Финансовая грамотность (спец.курс)
рабочая программа (4 класс)

Руденко Анастасия Александровна

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 класса в сфере экономики семьи.

Для реализации программного содержания используются:

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. 4 класс. М.: Вако, 2018;

2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Вако, 2018

Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс. М.: Вако, 2018;

3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс. М.: Вако, 2018;

4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс. М.: Вако, 2018;

 

На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе отводится 35 часов, по 1 занятию в неделю.

Итоговый контроль  (промежуточная аттестация)  - проверочная работа


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon finansovaya_gramotnost.doc519 КБ

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (начальное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 класса в сфере экономики семьи.

Для реализации программного содержания используются:

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. 4 класс. М.: Вако, 2018;

2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс. М.: Вако, 2018

Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс. М.: Вако, 2018;

3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс. М.: Вако, 2018;

4. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс. М.: Вако, 2018;

На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе отводится 35 часов, по 1 занятию в неделю.

Итоговый контроль  (промежуточная аттестация)  - проверочная работа

1 ЧЕТВЕРТЬ

2  ЧЕТВЕРТЬ

3 ЧЕТВЕРТЬ

4 ЧЕТВЕРТЬ

ИТОГО

9  час

8  час

10  час

8  часов

35  часов

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ.

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» проводится на без отметочной основе в соответствии с критериями, выработанными совместно учителем и обучающимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.

В соответствии с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценка образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что обучающийся освоил программу «Финансовая грамотность», если он достиг базового уровня.

Формы оценивания

Виды и формы контроля планируемых результатов:

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной

В начале учебного года

Определения уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.        

Устный опрос, ответы на вопросы; тестовое задание, решение задач, решение кроссворда и анаграммы, мини-исследование, графическая работа: построение схем и диаграмм связей.

Промежуточный

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Творческая работа: постер, компьютерная презентация, викторина, проект.

Итоговый

В конце учебного года или курса обучения        

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Проверочная работа

По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:

 • выпускник овладел базовой системой знаний и учебными действиями и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно - практических финансовых задач (зафиксировано достижение планируемых результатов блока «обучающийся научится»);

• выпускник овладел базовой системой знаний на уровне осознанного произвольного выполнения учебных действий (по накопительной системе оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, из них не менее 50% составляют оценки «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня);

• выпускник показал результаты ниже базового уровня, программа не освоена.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»

У выпускника будут сформированы:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• учебно- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

• самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

• ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

• понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

• понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность для формирования:

• понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

• положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные:

Выпускник научится:

• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

• производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

• владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

• оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

Выпускник получит возможность научиться:

• представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

Выпускник научится:

• определять личные цели развития финансовой грамотности;

• ставить финансовые цели;

• составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

• проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

• осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

• оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

• корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

• использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

• корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оце-ночных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

Коммуникативные:

Выпускник научится:

• осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

• слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

• излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

• осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

• формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

• правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

• объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

• объяснять проблемы, возникающие при обмене;

 • приводить примеры товарных денег;

• объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

• понимать, что деньги зарабатываются трудом;

• описывать виды и функции денег;

• объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

• производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

• называть основные источники доходов;

• приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

• называть основные направления расходов семьи;

• приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

• различать планируемые и непредвиденные расходы;

• считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

• объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

• объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

• называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

• объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать свойства товарных денег;

 • сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

• понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («...и...», «если... то...», «верно / неверно);

• понимать особенности выполнения учебных проектов и мини- исследований в области финансов;

• осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

• распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

• планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

• объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название раздела, темы

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Валюта - денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.

Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Беседа, практические занятия, дискуссия, обсуждение.

Сюжетно - ролевая игра, уроки-практикумы

Объяснять выгоды обмена.

Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

Описывать ситуации, в которых используются деньги.

Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

Составлять задачи с денежными расчётами.

Объяснять, почему появились монеты.

Описывать устройство монеты.

Приводить примеры первых монет.

