Статья
статья
Статья "Развитие межполушарного взаимодействия у детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya_posredstvom_kineziologicheskie_uprazhneniya.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Скобельцина Елена Владимировна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Ушмунская общеобразовательная школа.
Тема: Развитие межполушарного взаимодействия через кинезиологические упражнения.
Из всех наслаждений, отпущенных человеку,
самое изысканное- шевелить мозгами.
Б. Акунин.
От развития межполушарного взаимодействия зависит успеваемость ребенка в школе и его успешная жизнь в дальнейшем. Зачастую слабое развитие одного из полушарий становится причиной трудностей обучения письму и чтению.
Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария. При этом каждое из них выполняет свои собственные функции. Для нормальной работы психики необходимо связанное взаимодействие полушарий.
Правое несёт ответственность за:
- воображение;
- креативность и творческие способности;
- эмоциональный диапазон;
- левую часть туловища;
- ориентацию в пространстве;
- интуицию;
- музыкальные способности;
- понимание информации, произнесенной вслух.
Левое отвечает за:
- усвоение вербальной информации;
- движения правой частью туловища;
- память;
- умение анализировать;
- логику;
- речь;
- способность к точным наукам.
Необходимо развивать межполушарные связи; это очень просто сделать, если мы вспомним, что за работу полушария отвечает противоположная сторона тела, то есть, выполняя движения левой рукой или ногой, мы активизируем правое полушарие, а работая правой ногой или рукой — левое. Если постараться выполнять движения одновременно двумя руками, то мы сможем развивать межполушарные связи. Существуют простые упражнения, стимулирующие активность головного мозга посредством воздействия на рефлекторные точки. В результате применения этих упражнений ребёнок сможет дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. А помогут нам в этом кинезиологические упражнения.
Кинезиология («кинезис»- движение, «логос»- учение) — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовался ещё Аристотель и Гиппократ.
В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Российской Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И. М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса. П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа может быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению).
Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.
Для результативности необходимо учитывать определенные условия:
1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
2 .Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3 .От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4 .Упражнения проводятся сидя или стоя.
5 .Алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений,
активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.
Необходимо помнить о комплексном подходе и во время занятия применять
упражнения из каждых групп:
- упражнение на развитие мелкой моторики кистей рук;
- на координацию движений;
- на развитие графических навыков и пространственной ориентации;
- на развитие восприятия, памяти и мышления;
Значение кинезиологических упражнений:
- укрепление физического здоровья;
- улучшение памяти, внимания;
- развитие речи и пространственных представлений;
- снижение утомляемости и повышение способностей;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Прежде чем приступить к упражнениям, необходимо вспомнить, где правая сторона, а где левая. Для закрепления сначала попросить поднять правую руку, затем попросить, чтобы ребенок взял этой же рукой какой-то предмет. И наоборот, проделать все это левой рукой.
Можно попросить что-то изобразить поочередно руками в воздухе. По мере успешного выполнения легких упражнений можно постепенно усложнять. Проводить упражнения на развитие межполушарных связей необходимо в первой половине дня, длительность занятий не должна превышать 15 минут.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Включение данных упражнений в учебный процесс позволяет лучше усваивать материал. Они также помогают развивать внимание, концентрацию, мышление.
«Зеркальное рисование». Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные — зеркальные — рисунки.
«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6–8 повторений.
«Колечко». Поочередное перебирание (соединение кончиков) пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и т.д. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.
«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6–8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.
«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).
«Перекрестные движения». Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.
Глазодвигательные упражнения
Этот тип разминки позволит улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира.
«Глаз-путешественник». Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т.п. Начальная позиция — стоя. Ребёнок должен, не двигая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
«Восьмёрка». Поднять правую руку до уровня глаз, сжав пальцы в кулачок (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, то есть вместе с глазами повторять движение пальцев рук вытянутым языком.
Телесные упражнения.
«Кулак-ребро-ладонь». Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4–5 раз.
«Мельница». Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1–2 минуты.
Взаимодействие полушарий обеспечивает психике устойчивость, упорядоченность, дифференцированность, предопределяет общее развитие, обучаемость и интеллект. Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...