Картотека игр, способствующих на развитие коммуникативных навыков.
картотека (1 класс) на тему
Игры были использованы для развития коммуникации учеников 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_razvivayushchih_kommunikativnye_navyki1.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Ветер дует на… Со словами «ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут самыми разными. Например:
Ведущего нужно менять, давая каждому возможность поспрашивать игроков. Поварята Все дети встают в круг. Это кастрюля. Ведущий: «Сейчас мы будем готовить суп» (салат, борщ, винегрет). Каждый участник игры придумывает, кем он будет – мясо, картошка, морковь, лук, помидор, огурец, вермишель… Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Услышавший себя впрыгивает в круг. Следующий игрок, прыгнув в круг, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все компоненты не окажутся в круге. «Мы приготовили вкусное блюдо».
Секрет Ведущий всем участникам игры раздает из красивого сундучка (коробки) по «секретику» (пуговицу, бусинку, брошку, маленькую игрушку и т.д. Игрок кладет свой секретик» в ладошку и зажимает в кулачок. Играющие ходят по группе и находят способы уговорить каждого показать свой «секретик». Передай мячик Сидя или стоя играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив его. Передавать мяч можно стоя по кругу; можно стоя спиной в круг и убрав руки за спину и т.д. Клубочек Игроки садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и задает любой вопрос участнику игры, сидящему рядом. Например: «Как тебя зовут?» Игрок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, затем задает свой вопрос сидящему рядом с ним игроку. Вопросы могут быть самые разные:
В конце игры клубочек должен вернуться к ведущему. Рукавички Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар рукавичек равно количеству пар детей. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные. Дети по сигналу ведущего расходятся по группе, находят свою пару и с помощью трех цветных карандашей стараются как можно быстрее, совершенно одинаково раскрасить рукавички. Заряд бодрости Ведущий – воспитатель: « Сядьте свободно, вытяните вперед руки и приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой – снизу ушка. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки, слышат всё!» – 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону. А теперь опустите руки, стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните т руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся третий глаз!» - 10 раз. Стряхните ладошки, соберите пальцы руки в горстку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и ос словами: «Я дышу, дышу, дышу», помассируйте ямку 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону. Медвежата
Предложите детям превратиться в маленьких медвежат. «Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали». Воспитатель рассказывает детям про медвежат, дети изображают их движения. (Упражнение направленно на мышечное расслабление). Насос и мяч
Выбирается один игрок – это насос. Все остальные участники игры – мячи. Сначала мячи стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда насос начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Дети стоят гордо. Но как только насос «вытягивает» шланг из мячей, мячи издают звук «ш-ш-ш-ш…» и возвращаются в исходное положение. Меняется насос и игру можно продолжить. (Упражнение на чередование расслабления и напряжения). Медвежонок
Выбираем «медвежонка». Все дети встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри круга, закрыв глаза. Все хором говорят или поют стихотворение и медленно движутся к центру круга: Медвежонок, медвежонок, Спит в своей берлоге. Хоть он и не опасен, Будьте осторожны. Вы такому шалуну Не верьте никогда! С последними словами песенки «медвежонок» вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей. Этот участник выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Это победитель. Жмурки
