Рабочая программа Я-россиянин 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол от 04.06.2018 № 7 | УТВЕРЖДАЮ приказ от 04.06.2018 № 249 Директор_______ С.Л. Белехова | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я- Россиянин»
(духовно - нравственное направление)
1 класс
2018/2019 учебный год
Учителя Гищак С. М.
Забава Н.А.
Тютюник В.Г.
Год разработки 2018
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-Россиянин» для составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29.07.2017 г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31.12.2015 г.);
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я-Россиянин» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В. Дмитриевой.
Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Патриотизм раскрывается в поведении и поступках. К основным признакам патриотизма относятся: любовь к отечеству, чувство Родины, гордость и ответственность за свою страну; бережное отношение к истории и историческим памятникам. История нашего государства показывает, что во все времена объединяющую роль в обществе играл патриотизм.
Одной из проблем современного российского общества является утрата патриотического сознания. В настоящее время растет поколение, которому насаждаются «ложные ценности» - карьера, успех за счет других, личное благополучие и культ развлечений. Широкое распространение в обществе получили агрессия, национализм, неуважительное отношение к старшему поколению и государству. Следовательно, воспитание патриотизма становится задачей государственного значения.
За последние годы в России были приняты значительные усилия по укреплению и развитию патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Создаются интересные проекты и акции, привлекающие подростков и молодежь к изучению истории, формирующие чувство гордости за свою страну и сопричастность к ее жизни. Большую роль в проведении данных мероприятий должна играть школа, так как именно в подростковом возрасте формируются первые и самые значимые качества гражданина и патриота.
Краеведение – одно из важных средств духовно-нравственного воспитания. Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к Родине в широком смысле этого слова. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача нашего курса внеурочной деятельности – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее истории, культуры. В связи с этим акцент сделан на изучении истории и культуры Санкт-Петербурга.
Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс.
Цель программы: создать условия для формирования нравственных качеств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к своей Родине.
- Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
- Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Развивать познавательные способность, логическое мышление.
Актуальность курса
Санкт-Петербург – один из крупнейших и красивейших городов Европы, город музеев и город-музей. Он самый молодой, но по значению, красоте и размерам стоит в одном ряду с древнейшими столицами мира. Красота Санкт-Петербурга особенная – здания и целые ансамбли, созданные по проектам замечательных зодчих, входят в золотой фонд архитектуры мира.
В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга. И это не случайно. Санкт-Петербург – особый город, об этом говорят и его постоянные эпитеты: вторая столица, северная столица, Северная Пальмира, Северная Венеция, - и те понятия, которые он породил: петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь.
Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего исторические ценности и необходимости их сохранения.
Искусство развивает душу, даёт возможность формировать духовно-нравственные качества человека.
Используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.
Актуальность программы обусловлена потребностью духовного возрождения школьников, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета. Настоящая программа создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать своё свободное время.
Изучение данного курса способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей родной земле.
Структура программы.
Курс «Я-Россиянин» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 4 года. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям, ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.
Рабочая программа 1 класса рассчитана на 33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-45 минут.
Методы обучения.
Реализации задач курса «Я-Россиянин» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.
К таким методам относятся:
1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.
2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.
Формы и методы работы
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Я-Россиянин» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Рабочая программа «Я-Россиянин» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
- создание ситуации успеха.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а также строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.
Форма и порядок контроля планируемых результатов
Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.
Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
- Обучающиеся получат возможности для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
- Обучающиеся получат возможность:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Обучающиеся получат возможность:
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В конце изучения курса учащиеся должны знать:
- историю приневских земель,
- историю Петропавловской крепости,
- историю Зимних дворцов,
- жизнь петербуржцев 18 века,
- архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города,
- изучаемые архитектурные стили.
