Финансовая грамотность (спец.курс)
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 класса в сфере экономики семьи.
Для реализации программного содержания используются:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. 4 класс. М.: Вако, 2018;
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Вако, 2018
Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс. М.: Вако, 2018;
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс. М.: Вако, 2018;
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс. М.: Вако, 2018;
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе отводится 35 часов, по 1 занятию в неделю.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) - проверочная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.doc | 519 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 класса в сфере экономики семьи.
Для реализации программного содержания используются:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. 4 класс. М.: Вако, 2018;
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Вако, 2018
Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс. М.: Вако, 2018;
3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс. М.: Вако, 2018;
4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс. М.: Вако, 2018;
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе отводится 35 часов, по 1 занятию в неделю.
Итоговый контроль (промежуточная аттестация) - проверочная работа
1 ЧЕТВЕРТЬ | 2 ЧЕТВЕРТЬ | 3 ЧЕТВЕРТЬ | 4 ЧЕТВЕРТЬ | ИТОГО |
9 час | 8 час | 10 час | 8 часов | 35 часов |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на без отметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и обучающимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
В соответствии с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценка образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что обучающийся освоил программу «Финансовая грамотность», если он достиг базового уровня.
Формы оценивания
Виды и формы контроля планируемых результатов:
Виды контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале учебного года | Определения уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Устный опрос, ответы на вопросы; тестовое задание, решение задач, решение кроссворда и анаграммы, мини-исследование, графическая работа: построение схем и диаграмм связей. |
Промежуточный | По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Творческая работа: постер, компьютерная презентация, викторина, проект. |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Проверочная работа |
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
• выпускник овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно - практических финансовых задач (зафиксировано достижение планируемых результатов блока «обучающийся научится»);
• выпускник овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного выполнения учебных действий (по накопительной системе оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, из них не менее 50% составляют оценки «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня);
• выпускник показал результаты ниже базового уровня, программа не освоена.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• учебно- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность для формирования:
• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
Выпускник научится:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
Выпускник получит возможность научиться:
• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
Выпускник научится:
• определять личные цели развития финансовой грамотности;
• ставить финансовые цели;
• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оце-ночных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
Выпускник научится:
• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);
• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
• объяснять проблемы, возникающие при обмене;
• приводить примеры товарных денег;
• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;
• понимать, что деньги зарабатываются трудом;
• описывать виды и функции денег;
• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
• называть основные источники доходов;
• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
• называть основные направления расходов семьи;
• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
• различать планируемые и непредвиденные расходы;
• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать свойства товарных денег;
• сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («...и...», «если... то...», «верно / неверно);
• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини- исследований в области финансов;
• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата | Формы контроля | Практическая часть |
1 четверть ( 9 ч.) | ||||
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают (20ч) | ||||
1 | Как появились деньги | Входной | РТ с.5 №1 | |
2 | Как появились деньги | Текущий | РТ с.7 №5, 6 | |
3 | Как появились деньги | Текущий | РТ с.8 №7 | |
4 | История российских денег | Текущий | РТ с.10 №1 | |
5 | История российских денег | Текущий | РТ стр.12 №4 | |
6 | История российских денег | Текущий | С.20-25 выр.чт, с.25 вопр. | |
7 | Какие бывают деньги | Текущий | С.26-31 выр.чт, с.31 вопр. | |
8 | Какие бывают деньги | Текущий | РТ с.14 №1 | |
9 | Банки, банкоматы и банковские карты | Промежуточный | С.33-36, РТ с.17 №1 | |
2 четверть ( 8 ч.) | ||||
10 | Банки, банкоматы и банковские карты | Текущий | РТ с.18 №2 | |
11 | Безналичные деньги и платежи | Текущий | С.37-41 РТ с.19 №1, 5 | |
12 | Безналичные деньги и платежи | Текущий | Рт с.20 №5 | |
13 | Как я умею пользоваться деньгами | Текущий | С.42-45 выр.чт. | |
14 | Как я умею пользоваться деньгами | Текущий | Рт с.22 №1 | |
15 | Как я умею пользоваться деньгами | Текущий | РТ с. 23 №2 | |
16 | Что такое валюта | Текущий | С.46-51 РТ с. 24 №1-2 | |
17 | Что такое валюта | Промежуточный | РТ.с.25 №3 | |
3 четверть ( 10 ч.) | ||||
18 | Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги | Текущий | РТ с. 27 №1 | |
19 | Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги | Текущий | РТ с. 27 №2 | |
20 | Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги | Помежуточный | РТ с. 27 №3 | |
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье (4ч) | ||||
21 | Откуда в семье берутся деньги | Текущий | С.59-63 РТ с.30 №1 | |
22 | Откуда в семье берутся деньги | Текущий | РТ с. 31 №5 | |
23 | Подсчитаем все доходы семьи | Текущий | С.64-69 Рт №1-3 | |
24 | Подсчитаем все доходы семьи | Промежуточный | РТ с.35 №4 | |
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 ч) | ||||
25 | На что семья тратит деньги. | Текущий | С.75-80 РТ с.37 №1 | |
26 | На что семья тратит деньги. | Текущий | РТ с.40 №7 | |
27 | Подсчитаем все расходы семьи | Промежуточный | РТ с.41 №3 | |
4 четверть ( 8ч.) | ||||
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (7ч) | ||||
28 | Подсчитаем все расходы семьи | Текущий | С.81- 87 | |
29 | Как правильно планировать семейный бюджет. | Текущий | РТ с.43 №1 | |
30 | Как правильно планировать семейный бюджет. | Текущий | РТ с.45 №4 | |
31 | Правила составления семейного бюджета | Текущий | РТ с.46 №1, 4 | |
32 | Учимся составлять семейный бюджет | Текущий | РТ с.51 №4 | |
33 | Учимся составлять семейный бюджет | Текущий | С. 101-104 | |
34 | Итоговая проверочная работа | Итоговый | РТ с.53-54 | |
35 | Анализ работы. Обобщающий урок года. | Текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности
Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...
Учебно-методическое пособие по финансовой грамотности финансовая грамотность Монеты Технологическая карта
занятие по программе внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...
Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «Введение в финансовую грамотность», 1 класс)
Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся. Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...
Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)
Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2. Научить ...