внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс)
рабочие программы внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_i_ya.docx | 902.74 КБ |
shahmaty_1_klass.docx | 801.9 КБ |
istoki_1_klass.docx | 995.68 КБ |
fantazyory.docx | 890.23 КБ |
planeta_zemlya.docx | 859.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы:
- Планируемые (личностные, метапредметные) результаты освоения курса………………………………………………………………...стр. 2
- Содержание курса с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности…………….……………..……..............................стр. 4
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………стр. 6
Рабочая программа курса «Мир и Я» для 1 класса на 2020 - 2021 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и программы общеобразовательных учреждений авторов: Л. П. Анастасовой, П. В.Ижевского, Н. В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы» (2010).
Программа курса «Мир и Я» для учащихся 1 класса образовательных учреждений разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. Программа составлена на основе авторской программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметные
Учащиеся должны знать:
- чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле;
- возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- от чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
- травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки;
- какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»
Учащиеся должны уметь:
- правильно перейти водоем по льду;
- правильно вести себя на пляже;
- плавать техникой плавания «кроль на груди»;
- ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой;
- уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них;
- уметь распознавать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
- оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
- уметь действовать по сигналу «Внимание всем!»
Личностные учебные умения и действия: формируется умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности; самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия: первоклассники с помощью учителя определяют цели своей деятельности, последовательность работы по плану; отличают верно выполненное задание от выполненного неверно.
Познавательные универсальные учебные действия: обучающиеся учатся с помощью учителя выдвигать предположения о факторах безопасной жизнедеятельности и осуществлять их проверку; ориентироваться в своей системе знаний о составляющих безопасной жизнедеятельности (отличать новое от уже известного); пользоваться доступными источниками информации; выстраивать в устной форме речевое высказывание о своих знаниях, умениях, направленных на безопасную жизнедеятельность.
Коммуникативные универсальные учебные действия: обучающиеся с помощью учителя учатся выражать свои мысли, объяснять свою позицию по вопросам безопасной жизнедеятельности (ОБЖ).
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6ч)
1.1. Чрезвычайные ситуации
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (10ч)
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (16ч)
3.1. Безопасное поведение на воде
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.
Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Уроки плавания:
- подготовительные упражнения для освоения в воде;
- техника спортивного плавания «кроль на груди».
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
IV. Безопасное поведение на улицах и дорогах. (3ч)
Элементы дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Названия темы занятия | Цель | Кол-во час. | Дата проведения | |
По плану | Факт | ||||
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4ч.) | |||||
1-2 | Что такое безопасность. |
| 2 | 04.09 11.09 | |
3 | Город, посёлок, микрорайон, где мы живём. |
| 1 | 18.09 | |
4 | Что такое чрезвычайная ситуация. |
| 1 | 25.09 | |
Улица полна неожиданностей (19ч.) | |||||
5 | Безопасность на улице. |
| 1 | 02.10 | |
6 | Как правильно переходить дорогу. |
| 1 | 09.10 | |
7 | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. |
| 1 | 16.10 | |
8-9 | Сигналы регулирования дорожного движения |
| 2 | 23.10\30.10 | |
10-11 | Виды перекрёстков. |
| 2 | 13.11 20.11 | |
12 | Знакомство с дорожными знаками. |
- «Пешеходный переход»; - «Пешеходная дорожка»; - «Движение пешеходов запрещено»; - «Дети»; - «Подземный переход»; - «Надземный пешеходный переход»; - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; -«Велосипедная дорожка»; -« Движение на велосипедах запрещено»; «Место остановки автобуса». | 1 | 27.11 | |
13 | Угадай, какой знак. |
| 1 | 04.12 | |
14 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. |
