум. Один из распространенных видов – Спатифиллум Уоллиса. Высота этого спатифиллума – около 30 см, листья до 15 см длиной, растут прямо из почвы. У спатифиллумов соцветие-початок прикрывает присоцветный лист – покрывало. Покрывало белого цвета, со временем становится бледно-зеленым. Цветет практически круглый год: после удаления одного цветоноса через некоторое время появляется другой и так далее.
Теневыносливые растения и тенелюбивые - это нижний ярус, который прикрыт тенью деревьев и кустарников верхнего и среднего яруса. На теневыносливые растения еще могут попадать редкие лучики солнца сквозь листву деревьев, а тенелюбивые чаще всего остаются без солнца, в тени.
Но не следует забывать, что это освещение касается именно природных условий. В комнатных условиях растения получают освещения меньше, чем на открытом пространстве.
Непосредственно на подоконнике освещение составляет 75-80% освещенности за окном, при удалении на 1 метр от окна она падает наполовину, а на расстоянии 2 метра освещенность составляет всего 15-20%.
Маранта трехцветная – основное достоинство этого растения – необычайно красивые по расцветке, оригинальные и разнообразные листья. В Англии ее называют «маранта-богомолец» - такое имя растение получило потому, что на ночь сворачивает и поднимает свои листья.
Сенполия фиалкоцветковая – малораспространенное растение, но популярное и любимое у цветоводов. Еще иногда ее называют фиалкой узумбарской. Для пышного цветения сенполии достаточно придерживаться нескольких правил: ровная температура, высокая влажность воздуха, регулярная подкормка. Главное – рассеянный свет или полутень; сенполию важно держать вдали от прямого солнечного света.
Филодендрон лазящий – ползущая лиана с древесневеющиими ветвями, иногда на половину травянистыми, имеет длинные воздушные корни, но не всегда. Филодендрон является одной из самых теневыносливых лиан и очень неплохо подходит для выращивания в подвесных кашпо и корзинах.
Монстера - одна из прекрасных лиан, которые растут в комнатной обстановке. В благоприятных условиях может достигать 3- 5 м в высоту. Слово "монстера" происходит из латыни, что означает удивительная, причудливая. Иногда ее называют "плаксой". Ее интересной особенностью является то, что в пасмурную погоду на кончиках листьев появляются капельки. Таким образом, даже можно предсказывать погоду за сутки – если появились капельки – жди дождя.
Мирт обыкновенный – вечнозеленый кустарник (может расти в виде маленького деревца), листики которого расположены супротивно. На свету можно увидеть в листике небольшие капельки – эфирные масла, благодаря которым мирт издает приятный аромат. С древнегреческого название переводится как «бальзам» - в Древней Греции и Риме мирт был символом молодости красоты.
Руэллия – очень красивое, но нераспространенное название. Многие виды этого цветка предпочитают тень, но все теплолюбивы, т.к. их родина тропическая Америка, Африка, Северная Америка. Руэллия имеет множество видов и подвидов и по-разному окрашенные цветы, что предоставляет нам большой выбор на любой цвет и вкус.
Некоторые растения повторяются в разных столбцах, допустим, монстера может находиться на светлом месторасположении, но замечательно чувствует себя и в легком притенении.
- Важную роль играет полив растений
Если комнатные растения заливать водой, то 90% из них погибнет. Этот процент определили учёные в результате ряда проведённых исследований. При этом для большинства растений ничего страшного не случится, если они чуть-чуть завянут. Эти исследования проводились в субтропиках, когда долгое время растения не получали воды, а потом дождь потоками заливал их. Поэтому для растений самым неблагоприятным будет полив, который усиливается, то сокращается.
Вода из-под крана почти всегда является жёсткой. Другими словами в ней содержится очень большое количество извести, а её плохо переносят почти все комнатные растения.
Есть несколько способов для того, чтобы сделать воду более мягкой. Например, можно на одни сутки подвесить мешочек с 5 граммами торфа в ёмкость с водой для полива растений. После этого вода станет более мягкой. Также благодаря торфу в воду попадут гуминовые кислоты, которые стимулируют рост корней у комнатных растений. Если есть возможность, то можно использовать для полива растений дождевую воду.
Идеальное время для полива комнатных растений - утро, так как утром растения впитывают максимальное количество воды (причём даже в летнее время) перед тем, как большее количество воды испарится под солнечными лучами. Также благодаря этому до самого вечера ограничится всасывание воды, и корни не будут находиться в сырости. А это отличная профилактика против грибковых заболеваний комнатных растений.
