Программа "Школа добрых дел"
рабочая программа (4 класс)
Программа по внеурочной деятельности для учеников начальной школы "Школа добрых дел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti._shkola_dobryh_del.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой интегрированный модуль социально преобразующей добровольческой деятельности. Программа реализуется в 4 классе. Рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).
Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.
В процессе социализации ребёнок становится в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной деятельности, социального творчества.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
- Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
- Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
- Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
- Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
- приобретение школьником социальных знаний,
- понимание социальной реальности и повседневной жизни;
- приобретение навыков групповой работы;
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
- способность регулировать собственную деятельность;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях слышать себя и других;
- приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.
Результаты внеурочной деятельности отслеживаются в портфолио учащихся. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № зан-ия | Тема занятия | Кол-во часов | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
4.09-11.09 | 1-2 | Мой вклад в работу класса. | 2 | Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей | |
18.09 | 3 | Не жгите опавшей листвы. | 1 | Беседа о лесных пожарах | Создание плакатов и развешивание в общественных местах |
25.09 | 4 | Участие в акции «Дети-детям» | 1 | Оформление подарочной коробки | |
2.10 | 5 | Проект «Учительница первая моя» | 1 | Создание газеты ко Дню учителя | |
9.10-16.10 | 6-7 | Операция «Подарок малышам» | 2 | Изготовление пособий для наглядности первоклассникам. | |
23.10 | 8 | Акция «Мы уважаем старших! » | 1 | Создание поздравительных открыток. | |
6.11 | 9 | Проект «Весёлая физкультура» | 1 | Создание видео-ролика физ.минуток для первоклассников. | |
13.11 | 10 | Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» | 1 | Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди первоклассников. | |
20.11 | 11 | Акция «Хлеб – всему голова» | 1 | Беседа о бережном отношении к хлебу | Экскурсия в пекарню. |
20.11- | 12-13 | Проект «Мои домашние животные» | 2 | Создание презентаций. 27.11Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». | |
4.12-11.12 | 14-15 | Работа в мастерской Деда Мороза | 2 | Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. | |
18.12-25.12 | 16-17 | Акция «Покормите птиц зимою» | 2 | Беседа о зимующих птицах | Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период |
15.01-22.01 | 18-19 | Проект «Моя школа» | 2 | Создание поздравительного плаката | |
29.01-5.02 | 20-21 | Мой подарок для папы | 2 | Подготовка к празднованию 23 февраля. Подготовка поздравлений – выступлений и открыток. | |
12.02-5.03 | 22-25 | Мой подарок для мамы | 4 | Создание поздравительной газеты, выступлений к 8 марта. | |
12.03-2.04 | 26-28 | Проект. «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» | 3 | Создание видео-ролика. | |
9.04-16.04 | 29-30 | Акция «Домик для птиц» | 2 | Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами. | |
23.04-30.04 | 31-32 | Акция «Подарок ветерану» | 2 | Беседа о людях, прошедших ВОВ. | Подготовка к участию в фестивале ко Дню Победы. |
7.05 | 33 | «Акция «Белые журавлики» | 1 | Изготовление бумажных журавликов, запуск у обелиска. | |
14.05-21.05 | 34-35 | Операция «Спортивный праздник» | 2 | Подготовка и организация спортивных состязаний для младших школьников. | |
28.05 | 36 | Копилка добрых дел. | 1 | Самоанализ деятельности данного направления. | |
Всего 36 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...