одностороннее и двустороннее движение. | 1 | 11.12 | |
15 | Будь внимательным и осторожным. |
| 1 | 18.12 | |
16 | Движение группами. |
| 1 | 25.12 | |
17 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. |
| 1 | 15.01 | |
18 | Где можно и где нельзя играть. |
| 1 | 22.01 | |
19 | Практическое занятие «Улицы посёлка». |
| 1 | 29.01 | |
20 | Знакомство с транспортом посёлка. |
| 1 | 05.02 | |
21 | Правила поведения в транспорте. |
| 1 | 12.02 | |
22 | Викторина по ПДД |
| 1 | 26.02 | |
23 | Игра «красный, жёлтый, зелёный» (обобщающий по теме: «Улица полна неожиданностей») |
| 1 | 05.03 | |
Безопасность на воде (4ч.) | |||||
24 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и зимний периоды. |
| 1 | 12.03 | |
25 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. |
| 1 | 19.03 | |
26 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. |
| 1 | 02.04 | |
27 | Основные спасательные средства. |
| 1 | 09.04 | |
Безопасность в помещении (5ч.) | |||||
28 | Какие опасности нас подстерегают в помещении. |
| 1 | 16.04 | |
29 | Основные правила пожарной безопасности. |
| 1 | 23.04 | |
30 | Детские шалости с огнём. |
| 1 | 30.04 | |
31 | Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. |
| 1 | 07.05 | |
32 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. |
| 1 | 14.05 | |
Обобщение (1ч.) | |||||
33 | Викторина «Подумай и ответь». |
| 1 | 21.05 |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы:
- Планируемые (личностные, метапредметные) результаты освоения предмета………………………………………………………………...стр. 2
- Содержание предмета с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности…………….……………..……..............................стр. 3
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………стр. 6
Рабочая программа по курсу «Шахматы» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373), рекомендована Министерством образования и науки РФ, составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год: 1 час в неделю, 33 часа в год.
- Планируемые (личностные, метапредметные) результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает достижения необходимых личностных, метопредметных и предметных результатов освоения учебного предмета, заложенных ФГОС НОО.
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Содержание предмета с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности
Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
Первое знакомство с Шахматным королевством.
Из истории шахмат.
Шахматная доска - поле шахматных сражений:
Знакомство с основными понятиями:
Горизонтали,
Вертикали
Диагонали
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").
Шахматные фигуры. Первое знакомство.
«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная позиция.
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет".
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
ЛАДЬЯ
Ход, взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт.
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».
СЛОН
Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита"
ФЕРЗЬ
«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.
Ход, взятие.
Ферзь против ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".
КОРОЛЬ
Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
КОНЬ
Ход, взятие, сила.
Игра конем на усеченной доске.
Конь против ферзя, ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь".
ПЕШКИ
Благородные пешки черно-белой доски.
«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
«Игра на уничтожение».
Относительная ценность фигур.
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"
"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
Шах.
Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
Мат - цель игры.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".
Решение шахматных задач и упражнений.
Ничья.
Варианты ничьей.
Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание:
"Пат или не пат".
Рокировка.
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание:
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Шахматная партия.
Начало шахматной партии.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Дидактические задания:
«Назови вертикаль»
«Назови горизонталь»
«Назови диагональ»
«Какого цвета поле»
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения.
Краткая и полная шахматные нотации.
Запись шахматной партии.
Игровая практика с записью шахматной партии.
ЦЕННОСТЬ ФИГУР.
Сравнительная сила фигур.
Дидактические задания:
«Кто сильнее», «Обе армии равны».
Достижение материального перевеса.
Дидактические задания:
«Выигрыш материала».
Способы защиты.
Дидактическое задание «Защита».
- Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
«Шахматы» 1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата по плану | Дата по факту |
I раздел «Шахматная доска» | ||||
1 | Вводный урок | 1 | 01.09 | |
2 | Шахматная доска. Горизонталь. | 1 | 08.09 | |
3 | Шахматная доска. Вертикаль. | 1 | 15.09 | |
4 | Шахматная доска. Диагональ | 1 | 22.09 | |
5 | Флаги и центр | 1 | 29.09 | |
6 | Итоговый контроль | 1 | 06.10 | |
II раздел «Начальная расстановка фигур» | ||||
7 | Начальная позиция | 1 | 13.10 | |
8 | Расстановка фигур перед шахматной партией | 1 | 20.10 | |
III раздел «Шахматные фигуры» | ||||
9 | Тяжелые и легкие фигуры | 1 | 27.10 | |
10 | Ладья. «Один в поле воин», «Лабиринт» | 1 | 10.11 | |
11 | Слон. «Один в поле воин», «Лабиринт» | 1 | 17.11 | |
12 | Ладья против слона | 1 | 24.11 | |
13 | Ферзь. «Один в поле воин», «Лабиринт». | 1 | 01.12 | |
14 | Ферзь против слона и ладьи | 1 | 08.12 | |
15 | Король. «Один в поле воин», «Лабиринт» | 1 | 15.12 | |
16 | Король против других фигур | 1 | 22.12 | |
17 | Конь. «Один в поле воин», «Лабиринт» | 1 | 12.01 | |
18 | Конь против коня | 1 | 19.01 | |
19 | Конь против других фигур | 1 | 26.01 | |
20 | Пешка. «Один в поле воин», «Лабиринт» | 1 | 02.02 | |
21 | Превращение пешки | 1 | 09.02 | |
22 | Король и пешка против коня | 1 | 23.02 | |
23 | Ценность фигур | 1 | 02.03 | |
24 | Игра всеми фигурами на уничтожение без короля. | 1 | 09.03 | |
25 | Итоговый контроль | 1 | 16.03 | |
IV раздел «Цель и результат шахматной партии» | ||||
26 | Шах. | 1 | 30.03 | |
27 | Первый шах. | 1 | 06.04 | |
28 | Мат. | 1 | 13.04 | |
29 | Мат в один ход. | 1 | 20.04 | |
30 | Пат. | 1 | 27.04 | |
31 | Рокировка | 1 | 04.05 | |
32 | Шахматная партия | 1 | 11.05 | |
33 | Итоговый контроль | 1 | 18.05 | |
В нижней части таблицы часы суммируются | ||||
Итого: | 33 |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы:
- Планируемые (личностные, метапредметные) результаты освоения предмета………………………………………………………………...стр. 2
- Содержание предмета с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности…………….……………..……..............................стр. 4
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………стр. 6
Рабочая программа по предмету «Социокультурные истоки» разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников на основе примерной типовой программы «Истоки» для общеобразоватльных учреждений 1-4 класс под ред. И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А. В. Камкина, доктора исторических наук в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа находится в научно-методическом издании «Истоковедение», издательского дома «Истоки», г. Москва, том 5, 2009 год. Актуальность программы обусловлена тем, что в наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными, но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности. Таким образом возникла необходимость создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета в начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Новизна программы состоит в том, что учебный курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д. «Истоки» открывают детям в обычном – необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном, раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В итоге «имя», «книга», «слово» и другие ценности приобретают особую притягательность и поучительность
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
- основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- установки на здоровый образ жизни;
- чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
В сфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
- фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
- устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Учащиеся получат возможность научиться:
- правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
- определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
- пересказывать текств разной форме, составлять письменные отзывы;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
- осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
- различать государственные и духовные праздники
- создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
- узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
- реализовывать свой творческий потенциал;
- узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,
Результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования представлен в личностных характеристиках выпускника(«портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- важающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный курс «ИСТОКИ» для 1 класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки. Базовое содержание курса «Истоки» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга.
Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.
«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:
1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).
2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).
3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.
В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.
В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).
Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.
Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка:Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.
Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.
Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».
С 1 класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В
«Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.
Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.
Главными целями курса «Истоки» в 1 классе являются:
* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАНИЯ
Мир (4 часа)
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою первую книгу. В первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга — образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (4 часа)
СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЮЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг Святое Слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе Слово Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ, Жизнь. Любовь Добрые дела.
Образ (4 часа)
РОДНИК. Род. Родник. Родное слово. Родная земля. Родина. Родник — начало жизни. Живая вода Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой благоверный князь Александр Невский — солнце земли Русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книга (4 часа)
КНИГА. Книга — живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.
КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки — добрая традиция нашего народа. Книга книг — Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение — сердечный дар Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов | Проведено | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
Раздел 1. Мир (10 ч) | |||||
1 | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа | 1ч | 07.09 | ||
2 | Мир и лад. (Поле, школа и семья) | 1ч | 14.09 | ||
3 | Истоки и школа | 1ч | 21.09 | ||
4 | Дар (Рождество) | 1ч | 28.09 | ||
5 | Истоки и радуга | 1ч | 05.10 | ||
6 | Сказки А.С. Пушкина | 1ч | 12.10 | ||
7 | Родной край | 1ч | 19.10 | ||
8 | Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец) | 1ч | 26.10 | ||
9 | Святыни России. Илья Муромец | 1ч | 02.11 | ||
10 | Обобщающий урок | 1ч | 09.11 | ||
| II. Слово (10 ч) | ||||
11 | Слово | 1ч | 16.11 | ||
12 | Весна и слово | 1ч | 23.11 | ||
13 | Золотое сердечко | 1ч | 30.11 | ||
14 | Серебряное копытце | 1ч | 07.12 | ||
15 | Честное слово. Добрыня Никитич | 1ч | 14.12 | ||
16 | Слово о родителях | 1ч | 21.01 | ||
17 | Святое слово. Алеша Попович | 1ч | 11.01 | ||
18 | Чаша жизни | 1ч | 18.01 | ||
19 | Обобщающий урок (Внимание) | 1ч | 25.01 | ||
20 | Экскурсионно-тематический урок | 1ч | 01.02 | ||
| III. Образ (6 ч) | ||||
21 | Родник | 1ч | 08.02 | ||
22 | Образ Родины | 1ч | 22.02 | ||
23 | Образ защитника Отечества | 1ч | 01.03 | ||
24 | Образ праздника (День Победы) | 1ч | 08.03 | ||
25 | Обобщающий урок (Мышление) | 1ч | 15.03 | ||
26 | Экскурсионно-тематический урок. | 1ч | 29.03 | ||
| IV. Книга (7) | ||||
27 | Книга | 1ч | 05.04 | ||
28 | Книга книг | 1ч | 12.04 | ||
29 | Живое слово книги | 1ч | 19.04 | ||
30 | Первая книга. Мир книги | 1ч | 26.04 | ||
31 | Годовой обобщающий урок (Речь | 1ч | 03.05 | ||
32 | Экскурсионный урок. | 1ч | 10.05 | ||
33 | Заключительный урок. | 1ч | 17.05 |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы:
- Планируемые (личностные, метапредметные) результаты освоения предмета………………………………………………………………...стр. 2
- Содержание предмета с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности…………….……………..……..............................стр. 3
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………стр. 6
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазеры» разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности (под ред. В. А. Горского), М.: Просвещение, 2010 г. Направленность – художественная. Программа является модифицированной.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Проблема развития познавательной самостоятельности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение.
Новизна данной образовательной программызаключается в том, что она ориентирована на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся. Содержание программы «Фантазеры» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: работа с природными материалами, пластилинография, бумагопластика, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Отличительные особенности данной программы обусловлены тем, что она способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бумагопластики, оригами, квиллинга .
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Освоение детьми программы «Фантазеры» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Раздел программы | 1 год обучения | Итого |
1. | Введение: правила техники безопасности | 1 | 1 |
2. | Работа с природными материалами | 3 | 3 |
3. | Волшебный пластилин | 10 | 10 |
4. | Бумагопластика | 19 | 19 |
Всего: | 33 | 33 |
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов | Проведено | Примечание | |
По плану | По факту | ||||
1 | Введение. Правила техники безопасности | 1ч | 03.09 | ||
Работа с природными материалами | |||||
2 | Аппликация из листьев «Золотая осень» | 1ч | 10.09 | ||
3 | Аппликация из листьев «Сказочный зверь» | 1ч | 17.09 | ||
4 | Коллективная работа «Чудо –дерево». | 1ч | 24.09 | ||
Волшебный пластилин | |||||
5 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | 1ч | 01.10 | ||
6 | Плоскостное изображение. «Осень золотая». | 1ч | 08.10 | ||
7 | Техника граттаж «Аквариум» | 1ч | 15.10 | ||
8 | Техника спиральки. Картина «фрукты» | 1ч | 22.10 | ||
9 | Плоскостное изображение по рисунку | 1ч | 29.10 | ||
10 | Лепная картина. | 1ч | 12.11 | ||
11 | Формирование композиционных навыков. | 1ч | 19.11 | ||
12 | Техника мозаика «Цветы для мамы» | 1ч | 26.11 | ||
13 | Пластилинография «Ромашки» | 1ч | 03.12 | ||
14 | Коллективная работа «В гостях у сказки» | 1ч | 10.12 | ||
Бумагопластика | |||||
15 | Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с ножницами. Новогодняя открытка | 1ч | 17.12 | ||
16 | Ёлочная игрушка | 1ч | 24.01 | ||
17 | Ёлочная гирлянда, новогодний венок | 1ч | 14.01 | ||
18 | Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги». | 1ч | 21.01 | ||
19 | Овощи | 1ч | 28.01 | ||
20 | «Веточка сирени» | 1ч | 04.02 | ||
21 | «Георгин» | 1ч | 11.02 | ||
22 | Открытка ко дню Защитника Отечества | 1ч | 25.02 | ||
