Рабочая программа Я-россиянин 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Смирнова Светлана Николаевна

духовно-нравственное(я россиянин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-rossiyanin_1_klass.docx159.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО  

Педагогическим советом

протокол от 04.06.2018 № 7

УТВЕРЖДАЮ

приказ от 04.06.2018 № 249

Директор_______ С.Л. Белехова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Я- Россиянин»

 (духовно - нравственное направление)

1 класс

2018/2019 учебный год

Учителя Гищак С. М.

Забава Н.А.

     Тютюник В.Г.

Год разработки 2018

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я-Россиянин» для составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:  

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 29.07.2017 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31.12.2015 г.);

 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я-Россиянин» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В. Дмитриевой.

Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Патриотизм раскрывается в поведении и поступках. К основным признакам патриотизма относятся: любовь к отечеству, чувство Родины, гордость и ответственность за свою страну; бережное отношение к истории и историческим памятникам. История нашего государства показывает, что во все времена объединяющую роль в обществе играл патриотизм.  

Одной из проблем современного российского общества является утрата патриотического сознания. В настоящее время растет поколение, которому насаждаются «ложные ценности» - карьера, успех за счет других, личное благополучие и культ развлечений. Широкое распространение в обществе получили агрессия, национализм, неуважительное отношение к старшему поколению и государству. Следовательно, воспитание патриотизма становится задачей государственного значения.

За последние годы в России были приняты значительные усилия по укреплению и развитию патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Создаются интересные проекты и акции, привлекающие подростков и молодежь к изучению истории, формирующие чувство гордости за свою страну и сопричастность к ее жизни. Большую роль в проведении данных мероприятий должна играть школа, так как именно в подростковом возрасте формируются первые и самые значимые качества гражданина и патриота.

Краеведение – одно из важных средств духовно-нравственного воспитания. Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к Родине в широком смысле этого слова. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача нашего курса внеурочной деятельности – познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее истории, культуры. В связи с этим акцент сделан на изучении истории и культуры Санкт-Петербурга.

Реализация данной программы рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс; занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -33 ч – 1 класс, 34 часа – 2-4 класс.

Цель программы: создать условия для формирования нравственных качеств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.

Задачи:

 

Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

     

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.
  • Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
  • Развивать познавательные способность, логическое мышление.

Актуальность курса

Санкт-Петербург – один из крупнейших и красивейших городов Европы, город музеев и город-музей. Он самый молодой, но по значению, красоте и размерам стоит в одном ряду с древнейшими столицами мира. Красота Санкт-Петербурга особенная – здания и целые ансамбли, созданные по проектам замечательных зодчих, входят в золотой фонд архитектуры мира.

В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга. И это не случайно. Санкт-Петербург – особый город, об этом говорят и его постоянные эпитеты: вторая столица, северная столица, Северная Пальмира, Северная Венеция, - и те понятия, которые он породил: петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь.

Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего исторические ценности и необходимости их сохранения.

Искусство развивает душу, даёт возможность формировать духовно-нравственные качества человека.

Используя богатейший краеведческий материал, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.

Актуальность программы обусловлена потребностью духовного возрождения школьников, необходимостью восстановления вековых традиций, уклада жизни нашего народа и сохранения его национального опыта и менталитета. Настоящая программа создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать своё свободное время.

Изучение данного курса способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей родной земле.

Структура программы.

             Курс «Я-Россиянин» предназначен для учащихся 6-11 лет. Он рассчитан на 4 года. Темы каждого года перекликаются между собой. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям, ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения.

Рабочая программа 1 класса рассчитана на 33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-45 минут.

Методы обучения.

Реализации задач курса «Я-Россиянин» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Формы и методы работы

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Я-Россиянин» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Рабочая программа «Я-Россиянин» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;
  • создание ситуации успеха.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а также строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН-2.4.2.2821-10.

Форма и порядок контроля планируемых результатов

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
  • Обучающиеся получат возможности для формирования:
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.
  • Обучающиеся получат возможность:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Обучающиеся получат возможность:
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В конце изучения курса учащиеся должны знать:

  • историю приневских земель,
  • историю Петропавловской крепости,
  • историю Зимних дворцов,
  • жизнь петербуржцев 18 века,
  • архитектурные памятники, связанные с героическим прошлым города,
  • изучаемые архитектурные стили.

Должны уметь:

  • показать на карте изучаемый объект, рассказать о нем,
  • отличать один архитектурный стиль от другого,
  • найти дополнительный материал по теме.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название раздела

Темы

Количество часов

Введение. История района, школы.

Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях.

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

Мой район Выборгский, почему так назван.

Достопримечательности района

5

Зарождение города на Неве.

Из истории приневских земель.

Невские крепости. Кронштадт.

Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

Первые городские постройки. Домик Петра Первого.

