Родительское собрание "Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка"
методическая разработка

Шульгина Ксения Ивановна

Форма: семинар-практикум

Цель: совместно с родителями найти способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
  2. определить приемлемые способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка;
  3. повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области психологии способностей;
  4. способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интересов и способностей.

Категория участников: педагог, психолог, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_sposoby_podderzhki_interesov_detey.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Выявляем и развиваем интересы  и способности ребёнка»

(для родителей детей 5-6 лет)

Цель: совместно с родителями найти способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка.

Задачи:

  1. создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей, установить с родителями эмоциональный контакт;
  2. определить приемлемые способы выявления и развития интересов и способностей ребёнка;
  3. повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области психологии способностей;
  4. способствовать организации родителями психологически грамотного взаимодействия с детьми по выявлению и развитию интересов и способностей.

Категория участников: педагог, психолог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (оформляет помещение, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде  дискуссий, мини-лекции, упражнений.
  3. Заключительный. Содержание деятельности:  подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1. ознакомление родителей с теоретическими материалами (Приложение 1). Рекомендуется поместить данный материал на стенде либо раздать каждому родителю. Также можно предложить родителям самостоятельно найти информацию и изучить вопрос о развитии способностей ребёнка.

Материалы и оборудование:

1) листы бумаги и ручки по количеству участников;

2) бланки для составления плана (Приложение 3)

Ход собрания

  1. Вступительное слово педагога: «Уважаемые родители! Рад приветствовать вас на  семинаре-практикуме «Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка». Сегодня мы с вами вместе разберёмся, что такое интересы, способности, нужно ли их выявлять и развивать у детей, и как это делать.
  2. Вниманию родителей предлагается притча (на выбор педагога: причта «О развитии способностей» или  «Ёж и заяц»).

Притча о развитии способностей.

Один фокусник показывал своё искусство султану и его придворным. Все зрители были в восторге. Сам султан был вне себя от восхищения.

«Боже мой, какое чудо, какой гений!»

Его же визирь сказал: «Ваше величество, ведь не боги горшки обжигают. Искусство фокусника – это результат его прилежания и неустанных упражнений».

Султан нахмурился. Слова визиря отравили ему удовольствие, полученное от восхищения искусством  фокусника.

«Ах, ты  не благодарный, как смеешь ты утверждать, что такого искусства можно достигнуть упражнениями? Раз я сказал: либо у тебя есть талант, либо у тебя его нет, значит так оно и есть».

С презрением взглянув на своего визиря, он гневно воскликнул: «У тебя его по крайней мере нет, ступай в темницу. Там ты сможешь подумать о моих словах. Но чтобы ты не чувствовал себя одиноким  и чтобы рядом с тобой был подобный, то компанию с тобой разделит телёнок».

С первого же дня своего заточения визирь стал упражняться: он поднимал телёнка и носил его каждый день по ступенькам тюремной башни. Проходили месяцы, телёнок превратился в могучего быка, а силы визиря возрастили с каждым днем благодаря упражнениям. В один прекрасный день султан вспомнил о своём узнике. Он велел привести визиря к себе.

При виде его султан изумился: «Боже мой ! Что за чудо. Что за гений!» Визирь, нёсший на вытянутых руках быка, ответил теми же словами, что и раньше:

«Ваше величество, не боги горшки обжигают. Это животное ты дал мне из милости. Моя сила – результат моего прилежания и упражнений». [1]

Притча «Ёж и заяц».

Ёж и заяц состязались в беге. Решено было бежать до подножия горы.

Заяц, понадеявшись на быстроту своих ног, часто отдыхал. В пути он даже прилёг и заснул. А ёж, который знал, что он неуклюж и медлителен, без устали двигался вперёд.

Заяц проспал весь день, а ёж весь день бежал и первым достиг подножия горы.

Упорством и настойчивостью можно добиться большего, чем способностями, если их растрачивать попусту. [2]

Обсуждение притчи: «На какие выводы натолкнула вас притча?»

  1. Беседа «Что такое способности?» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Родителям предлагается сформулировать понятие «способности». Родители используют материалы, предложенные педагогом (Приложение 1) либо самостоятельно найденные материалы.

Вопросы для беседы:

- Что такое способности?

- Какие бывают способности?

- Особенности способностей.

  1. Дискуссия «Для чего выявлять способности ребёнка?» (повышение мотивации родителей к развитию способностей детей). 

Вопросы для организации дискуссии:

- Нужно ли, на ваш взгляд, специально заниматься вопросом выявления интересов и способностей ребёнка?

- Если да, то для чего это нужно делать?