23 | Технология изготовления поделок на основе техники оригами. История оригами. Тюльпаны. | 1ч | 04.03 | ||
24 | Оригами. Букет для мамы и бабушки. | 1ч | 11.03 | ||
25 | Техника торцевания из бумаги «Бабочка» | 1ч | 18.03 | ||
26 | «Одуванчики» | 1ч | 01.04 | ||
27 | Что можно сделать из бархатной бумаги | 1ч | 08.04 | ||
28 | Объёмные цветы | 1ч | 15.04 | ||
29 | Аппликация из салфеток «Грибок» | 1ч | 22.04 | ||
30 | Поделки из бумаги «Ромашка2 | 1ч | 29.04 | ||
31 | Аппликация из геометрических фигур | 1ч | 06.05 | ||
32 | аппликация из ватных дисков «Котик» | 1ч | 13.05 | ||
33 | Коллективная работа аппликация «Весенний луг» | 1ч | 20.05 |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы:
- Планируемые (личностные, метапредметные) результаты освоения предмета………………………………………………………………...стр. 2
- Содержание предмета с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности…………….……………..……..............................стр. 4
3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………стр. 6
1. Планируемые (личностные, метапредметные) результаты освоения предмета
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена на основе факультативного курса А.А. Плешакова «Экология для младших школьников и рекомендована Управлением развития общего среднего образования Министерства Образования Российской Федерации.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
- понимание значения взаимопомощи в семье;
- способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
- понимание значения изучения курса «Экология»;
- ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
- давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
- приводить примеры приборов и инструментов;
- пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
- различать тела природы и изделия;
- приводить примеры тел и веществ;
- приводить примеры источников энергии;
- рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
- рассказывать о значении камня в жизни человека;
- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
- приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
- различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
- сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
- приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
- рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
- приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
- рассказывать об использовании электрической энергии;
- рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
- понимать, что такое окружающая среда;
- приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
- приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
- рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
- проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
- проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
- оценивать правильность выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
- развивать и тренировать свою наблюдательность;
- ставить цели проведения наблюдений и опытов;
- осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
- планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
- понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
- понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
- пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
- понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
- пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
- осуществлять описание объектов природы;
- сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
- устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
- осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
- ставить вопросы друг другу.
Учащиеся могут научиться:
- высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
- выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
2. Содержание предмета с указанием форм организации занятий, основных видов деятельности
Содержание программы ориентировано на занятия по внеурочной деятельности и рассчитано нa учащихся начального звена 1 класса. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий (урок феи Экологии, урок Гнома-эконома). На практических занятиях (уроки Гнома-эконома) ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!").
Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме. Последовательность изложения материала предусматривает целенаправленное формирование общих экологических понятий учащихся 2 классов: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
На 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле.
В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе.
В течение второго года обучения ребята узнают о жизни леса ("Жизнь лесных дебрей"), глубже изучат удивительные создания природы - растения. Заканчивается курс второго года обучения темой "Все о национальных парках", где подводится итог всему изученному ранее.
Отличие данной программы по экологии от существующих в том, что Программа предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.
