Открытый урок по окружающему миру "Нет в России семьи такой..."
материал (4 класс)

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4

Тема урока: «Нет в России семьи такой…»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

- формировать представление и понятие о семейной памяти – основе исторической памяти на основе писем, фотографий, наград и других документов, хранящихся в семьях как свидетельства судеб людей в годы ВОВ;

- создать образ Великой Отечественной войны как страшного, кровопролитного испытания, который выпал на долю наших родственников и жителей нашей Родины;

- воспитывать любовь и гордость к родной стране;

Формируемые УУД:

- предметные: воспитывать чувство гордости за страну;

- познавательные: находить информацию с помощью родственников, через дополнительную литературу;

- коммуникативные: принимать участие в коллективной беседе, соблюдая правила речевого поведения; учиться обсуждать значение семейных воспоминаний;

- регулятивные: контролировать процесс и результаты работы, правильно оценивать свои достижения;

- личностные: понимать чувства других людей и сопереживать им; уважать и помнить людей, пережившим страшные годы ВОВ.

Оборудование:

Семейные фотографии, сочинения детей, фонограмма песни «Вечный огонь»(сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.), видеофрагмент  о детях-беженцах, видео «Жди меня и я вернусь…»,листы бумаги, рисунки, учебник «Перспектива» 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь, ноутбук, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл net_v_rossii_semi_takoy.docx185.27 КБ
Файл zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti_v_4_klasse.docx321.72 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4

Тема урока: «Нет в России семьи такой…»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

- формировать представление и понятие о семейной памяти – основе исторической памяти на основе писем, фотографий, наград и других документов, хранящихся в семьях как свидетельства судеб людей в годы ВОВ;

- создать образ Великой Отечественной войны как страшного, кровопролитного испытания, который выпал на долю наших родственников и жителей нашей Родины;

- воспитывать любовь и гордость к родной стране;

Формируемые УУД:

- предметные: воспитывать чувство гордости за страну;

- познавательные: находить информацию с помощью родственников, через дополнительную литературу;

- коммуникативные: принимать участие в коллективной беседе, соблюдая правила речевого поведения; учиться обсуждать значение семейных воспоминаний;

- регулятивные: контролировать процесс и результаты работы, правильно оценивать свои достижения;

- личностные: понимать чувства других людей и сопереживать им; уважать и помнить людей, пережившим страшные годы ВОВ.

Оборудование:

Семейные фотографии, сочинения детей, фонограмма песни «Вечный огонь»(сл. Е. Д. Аргановича, муз. Р. М. Хозака.), видеофрагмент  о детях-беженцах, видео «Жди меня и я вернусь…»,листы бумаги, рисунки, учебник «Перспектива» 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь, ноутбук, проектор, экран.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок

На любимый наш урок.

Мы пришли сюда стараться,

Новых знаний набираться.

А в конце урока всех

Нас ждёт только – лишь успех!

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Ребята, давайте начнём свою работу с повторения ранее изученного материала. Ваша задача: внимательно слушать вопрос и давать на него письменный ответ. (раздать листочки)

1) Когда началась Великая Отечественная война? ( 22 июня 1941 г)

2) Какая страна напала на нашу страну в 1941 году? (Германия)

3)Какой город находился в блокаде 900 дней? (Ленинград)

4) Что такое трудовой фронт? (Трудовая деятельность людей, направленная на всемирную помощь военному фронту, на достижение победы над врагом).

5) Какие награды получали герои трудового фронта? (Орден трудового Красного Знамени).

6) Какой подвиг совершили сотрудники музеев Ленинграда? (Подвиг сотрудников Эрмитажа заключается в том, что они еще в начале войны успели упаковать и перевести на Урал миллионы ценных предметов музея.
Во время блокады Ленинграда (900 дней) сотрудники защищали здание от разрушений, убирали и выносили мусор, тушили пожары и т.д.)

7) Как трудились для защиты Отечества ваши земляки? (Для защиты нашего Отечества каждый человек на трудовом фронте внес свой, вклад в победу над фашистами. Одни люди трудились на военных заводах, обеспечивали фронт техникой, оружием, боеприпасами, другие ухаживали и помогали больным и раненым)

8) Когда мы празднуем День Победы? (9 мая)

- Проверим. Я зачитываю ответ, а вы у себя смотрите и поставьте +, если ответ верный, если нет, то - .

3. Самоопределение к деятельности.

Названием нашей темы урока послужила первая строчка третьего куплета из песни «Вечный огонь» Давайте послушаем её. (Включаю видеозапись песни «Вечный огонь»)

Ответьте мне на такие вопросы:

Как же называется тема нашего сегодняшнего урока? (Нет в России семьи такой…)

 - Что такое вечный огонь? (Ве́чный ого́нь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о чем-либо или о ком-либо).