Описывать старинные российские деньги.

Объяснять происхождение названий денег.

Объяснять, почему появились бумажные деньги.

Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

Приводить примеры первых бумажных денег.

Описывать первые российские бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Сравнивать виды денег.

Объяснять роль банков.

Объяснять условия вкладов и кредитов.

Рассчитывать проценты на простых примерах*.

Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Приводить примеры валют.

Объяснять, что такое резервная валюта.

Объяснять понятие валютного курса.

Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

Модуль  2. Из чего складываются доходы в семье.

Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Беседа, практические занятия, исследова-тельская деятельность

Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

Объяснять причины различий в заработной плате.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Беседа, практиче-

ские занятия, образно-ролевые игры.

Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

Описывать направления расходов семьи.

Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Сравнивать и оценивать виды рекламы.

Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

Составлять собственный план расходов.

Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Беседа, практические занятия, ситуациионная игра.

Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

Объяснять последствия образования долгов.

Составлять семейный бюджет на условных примерах.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

Тема

Дата

Формы  контроля

Практическая часть

1 четверть ( 9 ч.)

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают (20ч)

1

Как появились деньги

Входной

РТ с.5 №1

2

Как появились деньги

Текущий

РТ с.7 №5, 6

3

Как появились деньги

Текущий

РТ с.8 №7

4

История российских денег

Текущий

РТ с.10 №1

5

История российских денег

Текущий

РТ стр.12 №4

6

История российских денег

Текущий

С.20-25 выр.чт, с.25 вопр.

7

Какие бывают деньги

Текущий

С.26-31 выр.чт,  с.31 вопр.

8

Какие бывают деньги

Текущий

РТ с.14 №1

9

Банки, банкоматы и банковские карты

Промежуточный

С.33-36, РТ с.17 №1

2  четверть ( 8 ч.)

10

Банки, банкоматы и банковские карты

Текущий

РТ с.18 №2

11

Безналичные деньги и платежи

Текущий

С.37-41 РТ с.19 №1, 5

12

Безналичные деньги и платежи

Текущий

Рт с.20 №5

13

Как я умею пользоваться деньгами

Текущий

С.42-45 выр.чт.

14

Как я умею пользоваться деньгами

Текущий

Рт с.22 №1

15

Как я умею пользоваться деньгами

Текущий

РТ с. 23 №2

16

Что такое валюта

Текущий

С.46-51 РТ с. 24 №1-2

17

Что такое валюта

Промежуточный

РТ.с.25 №3

3  четверть ( 10 ч.)

18

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги

Текущий

РТ с. 27 №1

19

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги

Текущий

РТ с. 27 №2

20

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги

Помежуточный

РТ с. 27 №3

Модуль  2. Из чего складываются доходы в семье (4ч)

21

Откуда в семье  берутся деньги

Текущий

С.59-63 РТ с.30 №1

22

Откуда в семье  берутся деньги

Текущий

РТ с. 31 №5

23

Подсчитаем все доходы семьи

Текущий

С.64-69 Рт №1-3

24

Подсчитаем все доходы семьи

Промежуточный

РТ с.35 №4

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (4 ч)

25

На что семья  тратит  деньги.

Текущий

С.75-80 РТ с.37 №1

26

На что семья  тратит  деньги.

Текущий

РТ с.40 №7

27

Подсчитаем все расходы семьи

Промежуточный

РТ с.41 №3

4  четверть ( 8ч.)

Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (7ч)

28

Подсчитаем все расходы семьи

Текущий

С.81- 87

29

Как правильно планировать семейный бюджет.

Текущий

РТ с.43 №1

30

Как правильно планировать семейный бюджет.

Текущий

РТ с.45 №4

31

Правила составления семейного бюджета

Текущий

РТ с.46 №1, 4

32

Учимся составлять семейный бюджет

Текущий

РТ с.51 №4

33

Учимся составлять семейный бюджет

Текущий

С. 101-104

34

Итоговая проверочная работа

Итоговый

РТ с.53-54

35

Анализ работы. Обобщающий урок года.

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...