На основном этапе в структуре заданий, носящих практический характер, реализован один из основополагающих принципов экологического образования и воспитания – взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подхода. От общих проблем охраны растений на планете (рассказ о Красной книге растений) сделан переход к выполнению заданий, раскрывающих проблему в государственном масштабе, и заданий, имеющих сугубо краеведческое содержание. Экологический подход позволит убедить учащихся в необходимости изучения экологии, в том, что жизнь каждого и в целом на Земле зависит от того, как они распорядятся этими знаниями. За основу курса взята работа по проектной деятельности. На заключительном этапе работы объединения предусматривается защита проектов, мини – проектов, подготовленных детьми по своему выбору.
Основные разделы и формы работы: 3 основных раздела:
1. Земля – наш общий дом (11 часов)
Будут рассмотрены следующие главные темы:
- Вода в природе;
- Воздух и жизнь;
- Почва;
- Судьба природы – наша судьба.
2. Мир природы (17 часов)
- Лес – наше богатство;
- Красная книга.
3.Охранять природу – значит охранять Родину (5 часов)
- Мы – дети Югры.
В каждый раздел включена работа по проектно- исследовательской деятельности, практические работы. На занятиях объединения выбираем лучшего эколога года.
Формы работы: групповая работа, беседа, рассказ, работа над загадками, пословицами; разгадывание кроссвордов, игры, коллективная игра: «Выборы лучшего эколога»; практические работы, наблюдения; экскурсии; викторины, конкурсы, КВНы, проектно-исследовательская деятельность; работа с энциклопедиями, справочниками, научной и художественной литературой.
Программа тесно связана с предметом окружающего мира, литературным чтением, технологией, изобразительным искусством.
3.Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |
По плану | По факту | ||||
1 | Мы – жители планеты Земля | 1 | 02.09 | ||
2 | Моя малая Родина | 1 | 09.09 | ||
3 | Природа - наш общий дом | 1 | 16.09 | ||
4 | Основные составляющие природы | 1 | 23.09 | ||
5 | Пищевые связи. Пирамиды. | 1 | 30.09 | ||
6 | Хищники. | 1 | 07.10 | ||
7 | И на хищника управа есть | 1 | 14.10 | ||
8 | Конкуренция и соперничество | 1 | 21.10 | ||
9 | Дружба в природе | 1 | 28.10 | ||
10 | Тайны живой природы Проектно-исследовательская деятельность | 1 | 11.11 | ||
11 | Как построить экосистему | 1 | 18.11 | ||
12 | Лес - зеленое море | 1 | 25.11 | ||
13 | Лес и его обитатели. «Жизнь лесных дебрей" | 1 | 02.12 | ||
14 | Влияние температуры на живые организмы. | 1 | 09.12 | ||
15 | Влияние температуры на живые организмы | 1 | 16.12 | ||
16 | По страницам лесного журнала мод. | 1 | 23.12 | ||
17 | По страницам лесного журнала мод. | 1 | 13.01 | ||
18 | Доступ к информации. «Выбираем лучшего эколога». Загадки, ребусы, шарады. | 1 | 20.01 | ||
19 | Доступ к информации. «Выбираем лучшего эколога». Загадки, ребусы, шарады. | 1 | 27.01 | ||
20 | Воздух, значение его чистоты для живых организмов | 1 | 03.02 | ||
21 | Царство почвы - уникальный мир природы | 1 | 10.02 | ||
22 | Вода - чудо природы | 1 | 24.02 | ||
23 | Вода - чудо природы | 1 | 03.03 | ||
24 | Вода и живые организмы | 1 | 10.02 | ||
25 | Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" | 1 | 17.02 | ||
26 | Агитзанятие "Не засоряйте берега водоема" | 1 | 31.03 | ||
27 | Пресные воды - наше богатство | 1 | 07.04 | ||
28 | Пресные воды - наше богатство | 1 | 14.04 | ||
29 | Растения лечат людей. Уроки Гнома эконома | 1 | 21.04 | ||
30 | Природа моей страны | 1 | 28.04 | ||
31 | Красная книга. Проектно-исследовательская деятельность | 1 | 05.05 | ||
32 | Экологический марафон. "Все о национальных парках | 1 | 12.05 | ||
33 | Итоговое занятие. «Выбираем лучшего эколога». Загадки, ребусы, шарады. | 1 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....