Должны уметь:
- показать на карте изучаемый объект, рассказать о нем,
- отличать один архитектурный стиль от другого,
- найти дополнительный материал по теме.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название раздела | Темы | Количество часов |
Введение. История района, школы. | Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. Мой район Выборгский, почему так назван. Достопримечательности района | 5 |
Зарождение города на Неве. | Из истории приневских земель. Невские крепости. Кронштадт. Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Первые городские постройки. Троицкая площадь. Закладка крепости па Заячьем острове. Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. Здание адмиралтейства | 9 |
Санкт-Петербург город рек и каналов. | Река Мойка. Канал Грибоедова Река Фонтанка. Аничков дворец. Аничков мост. «Цветные» мосты Петербурга. Синий мост. Водомерный столб у Синего моста. | 5 |
Соборы Санкт-Петербурга | Петропавловский собор. Новое название крепости. Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора. | 3 |
Площади Санкт-Петербурга | Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец. Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. Площадь Декабристов. Медный всадник. Триумфальные арки Петербурга. | 6 |
Улицы Санкт-Петербурга | Главная улица - Невский проспект. Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор. | 3 |
Повторение | Знаешь ли ты свой город? | 3 |
Итого часов | 34 |
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 «А», «Б» класс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание с указанием форм работы, планируемых результатов обучения | Формируемые УУД | Дата проведения | |||
По плану 1 А, Б | По факту 1 А, Б | Примечание | ||||||
1. | Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. | 1 | Определение интересов, склонностей учащихся. Ребусы. Познакомить с правилами техники безопасности на занятиях | Регулятивные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому) | 7.09.18. | |||
2. | Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 1 | Просмотр презентации. Рассказ о истории, традициях школы. | Познавательные Регулятивные | 14.09.18 | |||
3. | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | 1 | Презентация творческих проектов, выполненных учащимися. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий) | 21.09.18 | |||
4. | Мой район Выборгский, почему так назван. | 1 | Заочная экскурсия по Выборгскому району. | Регулятивные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому) | 28.09.18 | |||
5. | Достопримечательности района | 1 | Заочная экскурсия по Выборгскому району. Выступление учащихся. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий) | 5.10.18 | |||
6. | Из истории приневских земель. | 1 | Почему Москву называли главным городом России? Главные события на берегах Невы до основания | Познавательные Регулятивные (находить информацию о городе, памятниках наследия) | 12.10.18 | |||
7. | Невские крепости. Кронштадт. | 1 | Невские крепости: Орешек, Нотербург, Ниеншанц, Кронштадт. Местонахождение города. История. Работа в группах: исследование частей крепостей. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий) | 19.10.18 | |||
8. | Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. | 1 | История основания города. Просмотр презентации. | Регулятивные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому) | 26.10.18 | |||
9. | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | 1 | Просмотр презентации. Викторина. | Познавательные Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия) | 9.11.18 | |||
10. | Первые городские постройки. Домик Петра Первого. | 1 | Работа в группах: моделирование построек времён Петра Первого Закрепить, уточнить, пополнить знания детей о достопримечательностях первых городских построек -Домик Петра I. | Познавательные Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей) Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.) | 16.11.18 | |||
11. | Первые городские постройки. Троицкая площадь. | 1 | Троицкая площадь – первая площадь и порт Петербурга. Происхождение названия. Рассказ о тех, кто строил Петербург. | Познавательные Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей) Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.) | 23.11.18 | |||
12. | Закладка крепости па Заячьем острове. | 1 | Особенности крепости. Просмотр презентации, создание макета крепости. | Познавательные Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия) | 30.11.18 | |||
13. | Петропавловский собор. Новое название крепости. | 1 | Виртуальная экскурсия по Петропавловской крепости. Легенда об ангелах Петербурга. | Познавательные Коммуникативные (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.) | 7.12.18 | |||
14-15 | Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. Здание адмиралтейства | 2 | Устройство верфи. Назначения. Связь с островом Новая Голландия. Дороги, ведущие к верфи. Какие корабли строились на верфи? Корабль «Полтава», первая подводная лодка – «потаённое судно», крестьянина Ефима Никонова. Истрия строительства. Кораблик на шпиле. Дискуссия детей о происхождении Андреевского флага и других флагов. Андреевский флаг, другие морские флаги. | Познавательные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому) | 14.12.18 21.12.18 | |||
16 | Летний сад. Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история. | 1 | Виртуальная экскурсия в Летний сад. Понятие аллегории в скульптуре. Викторина. | Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.) | 28.12.18 | |||
17 | Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец. | 1 | Наблюдение за изменениями внешнего вида Зимнего дворца. История строительства. | Познавательные Коммуникативные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории) | 18.01.19 | |||
18 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | 1 | Наблюдение за изменениями внешнего вида Зимнего дворца. История строительства. Архитектор. Внутренне устройство. | Познавательные Коммуникативные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории) | 25.01.19 | |||
