Мой педагогический проект
проект
В данной работе представлен опыт работы учителя начальных классов МБОУ Тээлинской СОШ имени В.Б.Кара-Сала Серен-Чимит Ураны Калдар-ооловны
Одним из важных проблем в плане формирования активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности в современной школе является развитие речи учащихся. Уже в младшем школьном возрасте надо вовлечь детей в активную речевую деятельность, так как основу обучения и воспитания формирует начальная школа. Для решения этой задачи эффективным является использование проблемно-диалогического обучения. Следующее пособие знакомит с описанием методической системы и педагогическим опытом по организации работы развития речи младших школьников посредством проблемно-диалогического обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pedagogicheskiy_proekt.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического проекта
«Развитие речи младших школьников
посредством проблемно-диалогического обучения»
Серен-Чимит Урана Калдар-ооловна,
учитель начальных классов
МБОУ Тээлинская СОШ имени В.Б.Кара-Сала
ФИО, место работы претендента
Язык – важнейшее средство общения друг с другом.
Это оружие мысли и культуры.
(Фёдор Михайлович Достоевский)
Краткая аннотация
В данной работе представлен опыт работы учителя начальных классов МБОУ Тээлинской СОШ имени В.Б.Кара-Сала Серен-Чимит Ураны Калдар-ооловны
Одним из важных проблем в плане формирования активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности в современной школе является развитие речи учащихся. Уже в младшем школьном возрасте надо вовлечь детей в активную речевую деятельность, так как основу обучения и воспитания формирует начальная школа. Для решения этой задачи эффективным является использование проблемно-диалогического обучения. Следующее пособие знакомит с описанием методической системы и педагогическим опытом по организации работы развития речи младших школьников посредством проблемно-диалогического обучения.
СОДЕРЖАНИЕ.
I. ВЕДЕНИЕ.
II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
III.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
VI. ЛИТЕРАТУРА.
I.ВЕДЕНИЕ.
В настоящее время современному обществу нужны люди, не только с высоко развитым интеллектом, но и люди, владеющие «словом», умеющие вести дискуссию в процессе общения. Грамотная речь способствует легкому общению и пониманию между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей и письменной речи. Развитие речи младших школьников– одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Начальная школа закладывает прочный фундамент, именно здесь дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами. В связи с этим одной из главных задач начальной школы является подготовка выпускника начальной школы, который умел бы свободно и грамотно излагать свои мысли, рассуждать на определённые темы, а также слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать свою и чужую речь. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Одним из важнейших принципов организации учебного процесса в современной начальной школе является реализация такого обучения, при котором педагог в учебных целях создает такую ситуацию, которая нуждается в обсуждении, найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию, а быть активными её участниками, самостоятельно владеющими знаниями и решающими задачи по развитию грамотной речи.
В связи с этим учителям необходимо использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. Е. Л. Мельниковой разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технологию проблемного диалога можно применить на любом уроке и в любой ступени.
Современные исследования по данной теме показывают, развитие речи хотя и провозглашается программами как первоочередная задача обучения, до сих пор в начальной школе не сложилась целостная система речевого развития, базирующаяся на закономерностях усвоения родной речи (Л.П. Федоренко). Приоритеты в начальном образовании отданы развивающему обучению, которое призвано обеспечить средствами обучения наиболее интенсивное развитие ребенка (В.В. Давыдов).
Следующая проблема "касается преемственности начальной ступени школы с предыдущей и последующей ступенями" (1, с. 114). Учет принципа преемственности и перспективности в развитии речи младших школьников диктуется современными достижениями дошкольного образования, появлением новых программ, направленных на развитие речевой деятельности дошкольников и с другой стороны, значительные изменения в программах средней школы, введение в них таких понятий как текст, типы текста и т.п. обусловили усиление коммуникативной направленности преподавания русского языка и необходимость координации содержания обучения в начальной и средней школе.
Еще одна проблема связана с введением государственных стандартов начального образования, которые "дают возможность прослеживать не только уровень достижений, успешность формирования знаний, но и сформированность психических и личностных новообразований ребенка: учебных, коммуникативных, читательских умений, самоконтроля и самооценки, нравственных и эстетических чувств." / Е.А./ (2, с. 14).