- Где его можно увидеть? (В Москве на Красной площади, Мемориал «Большой Дуб», в городах-героях, в городах воинской славы)

- Какую цель мы себе поставим? (помнить и гордиться подвигами наших предков, родственников, ветеранов ВОВ)

- Опираясь на тему урока и опорные слова, поставьте задачи урока.  (опорные слова:

Обсуждать….

Приводить примеры……

Сопереживать……

Продолжать знакомиться……

Откройте учебники на стр. 86

- Как вы понимаете название темы урока? (ответы детей)

В нашей стране нет, наверное, ни одной такой семьи, в которой бы война не коснулась своим страшным крылом: одни воевали, другие были в тылу, третьи работали дни и ночи в полях, на заводах, а дети…они не увидели самого дорогого - детства!

Сейчас я вам покажу ещё один небольшой фрагмент, а вы внимательно смотрите его и слушайте, а потом ответите на мои вопросы.

(Включаю фрагмент видео).

-Кто такие беженцы? (люди, которым пришлось оставить свои дома и бежать в чужие края из – за войны).

- Как выглядели дети, пережившие эвакуацию?

-Почему их называют «маленькими старичками?»

-Что им пришлось пережить?

- Как скрасила жизнь Ирина Николаевна деткам – беженцам?

4. Работа по учебнику (стр. 86-91) 

Давайте рассмотрим иллюстрации из семейного архива И. Н. Алексеевой с. 87. «Книжки – малышки и шаблоны к ним. Новосибирск. 1942 – 1943 гг.»

На стр. 88 – 89 изображены фотографии из семейных архивов «Мы помним». Присмотритесь: какие серьёзные лица на фотографиях, а какие трогательные взгляды…

- Найдите здесь фотографии, которые говорят о том, как люди хранят память о погибших воинах? (памятники)

- В нашем селе тоже есть Памятник бойцам Красной армии, погибшим при освобождении села, куда мы ходим с вами не только в День Победы, но и в обычные дни: возлагаем цветы, убираем, просто на экскурсии. (Показываю фотографию памятника).

Для того, чтобы понять, о чём мы с вами будем ещё говорить, я предлагаю вам прослушать стихотворение в исполнении автора Константина Симонова «Жди меня» (аудиозапись), после чего мы обсудим, о чём здесь говорится.

-Что это за послание? (письмо)

-Кому адресовано письмо? (жене – актрисе Валентине Серовой)

https://cdnpdf.com/2/3/3/6/9/16.jpg

Да, ребята, а ведь это, действительно, письмо с фронта. Слова «Жди меня, и я вернусь…» были солдатским паролем. В них было заключено всё: вера, надежда, любовь.

Обычно, письма стараются писать разборчиво, чётко, на аккуратном листе бумаги. Как вы думаете, письма с фронта отвечали этим требованиям? (Нет) 

- Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.

- Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны.

5. Физкультминутка: «Мы военные» 

Мы станем все военными, (шагают на месте) 
Большими, здоровенными.  (руки вытянуть вверх, опустить через стороны)
Будем в Армии служить,  

Будем Родину любить. (движения повторяются) 
Сад и дом свой охранять,  (наклон вперёд, смотрим в «бинокль»)
Будем мир мы защищать! (шагают на месте)

6. Закрепление изученного материала.

Беседа.

- Ребята, мы живём в 21 веке, когда вокруг занимают место современные технологии. Мы можем общаться с друзьями, родственниками, знакомыми с помощью мобильной связи, интернет – связь и другое. Но если нам задуматься, обернуться назад, в прошлое и задуматься, какие средства связи были у людей во время войны? Как люди узнавали новости о родных?

В то время единственной ниточкой, которая могла связать людей, были письма – треугольники. Ведь мы понимаем, что на войне бумага была на вес золота, не говоря уже о конвертах. Вот солдаты и придумали способ: сворачивали бумагу, а иногда и клочки, в треугольник, подписывали адрес и отправляли их домой.

- Давайте попробуем сложить такие треугольники. (образец).

https://izo-brojenie.ekb.muzkult.ru/media/2020/02/29/1253332237/rian-let-03-01.jpg

Сгибаем правый угол листа к боковой левой стороне, затем левый, чтобы получился треугольник и внизу прямоугольник, получится «домик», затем, оставшийся внизу прямоугольник сгибаем с двух сторон углы, чтобы получились по краям маленькие треугольнички и заправляем в первый получившийся сверху кармашек.. Получилось письмо-треугольник.

- Молодцы, ребята, конверты готовы. Но только пустыми их ведь отправлять было нельзя. Я предлагаю вам написать небольшие письма детям – четвероклассникам , которые жили в годы ВОВ…( работа над письмами).

«…Написал я всё, что надо, 

А увижусь — доскажу.

А теперь письмо солдата

Треугольником сложу.

Угол первый — самый главный,

Этот угол я загну,

Чтоб с Победою и славой

Мы окончили войну.

Я сложу края второго — 

Вот и вышел уголок,

Чтоб вернуться мне здоровым

На отеческий порог.