19 | Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. | 1 | Основные сооружения, расположенные на Стрелке Васильевского острова. Конкурс рисунков. | Познавательные Коммуникативные (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.) | 1.02.19 | |||
20 | Площадь Декабристов. Медный всадник. | 1 | История создания памятника Петру. Просмотр презентации. | Познавательные Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового культурного наследия) | 15.02.19 | |||
21 | Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор | 1 | История строительства собора. Музей, расположенный в соборе. Просмотр видеоролика «Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора» | Познавательные Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового культурного наследия) | 22.02.19 | |||
22 | Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора | 1 | Особенности архитектуры собора. Презентация о полководцах :Кутузове, Барклае де-Толли. | Познавательные Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового культурного наследия) | 01.03.19 | |||
23-24 | Главная улица - Невский проспект. | 1 | Основные архитектурные здания на главном проспекте города. История возникновения. Как стал главной улицей? Начало и конец. Викторина. | Познавательные Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей) Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.) | 15.03.19 22.03.19 | |||
25 | Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор | 1 | История появления. Особенности архитектуры. Просмотр презентации. | Познавательные Коммуникативные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории) | 5.04.19 | |||
26 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка. Канал Грибоедова | 1 | Работа со схемой рек и каналов Санкт-Петербурга. | Познавательные Коммуникативные (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.) | 12.04.19 | |||
27 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка. | 1 | Работа со схемой рек и каналов Санкт-Петербурга. Основные памятники архитектуры, расположенные вдоль реки Фонтанка. | Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.) | 19.04.19 | |||
28 | Аничков дворец. Аничков мост. | 1 | Месторасположение. Архитектурный стиль. Архитектор. Части здания. | Познавательные Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия) | 19.04.19 | |||
29 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. «Цветные» мосты Петербурга. | 1 | Знакомство с историей названий. Конкурс рисунков. | Познавательные Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия) | 26.04.19 | |||
30 | Синий мост. Водомерный столб у Синего моста. | 1 | Познакомить с историей наводнений. Что такое «ординар»? | Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.) | ||||
31 | Триумфальные арки Петербурга. | 1 | Памятники о героях победителях. Происхождение слова «Арка». Петровские ворота. Нарвские. | Познавательные Коммуникативные (формируем умение формулировать и выражать свои мысли; формируем навыки коллективной работы) | 17.05.19 | |||
32 -33 | Знаешь ли ты свой город? Вариативная часть (викторины, конкурсы, экскурсии). | 1 | Конкурс рисунков, составления рассказов о городе. Викторина «Знаете ли вы свой город?» Проводится в виде викторины, игры. Конкурс рисунков, составления рассказов о городе | Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.) | 24.05.19 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«В» класс
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание с указанием форм работы, планируемых результатов обучения | Формируемые УУД | Дата проведения | |||
По плану 1 В | По факту 1 В | Примечание | ||||||
1. | Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. | 1 | Определение интересов, склонностей учащихся. Ребусы. Познакомить с правилами техники безопасности на занятиях | Регулятивные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому) | 03.09.18 | |||
2. | Моя школа – мой дом. Из истории школы. | 1 | Просмотр презентации. Рассказ о истории, традициях школы. | Познавательные Регулятивные | 10.09.18 | |||
3. | Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. | 1 | Презентация творческих проектов, выполненных учащимися. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий) | 17.09.18 | |||
4. | Мой район Выборгский, почему так назван. | 1 | Заочная экскурсия по Выборгскому району. | Регулятивные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому) | 24.09.18 | |||
5. | Достопримечательности района | 1 | Заочная экскурсия по Выборгскому району. Выступление учащихся. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий) | 1.10.18 | |||
6. | Из истории приневских земель. | 1 | Почему Москву называли главным городом России? Главные события на берегах Невы до основания | Познавательные Регулятивные (находить информацию о городе, памятниках наследия) | 8.10.18 | |||
7. | Невские крепости. Кронштадт. | 1 | Невские крепости: Орешек, Нотербург, Ниеншанц, Кронштадт. Местонахождение города. История. Работа в группах: исследование частей крепостей. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий) | 15.10.18 | |||
8. | Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. | 1 | История основания города. Просмотр презентации. | Регулятивные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому) | 22.10.18 | |||
9. | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | 1 | Просмотр презентации. Викторина. | Познавательные Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия) | 12.11.18 | |||
10. | Первые городские постройки. Домик Петра Первого. | 1 | Работа в группах: моделирование построек времён Петра Первого Закрепить, уточнить, пополнить знания детей о достопримечательностях первых городских построек -Домик Петра I. | Познавательные Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей) Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.) | 19.11.18 | |||
11. | Первые городские постройки. Троицкая площадь. | 1 | Троицкая площадь – первая площадь и порт Петербурга. Происхождение названия. Рассказ о тех, кто строил Петербург. | Познавательные Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей) Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.) | 26.11.18 | |||