Чувствительные к большому количеству влаги растения нужно поливать через поддон, либо верхний горшок. Это нужно для того, чтобы они не загнили при намокании корневой шейки. К таким видам относятся такие растения как цикламен, узамбарская фиалка и др. Таким способом можно поливать и другие комнатные растения, но нужно при этом следить за тем, чтобы они не находились в воде дольше, чем 30 минут. Так растения смогут взять столько воды, сколько могут впитать их корни. Оставшуюся на поддоне воду всегда нужно выливать.
Обычным же способом растения поливают до тех пор, пока из отверстия в горшке не польётся вода. Если же этого не случится, а земля уже будет покрыта слоем воды, то нужно найти и устранить то, что забило цветочный горшок. Возможной причиной может быть то, что корни растения слишком плотно срослись между собой. Если это так, то нужно их аккуратно разрыхлить и пересадить растение в более просторный горшок.
Для того чтобы избежать заболачивания растения на дно горшка нужно положить слой крупной гальки или же щебёнки. Высота такого слоя должна быть в два пальца. Благодаря этому приёму днище горшка всегда будет оставаться сухим. Не следует забывать, что лишь некоторые виды болотных и водных растений смогут пережить долгое заболачивание.
Механизмы реализации проекта
Провожу исследовательскую работу
Пишу проект
Озеленение класса
Общешкольный смотр - конкурс «Зеленые островки школы»
Календарный план выполнения проекта.
№
п/п
Действия, проведенные во время проекта
Сроки
Ответственный
1.
Исследовательская работа:
«Изучение условий, необходимых для жизни комнатных растений (температурный режим, освещение, полив)»
Сентябрь 2012
Учитель и Прудникова Снежана
2.
Создание проекта
сентябрь
Прудникова Снежана, автор проекта,
учитель Ковалёва В.А.
педагог-организатор
3.
Создание компьютерных проектов-презентаций
сентябрь
автор проекта
4.
Конкурс рисунков на тему «Мой класс – оазис».
октябрь
педагог-организатор
5.
Формирование рабочих групп.
октябрь
педагог-организатор
7.
Мастер-класс по посадке и уходу за растениями
октябрь
автор проекта – Прудникова Снежана
8.
Посадка комнатных растений, озеленение класса.
октябрь
Ученики 2 класса и кл. руководитель
10.
Уход за комнатными растениями
По графику
Ответственные от каждой группы
7.
Подведение итогов. Планы на будущее.
ноябрь
Прудникова Снежана, автор проекта,
педагог-организатор
Ожидаемый результат
В ходе своей работы предвижу ожидаемый результат:
1. Цветы в классе.
2. Реализация идеи приведет не только к решению проблемы озеленения класса, она объединит детей и взрослых одной целью.
3. Работа над общим делом позволит участвовать детям с разными способностями. В ходе работы над проектом дети научатся:
- вести наблюдение;
- правильно подбирать почву для посадки;
- различать растения по виду и происхождению;
- работать с дополнительной литературой;
- правильно ухаживать за растениями;
4. Большинство учеников примут участие в озеленении класса, поэтому они будут ухаживать за посаженными цветами, не дадут ломать их.
Механизмы оценки эффективности проекта
Сильной стороной проекта я считаю возможность привлечь учащихся, и родителей к созидательному труду, возможность раскрытия творческого потенциала школьников и взрослых, а также возможность озеленения класса, не тратя большой суммы денег.
Слабой стороной проекта я считаю, неготовность части учащихся к бережному отношению посаженных растений и уходу за ними.
Возможность распространения опыта
Наш опыт можно использовать в других школах, детских садах, поместить на сайте школы. Можно поделиться опытом с ДОУ, где есть кружки по творчеству. Можно рассказать населению, родителям, тем, кто интересуется цветоводством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "Редкие и исчезающие растения Тульского края. Сохраним им жизнь"
Цель проекта:изучение редких и исчезающих растений родного края, занесённых в Красную книгу;воспитание бережного отношения к растениям;воспитание любви к родному краю;формирование умения работать в гр...
социальный экологический проект "За чистый город"
В работе описывается проведение социального проекта экологического характера....
Международный социально – экологический проект в рамках скаутского движения «Спасти и сохранить: вода без границ»
Идея проекта состоит в том, что сотни ребят – скаутов по всей России, таких же, как мы, возьмут под опеку водные объекты своего региона, чтобы не на словах, а на деле изменить их положение к лучшему.Ц...
Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».
Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....
Экологический проект "Зеленый островок нашего детского дома"
проект по озеленению детского учреждения на примере детского дома...
Социально-экологический проект "Забота"
Формирование экологической культуры детей...
Социально-экологический проект "Птичья столовая"
В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей Родины, возрожд...