  1. Тестирование родителей (Приложение 2)

Педагог предлагает родителям ответить на вопросы теста, который поможет определить способности ребёнка.

  1. Мини-лекция «Как выявить и развивать способности ребёнка» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

Каждый ребёнок по-своему талантлив. Один – любознательный, хорошо излагает свои мысли, другой – хорошо рисует, умеет видеть прекрасное вокруг, третий – умеет руководить и легко находит общий язык с людьми.

Родителям нужно заметить, к чему у ребёнка есть склонности и задатки,  и развивать их. Достаточно просто внимательно наблюдать за ребёнком, обсуждать с ним всё, чем он интересуется, изучать его работы, сделанные в детском саду  или дома. Обратите внимание, в какие игры играет ребёнок, какие роли исполняет в них. Игра  - репетиция взрослой жизни, той деятельности, которая пока недоступна, но очень интересна ребёнку. Всё, что его увлекает  – отражается в играх. Расспросите ребёнка подробнее, чем именно ему нравится та или иная игра, какие роли ему близки.  Дайте ребёнку понять, что и он может задавать вам любые вопросы. Отвечая на них, вы не только будете расширять кругозор ребёнка, но и поймете, что его интересует.

Обратите внимание, как окружающие отзываются о ребёнке, какие сильные стороны вашего ребёнка они могут отметить. Здесь очень полезно будет поговорить с воспитателями, педагогами дополнительного образования (если ребёнок посещает кружки).

Выявляя способности ребёнка, не стоит спешить с выводами. Его интересы  могут меняться на протяжении всего детства. Чтобы проследить, как меняются интересы ребёнка, родители могут вести дневник, в котором будут записывать, какие занятия выбирает ребёнок, чем играет, чем увлекается, какие интересные события происходят в его жизни.

Важно поддерживать стремление ребенка многое узнать и попробовать. На ребёнка влияет его окружение. Он растёт, развивается, и развитие это происходит неравномерно. После некоторого замедления может произойти резкий скачок, и ребёнок догонит или даже перегонит сверстников. Важно предъявлять к ребёнку адекватные его уровню развития требования и помогать ему развиваться в его темпе.

Для определения и развития способностей ребёнка полезно посещение кружков и секций.  Записывая ребёнка в кружок, выбирайте те направления, которые интересны ему самому, а не те, которые вам кажутся более нужными. Не заставляйте ребёнка заниматься тем, что ему не нравится, этим вы только вызовете протест и отрицательное отношение к учению, а также испортите отношения с ребёнком.

Иногда детям бывает трудно сделать правильный выбор, и им нужно попробовать себя в разных направлениях деятельности. К тому же, интерес к определённой области знаний часто появляется уже в процессе деятельности. Многое зависит от педагогов, от того, насколько они смогут замотивировать ребёнка, привить любовь к своему предмету.

Какие именно качества следует развивать в данный момент, зависит и от возраста ребёнка. Например, для овладения разговорной речью, самым чувствительным возрастом является период от рождения до трёх лет. От трёх до пяти - наиболее благоприятный возраст для творческой деятельности, конструирования, для изучения иностранных языков, формирования познавательных способностей. Этот возраст называют возрастом «почему?», т.к. ребёнок задаёт много вопросов своим родителям, проявляя любознательность. С 6 до 10 лет следует развивать память, мышление, внимание, восприятие, воображение, волю, а так же приучать к труду.

Не следует думать, что ребёнок талантлив только в одной области, у каждого человека есть потенциал, чтобы преуспеть в нескольких разных видах деятельности. Необходимо заниматься целостным, всесторонним развитием ребёнка, а не только совершенствовать какое-то одно умение. Помогая ребёнку развиваться всесторонне, вы помогаете ему найти своё призвание.   [3]

  1. Составление плана развития способностей ребёнка (самостоятельный поиск способов развития способностей ребёнка).

Родителям раздаются бланки для составления плана (Приложение 3), каждый составляет свой собственный план развития способностей своего ребёнка. Затем желающие могут поделиться своими идеями с остальными участниками.

  1. Подведение итогов

Вопросы для подведения итогов:

- Насколько полезной была полученная информация?

- Что было для вас новым, интересным? Что запомнилось?

Каждому родителю предоставляется слово.

Источники:

1. URL: http://slam.org.ua/publ/o_razvitii_sposobnostej/1-1-0-22

2. URL: http://pritchi.ru/id_5949

3. URL http://rid-omsk.irooo.ru/index.php/detskie-interesy-i-khobbi/46-ot-3-do-7-let/23-kak-vyyavit-i-razvivat-sposobnosti-rebjonka 

4.  URL: http://psihogrammatika.ru/?p=320

5. URL: http://fb.ru/article/255350/chto-takoe-sposobnosti-struktura-sposobnostey

6. URL: http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/138-tests-for-parents/838-test-for-parents-how-to-de

Приложение 1

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности. 

Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют одинаковую деятельность, имеют при этом одинаковую подготовку и условия работы, но один справляется быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. [4]

Какие бывают способности:

  • умственные - умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
  • музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
  • литературные - это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
  • технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
  • физические - подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
  • учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
  • художественные - это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее. [5]

Особенности способностей:

  • способности человека развиваются на основе задатков;
  • если способность не развивается, то она может быть утрачена;
  • способности имеют синтетический характер (например, способность к музыке нельзя свести только к музыкальному слуху, т.к. для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, трудолюбие и др.);
  • отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей. [4]

Приложение 2

Тест для родителей "Как определить способности Вашего ребенка?"

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
  2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
  3. Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"
  4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
  5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?
  6. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
  7. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
  8. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
  9. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
  10. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
  11. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
  12. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
  13. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
  14. Ваш ребенок любит (ил) сортировать игрушки по размеру и цвету?
  15. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать: "Я сделал так, потому что рассердился"?
  16. Ваш ребенок любит рассказывать истории и это ему удается?
  17. Ваш ребенок комментирует различные звуки?
  18. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
  19. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:

Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.

Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.

Вопросы 3,7,15 -логико-математические.

Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.

Вопросы 10,16,20 - знание себя.

Вопросы 2,10,19 - знание других людей.

Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.

Если Вы ответили "утвердительно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа. [6]


Приложение 3

План развития способностей ребёнка.

Как я буду выявлять интересы и способности своего ребёнка?

1.

2.

3.

4.

5.

Как я буду развивать эти способности?

1.

2.

3.

4.

5.

Как я буду оценивать  успех ребёнка (критерии)?

1.

2.

3.

4.

5.

Родительское собрание «Условия развития детских способностей и одарённости»

Лидия Селиверстова
Родительское собрание «Условия развития детских способностей и одарённости»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – Игринский детский сад № 8

Родительское собрание

ТемаУсловия развития детских способностей и одарённости.

Подготовила: воспитатель

Селиверстова Лидия Леонидовна

п. Игра 2018 г.

Тема«Период ярких проявлений природного потенциала»

Цель:

• Построение знаний родителей об условиях, методах и приемах развития способностей дошкольников на данном возрастном этапе;

• Подведение родителей к критическому осмыслению и обобщению получаемой информации.

• Развитие умений связно и логично излагать свои мысли;

• Развитие навыков групповой работы.

Форма проведения: использование приема «Шесть шляп мышления» «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо».

План проведения:

1. Формирование рабочих групп посредством вручения при входе шляпок разного цвета.

2. Сообщение темы, создание положительного настроения, стадия вызова - анкетирование.

3. Сообщение. «Старший дошкольный возраст – период ярких проявлений природного потенциала».

4. Стадия содержания. Прием «Шесть шляп мышления». Работа в группах над полученной информацией, подготовка выступления.

5. Стадия рефлексии. Выступления участников.

Оборудование. Анкеты, 6 шляп, вырезанных из бумаги (белая, красная, жёлтая, черная, зелёная, синяя, листы бумаги, фломастеры, ручки.

Ход проведения.

Добрый день, дорогие родители!

Стадия вызова. Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты.

1. Каким занятиям отдаёт предпочтение Ваш ребёнок дома?

2. Какое дело у него лучше всего получается?

3. Поддерживаете ли вы интерес ребёнка к любимому делу, каким образом?

4. Как Вы думаете, возможно, ли на данном возрастном этапе говорить о развитии каких-либо способностей детей вообще?

5. Какими способностями, по Вашему мнению, обладает Ваш ребёнок?

Каждый человек от рождения наделён природными способностями, при наличии определенных условий его способности проявляются и развиваются. При отсутствии благоприятных условий, они затухают и могут не раскрыться вообще. Способности могут проявиться на протяжении всего жизненного цикла. Существует множество примеров тому, как человек проявлял свои уникальные способности уже в зрелом возрасте, но чем раньше будет выявлена одарённость в той или иной области, тем прочнее и ярче можно сформировать способности, тем легче человек может

спроектировать направление своей деятельности, тем плодотворнее будет дело всей его жизни. Человек счастлив, когда занят своим любимым делом. Поэтому необходима ранняя диагностика способностей детей.

Сегодня мы поговорим о системе воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей в старшем дошкольном возрасте, возможно, в результате нашего общения Вы найдёте ответы на Ваши вопросы.