12. | Закладка крепости па Заячьем острове. | 1 | Особенности крепости. Просмотр презентации, создание макета крепости. | Познавательные Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия) | 3.12.18 | |||
13. | Петропавловский собор. Новое название крепости. | 1 | Виртуальная экскурсия по Петропавловской крепости. Легенда об ангелах Петербурга. | Познавательные Коммуникативные (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.) | 10.12.18 | |||
14-15 | Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. Здание адмиралтейства | 2 | Устройство верфи. Назначения. Связь с островом Новая Голландия. Дороги, ведущие к верфи. Какие корабли строились на верфи? Корабль «Полтава», первая подводная лодка – «потаённое судно», крестьянина Ефима Никонова. Истрия строительства. Кораблик на шпиле. Дискуссия детей о происхождении Андреевского флага и других флагов. Андреевский флаг, другие морские флаги. | Познавательные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому) | 17.12.18 24.12.18 | |||
16 | Летний сад. Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история. | 1 | Виртуальная экскурсия в Летний сад. Понятие аллегории в скульптуре. Викторина. | Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.) | 14.01.19 | |||
17 | Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец. | 1 | Наблюдение за изменениями внешнего вида Зимнего дворца. История строительства. | Познавательные Коммуникативные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории) | 21.01.19 | |||
18 | Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. | 1 | Наблюдение за изменениями внешнего вида Зимнего дворца. История строительства. Архитектор. Внутренне устройство. | Познавательные Коммуникативные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории) | 28.01.19 | |||
19 | Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. | 1 | Основные сооружения, расположенные на Стрелке Васильевского острова. Конкурс рисунков. | Познавательные Коммуникативные (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.) | 11.02.19 | |||
20 | Площадь Декабристов. Медный всадник. | 1 | История создания памятника Петру. Просмотр презентации. | Познавательные Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового культурного наследия) | 18.02.19 | |||
21 | Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор | 1 | История строительства собора. Музей, расположенный в соборе. Просмотр видеоролика «Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора» | Познавательные Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового культурного наследия) | 25.02.19 | |||
22 | Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора | 1 | Особенности архитектуры собора. Презентация о полководцах :Кутузове, Барклае де-Толли. | Познавательные Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового культурного наследия) | 4.03.19 | |||
23-24 | Главная улица - Невский проспект. | 1 | Основные архитектурные здания на главном проспекте города. История возникновения. Как стал главной улицей? Начало и конец. Викторина. | Познавательные Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей) Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.) | 11.03.19 18.03.19 | |||
25 | Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор | 1 | История появления. Особенности архитектуры. Просмотр презентации. | Познавательные Коммуникативные Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории) | 1.04.19 | |||
26 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка. Канал Грибоедова | 1 | Работа со схемой рек и каналов Санкт-Петербурга. | Познавательные Коммуникативные (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.) | 8.04.19 | |||
27 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка. | 1 | Работа со схемой рек и каналов Санкт-Петербурга. Основные памятники архитектуры, расположенные вдоль реки Фонтанка. | Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.) | 15.04.19 | |||
28 | Аничков дворец. Аничков мост. | 1 | Месторасположение. Архитектурный стиль. Архитектор. Части здания. | Познавательные Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия) | 22.04.19 | |||
29 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. «Цветные» мосты Петербурга. | 1 | Знакомство с историей названий. Конкурс рисунков. | Познавательные Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия) | 29.04.19 6.05.19 | |||
30 | Синий мост. Водомерный столб у Синего моста. | 1 | Познакомить с историей наводнений. Что такое «ординар»? | Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.) | ||||
31 | Триумфальные арки Петербурга. | 1 | Памятники о героях победителях. Происхождение слова «Арка». Петровские ворота. Нарвские. | Познавательные Коммуникативные (формируем умение формулировать и выражать свои мысли; формируем навыки коллективной работы) | 13.05.19 | |||
32 -33 | Знаешь ли ты свой город? Вариативная часть (викторины, конкурсы, экскурсии). | 1 | Конкурс рисунков, составления рассказов о городе. Викторина «Знаете ли вы свой город?» Проводится в виде викторины, игры. Конкурс рисунков, составления рассказов о городе | Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.) | 20.05.19 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Список литературы
1. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. - СПб., 1998.
2. Ермолаева Л.К., Воронина Н.И. Мой город. – СПб.: «Норинт», 2000.
3. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? - СПб., «Норинт», 1998.
4. Е. В. Дмитриева. История и культура Санкт-Петербурга.
5. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.
6. Солнцева О. В. Город- сказка, город-быль.- С-Пб. 2013.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.spb-rf.ru/muzey_detskiy.htm - Музеи для детей.
2. http://peterburg2.ru/deti/ - Детский раздел Peterburg2.ru
3. http://baby-scool.narod.ru/media/book/zagadki/spb.html - - Загадки о Санкт-Петербурге для детей
4. http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/peterburg/mp3/index.html - - Песни о Санкт-Петербурге для детей
5. http://baby-scool.narod.ru/media/book/poesiya/s-p-b/index.html - Стихи о Санкт-Петербурге
6. http://www.kindergorod.ru/rasskazyi_detyam.htm - - История Санкт-Петербурга в рассказах для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...