Ну а третий, ну а третий

В честь твою сложу скорей,

Чтоб тебя, как прежде, встретить

И назвать своей.

Так лети с приветом жарким

На заветное крыльцо,

Треугольное, без марки,

Фронтовое письмецо!»

-Представьте, как ждали эти треугольники люди, разлученные войной на четыре долгих года.

-Давайте откроем одно такое письмо- треугольник, письмо, которое прошло тысячи километров и прочитаем, что написал, в этом письме фронтовик своей семье. Откройте учебник на с.90-91. (Читает ученик.)

-Почему фронтовик написал в письме к своим детям такую фразу: «Я рад, что мне приходится защищать тысячи вас…»? (ответы детей, коллективное обсуждение) (солдат знал, что каждый из них вносит ощутимый вклад в борьбу с врагом. Он любил своих детей и надеялся, что вернется и увидит свою семью, что заживут они счастливой жизнью.)

- Но не всегда письма приносили радость. Бывало такое, что родные получали письма, написанные чужой рукой, в которых сообщалось о том, что их брат, сын, отец …погиб. Эти письма носили название «похоронка».

Это очень страшная весть, ведь этих погибших солдат даже не смогли родные похоронить на родной земле, нельзя принести цветы на могилу, просто молча постоять рядом…

Почтальоны боялись переступать порог дома, куда пришла похоронка. Это было горе не только для семьи фронтовика, но и для всего поселка.

- В каждой семье бережно хранят письма с фронта, ордена, медали. Эти вещи называют реликвиями. Кто знает, что означает это слово? Обратимся к толковому словарю. (Работа со словарем.)

1. Реликвия – это свято хранимая вещь, связанная с историческими событиями прошлого.

2.  Памятник скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. Сохранившийся предмет культуры прошлого.


К памятникам относятся:

3. Обелиск - памятник, сооружение в виде суживающегося кверху гранёного каменного столба.

4. Монумент -  сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц.

5. Мемориал -Мемориальное архитектурное сооружение, мемориальный комплекс.

- Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах, в нашей памяти. Наш долг, как граждан своей страны, своего Отечества- знать и помнить об этом.

- На этой странице учебника есть фотографии из семейного альбома Тюточкиных. Давайте внимательно рассмотрим их.( обсуждение).

На сегодняшний урок вы принесли сочинения о своих близких, которые сражались на войне, а также рисунки. Давайте зачитаем сочинения. (дети читают сочинения). У Вероники и  у Андрея есть фотографии  дедушек. У меня тоже прадедушка воевал на войне. Он был танкистом.  А ведь это тоже ниточка из тех страшных военных лет. Эти снимки держали в руках наши прабабушки, прадедушки, дедушки… Мы должны беречь эти фотографии и гордиться тем, что наши родственники тоже внесли свой вклад в Победу. Благодаря их смелости, отваге и вере мы живём и радуемся жизни. Каждый год по улицам нашей страны проходит Бессмертный полк. В нём несут портреты героев, воевавших и трудившихся для Победы. Моя дочь, Якушко Дарья, тоже участвовала в «Бессмертном полку», несла портрет своего прапрадедушки, участвовала во всероссийском конкурсе, где написала рукописную книгу о нём. Эту книгу оценили в Союзе писателей в Москве. (Показываю книгу).

- Как мы чтим память павшим? (минута молчания).

- Давайте почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с войны.

А сейчас покажите свои рисунки и расскажите о чём они. (дети вывешивают на доску свои рисунки и рассказывают о них).

- К сожалению, уходят из жизни очевидцы войны. В нашем селе уже не осталось ветеранов. Мы должны помнить не только живых, но и уже умерших. Это наш долг!

7.Подведение итогов урока.

На стр. 91 прочесть статью «Сделаем вывод»

- Кого называли беженцами?

- Как складывались военные письма?

- Какие чувства у вас возникли после прослушивания стихотворения К. Симонова?

8. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, что …

Меня удивило…

Мне захотелось…

9. Домашнее задание.

1. Учебник: вопросы рубрики: «Проверим себя» стр. 91.

2. Рабочая тетрадь - стр. 48 – 49. Проект «Моя семья в истории страны».



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 4 КЛАССЕ, ЗАЩИТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ «МОЙ РОДНОЙ КУРСКИЙ КРАЙ»

Цели проекта:
- познавательный аспект: увеличение объёма знаний о своем крае, о природе родного края; показать разнообразие и богатство растительного и животного мира;
- развивающий аспект: развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал, развитие коммуникативных умений учащихся;
- воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к природе, развитие экологической культуры учащихся; воспитание интереса к своей малой родине.
Задачи проекта:
- совершенствование речевых умений и навыков;
- обобщение и систематизация полученных знаний;
- активизация навыков самостоятельной работы по сбору нужной информации;
- развитие навыков взаимодействия и взаимопомощи при решении общих задач.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, рисунки детей своего края, материалы из книг, газет, энциклопедий, собранные детьми, карта природных зон, карта России, мультфильм.
Этапы работы над проектом.
I этап: Выбор и осознание проблемы. ("Погружение" в проблему).
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
• актуальность и важность данной проблемы;
• анализ разнообразной информации;
• программа действий;
• разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана проекта.
V этап: Защита проекта.

VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

1.Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

2.Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

3.Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

-О чём говорится в стихотворении?(о Земле)-стране
-Как называется наша страна? (Россия)
-На каком материке она находится? (Евразия)


Учитель:

-А теперь послушайте песню «Наш край»
-О чём эта песня?
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
-Какие задачи поставим перед собой?


Любить Родину – это еще и значит знать ее культуру, историю, традиции.

- Мы совершим путешествие по нашей малой родине –Курскому краю. Цель нашего путешествия - изучение «Родного края - как части великой России».

 -Сегодня у нас необычное занятие, на нём присутствуют географ, ботаник, историк, зоолог, эколог, и все они расскажут о родном крае - Курском.

Вы готовили в течение нескольких недель проектную работу о Курском крае. Познакомьте нас с ней, а я буду вам помогать.

  1. ИСТОРИК.

 Цель-узнать историю происхождения области, историю создания Герба и Гимна, памятные даты.
Курск – один из древнейших городов Киевской Руси. По преданию, река Кур дала название городу. Курск возник в Х веке в период правления Владимира Святого на месте славянского поселения, превращенного в крепость для защиты от набегов многочисленных врагов. Первое известие о городе обнаружено в «Житии Феодосия Печерского» монахом-летописцем Нестором. Город и его жители – это защитники русской земли. В величайшем произведении литературы, созданном еще во времена Киевской Руси «Слово о полку Игореве», воспеваются курские воины.
5 июля 1878 года был утвержден герб Курской губернии с императорскою короною и в окружении золотых дубовых листьев, соединенных Андреевскою лентою.
17 декабря 1996 года Герб Курской области в основе своей имеет изображение старинного герба Курской губернии. В серебряном щите, увенчанном короной, лазурная перевязь с тремя летящими серебряными куропатками.

В области много культурных достопримечательностей и памятников архитектуры, которые привлекают любителей путешествий и культурного туризма. В Курской области много исторических памятников, посвящённых битве на Курской дуге и отражающих события Великой Отечественной войны. Всего же на территории области расположено более 4 000 памятников истории и культуры.
Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. Немецко-фашистское командование рассчитывало за 2 дня окружить и уничтожить на Курском выступе советские войска.
5 июля 1943 года началось наступление немецко-фашистских войск против северного и южного фасов, а 12 июля советские войска перешли в контрнаступление. В этот день в районе железнодорожной станции Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение второй мировой войны, к 23 августа освободили Орёл, Белгород и Харьков.
Впервые с начала Великой Отечественной войны в Москве прозвучал салют в честь освобожденных городов. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне.

  1. ГЕОГРАФ.

 У меня была цель узнать, где на карте располагается наша область, какими полезными ископаемыми богата, какие крупные города есть в области.

По обычаям мудрым , по обычаям древним
Наши предки свои возводили селенья:
Среди русских равнин, на высоких холмах,
На песчаных привольных родных берегах.
Лес рубили, могучие пни корчевали
Избы строили , щедрую землю пахали.
Оседали не на год- оседали на век
Нарекали селенья названьями рек!

Курская область размещается на Средне-Русской возвышенности. Располагается в умеренном поясе, между лесной и степной зонами.
Холодная зима с устойчивым снежным покровом, лето- солнечное, временами жаркое, засушливое.
Самые богатые почвы - чернозёмы.
На северо-западе область граничит с Брянской, на севере - с Орловской, на северо-востоке - с Липецкой, на востоке - с Воронежской, на юге-с Белгородской областями, на юго-западе с Сумской областью Украины.
Центром Курской области является город Курск. Крупными городами являются: Курчатов, Рыльск, Льгов, Обоянь, Суджа, Дмитриев, Щигры и, конечно, наш родной город Железногорск.
Недра Курской области богаты многими полезными ископаемыми: торфом, каменным углём, железной рудой, песком, глиной, мелом.

  1. БОТАНИК. 

Цель - изучить растительный мир нашего края.

Я люблю тебя малая родина!
Край мой Курский , дивный , родной!
Где в садах есть сирень и смородина,
Где в лесах чистый воздух хмельной.
Горицвет ,ветреница лесная, дивный ландыш чарует наш взор.
Колокольчик звенит не смолкая,
Соловей ведёт разговор.


Курская область богата
 лесами. Основные представители растительного мира их: дуб, ель, сосна, липа, берёза, клён , орешник, шиповник, боярышник, медуница, колокольчик, гусиный лук.
Луга- прекрасные сенокосные угодья. На них растут: тимофеевка луговая, тысячелистник, клевер ползучий, одуванчик, пырей, мышиный горошек.
Растительность водоёмов: встречается кувшинка, калужница болотная, кубышка, рогоз, камыш, осока, тростник.

