Доклад "Профессиональный стандарт педагога"
учебно-методический материал
Профессиональный стандарт педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_professionalnyy_standart_pedagoga.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическая деятельность учителя в сфере НОО в соответствии с требованиями профессионального стандарта»
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, является умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителям начальных классов пришлось поменять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности, изменить подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику начальной школы.
Необходимо научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу своих одноклассников.
Перед учителями начальных классов встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.
Профессиональный стандарт педагога – это
документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
– это характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Так какой же он, современный учитель начальных классов?
Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Нам приходится находиться в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему и как учить школьников?» Мы стараемся соединить в себе любовь к делу и к ученикам, умение не только учить детей, но и способности самому учиться у своих учеников. Стараемся выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм учителя определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для нас очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Для нас за много лет работы в школе профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Нам приходится многому интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Требования ФГОС к современному учителю
В нашей работе должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В настоящее время нас должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Основные компетенции современного учителя:
- Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать учащимся определять цели и образовательные результаты на языке умений)
- Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции
- Уметь использовать разнообразные формы организации деятельности, включая учащихся в разные виды работы, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов
- Уметь учиться вместе с учениками
- Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность
- Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею
- Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их
- Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий
- Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике
- Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок.
В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?
Мы – учителя начальных классов, в настоящее время реализующие ФГОС, можем отметить, что
– изменились приемы работы на уроке: рассказ учителя превратился в обсуждение проблем, учебных или жизненных ситуаций, опрос – в собеседование, контроль – в самоконтроль и взаимоконтроль;
– особое внимание уделяется самостоятельности изучения темы;
– на уроках слышна речь ученика, который не просто повторяет за учителем заученную фразу, а анализирует изучаемые факты и делает обобщающие выводы;
– без мотивации нельзя начинать изучение новой темы. Младший школьник должен понимать, для чего, с какой целью он изучает тот или иной вопрос и как изучает: каким способом, по какому плану, какие виды деятельности для этого использует, какова перспектива урока;
– в постановке цели и выборе средств ее достижения ученик играет активную роль;
– созданию на уроке проблемных ситуаций способствует обилие проблемных, практико-ориентированных заданий;
– ученик имеет право выбрать способ решения учебной задачи, уровень освоения, способ контроля;
– учитель, проектируя урок, думает о том, чтобы дети имели возможность сделать на уроке маленькие открытия, уходили с урока с чувством победы;
– становится характерным демократический стиль отношений между учителем и учениками, умение слушать и слышать друг друга;
– учитель и учащиеся имеют возможность оценить результат совместной деятельности.
– уроки учат учиться.
Таким образом, описанная система взаимодействия с учителями позволяет сделать вывод о системном подходе к вопросу повышения их профессиональной компетентности, отвечающей инновационным процессам реализации ФГОС.
Урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
1.Организационная часть
Раньше
• Цель: создать рабочую атмосферу.
• Действия: приветствие, проверка готовности учащихся и оборудования, выявить отсутствующих.
• Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу
• Действия: осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в получение знаний
2. Сообщение темы и цели урока
Раньше
• Цель: сообщить тему и цель урока в готовом виде.
• Действия: тема записывается на доске или озвучивается вместе с целью
Сейчас
• Цель: определить вместе с учеником тему и цель; составить план урока; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.
• Приёмы: проблемная ситуация; групповая, парная, фронтальная работа.
3. Актуализация опорных знаний и умений
Раньше
• Цель: повторить пройденный материал, который лежит в основе новых знаний.
• Формы: индивидуальные, фронтальные, комбинированный опросы учащихся
Сейчас
• Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.
• Формы: создание ситуации успеха;
• практическая работа;
• высказывание и обоснование своей точки зрения.
4. Изучение нового материала.
Раньше
• Цель: формирование новых знаний и умений.
• Действия: объяснения учителя; самостоятельное изучение по учебнику;
• фронтальная беседа.