Первые городские постройки. Троицкая площадь.

Закладка крепости па Заячьем острове.

Адмиралтейская верфь.

Устройство верфи, происхождение её названия. Здание адмиралтейства

9

Санкт-Петербург город рек и каналов.

Река Мойка.

Канал Грибоедова

Река Фонтанка.

Аничков дворец. Аничков мост.

 «Цветные» мосты Петербурга.

Синий мост. Водомерный столб у Синего моста.

5

Соборы Санкт-Петербурга

Петропавловский собор. Новое название крепости.

Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор

Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора.

3

Площади Санкт-Петербурга

Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец.

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

Площадь Декабристов. Медный всадник.

Триумфальные арки Петербурга.

6

Улицы Санкт-Петербурга

Главная улица - Невский проспект.

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор.

3

Повторение

Знаешь ли ты свой город?

3

Итого часов

34

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 «А», «Б» класс

Тема

Кол-во часов

Содержание с указанием форм работы, планируемых результатов обучения

Формируемые УУД

Дата проведения

По плану

1 А, Б

По факту

1 А, Б

Примечание

1.

Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях.

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

Ребусы.

Познакомить с правилами техники безопасности на занятиях

Регулятивные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому)

7.09.18.

2.

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

1

Просмотр презентации. Рассказ о истории, традициях школы.

Познавательные

Регулятивные

14.09.18

3.

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

Презентация творческих проектов, выполненных учащимися.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные (формируем умение                   высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий)

21.09.18

4.

Мой район Выборгский, почему так назван.

1

Заочная экскурсия по Выборгскому району.

Регулятивные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому)

28.09.18

5.

Достопримечательности района

1

Заочная экскурсия по Выборгскому району. Выступление учащихся.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий)

5.10.18

6.

Из истории приневских земель.

1

Почему Москву называли главным городом России? Главные события на берегах Невы до основания

Познавательные

Регулятивные

(находить информацию о городе, памятниках наследия)

12.10.18

7.

Невские крепости. Кронштадт.

1

Невские крепости: Орешек, Нотербург, Ниеншанц, Кронштадт. Местонахождение города. История.

Работа в группах: исследование частей крепостей.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные (формируем умение                   высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий)

19.10.18

8.

Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

1

История основания города. Просмотр презентации.

Регулятивные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому)

26.10.18

9.

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

1

Просмотр презентации. Викторина.

Познавательные

Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия)

9.11.18

10.

Первые городские постройки. Домик Петра Первого.

1

Работа в группах: моделирование построек времён Петра Первого

Закрепить, уточнить, пополнить знания детей о достопримечательностях первых городских построек -Домик Петра I.

Познавательные

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей)

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.)

16.11.18

11.

Первые городские постройки. Троицкая площадь.

1

Троицкая площадь – первая площадь и порт Петербурга. Происхождение названия. Рассказ о тех, кто строил Петербург.

Познавательные

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей)

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.)

23.11.18

12.

Закладка крепости па Заячьем острове.

1

Особенности крепости. Просмотр презентации, создание макета крепости.

Познавательные

Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия)

30.11.18

13.

Петропавловский собор. Новое название крепости.

1

Виртуальная экскурсия по Петропавловской крепости. Легенда об ангелах Петербурга.

Познавательные

Коммуникативные  (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.)

7.12.18

14-15

Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. Здание адмиралтейства

2

Устройство верфи. Назначения. Связь с островом Новая Голландия. Дороги,

ведущие к верфи. Какие корабли строились на верфи? Корабль «Полтава», первая подводная лодка – «потаённое судно», крестьянина Ефима

Никонова. Истрия строительства. Кораблик на шпиле. Дискуссия детей о происхождении Андреевского

флага и других флагов.

Андреевский флаг, другие морские флаги.

Познавательные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому)

14.12.18

21.12.18

16

Летний сад. Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история.

1

Виртуальная экскурсия в Летний сад. Понятие аллегории в скульптуре. Викторина.

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.)

28.12.18

17

Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец.

1

Наблюдение за изменениями внешнего вида Зимнего дворца.

История строительства.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории)

18.01.19

18

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

1

Наблюдение за изменениями внешнего вида Зимнего дворца.

История строительства. Архитектор.

Внутренне устройство.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории)

25.01.19

19

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

1

Основные сооружения, расположенные на Стрелке Васильевского острова. Конкурс рисунков.

Познавательные

Коммуникативные  (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.)

1.02.19

20

Площадь Декабристов. Медный всадник.

1

История создания памятника Петру. Просмотр презентации.

Познавательные

Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение  к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового  культурного  наследия)

15.02.19

21

Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор

1

История строительства собора. Музей, расположенный в соборе. Просмотр видеоролика «Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора»

Познавательные

Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение  к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового  культурного  наследия)

22.02.19

22

Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора

1

Особенности архитектуры собора. Презентация о полководцах :Кутузове, Барклае де-Толли.