  1. ЗООЛОГ

Моя цель-изучить животный мир Курской области.


Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пение,
Голосистый соловей.


Животный мир представлен степными и лесными обитателями.
В лесах встречаются: лоси, косули, кабаны, ежи, волки, лисы, зайцы-русаки.
В степях водятся: суслики, хомяки, тушканчики, сурки, степные жаворонки, змеи, ящерицы.
Наличие водоёмов — благоприятные условия для расселения ондатр, бобров. Ценные породы рыб водятся в реке Сейм, Тускарь, Свапа. Но больше всего для разведения рыб в пищевом отношении используют пруды и водохранилища. В водоёмах водятся щука, лещ, карп, карась, пескарь.
Особенно разнообразен мир птиц: зяблики, лесные жаворонки, иволги, малиновки, дрозды, зелёные дятлы, соловьи, поползни, кукушки, удоды, славки, пустельги, скворцы, болотные камышевки, снегири, корольки.
На лугах- многообразие представителей мира насекомых-шмели, кузнечики, кобылки, бабочки, божьи коровки, муравьи, пчелы.

УЧИТЕЛЬ. Раз есть в нашей области леса, значит есть и защитники леса. Все мы являемся частью природы. Всё чаще люди безжалостно относятся к ней: вырубают леса, осушают болота. Не задумываясь, что, делая благо одному, причиняют вред другому. Мы просто обязаны бережно относиться к окружающей нас природе. Только от нас с вами зависит, какая будет наша планета.
- На сегодняшний день человек и продукты его деятельности настолько загрязнили природу, что она уже не в состоянии справляться самостоятельно. Все чаще слышим мы слова «экология», «экологическая катастрофа», «экологическая безопасность» и т.д.
Объяснить эти слова и выражения нам поможет эколог.

  1. ЭКОЛОГ.

 Цель - узнать почему вырубают леса и как их надо спасти. Подумать, как защитить наш край от мусора, составить план действий по защите окружающей среды от мусора.

Если в лес зашёл вековой, ты не рушь благодать и покой!
Ветви ты не ломай ! Не рви первоцвет!
Зверя ты не трави , а покорми , пожалей!
И богатства природы на век сохрани!


На территории Курской области происходят - вырубки лесов, лесные пожары, и поэтому, меняется мир флоры и фауны. В лесах, степях, на водоёмах области редкими стали растения - сон-трава, купальница, кувшинка, колокольчик, подснежник, ковыль перистый, ландыш.
Уменьшилось и количество представителей животного мира, охота на них в нашей области запрещена полностью или ограничена. Это - выхухоль русская, дрофа, барсук, лось, косуля, куропатка, белка, ондатра, розовый скворец, тетерев.
Все представители исчезающих видов растений и животных на территории области нуждаются в охране и защите и занесены в «Красную книгу Курской области», а выхухоль и дрофа- в «Красную книгу России».
На территории Курской области находится Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алёхина организованный в 1935 году. Растения, которые находятся под охраной в заповеднике - это пион тонколистный, лен многолетний, купальница европейская, прострел раскрытый.
Мы все хотим жить в красивом, и главное, чистом, ухоженном месте. Понятно, что хотеть — мало. Нужно еще и делать. Часто наши желания расходятся с нашими поступками. А в результате мы видим замусоренные улицы, или хуже того, огромные мусорные свалки, которые являются источником загрязнения воздуха, почвы, воды.
-Вы хотите жить в таком месте? Почему? Кто виноват?
Разбрасываемый мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха. С каждым годом экологическое состояние становится все хуже. Именно поэтому государством предпринимаются все возможные меры для решения данной проблемы. И не зря 2017 год был объявлен годом экологии.

Для того чтобы привлечь внимание общества к проблемам экологии, во многих странах, а также и в нашем крае ведется большая работа по охране природы. Проводятся масштабные акции по защите окружающей среды.

В нашем календаре есть дни, которые напоминают людям о том, что мы губим природу, используя ее для создания комфортных условий жизни человека.


На доску вывешивает календарь.
21 марта – Всемирный день защиты лесов.
22 марта – Всемирный День охраны водных ресурсов.
1 апреля – Международный День птиц.
15 апреля – День экологических знаний.
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.
29 сентября - Всемирный День моря.
4 октября – Всемирный День защиты животных.


УЧИТЕЛЬ.А вы всегда бережно относитесь к природе? Как бережно?
Сейчас проверим в виде игры.
Давайте немножко отдохнём.

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Я буду читать четверостишие, а вы внимательно слушайте и, если согласны – говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны, то говорить ничего не надо – молчите.


Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?


Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?


На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?


Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит
И цветы совсем не рвет?


Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

Игра «Цветик - семицветик»
-Ребята, вам знаком этот сказочный персонаж. А что же написано на этих лепестках? Каждый лепесток – это одна из сторон богатства нашего края.
-Давайте узнаем, чем же богат наш край?


лепесток — фабрики, заводы.
лепесток - школы, училища, институты, университеты.
лепесток – музеи, театры, библиотеки.
лепесток – полезные ископаемые
лепесток - парки.
лепесток - памятники.
лепесток – зерно, хлеб.


Все богатства необходимы. Если у цветка оторвать лепесток, он теряет прелесть. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (сердцевина цветка). Человек создает их и потребляет. Много людей проживают на территории нашего Курского края и главное состоит в том, что мы живем в мире и согласии на нашей богатой земле.

Знать историю своей страны, историю своей малой Родины - обязанность каждого гражданина. Только через знакомство с историей малой родины можно ощутить гордость того, что ты живёшь именно здесь, в этом уголке земли, краше и роднее которого нет на планете.

Это наш родной город – Железногорск.

УЧИТЕЛЬ: 

Начиная работать над проектом, мне сразу же хотелось узнать, как появилось название нашего города. Об этом я прочитала в книге  Геннадия Николаевича Александрова «Железногорье»: «Осенью 1957 года в слободу Михайловка приехали первые строители. Многие горняки, приехавшие сюда, окрестили здешние места «медвежьим уголком». Да и старинные архивные документы, в коих впервые упоминалась слобода Михайловка, удостоверяли, что «дикие места, где в 1712 году населена слобода сия, пожалованы Петром I во время Прусского замирения фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву».

   По буграм и оврагам ярким золотом горели березовые рощи, шумели чистые заросли мелколесья, а по всей равнине – бескрайнее гречишное поле. Геодезист Иван Алексеевич Щербак и мастер Михаил Прокофьевич Побоков забили первые колышки, определили, где строить школу, столовую, клуб. Указали место для палаточного городка, для первых шести общежитий и 13 четырехквартирных домов. Рос и развивался рабочий поселок, появились первые улицы: Горняков и Октябрьская.   Горняки и строители, временно жившие в близлежащих селах, слободе Михайловке, стали переселяться в новые дома. Началось возведение трехэтажных домов на будущей улице Ленина. Начал создаваться Михайловский рудник. Карьер начинался сразу же за лесом. Он был открыт на месте дикой балки, сплошь заросшей кустарником.  С появлением первых жителей возникла необходимость открыть почтовое отделение и дать название рабочему поселку. Так как он начал строиться в октябре, его и назвали ОКТЯБРЬСКИЙ. 

 У имени «Железногорск» есть конкретный автор – Федор Леонтьевич Кравцов, бывший в то время секретарем Михайловского райкома КПСС. Федор Леонтьевич Кравцов вспоминал: «Вместе с другими товарищами по райкому я три дня думал над именем будущего города. Перебрал десятки вариантов: и Рудный, и Железный. Потом осенило: основа от слова «железо» обязательно должна войти в наше название. Руда бывает и медной, а у нас – именно железо. А поскольку его здесь настоящие подземные горы, значит, второй корень пусть будет от слова «гора». Тем более что он созвучен еще и слову «город». И в июне 1962 года рабочий поселок Октябрьский Курской области был переименован в город ЖЕЛЕЗНОГОРСК. Сегодня Железногорск – большой, красивый город с широкими улицами, утопающий в зелени и цветах. 

Кроме промышленной зоны в Железногорском районе достаточно достопримечательностей, способных заинтересовать туристов: старинные усадьбы и церкви, цветные озера, дендрарий, краеведческий музей, живописные природные уголки. Ребята проделали большую работу по сбору информации о достопримечательностях нашего края. Использовали интернет, ходили в школьный музей, музей леса при Кармановском лесничестве. А сейчас давайте послушаем сообщения, которые они подготовили.

  1. Михайловский карьер 
  2. Цветные озера 
  3. Дендрарий г. Железногорска
  4. Храмы Железногорска 
  5. Краеведческий музей 
  6. Памятники города 
  7. Усадьба Анненкова
  8. Дендрарий села Карманово

Михайловский карьер.

 Железногорск – промышленный город. Важнейшая его достопримечательность – величественный Михайловский карьер. Посмотреть на производство добычи железной руды под открытым небом стремятся многие туристы. Каждый гость может увидеть его со смотровой площадки. Разработки месторождения ведутся с 1960 года. По объемам добычи железной руды он находится на 2 месте в России. В честь первого ковша добытой руды на повороте к рудоуправлению от трассы Москва – Киев установлен памятный знак 

Цветные озера.

Цветные озера – результат карьерных разработок. Наибольшее из них находится вблизи села Остапово.