Предложите детям считалкой выбрать водящего. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате или площадке и издают веселые звуки: «ку-ку!», «ля-ля!», «а вот и я!» и т.д. Схватив кого-либо из детей, водящий угадывает кто это. После этого снимают повязку, и меняется водящий. (Игра направлена на снятие страхов и повышение уверенности в себе) Всадник и упряжка Детям предлагается разбиться на пары («на первый, второй рассчитайся!», считалками, выбором меток и пр.) и договориться, кто в их паре будет лошадкой, а кто - всадником. Лошадке завязываем глаза, а всадник должен управлять своей упряжкой, провести ее через все препятствия. (Всадники проводят своих лошадок через расставленные предметы) А сейчас поменяйтесь местами. (Игра повторяется). Передай сигнал Выбирается ведущий. Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки. Сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руки и сообщает о том, что сигнал получен. Затем сигнал предлагается передавать с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов. (Игра направлена на преодоление защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга). Колпачки Воспитатель раздает детям деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте!», а на приеме колпачка отвечать: «Мне очень приятно!», руками трогать колпачки запрещается. Игра проводится примерно пять минут, чтобы дети смогли обменяться колпачками по несколько раз. (Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой). Тень Дети делятся на две группы («на первый, второй рассчитайся!», считалками, выбором меток и пр.). Затем составить пары, встать лицом друг к другу. Один из играющих, «оригинал», выполняет простые движения замедленно, другой в точности, как тень, копирует его. В начале проработки задания педагог на действия «оригинала» вводит некоторые ограничения: не делать сложных и несколько движений сразу. Кто ты такой? В группу к детям приходит незнакомый воспитатель, который хочет познакомиться с ними. Гость обращается к детям с просьбой рассказать о себе, чтобы узнать и запомнить каждого, познакомиться поближе. - Чем ты похож или не похож на других детей? - Что у тебя особенного? Далее воспитатель предлагает детям игру с мячом: «Как тебя будут называть, когда ты вырастешь?» (дети, стоя в кругу, передают мяч, называя свое полное имя). После игры гость просит ребят сделать свою именную карточку, украсив ее рисунком. Завершив работу, дети надевают именные карточки и рассматривают вместе с воспитателем. (Другой вариант игры может быть проведен с фотографиями детей). Звёздочка Дети стоят в кругу. Начинает игру воспитатель. Он идет по кругу, в руках у него золотая звездочка. Воспитатель говорит слова: На ладошке я держу Золотую звездочку. И тому, кого люблю, Я звезду передаю. Воспитатель останавливается около одного из детей и передает ему звездочку. Теперь этот ребенок идет по кругу, проговаривает волшебные слова, и передает звездочку другому ребенку. Приветики
Приветики - это дружные ребята, которые умеют читать по глазам. Попробуем найти себе друга, договорившись глазами. Раз, два – мы молчим. Мы глазами говорим. В это время выбираем себе друга и моргаем ему глазками. Раз-два, раз-два, Мы с тобой теперь друзья! Кто сговорится между собой, встает в пару. | Дракон Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок не побывает в двух ролях. Строим цифры Играющие свободно двигаются по группе. Ведущий: «Я буду считать до десяти, а вы за это время должны выстроить все вместе из самих себя цифру 1 (2, 3, 4…)». Строим ответ (для старших детей) Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Я покажу вам пример, вы его решите и выстроите из самих себя ответ». Есть или нет? Игроки встают в круг и берутся за руки. Ведущий стоит в центре. Он объясняет задание: «Если вы согласны с утверждением, то поднимаете руки и кричите «да!», сели не согласны, опускаете руки вниз и кричите «нет!».
Найди друга Дети делятся на две команды. Одной половине игроков завязывают глаза и дают возможность походить по группе. Затем этим ребятам предлагается найти и узнать друга. Узнать нужно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки и т.д. Когда все найдут себе друзей, игроки меняются ролями. Вариант той же игры. Один из детей отворачивается, а кто-нибудь произносит его имя. Водящий должен узнать, кто его позвал. Игра повторяется, пока все дети не побывают в роли водящего. Дотронься до… Все участники игры одеты по- разному. Выбирается ведущий игры (по желанию, считалкой и т.д.). Начинается игра. Ведущий говорит: «Дотронься до …синего». Все играющие должны быстро сориентироваться, обнаружить в одежде детей что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются. Кто не успел сориентироваться, тот становится ведущим. Стойкий солдатик
Когда дети сильно возбуждены и не могут остановиться, взять себя в руки, предложите им такую игру: «Встань на одну ногу, вторую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту. Ты честно несешь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, кому надо помочь. А теперь поменяй ноги. Посмотри еще пристальней. Молодец, ты настоящий защитник! Походки
Детям предлагается изобразить походки различных людей и животных.