Познавательные

Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение  к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового  культурного  наследия)

01.03.19

23-24

Главная улица - Невский проспект.

1

Основные архитектурные здания на главном проспекте города.

История возникновения. Как стал главной улицей? Начало и конец.

Викторина.

Познавательные

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей)

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.)

15.03.19

22.03.19

25

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор

1

История появления. Особенности архитектуры. Просмотр презентации.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории)

5.04.19

26

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка. Канал Грибоедова

1

Работа со схемой рек и каналов Санкт-Петербурга.

Познавательные

Коммуникативные  (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.)

12.04.19

27

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка.

1

Работа со схемой рек и каналов Санкт-Петербурга.

Основные памятники архитектуры, расположенные вдоль реки Фонтанка.

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.)

19.04.19

28

Аничков дворец. Аничков мост.

1

Месторасположение. Архитектурный стиль. Архитектор. Части здания.

Познавательные

Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия)

19.04.19

29

Санкт-Петербург- город рек и каналов. «Цветные» мосты Петербурга.

1

Знакомство с историей названий. Конкурс рисунков.

Познавательные

Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия)

26.04.19

30

Синий мост. Водомерный столб у Синего моста.

1

Познакомить с историей наводнений. Что такое «ординар»?

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.)

31

Триумфальные арки Петербурга.

1

Памятники о героях победителях. Происхождение слова «Арка». Петровские ворота. Нарвские.

Познавательные

Коммуникативные (формируем умение формулировать и выражать свои мысли; формируем навыки коллективной работы)

17.05.19

32 -33

Знаешь ли ты свой город?

Вариативная часть (викторины, конкурсы, экскурсии).

1

Конкурс рисунков, составления рассказов о городе. Викторина «Знаете ли вы свой город?»

Проводится в виде викторины, игры. Конкурс рисунков, составления рассказов о городе

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.)

24.05.19

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«В» класс

Тема

Кол-во часов

Содержание с указанием форм работы, планируемых результатов обучения

Формируемые УУД

Дата проведения

По плану

1 В

По факту

1 В

Примечание

1.

Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях.

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

Ребусы.

Познакомить с правилами техники безопасности на занятиях

Регулятивные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому)

03.09.18

2.

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

1

Просмотр презентации. Рассказ о истории, традициях школы.

Познавательные

Регулятивные

10.09.18

3.

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

Презентация творческих проектов, выполненных учащимися.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные (формируем умение                   высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий)

17.09.18

4.

Мой район Выборгский, почему так назван.

1

Заочная экскурсия по Выборгскому району.

Регулятивные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому)

24.09.18

5.

Достопримечательности района

1

Заочная экскурсия по Выборгскому району. Выступление учащихся.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные (формируем умение высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий)

1.10.18

6.

Из истории приневских земель.

1

Почему Москву называли главным городом России? Главные события на берегах Невы до основания

Познавательные

Регулятивные

(находить информацию о городе, памятниках наследия)

8.10.18

7.

Невские крепости. Кронштадт.

1

Невские крепости: Орешек, Нотербург, Ниеншанц, Кронштадт. Местонахождение города. История.

Работа в группах: исследование частей крепостей.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные (формируем умение                   высказывать своё предположение, формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий)

15.10.18

8.

Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города.

1

История основания города. Просмотр презентации.

Регулятивные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому)

22.10.18

9.

Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн.

1

Просмотр презентации. Викторина.

Познавательные

Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия)

12.11.18

10.

Первые городские постройки. Домик Петра Первого.

1

Работа в группах: моделирование построек времён Петра Первого

Закрепить, уточнить, пополнить знания детей о достопримечательностях первых городских построек -Домик Петра I.

Познавательные

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей)

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.)

19.11.18

11.

Первые городские постройки. Троицкая площадь.

1

Троицкая площадь – первая площадь и порт Петербурга. Происхождение названия. Рассказ о тех, кто строил Петербург.

Познавательные

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей)

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.)

26.11.18

12.

Закладка крепости па Заячьем острове.

1

Особенности крепости. Просмотр презентации, создание макета крепости.

Познавательные

Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия)

3.12.18

13.

Петропавловский собор. Новое название крепости.

1

Виртуальная экскурсия по Петропавловской крепости. Легенда об ангелах Петербурга.

Познавательные

Коммуникативные  (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.)

10.12.18

14-15

Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. Здание адмиралтейства

2

Устройство верфи. Назначения. Связь с островом Новая Голландия. Дороги,

ведущие к верфи. Какие корабли строились на верфи? Корабль «Полтава», первая подводная лодка – «потаённое судно», крестьянина Ефима

Никонова. Истрия строительства. Кораблик на шпиле. Дискуссия детей о происхождении Андреевского

флага и других флагов.

