Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология
статья (4 класс)

Кузнецова Наталья Валерьевна

Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет вашего ребенка, даже когда он здоров. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дыхательная гимнастика17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология.

Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет вашего ребенка, даже когда он здоров. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. В своей работе ориентируемся на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия по ЗОЖ включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. Чтобы занятия дыхательной гимнастикой не были скучны ребенку, надо превратить их в игру.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения не более 5-10 минут каждый день, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

- заниматься лучше до завтрака или после ужина;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек.


Предлагаем на ваше усмотрение несколько вариантов дыхательной гимнастики Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфоток и кровообращение в лёгких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода воздуха, также напрямую связано с движениями. Аэробная производительность тем больше, чем лучше тренирован ребёнок. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но … только на свежем воздухе! Известно, что основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода – длительный равномерный (или по Ю.Ф. Змановскому, оздоровительный) бег. И именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движениями. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. Деятельность терморегуляционного аппарата – это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. И чем чаще он включается, тем интенсивнее «тренируется» система иммунной защиты, совершенствуя свои качества. Принципы дыхания: 1. Вдох – «громкий», короткий, активный. 2. Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). Лучше, если выдох через нос. О выдохе думать запрещено. Если будете думать о выдохе – собьётесь! Выдох – это уходящий вдох. 3. В дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями (даже в описании упражнений используется термин «вдоха-движения»): хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем. Приседаем – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем и т. д. Упражнения основного комплекса: 1. Ладошки – первое разминочное упражнение гимнастики. Учит ребёнка не только шумно «шмыгать» носом, но и выработать синхронность вдохов с движениями, чтобы приучить малыша во время каждого движения шумно нюхать воздух, чтобы дыхание через нос стало здоровым рефлексом. 2. Погончики. И. п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8. вдохов-движений. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.Упражнение " Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа. 3. Насос (Накачивание шины) И. п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о. с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперед делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена. Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение " Насос" можно делать стоя и сидя. Первые три упражнения налаживают носовое дыхание и попутно активизируют иммунную систему. 4. Кошка (Присядь с поворотом) И. п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле5. Обними плечи И. п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест - накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение " Обними плечи" можно делать также сидя и лежа. Необходима определённая последовательность упражнений основного комплекса. Гимнастику всегда надо начинать именно с безобидных разминочных упражнений: «Ладошки» и «Погончики». На первом занятии обязательно нужно освоить три первых упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос». Каждое новое упражнение делаем по 4 вдоха-движения подряд через паузу от 3 до 5 секунд по 8 раз, это 32 раза. В течение первой недели один-два раза в день надо делать первые три упражнения, повторяя их ещё и ещё раз, чтобы занятие продолжалось примерно 15 минут. Далее продолжительность одного занятия (по мере увеличения количества упражнений) составляет от 0 до 30 минут, не более. На следующей неделе мы добавляем к этим трём ещё одно упражнение и выполняем их все, начиная с первого: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка». И так каждую неделю к уже освоенным упражнениям мы добавляем одно новое. При этом повторы уже освоенных упражнений постепенно усложнятся. А новые упражнения по-прежнему выполняются, начиная с четырёх.Занятия дыхательной гимнастикой мы проводим уже почти четыре года и результаты нас крайне радуют – заболеваемость воспитанников снизилась в разы, а посещаемость возросла. Дети здоровы, активны, бодры и это радует нас, воспитателей, и конечно же родителей, ведь для нас нет большего счастья, чем здоровый ребенок! Список использованной литературы: 1. И.В. Никишина, Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ., Москва ООО «Планета» 2011 год. 2. В.Г. Алямовская, Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005 год. 3. Журнал «Инструктор по физкультуре» № 8/2011. СФЕР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.

Работа, направленная на сохранение здоровья, во время  проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу  У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...

Артикуляционная гимнастика с использованием элементов других здоровьесберегающих технологий

Использование артикуляционной гимнастики в работе педагога-психолога...

«Дыхательная гимнастика у детей дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология»

laquo;Дыхательная гимнастика у детей дошкольного возраста как здоровьесберегающая технология»...

«Использование здоровьесберегающих технологий (речедвигательная, фонетическая, пальчиковая с предметами гимнастики) в работе учителя-логопеда»

Использование здоровьесберегающих технологий (речедвигательная, фонетическая, пальчиковая с предметами гимнастики)  в работе учителя-логопеда...

ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОКТЕЛЬНЫХ ТРУБОЧЕК. ПРОЕКТ « ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ -ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ »

В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды,...

Здоровьесберегающие технологии.Дыхательная и звуковая гимнастика на уроках в начальной школе.

Для улучшения и сохранения здоровья младших школьников, использую следующие небольшие , но эффективные упражнения....