Рабочая программа "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс)
Общеинтелектуальное(умники и умницы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_umniki_i_umnitsy_zabava.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 110 Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО Педагогическим советом протокол от 04.06.2018 № 7 | УТВЕРЖДАЮ приказ от 04.06.2018 № 249 Директор_______ С.Л.Белехова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
2018/2019 учебный год
Учитель Баранова И.А.
Забава Н. А.
Год разработки 2018
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2013 г.
Программа предусматривает изучение курса на базовом уровне.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Направление курса внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю).
Актуальность и перспективность курса внеурочной деятельности:
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Возраст обучающихся, на которых ориентирован курс внеурочной деятельности: 1 класс
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с планом внеурочной деятельности: 33 часа (1 раз в неделю)
Продолжительность одного занятия: 35- 45 минут
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Формы и методы работы:
- игры
- моделирование и конструирование
- практические работы с бумагой
- работа в парах и в группах сменного состава
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
В основу изучения положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Развитие познавательных способностей (РПС). Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного, «красивого» мышления.
Данный систематический курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Дополнительные сведения из различных областей жизни, включённые в методическое пособие и рассказанные взрослым, существенно расширят знания детей о мире, будут способствовать их нравственному воспитанию и всестороннему развитию личности.
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект.
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепции»).
Особенности организации учебного процесса
Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 1 классе такова:
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально го развития.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание с указанием форм работы, планируемых результатов обучения | Формируемые УУД | Дата проведения | Примечание | ||||||
по плану 1 А | по факту 1А | по плану 1 Б | по факту 1Б | |||||||||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). | 1 | Стартовый контроль. Диагностика. | Познавательные (поиск и выделение информации) | 03.09.18 | 6.09.18 | ||||||
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | Прогностический контроль. Игровой момент | Личностные (смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него) | 10.09.18 | 13.09.18 | ||||||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Самооценка, самоконтроль. Соревнование | Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | 17.09.18 | 20.09.18 | ||||||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Рефлексивный контроль. Творческая работа | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 24.09.18 | 27.09.18 | ||||||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Прогностический контроль, контроль по результату, самоконтроль. Практическая работа. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 1.10.18 | 4.10.18 | ||||||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Рефлексивный контроль, прогностический контроль. Игровой момент. | Коммуникативные -Поиск благополучного выхода из конфликтов -Умение правильно формулировать вопросы -Способность полно и точно выражать свои мысли -Контроль и коррекция поведения партнера в группе | 8.10.18 | 11.10.18 | ||||||
7 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Прогностический контроль. Решение проблемных вопросов | Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | 15.10.18 | 18.10.18 | ||||||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль. Наблюдение. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 22.10.18 | 25.10.18 | ||||||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Прогностический контроль. Практическая работа. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 12.11.18 | 8.11.18 | ||||||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Прогностический контроль. Игровой момент | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 19.11.18 | 15.11.18 | ||||||
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Самооценка, самоконтроль. Творческая работа. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 26.11.18 | 22.11.18 | ||||||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Рефлексивный контроль Проектная работа. | Познавательные -анализ; -синтез Личностные -самоопределение | 3.12.18 | 29.11.18 | ||||||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Прогностический контроль, контроль по результату, самоконтроль. Соревнование. | Познавательные -Создание гипотез и их проверка -Установление причинно-следственных связей -Определение логических рассуждений -Осуществление классификаций, сравнений | 10.12.18 | 6.12.18 | ||||||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Рефлексивный контроль, прогностический контроль. Творческая работа. | Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | 17.12.18 | 13.12.18 | ||||||
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | Прогностический контроль. Игровой момент. | Познавательные -анализ; -синтез Личностные -самоопределение | 24.12.18 | 20.12.18 | ||||||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Прогностический контроль. Наблюденеие. | Познавательные -Создание гипотез и их проверка -Установление причинно-следственных связей -Определение логических рассуждений -Осуществление классификаций, сравнений | 14.01.19 | 27.12.18 | ||||||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль. Наблюдение. | Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | 21.01.19 | 17.01.19 | ||||||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Прогностический контроль. Соревнование. | Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | 28.01.19 | 24.01.19 | ||||||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Прогностический контроль. Игровой момент. | Регулятивные (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | 11.02.19 | 31.01.19 | ||||||
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль. Соревнование. | Личностные -самоопределение | 18.02.19 | 14.02.19 | ||||||
21 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | Прогностический контроль. Творческая работа. | Коммуникативные -Поиск благополучного выхода из конфликтов -Умение правильно формулировать вопросы -Способность полно и точно выражать свои мысли -Контроль и коррекция поведения партнера в группе | 25.02.19 | 21.02.19 | ||||||
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль. Решение проблемных вопросов. | Познавательные -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | 4.03.19 | 28.02.19 | ||||||
23 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Прогностический контроль. Решение проблемных вопросов. | Коммуникативные -Поиск благополучного выхода из конфликтов -Умение правильно формулировать вопросы -Способность полно и точно выражать свои мысли -Контроль и коррекция поведения партнера в группе | 11.03.19 | 7.03.19 | ||||||
24 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | 1 | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль. Решение проблемных вопросов. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 18.03.19 | 14.03.19 | ||||||
25 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | 1 | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль. Игровой момент. | Коммуникативные -Поиск благополучного выхода из конфликтов -Умение правильно формулировать вопросы -Способность полно и точно выражать свои мысли -Контроль и коррекция поведения партнера в группе | 1.04.19 | 21.03.19 | ||||||
26 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | 1 | Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль. Решение проблемных вопросов. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 8.04.19 | 4.04.19 | ||||||
27 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | 1 | Прогностический контроль, контроль по результату, самоконтроль. Решение проблемных вопросов. | Личностные -самоопределение | 15.04.19 | 11.04.19 | ||||||
28 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант | 1 | Прогностический контроль. Творческая работа. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 22.04.19 | 18.04.19 | ||||||
29 | Тренировка внимания Развитие мышления Графические диктанты | 1 | Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль. Решение проблемных вопросов. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 29.04.19 | 25.04.19 | ||||||
30 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | 1 | Прогностический контроль. Игровой момент. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 6.05.19 | 16.05.19 | ||||||
31 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | 1 | Прогностический контроль. Практическая работа. | Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | 13.05.19 | |||||||
32-33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | Прогностический контроль. Практическая работа. | Личностные -самоопределение | 20.05.19 | 23.05.19 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Методическое пособие для 1 класса |
2. | Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы») | Программа развития познавательных способностей учащихся | |
5. | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2012 г | «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса
Новизна данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"
Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса на основе авторской программы О.А. Холодовой.
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса составлена с учетом требований ФГОС. Содержит все необходимые разделы включая календарно-тематическое планиров...
рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использова...