Цвет воды в них изменяется в соответствии с погодными условиями и временами года. Наблюдение за удивительной игрой цветового диапазона водной глади может длиться часами. Иногда смена красок происходит сразу на глазах. Хаотичный порядок бирюзовой, оранжевой, зеленовато-бурой, изумрудной окрасок воды непредсказуем. Разгадка этого явления – содержание в местной глине разнообразных химических элементов. Они придают воде яркие окраски. Благодаря окиси железа она становится красноватой, соединения меди – бирюзовой. Цветными озерами Железногорска могут полюбоваться все желающие. Однако в среду и пятницу к ним попасть невозможно. Это дни проведения взрывов. Доступ посторонних к карьеру закрыт. Между озерами имеются хорошо протоптанные тропы, в отдельных местах с лестницами и перилами, что особенно нравится любителям пеших прогулок. Вокруг растет много деревьев. 

Полезный совет. Собираясь посетить озера нужно надеть удобную одежду и обувь, быть готовыми к пешей прогулке по грунтовой тропинке, заросшей травой.

Дендрарий

 Дендрарий Железногорска – особо охраняемая природная территория. Она занята необыкновенными растениями, доставленными из разных уголков мира. Основатель его – Николай Антонович Попов. Создан этот редкий парк в 1996 году. Территория — 3 га. Численность экспонатов достигает 3500 штук. У каждого растения установлена табличка с его названием, годом посадки, указанием места, откуда его привезли. Территория благоустроена: архитектурно оформлены фонтаны; построен декоративный водопад; разбиты клумбы с альпийскими горками и оформлены природными камнями; оборудованы места для отдыха, из пеньков изготовлены стульчики и столик. За клумбами и растениями ухаживают садовники. А сколько здесь красивых уголков для фотосессии – с редкими цветущими растениями, вечнозелеными деревьями и кустарниками, древовидными лианами Дендрарий поделен на 34 сектора. Весной цветет миндаль. Гуляя по территории парка, можно встретить полянки с грибами: подберезовиками, маслятами, шампиньонами и белыми грибами. Желающие могут воспользоваться консультациями работников дендрария по выращиванию, уходу и разведению понравившегося растения. Сотрудники парка даже делятся семенами. 

Храмы Железногорска 

Верующим людям интересно знакомство с древними храмами и соборами. Железногорск молодой город, поэтому старинные храмы можно увидеть только в близлежащих селениях. Впервые к закладке храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших приступили в 1989 году. Возведение 2-этажного здания проводилось на средства прихожан и продолжалось 7 лет. При храме работает библиотека, создана воскресная православная школа. Строительство Свято-Троицкого храма началось в 2000 году. Незаметно он стал главным религиозным заведением в городе. Территория его огорожена. Внешне здание храма напоминает терем, внутри много света, простора. Его уникальность – иконостас выполнен из керамики. Со старинным храмом святителя Николая Чудотворца можно ознакомиться в селе Михайловке. Его история начинается с 1753 года. Главные его прихожане того периода — украинские казаки. При содействии графа Шереметева и торговцев при храме открыли училище от славяно-греко-латинской академии. Святыня храма — частица мощей Святого угодника. Икона Николая Чудотворца вместе с другими старинными иконами была украдена. Часть из них заменена копиями. Расположившуюся на пригорке церковь видно издалека Бирюзовый цвет стен храма выбран не случайно. Он символизирует жизнь. На богослужения в церковь приезжают жители ближних деревень, Железногорска и городов области.

Краеведческий музей 

Музей принял первых посетителей в 1992 году. Функционирует 4 зала: Предназначенный для ознакомления с летописью города. Историко-этнографический с представленными предметами быта, народными костюмами. Экспонаты зала знакомят с судьбами известных соотечественников, ремеслом и промыслами людей, живших в этой местности; воинской славы и памяти с документами о жителях города, принимавших участие в Великой Отечественной войне, павших в Афганистане и Чечне. В краеведческом музее Железногорска особое место принадлежит диораме Михайловского железорудного карьера, представленной в первом зале. Поражают экспонаты ископаемых и предметов окаменевших останков растений и животных. Некоторым из них по 170 миллионов лет. 

 Памятники города 

Мемориальный комплекс, названный «Большой Дуб», находится в поселке Золотой. В Музее Партизанской Славы посетители познакомятся с движением партизан, боровшихся с фашистскими захватчиками. Там же состоится знакомство с памятником людям, погибшим в результате карательной операции немцев. Не обнаружив в селении партизан, в один из дней октября 1942 года, они часть жителей расстреляли, других – сожгли. Не пожалели даже грудных младенцев. Погибло 99 человек. Поселок Большой Дуб иногда называют «Курской Хатынью». Больше 10 лет по специальному соглашению в городе работали строители из Болгарии. В благодарность за их труд по улице Димитрова разбили сквер Советско-болгарской дружбы. В парке установили бюст Георгию Димитрову На центральной площади, как и в большинстве городов, стоит памятник Ленину На табличке рядом со скульптурой высечена фраза: «Дело это надо вести сугубо энергично». Владимир Ильич, как бы призывает к освоению месторождения железной руды.

