Статья
статья (1 класс)
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ-АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shehovtsova_l.d._statya.odt | 29.84 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ — АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Шеховцова Л.Д. , Прокофьева И.В.,
Маркова Р.И., Молчанова Е.А.,
МАОУ «СПШ №33», г. Старый Оскол
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьясбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», Федеральных государственных стандартов.
«Здоровье – это еще не все, но все без здоровья – ничто» - гласит известный афоризм. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психологического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни.
Но ни для кого не секрет, что высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными или приобретенными заболеваниями.
Потому во ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования [4, c.26]. В основу программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принципы.
- Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.
- Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется значительное внимание не позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
- Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления.
- Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
- Принцип сознательности и активности, направленный на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей.
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы ...» Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане — здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.
Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного здоровья детей в деятельности нашего общеобразовательного учреждения и, в частности, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии (т. е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся), которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни[1, c.117]. Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение педагогом таких принципов, как:
- учет возрастно-половых особенностей;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей учащихся. К ним можно отнести:
- оптимальную плотность урока;
- чередование видов учебной деятельности;
- наличие физкультурной паузы;
- наличие эмоциональных разрядок;
- правильная рабочая поза;
- положительные эмоции.
Одна из наиболее важных и значимых задач поставленных педагогами нашей школы: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение личной безопасности учащихся [2, c.92]. Поэтому для психологического и физического здоровья детей проводятся следующие мероприятия:
- приведение школы в соответствии с СанПином и правилами образовательной среды: мебели, режима освещения, проветривание помещений, режима работы школы (школа работает в две смены), учебного плана, наполняемости классов, структуры урока, психологического комфорта детей;
- ежедневное проведение перед первым уроком зарядки
- проведение на уроке в моменты утомления двух физкультминуток, включающих в себя различные виды движений: ходьба и бег на месте, прыжки, пластику рук, туловища, тела;
- проведение гимнастики для глаз;
- организация достаточной не травмоопасной двигательной активности ;
- частая смена видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рассказ, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение заданий, индивидуальные задания) ;
- развитие мелкой моторики руки ;
- построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка ;
- применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во внеклассной работе;
- организация комфортного учебного пространства детей (рассаживания учащихся, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, склонность к простудным заболеваниям). Один раз в четверть меняем местами учеников, исключая одностороннюю ориентацию головы и туловища;
- проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (с участием не только детей, но и родителей) «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья» и другие;
- организация горячего питания и молочных завтраков.
При планировании и проведении уроков педагоги учитывают требования к проведению физкультминуток и используют различные виды физкультминуток [3, c.116].
Требования к проведению физкультминуток.
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомляемых групп мышц.
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Виды физкультминуток.
- Упражнения для снятия общего или локального утомления.
- Упражнения для кистей рук.
- Гимнастика для глаз.
- Гимнастика для слуха.
- Упражнения, корректирующие осанку.
- Дыхательная гимнастика.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность учащихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Литература:
- Ковалько, В.И. Здоровосберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: «ВАКО», 2005. – 296 с.
- Менчинская, Е.А. Основы здоровосберегающего обучения в начальной школе: [Текст] методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. – М.: Вента Граф, 2008. – 112 с.
- Обухова, Л.А. Школа докторов и природы или 135 уроков здоровья [Текст] / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскин. – М.: «ВАКР», 2005. – 124 с.
- Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: [Текст] текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...