Можно также предложить одному ребенку изобразить кого-то, а всем остальным отгадать, кто это. (Упражнение направлено на эмоциональное расслабление, снятие напряжения). Белые медведи
Условно изображается берлога, где живут белые медведи. Выбираются двое детей, которые берутся за руки – это медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту», они бегут, стараясь окружить и поймать других игроков. Пойманных отводят в берлогу, ложатся спать, а затем снова идут на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный игрок. (Упражнение направлено на снятие мышечного напряжения, стимулирования активности, сплоченности детей). Маски
Необходимы краски, бумага и липкая лента. На листе бумаги дети рисуют страшные маски, затем каждый игрок примеряет на себя любую маску, остается в ней на какое-то время. В такой маске можно потанцевать дикие танцы, покричать, побегать друг за другом. Затем через какое-то время все внимают маски, берутся за руки, улыбаются, можно плавно потанцевать. (Игра направлена на снятие страхов и повышение уверенности в себе) Рыбаки и рыбка
Два игрока – рыбки, остальные – рыбаки. Рыбаки встают парами, лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки - это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди свобода. Рыбка должна проползти на животе под сцепленными руками, которые задевают ее по спине, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подружку, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся рыбаками. Процесс смены ролей повторяется 2-3 раза. (Игра направлена на снятие страхов и повышение уверенности в себе) Коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам. Радио Выбирается ведущий. Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялся ребенок! (ведущий подробно описывает кого-либо из детей – цвет волос, глаз, одежду…). Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли ведущего может побывать каждый желающий. (Игра помогает обратить внимание участников игры на своих товарищей). Бабушка Маланья Считалкой выбирается бабушка Маланья. Дети берутся за руки и встают в круг. Ребенок, изображающий Маланью встает в центр круга. На него можно надеть фартук или платочек. Ребята идут по кругу и поют веселую песенку: У Маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке Семь сыновей, (идут по кругу) Все без бровей. (Закрыть брови руками) Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, С такой головой, с такой бородой. (всё это показывают) Ничего не ели, Целый день сидели, (присаживаются на корточки) На неё глядели и делали вот так… Затем дети повторяют за Маланьей любое смешное движение, которое покажет ребенок. (Рожки, длинный нос, прыжки, танцевальные движения, приседания, погрозить пальцем, в шутку заплакать и пр.) Осьминожки Дети располагаются определенным образом по периметру комнаты (в углу, у окна, около мяча и пр.). Каждый игрок должен запомнить свое место. Под музыкальный фрагмент дети свободно двигаются по группе. Во время паузы как можно быстрее вернуться на свое место. Усложнение упражнения: занять место, на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. Прогулка Дети строятся в цепочку друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Выбирается ведущий. На полу расставлены препятствия, нарисованы разные преграды (лужа, кочка, узкая дорожка и пр.). Правило игры: двигаться всем вместе. Затем можно поменять ведущего. После игры обсуждаем, трудно ли быть ведущим, мешали ли дети друг другу или помогали, почему. Акула.
Все играющие плавают в море (бегают или барахтаются в воображаемом море). По сигналу «Акула!» дети объединяются в группы по два-три человека. Акула ест только одиночек. Того, кто остался один, акула уводит на сушу, и игра продолжается. Муравейник. Дети распределяются в две группы. Первая группа встает в круг, держась за руки. Это муравейник. Вторая группа – муравьи. Пока дети, стоящие в кругу, считают до десяти и держат руки вверх, муравьи бегают из круга в круг. При счете «десять» дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают на корточки. Муравьи в это время должны быть все внутри круга, в муравейнике. Потом группы меняются местами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие коммуникативных навыков у детей через театральную деятельность»
Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется ф...
развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .
У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...
развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .
У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".
Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...
Картотека игр на развитие коммуникативных навыков., для детей младшего школьного возраста.
Коммуникативные навыки развивают : умение эффективно общаться, помогает детям избежать недопониманий и конфликтов, быстрее находить решения сложных вопросов ....
"Использование ИКТ в развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
XXI век называют веком компьютерных технологий. Это вполне справедливо и для образовательного процесса, где без компьютера не обойтись....