Сообщение. «Старший дошкольный возраст – период яркого проявления природного потенциала».

Данный этап развития ребёнка характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Развитие его способностей достигает к этому моменту достаточно высокого уровня. У большинства наблюдается четкое избирательное отношение к определенным видам деятельности; причём ребёнок не просто проявляет интерес и желание заниматься любимым делом – он достаточно серьёзно и заинтересованно относится к его результату. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребёнком просто ради самой деятельности, то теперь ребёнок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. И здесь взрослым не нужно оказывать давление на ребёнка: пусть он сам выберет пути и средства достижения результата. Нужно, чтобы ребёнок почувствовал и осознал: хороший результат возможен только при наличии определённых усилий, старания и терпения. Главное – быть всегда рядом с ребёнком, чтобы при необходимости помочь, подсказать, дать совет.

На этом этапе еще больше внимания необходимо уделять развитию творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности. Для этого необходимо давать детям максимум возможностей экспериментировать, импровизировать, фантазировать. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия с детьми на данном этапе либо были полностью творческими, либо содержали элементы творчества детей.

Одним из показателей одарённости ребёнка является повышенный уровень интеллекта. Поэтому наряду с развитием креативности на данном этапе возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций, в высокой концентрации внимания, в быстром и глубоком запоминании материала. С целью развития интеллектуальных способностей,необходимо предлагать детям различные виды интеллектуальных игр: ребусы, шашки, шахматы, кроссворды, головоломки, задачи, лабиринты, графические диктанты, лото, домино, конструктор ит. д. Главное требование к таким играм – определенная степень

их сложности. Задания не должны быть слишком легкими, они должны быть достаточно сложными для ребёнка, ориентированными на зону ближайшего развития. Только в процессе активной умственной деятельности, в ходе преодоления трудностей получат необходимое развитие интеллектуальные способности.

Достаточно эффективным средством развития способностей может быть работа ребёнка в семейной творческой мастерской. Творческие мастерские можно организовывать по различным направлениям деятельности, только важно учитывать желание ребёнка и уровень его развития. Совместная творческая работа поможет не только раскрыть способности ребёнка, сформировать их, но и сплотит и укрепит семейные отношения.

Условия развития детских способностей и одарённости в семье.

• Заинтересованность родителей в развитии ребёнка;

• Наличие богатой предметно – развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребёнка;

• Наличие атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребёнку, обстановки, формирующей у ребёнка чувство собственной значимости, поощряющей проявления его индивидуальности;

• Посещение различных кружков, секций дополнительного образования.

Стадия содержания. Прием «Шесть шляп мышления» Работа в группах. Обсуждение полученной информации, подготовка выступлений.

Вопросы для выступлений:

Белая шляпа: Что нового Вы узнали из данной информации (только факты без субъективной оценки).

Красная шляпа: Поделитесь эмоциями, которые посетили вас при ознакомлении с предложенной информацией (отобразите эмоции в рисунке).

Желтая шляпа: Перечислите все хорошее, позитивное, положительное, что вы сегодня узнали.

Черная шляпа: Назвать что негативное, проблемное, провальное содержится в информации.

Зелёная шляпа: Что можно изменить добавить к данной информации. (творческая шляпа).

Синяя шляпа: Филосовская. Сделать общий вывод, подвести итог, заключение. Определить направление дальнейшей работы по развитию способностей детей.

Стадия рефлексии. Выступления участников.

Анкета

Вопросы анкеты Ответы родителей

1. Каким занятиям отдаёт предпочтение Ваш ребёнок дома?

2. Какое дело у него лучше всего получается?

3. Поддерживаете ли Вы интерес ребёнка к любимому делу, каким образом?

4. Как Вы думаете, возможно ли на данном возрастном этапе говорить о развитии каких – либо способностей детей вообще?

5. Какими способностями, по вашему мнению, обладает ваш ребёнок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Лучшая форма наследства, оставляемая родителямиСвоим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.              ...

Родительское собрание "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье;Объяснить родителям о необходимости сформировать у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.Обрати...

Родительское собрание" Развиваем интерес к чтению"

Материал для родителей. Упражнения для скорочтения....

Родительское собрание "Как развивать внимание ребёнка"

                                              Родительское собрание...

Родительское собрание на тему "Как вызвать у ребёнка интерес к чтению»

На этой странице расположены материалы для организации работы с родителями....

Родительское собрание на тему: Как вызвать у ребёнка интерес к чтению

Цель: привлечение внимания родителей к книге, как важному фактору воспитания личности, помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.Подготовительная работа: приготовление през...