Картотека адаптационных и коммуникативных игр с детьми 5-7лет
методическая разработка

Качанова Татьяна Владимировна

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В.А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsionnye_i_kommunikativnye_igry_dlya_detey_5.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.

Название и цель

Содержание игры

  1. «Утреннее приветствие»

Создание положительного эмоционального климатав группе, развитие умения приветствовать сверстников.

Число участников: от восьми человек.

Участие взрослого: на первом этапе обязательно.

Рекомендации: своё имя должен услышать каждый из играющих.

Дети встают рядом с воспитателем. Все поднимают руки вверх, образуя полукруг над головой. Воспитатель говорит: «С добрым утром, солнышко! Мы тебе рады. Все проснулись и за руки взялись (руки медленно опускаются вниз). Дети берутся за руки. Воспитатель, обращаясь к каждому поочерёдно, говорит: «И Даня здесь…, И Катя здесь….». Дети повторяют вслед за воспитателем, называя по имени каждого ребёнка. Затем воспитатель говорит: «Все здесь» и дети, поднимаясь на носочки (подняв сцепленные руки вверх), говорят: «Все здесь!». После этого все медленно опускают руки.

  1. «Снежный ком»

Сближение детей друг с другом, запоминание имён всех участников группы.

Число участников:

от десяти человек.

Участие взрослого: на первом этапе обязательно.

Усложнение: называем имена по заданию взрослого (назови имя того, кто справа от тебя и т.д.).

Рекомендации: если произошла ошибка или остановка , взрослый помогает и исправляет в корректной форме.

Взрослый и дети стоят в кругу. Первый участник (например, справа от ведущего) называет своё имя. Следующий- повторяет его и называет своё имя. И так по кругу. Игра заканчивается, когда последний участник назовёт все имена детей и взрослого.

  1. «Давайте познакомимся»

Развитие коммуникативных навыков, сближение детей друг с другом.

Инвентарь: мяч/игрушка.

Участие взрослого: на первом этапе обязательно.

Число участников:

от восьми  человек.

Рекомендации:

желательно, чтобы в роли ведущего побывал каждый участник игры.

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий (на первых этапах игры - воспитатель) держит мяч (лучше надувной). Он называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя того, кому он бросает мяч.

  1. «Что изменилось».

Развитие внимания и наблюдательности, запоминание имён участников группы.

Участие взрослого: на первом этапе обязательно.

.Число участников:

от восьми/десяти  человек.

Рекомендации: желательно, чтобы в роли ведущего побывал каждый участник игры.

Дети  стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе играющих производится несколько изменений (в одежде, причёске, меняются местами, обувью….). Все производимые изменения должны быть видимы. Задача водящего – правильно подметить изменения. И, назвав имена, вернуть всё на место.

  1. «Найди меня»

Развитие навыков общения.

Инвентарь:

повязки на глаза или платочки по числу участников игры.

Участие взрослого:

Обязательно.

Число участников:

шесть/ восемь человек.

Дети делятся на две команды. В одной – всем завязывают глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но узнать его и назвать его имя. После того, как все названы и найдены, команды меняются местами.

  1. «Узнай, кто это?» или «Кто тебя позвал?»

Создание положительного эмоционального фона в группе.

Инвентарь:

повязка на глаза или платочек.

Участие взрослого: на первом этапе обязательно.

Число участников:

от восьми/десяти  человек.

Рекомендации: желательно, чтобы в роли ведущего побывал каждый участник игры.

Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встаёт в центр круга. Ему платком завязывают глаза. По команде взрослого дети идут молча по кругу, пока взрослый не покажет жестом на одного из детей. Тот должен назвать по имени водящего, а водящий с закрытыми глазами назвать того, кто его позвал. Если водящий назвал верно, то они меняются местами,  если нет, то игра повторяется.

  1. «Подари движение»

Укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Инвентарь:

бубен.

Число участников:

от десяти человек.

Участие взрослого: на первом этапе обязательно.

Рекомендации: желательно, чтобы в роли ведущего побывал каждый участник игры.

Дети становятся в круг, выбирается ведущий. Он в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения, а остальные повторяют эти движения. Далее (по сигналу)  меняется ведущий и игра повторяется.

  1. «Найди игрушку»

Освоение помещения группы, развитие зрительного восприятия.

Инвентарь:

игрушка.

Число участников: от пяти человек.

Участие взрослого:

на первом этапе обязательно.

Рекомендации:

водящий помогает дополнительными  вопросами.

Ведущий (сначала - воспитатель) прячет небольшую игрушку. После этого предлагает найти её, давая не очень сложную инструкцию. (по группе)

Затем инструкция становится сложнее.

  1. «Менялки»

 Сближение детей друг сдругом, развитие пространственной ориентировки.

Число участников: от шести человек.

Участие взрослого:

на первом этапе обязательно.

Рекомендации: желательно, чтобы в роли ведущего побывал каждый участник игры.

