новое в педагогике
материал (1, 2, 3 класс)

Никанорова Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

«Мыслительные навыки развиваются путем целенаправленной тренировки (в сочетании со знаниями и установками). Навыки мышления высшего порядка — критического, креативного и их разновидностей — активируются, когда человек сталкивается с незнакомыми задачами, неопределенностью, вопросами или дилеммами. Цель обучения — вооружить учащихся способностью выявлять и решать задачи в академической и повседневной жизни»

«Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности»

(1) Компетентность мышления (познания):

• способность понимать, анализировать и интерпретировать задачу, искать и

выявлять закономерности и тенденции в массиве фактов; идентифицировать

неявные свойства предметов и процессов, находить скрытые ресурсы, нужные

для решения задачи; выстраивать причинно-следственные цепочки, в том числе разветвленные, с необходимой степенью детализации; применять формальную логику в случае недостаточного знания; выявлять, различать и классифицировать первичные и вторичные факторы, противоречия и сходства и т.д.;

• креативное мышление, изобретательность, инновационное мышление (включая субъективное и объективное творчество); генерация и исследование идей;

эффективное принятие решений в ситуациях новизны и неопределенности,

при недостатке информации и т.д.;

• системное и интегративное мышление, выявление и интерпретация закономерностей, их ограничений и универсальности; симуляция и моделирование

сложных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе в сетевой, управление рисками, умение компенсировать провалы и поддерживать устойчивость системы, выбирать баланс между скоростью при выполнении известного алгоритма решения

и адаптивностью к изменившимся условиям) и т.д.; выбор способа решения

сложных задач, включая открытые задачи с несколькими решениями, умение

предлагать несколько решений и т.д.

(2) Компетентность взаимодействия с другими людьми:

• способность сотрудничать и взаимодействовать, устанавливать, развивать и

поддерживать социальные связи в качестве лидера и участника команды, брать

и распределять ответственность, координировать командную работу; способность вести переговоры (способность убеждать других, обосновывать свою

позицию, уважать интересы других, учитывать социальное и культурное разнообразие), разрешать конфликты, понимать возможность объективных конфликтов интересов между социальными группами; способность поддерживать

с людьми сильные и слабые связи (Granovetter 1973).

(3) Компетентность взаимодействия с собой:

• саморегуляция, самоконтроль; эмоциональное осознание и регуляция эмоций;

• самоорганизация, планирование своих действий (способность действовать

интуитивно и осознанно, мобилизовать себя на выполнение задач, выбирать

стратегию настойчивости или гибкости).

        «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности»



Предварительный просмотр:

Тема : "Креативность мышления: природный дар или навык"

Актуальность

(«Универсальные компетентности и новая грамотность: от  лозунгов к реальности»)

     Во всём мире уже несколько десятилетий обсуждают вопросы качества школьного образования, его соответствия потребностям общества, проблему социальной и экономической эффективности государственных расходов на образование. Для достижения этих целей ученые, политики, практики пытаются найти новые подходы и к тому, чему учить, и к тому, как учить. Глобальные изменения в культурной, социальной и экономической сферах во второй половине XX века вызвали новые бурные дискуссии о содержании школьного образования.           Во-первых, усилились позиции «компетентностного подхода», ориентированного на обучение использованию знаний. «Прикладное знание» стало рассматриваться как новая часть обязательного минимума школьного образования. Во-вторых, предприниматели, ученые и политики поставили под сомнение привычное понимание «необходимых знаний и навыков». Речь шла не только о сомнениях в традиционном наборе «предметных» знаний, но и о новом соотношении специальных (предметных) и общих (непредметных) знаний и навыков. То есть частью обязательного образовательного результата стали считаться и «универсальные навыки».

     Компетентность — это интегрированный набор знаний, навыков и деятельностных установок, которые мобилизуются в определенном контексте для решения определенной задачи, для достижения определенного результата (ср.: Mulder 2011), при этом

1) знания включают факты, цифры, идеи, теории, которые уже известны и способствуют пониманию данной задачи или предмета;

2) навыки — это способности совершать конкретные действия и использовать имеющиеся знания для достижения результатов;

3) деятельностные установки — принципы, влияющие на то, как человек реагирует на идеи, людей и ситуации (EC 2018).

     Универсальные компетентности — это компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности. Они развиваются в процессе непрерывного обучения на протяжении всей жизни, в том числе с помощью формального, неформального обучения и спонтанного образования.

        Компетентность мышления (познания):
• способность понимать, анализировать и интерпретировать задачу, искать и
выявлять закономерности и тенденции в массиве фактов; идентифицировать
неявные свойства предметов и процессов, находить скрытые ресурсы, нужные
для решения задачи; выстраивать причинно-следственные цепочки, в том чис-
ле разветвленные, с необходимой степенью детализации; применять формаль-
ную логику в случае недостаточного знания; выявлять, различать и классифи-
цировать первичные и вторичные факторы, противоречия и сходства и т.д.;
• креативное мышление, изобретательность, инновационное мышление (вклю-
чая субъективное и объективное творчество); генерация и исследование идей;
эффективное принятие решений в ситуациях новизны и неопределенности,
при недостатке информации и т.д.;
• системное и интегративное мышление, выявление и интерпретация законо-
мерностей, их ограничений и универсальности; симуляция и моделирование
сложных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие ре-
шений в изменчивой среде, в том числе в сетевой, управление рисками, уме-
ние компенсировать провалы и поддерживать устойчивость системы, выби-
рать баланс между скоростью при выполнении известного алгоритма решения
и адаптивностью к изменившимся условиям) и т.д.; выбор способа решения
сложных задач, включая открытые задачи с несколькими решениями, умение
предлагать несколько решений и т.д.

Шрифт – информация от 18 до 22

Заголовок – 24-30

Ариал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное муниципальное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Выступление на методическом объединении классных руководителей....

Ребенок в новой школе:как помочь с адаптацией (по материалам сайта ПЕДАГОГИКА)

В силу специфики работы нашей школы ребенок оказывается в новых условиях на длительное время.Со стороны педагогов создаются все условия,чтобы период адаптации к новой школе прошел для ребенка менее бо...

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность...

Новый год, 4 класс. "Новый год в Простоквашино. Старая сказка на новый лад"

Методическая разработка для проведения новогоднего праздника в 4 классе (театрализованная постановка)...

Педагогика и методика преподавания в новых условиях изменчивого мира

Новые времена требуют от общества новых решений. Педагоги как никто обязаны быть готовыми к изменениям в новом мире....