Андреевский флаг, другие морские флаги.

Познавательные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому)

17.12.18

24.12.18

16

Летний сад. Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история.

1

Виртуальная экскурсия в Летний сад. Понятие аллегории в скульптуре. Викторина.

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.)

14.01.19

17

Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец.

1

Наблюдение за изменениями внешнего вида Зимнего дворца.

История строительства.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории)

21.01.19

18

Эрмитаж – музей в Зимнем дворце.

1

Наблюдение за изменениями внешнего вида Зимнего дворца.

История строительства. Архитектор.

Внутренне устройство.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории)

28.01.19

19

Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова.

1

Основные сооружения, расположенные на Стрелке Васильевского острова. Конкурс рисунков.

Познавательные

Коммуникативные  (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.)

11.02.19

20

Площадь Декабристов. Медный всадник.

1

История создания памятника Петру. Просмотр презентации.

Познавательные

Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение  к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового  культурного  наследия)

18.02.19

21

Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор

1

История строительства собора. Музей, расположенный в соборе. Просмотр видеоролика «Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора»

Познавательные

Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение  к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового  культурного  наследия)

25.02.19

22

Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора

1

Особенности архитектуры собора. Презентация о полководцах :Кутузове, Барклае де-Толли.

Познавательные

Личностные (воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Уважение  к истории и культуре Санкт-Петербурга; общемирового  культурного  наследия)

4.03.19

23-24

Главная улица - Невский проспект.

1

Основные архитектурные здания на главном проспекте города.

История возникновения. Как стал главной улицей? Начало и конец.

Викторина.

Познавательные

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей)

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому.)

11.03.19

18.03.19

25

Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор

1

История появления. Особенности архитектуры. Просмотр презентации.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные (внутренняя позиция школьника, интерес к новому, формирование основ гражданственности, чувства сопричастности к городу и его истории)

1.04.19

26

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка. Канал Грибоедова

1

Работа со схемой рек и каналов Санкт-Петербурга.

Познавательные

Коммуникативные  (строить монологические высказывания, владеть диалогом, высказывать собственное мнение, задавать вопросы.)

8.04.19

27

Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка.

1

Работа со схемой рек и каналов Санкт-Петербурга.

Основные памятники архитектуры, расположенные вдоль реки Фонтанка.

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.)

15.04.19

28

Аничков дворец. Аничков мост.

1

Месторасположение. Архитектурный стиль. Архитектор. Части здания.

Познавательные

Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия)

22.04.19

29

Санкт-Петербург- город рек и каналов. «Цветные» мосты Петербурга.

1

Знакомство с историей названий. Конкурс рисунков.

Познавательные

Коммуникативные (умение отвечать на вопросы и задавать их, использовать речь для регуляции своего действия)

29.04.19

6.05.19

30

Синий мост. Водомерный столб у Синего моста.

1

Познакомить с историей наводнений. Что такое «ординар»?

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.)

31

Триумфальные арки Петербурга.

1

Памятники о героях победителях. Происхождение слова «Арка». Петровские ворота. Нарвские.

Познавательные

Коммуникативные (формируем умение формулировать и выражать свои мысли; формируем навыки коллективной работы)

13.05.19

32 -33

Знаешь ли ты свой город?

Вариативная часть (викторины, конкурсы, экскурсии).

1

Конкурс рисунков, составления рассказов о городе. Викторина «Знаете ли вы свой город?»

Проводится в виде викторины, игры. Конкурс рисунков, составления рассказов о городе

Коммуникативные (отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль; понимать различные позиции других людей.)

20.05.19

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Список литературы

1. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. -  СПб., 1998.

2. Ермолаева Л.К., Воронина Н.И. Мой город. – СПб.: «Норинт», 2000.

3. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? - СПб., «Норинт», 1998.

4. Е. В. Дмитриева.  История и культура Санкт-Петербурга.

5.  Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.

6.  Солнцева О. В. Город- сказка, город-быль.- С-Пб. 2013.

Интернет-ресурсы:  

1. http://www.spb-rf.ru/muzey_detskiy.htm - Музеи для детей.

2. http://peterburg2.ru/deti/ - Детский раздел Peterburg2.ru

3. http://baby-scool.narod.ru/media/book/zagadki/spb.html - - Загадки о Санкт-Петербурге для детей

4. http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/peterburg/mp3/index.html -  - Песни о Санкт-Петербурге для детей

5. http://baby-scool.narod.ru/media/book/poesiya/s-p-b/index.html - Стихи о Санкт-Петербурге  

6. http://www.kindergorod.ru/rasskazyi_detyam.htm - - История Санкт-Петербурга в рассказах для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...