Сейчас
• Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач.
• Действия: создание проблемной ситуации; организация обмена мнениями; открытие нового знания путём поиска решения поставленной задачи; использование видео - аудио материалов, Интернет ресурсов; дидактические игры.
5. Закрепление изученного материала
Раньше
• Цель: закрепить новый материал
• Формы:
• опрос-закрепление;
• самостоятельная работа
Сейчас
• Цель: подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач.
• Формы: корректировка своих знаний; высказывание и обоснование своей точки зрения; выполнение практической работы в группах или парах; организация диалога.
6. Оценивание работы учащихся
Раньше
• Цель: оценка работы каждого ученика на уроке.
• Действия:
• выставление отметок учащимся за работу на уроке;
• сообщение и обоснование выставленных оценок.
Сейчас
• Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.
• Действия:
• сопоставление учебных результатов решения учебных задач с полученным результатом своей деятельности на уроке;
самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом.
7. Итог урока
Раньше
• Цель: подведение итога урока
• Формы:
• Опрос-беседа
• Окончание урока
Сейчас
• Цель: сообщение результатов решения учебной задачи.
• Формы:
• повторения плана и цели урока;
• сопоставление цели урока с его результатом;
• обоснование своей точки зрения по уроку;
Наше сегодняшнее отношение к учебному процессу, наше творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера нас, учителей, а также от уровня нашей профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.
Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные универсальные учебные действия подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию.
Выйти на высокий результат в образовательном процессе педагог может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием универсальных учебных действий в течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе. Мониторинг нужен для того, чтобы отслеживать продвижение ребенка по пути развития УУД и эффективности собственной работы.
Мониторинг - это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Цель мониторинга:
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Методами мониторинговых исследований являются:
- анкетирование;
- сбор информации;
- собеседование;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ;
- тестирование.
Школьный старт: Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Учимся учиться и действовать: Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.
Авторы комплектов:
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая
Что мне даёт работа с тетрадью
«Учимся учиться и действовать»
В первом классе я получаю возможность изучить уровень сформированности 8 важнейших универсальных учебных действий.
Их оценка производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного пути.
Во втором классе к этим 8 универсальным учебным действиям добавится еще восемь.
А в третьем и четвертом их будет уже более 30-ти!
Уникальность диагностики
Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «Наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»
Как устроена диагностика:
Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради.
Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса.
Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.
Как проводится диагностика.
Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника.
Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д.
«Методические рекомендации. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе», стр. 27
Проведение диагностики:
КОГДА:
в сентябре 1-го класса в течение третьей и четвертой недели обучения.
С КАКОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ:
ежедневно (со вторника по четверг) в начале 2-го и 3-го уроков в течение 5-10 минут.
ВАЖНО:
провести ВСЕ задания, представленные в рабочей тетради.
Что даёт учителю диагностика:
«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.
Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.
«Учимся учиться и действовать»
Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру:
- введение,
- образец,
- три диагностических задания (А, Б, В)
- и дополнительное задание, отмеченное значком
Мониторинг образовательных результатов.(см.на экране).
Четко видны показатели всех учебных действий по классу, а так же можно отследить показатели каждого ребенка.
Желаем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Профессиональный стандарт педагога»
Выступление на районной педагогической конференцииЦель: Ознакомить учителей района с проектом документа «Профессиональный стандарт педагога» с целью дальнейшего обсуждени...
Профессиональный стандарт педагога- инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
Самостоятельная работа на курсах повышения квалификации...
Выступление на ГМО по теме: "Профессиональный стандарт педагога".
Выступление на ГМО по теме:«Профессиональный стандарт педагога»Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя ...
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога...
Профессиональный стандарт педагога.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся...
Профессиональный стандарт педагога в начальной школе
Данная презентация на тему:"Профессиональный стандарт педагога в начальной школе" раскрывает те педагогические компетенции, которыми должен обладать педагог, шагающий в ногу со временем....
профессиональный стандарт педагога
документ...