Статья на тему "Возможности внеурочной деятельности в воспитании толерантности младшего школьника"
статья
Статья поможет воспитывать толерантность у детей младшего школьного возраста в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возможности внеурочной деятельности в воспитании толерантности младшего школьника
Б.З. Вульфов определил педагогические средства воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста в школе. К ним относятся: организация жизнедеятельности детей так, чтобы одни могли проявить, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то; оказание помощи детям в понимании внешкольной среды, противоречивости социального фона их жизни от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Речь идет о методах воспитания сознания личности и практико-ориентированной направленности деятельности.
Для того чтобы ребёнок максимально безболезненно мог адаптироваться в основных социальных средах, его окружающих, необходимо соблюдение нескольких условий.
Во-первых, ребёнок должен формироваться в адекватном информационном поле. Это поле может поэтапно знакомить младшего школьника со всем многообразием социальной действительности, не приукрашивая и не принижая её, соответственно возрастным особенностям ребёнка. Это позволит избежать многих психологических потрясений и формирования ненужных страхов и комплексов у ребёнка. В этом смысле очень показательным является опыт скандинавских стран, где детей уже в младшем школьном возрасте водят на экскурсии в роддома и крематории.
Во-вторых, младшего школьника необходимо обучать эффективным технологиям общения и умению ориентировать его в зависимости от ситуации и партнёра по коммуникации. Поскольку вхождение ребёнка в социум происходит прежде всего через коммуникационный процесс, то и наиболее эффективная адаптация характерна для детей, которых научили правильно общаться.
В-третьих, очень важно, чтобы у ребёнка были сформированы социально значимые личностные качества и компетентности, такие как позитивная самооценка и самоуважение, готовность отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результат, умение слушать и вести диалог, строить продуктивное сотрудничество, противостоять влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества и др.
Поскольку процесс формирования отношений, в том числе и толерантных, является комплексным, вписанным в весь круг взаимодействий личности, то и результатом такого процесса может стать комплексный продукт, такой, например, как социальная адаптация. Кроме того, в самом понятии «толерантность» мы можем проследить качества, способствующие эффективной адаптации человека в обществе. В свою очередь, для определения социально адаптированной личности мы обязательно обратимся к её толерантным качествам.
Определений толерантности существует множество, но все они обращаются к определённому набору свойств личности, позволяющему человеку терпимо, с пониманием, приятием воспринимать другого человека, непохожего по каким-либо значимым качествам: национальным, конфессиональным, культурным, языковым, возрастным, гендерным и другим, – и доброжелательно взаимодействовать с ним, невзирая на названные различия. Кроме того, как нам кажется, важным нужно считать сформированность у личности установки на желание понять и принять чужую непохожесть. А установки, сформированные в младшем школьном возрасте, прочнее закрепляются и становятся базовыми качествами личности.
Внеурочная деятельность учащихся, которой в стандартах нового поколения отводится заметная роль, пожалуй, самое благодатное поле для выстраивания системы формирования социально значимых качеств и установок личности, а также толерантных отношений. Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации. Причём преимуществом данного вида деятельности является то, что здесь ведущими формами взаимодействия участников образовательного процесса могут стать активные групповые формы, требующие сотрудничества, с одной стороны, а с другой – предоставляющие возможность ребёнку раскрыть те свои возможности и качества, которые в рамках урока не всегда бывают востребованы: эмоциональные, художественные качества, взаимовыручку, эмпатию и т. п. Но именно названные качества и ложатся в основу формирования толерантных свойств личности и толерантных отношений учащихся.
Организация внеурочной деятельности может быть реализована через игровые, треннинговые, экскурсионные, проектные, трудовые и другие активные формы работы. При этом, используя именно игровые и треннинговые технологии, можно выстроить целостную программу формирования толерантности как базового качества личности ребёнка и развития толерантных отношений в классной группе. Остальные же формы организации внеурочной деятельности могут носить для такой программы вспомогательный характер, давая учащимся возможность проявить те новые качества, которые развились в процессе работы программы, в непосредственной совместной продуктивной или исследовательской деятельности.
Наиболее эффективным способом воспитания толерантности является воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений в обучаемых с первых классов. В современности обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является развитие системы значимых ценностей и новых жизненных установок всех субъектов образования для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и этносоциальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия этносов, ограничения любого неравенства. Именно поэтому, средствами образования, необходимо воспитывать такие качества личности учащихся с первых классов, как толерантность в целом и этническую толерантность в частности, уважение личности другого человека не зависимо от места жительства, этнической принадлежности, социального статуса, развивать соучастие и сопереживание друг к другу, любовь к своей Родине.
Предлагается проводить работу по воспитанию толерантности по следующим направлениям:
- урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;
- внеурочная работа – специалисты предлагают ввести специальный курс, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную, т. к. располагает большим временем.
Реализовать эти два направления предлагают при помощи известной педагогической технологии: тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:
а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;
б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;
в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;
г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.
Если тренинг индивидуальный, то можно дать такое задание. Например, есть ли в классе (группе) ребята, которые принадлежат к различным этнокультурным группам и выразить свое отношение. Пусть они проанализируют свой жизненный опыт и опишут причины, которые способствовали возникновению и формированию отношений (даже если они негативные). Что помогло (помогает) им преодолеть их? Индивидуальный тренинг – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят. Но групповой тренинг представляет более высокий уровень, социально-психологической подготовки, где специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Эта технология применяется с целью снять напряжение, раскрепощение выявление лидера (это перед началом тренинга). Самым известным тренингом является ролевая игра, учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведения.
А самая новейшая педагогическая технология, которая сейчас широко используется в Европе, особенно в Англии – это психодрама (социодрама). Это социально-психологический театр, в котором отрабатывают умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, умение войти в контакт с человеком другой национальности. Данная технология эффективна, так как в игре дети воспроизводят образ другого, возвращаются в свою роль, усиливают конкретизируют некоторые характеристики другого, стараются показать этнокультурные различия, и главное – допускается «проигрывание конфликтных ситуаций». Эти предложенные педагогические технологии в основном реализуются во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/23/picture-653078-1574519544.jpg)
Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".
В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/17/picture-806452-1471406908.jpg)
Учебно - методическое пособие "Воспитание толерантности младших школьников средствами поликультурного образования" Автор - составитель С. В. Бобинова
Предложенная программа по воспитанию толерантности и методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний, система психолого - педагогических тренингов для учащихся младшего шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-835139-1477068279.jpg)
Воспитание толерантности младших школьников в системе развивающего обучения Л,В.Занкова
Статья содержит материал о системе воспитания толерантных отношений в классе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/19/picture-238630-1368959267.jpg)
СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелы...
Воспитание толерантности младшего школьника.
Воспитание толерантности младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/20/picture-770798-1458502967.jpg)
Статья на тему "Особенности воспитания толерантности младшего школьника"
Статья, которая подскажет, как воспитать в человеке толерантные качества....