Дети сидят на стульчиках в кругу. Водящий (сначала – воспитатель) встаёт со своего стула и выносит его за круг. Далее ведущий говорит: «Меняются местамите, у кого….».(длинные волосы, красное платье, играет с куклами,…)Дети с названными отличиями должны быстро встать со своих мест и поменяться местами. В то же время, водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

  1. «Клеевой дождик»/ «Гусеница»

Сплочение группы, развитие крупной моторики, развитие умения руководить и подчиняться.

Число участников: от пяти человек.

Участие взрослого:

не требуется.

Рекомендации: желательно, чтобы в роли ведущего побывал каждый участник игры.

Дети встают друг за другом, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия:

  • Обогнуть широкое «озеро»,
  • Пробраться через «дремучий лес»,
  • Пройти под «мостом» и т.д.

Все остальные повторяют за ним движения. По знаку педагога ведущий переходит в конец, а следующий за ним становится новым ведущим.

Условие: «гусеница» не разрывается.

  1. «Гармоничный танец»

Установление контакта с партнёром, развитие пространственной ориентировки.

Инвентарь:

Диск с музыкой.

Число участников: от двух человек.

Участие взрослого:

желательно.

Рекомендации:

наблюдать за тем, чтобы ведомыйне становился ведущим.

Дети разбиваются на пары. Встают друг против друга, соприкасаясь только ладонями. Один из партнёров закрывает глаза. Под негромкую  спокойную музыку ребёнок с открытыми глазами делает плавные движения руками и телом - приседает, отходит в сторону, движется в перёд, назад… Задача ведомого- следовать за ведущим, повторять его движения, не отрывая рук.

  1. «Я и другие»

Развитие позитивного само восприятия.

Число участников: от пяти человек.

Участие взрослого: обязательно.

Рекомендации:

каждый должен побывать в роли рассказчика.

Предложите ребёнку рассказать о своём друге, маме, папе и т.д. Важно, чтобы ребёнок мог высказать своё мнение, подчеркнув положительные стороны каждого. Можно попросить ребёнка рассказать о себе, выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на положительных.

  1. «Дракон»

(Кряжева Н.Л.)

Помочь обрести уверенность в себе, почувствовать себя частью коллектива.

Число участников: от пяти человек.

Участие взрослого:

желательно.

Рекомендации:

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в обеих ролях,

Играющие  становятся в линию,  держась за плечи друг друга. Первый –« голова», последний –« хвост». «Голова» должна дотронуться до « хвоста», «тело» дракона неразрывно. Как только«голова» схватила « хвост», она становится «хвостом» и игра повторяется с новой «головой».

  1. «Театр прикос-

новений»

/Н.Л.Кряжева/

Развитие навыков телесного контакта, расслабление.

Инвентарь:

Кассета со спокойной музыкой.

Число участников: любое.

Участие взрослого:

обязательно.

Рекомендации:

Взрослый следит за силой прикосновений, наблюдает за лицом ребёнка

Ребёнок ложиться на коврик в позу звезды. Под спокойную музыку все участники нежно, осторожно касаются лежащего ребёнка. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Лежащий постепенно встаёт.

  1. «Рычи, лев, рычи».

/Кряжева Н.Л./

Выплеск негативных эмоций, снижение напряжения.

Число участников: любое.

Участие взрослого:

обязательно.

Рекомендации:

Игру следует закончить «волшебным» превращением»- предложить детям стать котятами и ласково помурлыкать.

Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование – кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», все должны громко рычать. Отлично!

Хорошо рычите, львы!». Ведущий просит изобразить ещё и львиную стойку.

  1.  «Вежливые слова»

Развитие уважения в общении, формирование умения пользоваться вежливыми словами в собственной речи.

Число участников: любое.

Участие взрослого:

на первом этапе.

Инвентарь: мяч.

Рекомендации:

в конце игры спросите, какие чувства вызвали слова у того, кто их говорил, и у того, кому их говорили, каждый из игроков должен получить в руки мяч.

Дети встают в круг, мяч у любого ребёнка. Дети бросают мяч друг другу, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется:

  •  назвать слова приветствия,
  • слова благодарности,
  • слова извинения,
  • слова прощания,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми в адаптационный период.

Организация работы специалистов отделения первичного приёма и анализа Республиканский социально-реабилитационный цетр для несовершннолетних. Использование арттерапии, игро терапии в работе с подростка...

Картотека игр, способствующих на развитие коммуникативных навыков.

Игры были использованы для развития коммуникации учеников 1 класса....

Картотека бесед по профилактике травматизма (с детьми старшего дошкольного возраста)

Профилактика травматизма с детьми дошкольного возраста...

Картотека «Коммуникативные игры» вторая младшая группа.

Картотека «Коммуникативные игры» вторая младшая группа....

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста....

«Картотека игр на развитие эмоций и коммуникативных качеств детей»

Цель таких игр: развитие эмоциональной сферы дошкольников.•Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, она информ...

Картотека коммуникативных игр для детей старшего возраста"

Цели: развивать способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; а также продолжать развивать  умения слышать других, развивать...