Внеурочная деятельность "Умники и умницы"
учебно-методический материал (3 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и Умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методических пособий О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210, Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».- Москва: РОСТ книга, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_umniki_i_umnitsy.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Улекчинская СОШ»
Внеурочная деятельность
«Умники и умницы»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и Умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методических пособий О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210, Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».- Москва: РОСТ книга, 2016 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на один год обучения. В 3 классе 102 часа (3 часа в неделю).
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Требования к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения курса
В результате изучения данного курса в 3 классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
-умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
-умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
-умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
-умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
-умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Прогнозируемые результаты
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу обучающихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ребёнком и не допускает сравнение его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Основным инструментарием отслеживания результатов является карта наблюдений, карта мониторинга, лист самооценки, тест.
Уровень результатов работы по программе:
- Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня и частично третьего уровня. Предполагается участие учащихся в конкурсах, олимпиадах на разных уровнях.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие познавательных способностей (7 часов). Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие внимания (20 часов). Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие мышления (23 часа). Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие аналитических способностей (18 часов). Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Фонетика (4 ч)
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Словообразование (6 ч.)
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Лексика (7 ч.)
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Морфология (7 ч.)
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Пословицы и поговорки (3ч.)
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Игротека (9 ч.)
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Тема занятия | Количество часов |
1 | Развитие познавательных способностей. | Диагностика уровня развития познавательных процессов у второклассников. | 1 |
Развитие концентрации внимания Логически-поисковые задания | 2 | ||
Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | ||
Развитие способности рассуждать | 2 | ||
2 | Развитие внимания. | Тренировка внимания. | 2 |
Логически-поисковые задания Развитие аналитических способностей | 2 | ||
Мозговая гимнастика. | 1 | ||
Тренировка слуховой памяти Развитие способности рассуждать | 2 | ||
« Шапка для размышлений» Развитие аналитических способностей | 2 | ||
Тренировка зрительной памяти Логически-поисковые задания | 2 | ||
Поиск закономерностей. | 2 | ||
Развитие способности рассуждать | 2 | ||
Работа со спичками. Ребусы буквенно-цифровые | 3 | ||
Совершенствование воображения | 2 | ||
3 | Развитие мышления. | Развитие логического мышления | 3 |
Развитие способности рассуждать | 2 | ||
Развитие концентрации внимания Развитие аналитических способностей | 2 | ||
Логические задачи. | 2 | ||
Тренировка внимания Логически - поисковые задания Развитие способности рассуждать | 2 | ||
Логически - поисковые задания | 2 | ||
«Закодированное слово». | 2 | ||
Ира «Найди фигуру». Развитие аналитических способностей | 2 | ||
Тренировка слуховой памяти Логически - поисковые задания | 2 | ||
Тренировка зрительной памяти Логически-поисковые задания Развитие способности рассуждать | 2 | ||
4 | Развитие аналитическтих способностей. | Поиск закономерностей. | 2 |
Игра «Фантазёр». | 1 | ||
Разгадывание ребусов. | 1 | ||
Поиск закономерностей Развитие аналитических способностей | 2 | ||
«Весёлые вопросы». | 1 | ||
Совершенствование воображения Задания с использованием спичек Ребусы | 1 | ||
Развитие логического мышления Логически-поисковые задания | 2 | ||
Игра «Внимание». | 1 | ||
Измени свойство. | 1 | ||
Игра «Так же, как…» | 1 | ||
Работа с изографами | 1 | ||
Развитие способности рассуждать | 1 | ||
Логически-поисковые задания | 2 | ||
Развитие концентрации внимания | 1 | ||
Конкурс эрудитов. Итоговое занятие. | 1 | ||
5 | Фонетика | Да здравствует русский язык! | 1 |
Его величество ударение | 2 | ||
Непроизносимые согласные | 1 | ||
6 | Словообразование | Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 |
Про корень и окончание | 1 | ||
Про суффикс и приставку | 1 | ||
Учимся различать предлог и приставку | 1 | ||
Сложные слова | 1 | ||
Запоминаем словарные слова | 1 | ||
7 | Лексика | Вежливые слова | 1 |
Растения во фразеологизмах | 1 | ||
Животные во фразеологизмах | 2 | ||
От архаизмов до неологизмов | 1 | ||
Я не поэт, я только учусь… | 1 | ||
По страницам энциклопедий | 1 | ||
8 | Морфология | Как морфология порядок навела | 1 |
Учимся различать предлог и приставку | 1 | ||
Учимся писать «не» с глаголами | 1 | ||
Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 | ||
Имена существительные с шипящим звуком на конце | 1 | ||
Кое-что о местоимении | 1 | ||
Познакомимся поближе с наречием и числительным | 1 | ||
9 | Пословицы и поговорки | Поговорки и пословицы | 2 |
Игры с пословицами | 1 | ||
10 | Игротека | Игротека | 7 |
Повторение. Игротека | 1 | ||
Конкурс-игра «Русский медвежонок» | 1 | ||
ИТОГО | 102 часа |
Литература
Методические пособия:
- Методическое пособие для 3 класса «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
- Методическое пособие для 3 класса «Юным умникам и умницам». О. Холодова - М: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210
Дополнительная литература:
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Цифровые ресурсы:
- Ресурсы Интернет.
- ЦОР по русскому языку для начальной школы.
- ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Технические средства обучения:
- Компьютер с художественным программным обеспечением.
- Мультимедиа – проектор.
- Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...
Внеурочная деятельность. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возраст детей 10-11 лет (4 «А» класс) Срок реализации: 1 год
ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»...
Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...