Работа с одаренными детьми
статья
В своейс статье учитель рассказывает о методах и приемах работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti-_nashe_budushchee.docx | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренные дети
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.
Работу с одарёнными детьми делю на четыре основных этапа:
1-й этап – организационный
Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.
Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.
Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
- дети с высоким уровнем творческих способностей;
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
2-й этап - этап предварительного поиска
На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Эту работу я начинаю уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.
За год до поступления в школу провожу несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.
С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.
К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников .В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. . Изучается сфера физического развития ребенка Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
3-й этап - оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. С начала сентября учителя, работающие в классе, комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по математике и окружающему миру, в апреле – школьные.
Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости учащихся реализую авторскую программу кружка « РТС». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.
У меня есть опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, интеллектуальный марафон, который проходит в начальной школе ежегодно. Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.
Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную, групповую, парную работу.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. Дети активно включаются в подготовку и проведение конференций "Я исследователь", "Первые шаги в науку". Мои ученики постоянные участники интеллектуальных игр и конкурсов "Пегас", "Кенгуру", "Русский медвежонок", "Золотое руно", "КИТ". Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
В работе с одарёнными детьми использую следующие формы:
- Игра
- Предметные недели;
- олимпиады (разных уровней);
- кружки;
- конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);
- интеллектуальные ринги; марафон знаний;
- научно-практические конференции;
- родительские всеобучи;
- работа по индивидуальным планам.
Приведу некоторые игр, которые я использую на своих уроках.
1.Игра «Расшифруй фразеологизм»
Вариант №1.
Цель: развитие внимания.
Ход: из каждой строчки выписать только те буквы, которые не повторяются, т. е. стоят на данной строчке в одиночестве. Из выписанных букв прочесть фразеологизм.
У З Р А У Т Р К У
В И Н В У И Т В Ь
Б О К О З Б К А Б
Л П Е Л О Я Е С Л
Ответ. Заткнуть за пояс.
Вариант №2
Я В Б Я И Т Я Ь В
Б К С И А И К И С
О К О Н Л Р О Н Р
Г Е У В Г Ш Е В И
Ответ. Бить баклуши.
Вариант №3.
Г Н И Г Э К Э О Г
Ю Л Е А Е Н И Ю Е
Ш И Д И Н В Н О Ш
П Р О С А С С О П
Ответ. Ни кола ни двора.
Вариант №4.
О Д Н Я О Н Е Л Я
Р А С О В С А Ш Р
Б Л И С И Я Б С И
О Н К О П К Н О Е
Ответ. Дело в шляпе.
2 Игра Шифровальщик
Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия, умений анализа и синтеза.
Ход: класс разбивается на пары. Один - в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в шифровке словосочетаний и предложений.
• Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
• Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
• Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита)
Эти игры стимулируют творческое мышление, создают мотивацию к учению, формируют коммуникативные качества детей. Дети, играя, всегда лучше запоминают материал и при этом не устают.
Викторины по литературным произведениям — отгадывание и самостоятельное составление. Сказочные объявления, письма и телеграммы — отгадывание и самостоятельное составление. Какое объявление может опубликовать дед Мазай? Дениска и его мама? А кто дает данную телеграмму? «Спасите, нас хочет съесть Серый Волк
«Общее» стихотворение. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его.
Интеллектуальный марафон
Задания для 2 класса.
1. Путём перестановки букв составь третье слово. Необходимо использовать все буквы.
КОЖА + ВОРОН=___________________________________
2. Замени данные словосочетания одним словом.
Например, посуда для цветов – ваза.
Плод дуба-____________________, водитель автомобиля_______________,
Очень тихий разговор-___________________________ .
3. Вспомни и запиши пословицы, в которых встречается слово «семь»:
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На полке стоят три коробки разных цветов. Как убрать из середины красную коробку, не дотрагиваясь до неё.
_____________________________________________________________
5. Как называется должность главы нашего государства, избираемого народом на 4 года?_____________________________________.
6. Как называют науку, изучающую прошлое человечества?__________________.
7. У бабушки во дворе гуляют внуки и кролики. Всего 8 голов и 26 ног. Сколько у бабушки внуков и сколько кроликов?_________________________________
__________________________________________________________________.
8.Какой цвет средний в радуге?____________________________________
9.Как звали продавца лечебных пиявок?____________________________
10.Сколько раз присчёте до 20 встречается цифра 3?_____________________
11.Из какого произведения К. Чуковского эти строчки?
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер разжигает,
Он страшное слово кричит:
- Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас! _____________________________
12. Расшифруй слова из математики:
ТРМЕ____________, РИЛТ_____________, АТНОН_________________
- предметные недели;
- олимпиады (разных уровней);
- кружки;
- конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные);
- интеллектуальные ринги; марафон знаний;
- научно-практические конференции;
- родительские всеобучи;
работа по индивидуальным планам.
Программа педагогического всеобуча родителей
I КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или вновь за школьной партой
Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть
Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе.
Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
Тема 9.Вот и стали мы на год взрослей
II КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс
Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
Тема 4. Самооценка младшего школьника
Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе.
Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
Тема 9. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
4-й этап – заключительный
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....