Проект «Народный кукольный герой Петрушка»
проект (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kukolnyy_geroy_petrushka.zip | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Народный кукольный герой Петрушка»
С первого класса мы занимаемся в кружке «Я люблю искусство», руководитель Волобоева М.Ф., который посещаем с большой радостью. Она рассказала нам о том, что несколько лет назад в нашей школе был кукольный театр Петрушки. Участники этого театра делали сами кукол, шили костюмы, придумывали сценки и выступали со своими спектаклями. Нам стало интересно узнать больше о возникновении народного кукольного театра, о происхождении кукол. Интернет и телевидение отучило нас посещать театр, мы считаем, что работа над проектом поможет нам и нашим одноклассникам окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание посетить театр и просто сделать нашу школьную жизнь интереснее.
Цель проекта: изучить историю возникновения народного кукольного театра, узнать о его значении в жизни детей, рассказать об этом одноклассникам.
Выбранная тема, на наш взгляд, интересна и очень актуальна, так как в нашем городе нет своего кукольного театра, а артисты различных театров приезжают к нам крайне редко. Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что кукла играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Когда дети играют в куклы, они знакомятся с окружающим миром. Театр кукол - это ещё и ролевая игра со зрителем. А ведь все дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.
Предположим, что интерес наших сверстников возрастёт к театральному искусству, если мы познакомим их с историей народного театра, создадим свой кукольный театр и организуем театральные выступления в детском саду и школе.
Истоки русского фольклорного театра уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды. Их элементами были ряженье, пение, игра на музыкальных инструментах, пляски. Первыми актерами на Руси считаются скоморохи. Группы бродячих скоморохов разносили по стране народное искусство, распевали озорные песни, исполняли скоморошины.
В южных областях России, был распространён вертеп - переносной деревянный ящик, в котором могли передвигаться разные куклы. С ростом городов и популярностью русских ярмарок, набирают силу ярмарочные зрелища. Одним из распространенных был Раёк – театр картинок. Раёк - это небольшой инструмент с двумя увеличительными стёклами внутри. Внутри его перематывается с длинная полоска с изображением разных городов, великих людей и событий.
В эпоху Петра I в городах России перед большими праздниками устраивались ярмарки (ярмонки). На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили карусели, качели, театральные балаганы. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав.
Определился главный персонаж - озорной и задорный Петрушка. Это был любимый герой и скоморохов и зрителей, озорной смельчак и задира с чувством юмора и оптимизма.
Особенно интересными были петрушечные представления. Я спросила у своих бабушек: видели ли они ярмарочные представления? Мне рассказали, что такие ярмарочные представления проходили часто и на площади обязательно был кукольный театр. А мои сверстники знают, что Петрушка - это герой кукольного театра, но мало знают о его репертуаре и внешнем виде.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него большие руки и голова, большие глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и чёрные глаза, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове.
Петрушка был одет в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали в одежду из цветных лоскутков как клоуна.
Голос у Петрушки серебряный и называется пищик. Актер – петрушечник закладывал в рот серебряный гривенник с полоской ткани, туда, где начинается язык, и начинал говорить. Его голос проходил через серебряную пластинку, полоска материи в ней дрожала, и от этого получался сильный, пронзительный звук. Это и есть голос Петрушки.
До XIX века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.
Петрушка является младшим родственником итальянского Пульчинеллы. А ещё родственники Петрушки есть во Франции, Англии, Турции, Испании — притом, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей.
Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались лёгкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека. Так Петрушка радовал русский народ.
Существовали основные сюжеты представления: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актера к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.
Петрушка побеждал всех противников, кроме Смерти. В заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка использовался в балаганном театре и одно и, то, же представление показывалось в разных местах. Значит Петрушка для одних зрителей «умирал», а для других «воскресал».
В начале XX века Петрушки стали показывать представления на детских праздниках, новогодних ёлках. Сценки стали изменяться, становиться более современными. Вместе в Петрушкой в сценках участвовали Цыган, Капрал, Доктор и другие герои.
Данный проект помог нам узнать о народном кукольном театре и герое Петрушке больше, чем мы знали раньше. Представления с участием Петрушки не знают себе равных среди других кукольных театров.
В результате мы пришли к следующим выводам:
- Петрушка является самым удивительным ярким кукольным персонажем, который может быть и смешным и грустным, и мудрым, борцом за справедливость.
У каждого из нас была своя роль и свои обязанности, с которыми мы успешно справлялись. Ко дню театра мы готовим представление с Петрушкой, которое покажем одноклассникам. А вас мы хотим познакомить с героями нашего будущего представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)
Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...
«Организация внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению » ( Реализация программы кружка «Кукольный театр «Петрушка»)
Личный опыт работы в школе убедил в необходимости исследования проблемы развития творческих способностей учащихся средствами кукольного театра, в дополнительном изучении и выявлении...
ПРОГРАММА кукольного кружка «Петрушка»
Цели и задачи программы:Цели:1.Формирование художественного восприятия окружающего мира через приобщение к театральному искусству2.Возрождение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к н...
«Петрушка – народный ярмарочный герой» (методическая разработка занятия для кукольного театра)
Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить воспитанников с кукольным театром и его историей. Занятие проводится в форме экскурсии по кукольному...
Рабочая программа внеурочной деятельности " КТД Кукольный театр "Петрушка" для 4 класса
КТД кукольный театр Петрушка...
Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" "Петрушка"
Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества....
Рабочая программа дополнительного образования кружка кукольного театра "Петрушка" в условиях ФГОС второго поколения.
Представленная программа рассчитана на обучающихся 7-10 лет, срок освоения 1 год, 2 часа в неделю (72 часа)...