УЧИТЕЛЬ:

Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то Малая Родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и горкой. Словом, Малая Родина у каждого своя. И сейчас мы расскажем о  некоторых достопримечательностях нашей Малой Родины села Карманово.

 Усадьба Анненкова.

 Создатель усадьбы — помещик Иван Петрович Анненков. У него была огромная библиотека. Его постоянно интересовала жизнь Курской губернии. Он посвятил много времени сбору материалов о Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение». Рядом с домом был огромный парк. На его аллеях росли деревья. Сохранилось 3 огромных дуба. Одному из них – более 400 лет. Наследники Петра Ивановича Анненкова усадьбу не сохранили. Купец Минаев получил его за карточный долг. Затем оно несколько раз перепродавалось. 

В настоящее время в здании центральной усадьбы находится музей леса, а за ним располагается дендропарк.

Дендропарк

Инициатива создания дендропарка и музея леса в Карманово принадлежит заслуженному лесоводу России Владимиру Григорьевичу Кузину. Кармановский дендропарк закладывался одновременно с городским — в 1995 году. Деревья привозили из Липецкой области, из южных районов России, часть деревьев подарил Железногорский дендропарк — всего посадили около 300 видов растений. Неоценимую помощь в создании дендропарка оказали Николай Антонович Попов и Раиса Ивановна Клиндух.

 «Раньше в дендрарий и музей ходили школьники, там устраивались семинары. А теперь никому это не интересно, дендрарий и музей отдали разным ведомствам, - вздыхает Владимир Григорьевич. - У меня сердце кровью обливается, когда я это вижу».

http://3.bp.blogspot.com/-Cu-IN6J7uq0/TZTEa6XgxaI/AAAAAAAAAmU/Ohdhkt9QH3k/s1600/%25D0%259A%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE-%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0.jpg

В экспозиции музея леса в Карманово собраны чучела зверей и птиц, обитающих в Кармановском лесу, породы деревьев, предметы утвари селян. Внутренняя резная отделка деревом — дело рук мастера-самоучки Александра  Николаевича Афанасьева. С 2008 года музей постоянно закрыт. Бывший глава Кармановского сельсовета Николай Иванович Сумин разводит руками: «Сколько человеческого труда вложено в эту красоту, а оценить ее некому».

Кармановский дендропарк стоит на месте, где раньше располагалась машинно-тракторная станция, где ремонтировали сельхозтехнику. Земля там пропитана мазутом, поэтому устроителям дендрария пришлось завозить не только растения, но и грунт. Не все растения выжили в таких условиях. Хвойные деревья оказались одними из самых стойких.

УЧИТЕЛЬ:

Ребята, я вас просила нарисовать рисунки на тему «Мой край». (Дети по очереди выходят к доске, рассказывают о чём они рисовали и прикрепляют свой рисунок к доске).

- А как вы думаете, нужно ли беречь нашу природу? И как? (Ответы детей)

- Сейчас я вам покажу мультфильм, а вы смотрите и запоминайте, что вы можете сделать, чтобы сберечь нашу Землю.

(Показываю мультфильм).

Ответы детей после просмотра:

- Не тратить воду впустую, закрывать кран, когда вода тебе не нужна!

- Не мусори! Не бросай вокруг бумажки и бутылки!

- Не сжигай мусор! Дым от мусора ядовит.

- Не ломай деревья и не рви растения! Растения легко убить, но очень трудно вырастить.

- Экономь энергию! Выключай телевизор, когда он вам не нужен! Когда производят электричество, то очень сильно загрязняют природу.

- Не трать слишком много бумаги и полиэтиленовых пакетов! Бумагу делается из срубленных деревьев.

- Больше катайся на велосипеде или ходи пешком, машины слишком загрязняют воздух.

- Говори с другими детьми, чтобы они тоже не вредили Земле!

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02d3/000ecfe2-c685c288/1/img22.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?"

Открытй урок по окружающему миру на тему "Кто такие насекомые?" Программа "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков "Окружающий мир"...

Открытый урок по окружающему миру на тему « Семья»

На собрании в 1 классе я рассказала об идее проектной деятельности, о  целях, задачах и способов их осуществления, том,  как сделать родословное дерево, придумать герб, девиз своего ро...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"

Открытый урок по окружающему миру "Кто такие рыбы?" 1 класс, автор учебника Плешаков А.А....

Самоанализ открытого урока по окружающему миру на тему "Кто такие рыбы?" Школа России.

Тип урока: урок открытия нового знания.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Кто? Что?»...

открытый урок по окружающему миру по теме "Что такое почва"

Урок по окружающему миру построен как урок изучения и первичного применения новых знаний.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы ...

Открытый урок по окружающему миру «Наша дружная семья»

Тип урока: открытия нового знанияМетоды: словесный, проблемный, частично-поисковый, проекта, наглядный....

Открытый урок по окружающему миру "Наша дружная семья"

Открытый урок по окружающему миру " Наша дружная семья" Плешаков 2 класс...