В свете существующих в современной методике установок на коммуникативность, системность, развивающий характер обучения вопросы речевого развития младших школьников в настоящее время еще далеки от теоретической завершенности. / Е.В.Архипова/ (2, с. 14) / В своей работе «Проблемы речевого развития младших школьников» Е.В.Архипова
чётко описывает каждую из проблем и рекомендует использовать учителям развивающие формы обучения, куда входит и проблемно-диалогическое обучение.
Опираясь на современное состояние исследований по данной проблеме и на свой собственный педагогический опыт, считаю, что развитие речи младших школьников посредством проблемно-диалогического обучения занимает ведущее место в преподавании начальной школы.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена социальной значимостью развития языковой грамотности личности младших школьников, необходимостью повышения уровня общей речевой культуры учащихся и воспитания у них творческого самосознания к русскому и родному (тувинскому) языкам посредством проблемно-диалогического обучения.
Объектом проекта стал процесс формирования и развития речевых знаний и умений учащихся младшего школьного возраста.
Предмет проекта- развитие речи младших школьников посредством проблемно-диалогического обучения на уроках русского и родного языков.
Цель проекта- разработать дидактические материалы, направленные на развитие речи младших школьников, а также условий их применения в практике обучения русскому и родному (тувинскому) языкам.
Задачи проекта:
1.Изучить информационные источники по проблеме проекта
2.Выявить возможности использования проблемно- диалогического обучения по развитию речи на уроках русского и родного (тувинского) языков.
3. Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
4. Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение проблемно- диалогического обучения.
II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
На что нацелено использование проекта? Методы и приёмы, используемые для развития речи посредством проблемно-диалогического обучения.
В настоящее время в нашей стране происходит становление новой системы образования. Главная задача, которую ставит перед учителем государство — это обучение и воспитание успешного ребёнка, который умеет организовать свою жизнь (ставить цели и составлять планы), анализировать результаты деятельности и готов сам сотворить что-то новое. Для реализации данной задачи в своей работе я использую проблемно-диалогическую технологию обучения при развитии речи учащихся. Развитие речи - это не только умение говорить, это формирование звуковой культуры, развитие лексики, обогащение словарного запаса, соблюдение речевого этикета. Образованный человек должен уметь ещё и грамотно писать. Поэтому надо развивать и письменную речь.
В своей работе, начиная с первого класса я приобщаю родителей к совместному сотрудничеству. Уже в первом родительском собрании даю задание выполнить вместе с ребёнком проект «Карта достижения успехов». Каждый придумывает по своему усмотрению. Предлагаю карту сделать на ватмане, так как весь год мы будем использовать эту карту для диагностики своих достижений. Карта вывешивается в комнате ученика. В основном все нарисовали «Лесенку» На ступеньках лесенки-кармашки, куда дети по приходу домой из школы положат свои достижения в виде ракеты(отлично), самолёта, автомобиля, черепашки. На последнем дне месяца каждый считает свои заработанные фишки и делает вывод. А в классе вместе подводим итоги за месяц. Дети дома вместе с родителями считают награды. Никто никого не обманывает. Всё строится на взаимном доверии. Что у меня получилось хорошо, а что было самым трудным? Учащимся объяснила, что мне хочется увидеть каждого на победном финише. (Приложение 2) И ещё в классе вывешена общая «Карта достижения успехов», где на конце урока дети оценивают себя сами и прикрепляют фишки. Вместе с картой вывешена Схема (Приложение 1) Каждый день мы обращаемся к ней несколько раз, на каждом уроке. Работаем по схеме. И уже на 3 неделе дети начинают самостоятельно работать по схеме:
1.ПП (постановка проблемы)
2. А (актуализация) Что мы знаем по этой проблеме?
3. ПР (поиск решения)
4. РП (решение проблемы)
Дети активно включаются в диалог, придумывая свои предположения и рассуждения по определению темы и целей урока. Существует три основных метода постановки учебной проблемы в диалогическом обучении:
1) побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2) подводящий к теме диалог;
3) сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов в характере учебной деятельности школьников. Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся. В результате постановки учебной проблемы возникает проблемная ситуация. Существует 6 приёмов создания проблемной ситуации:
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку; предъявить научный факт сообщением, наглядностью, экспериментом.
4. Дать практическое задание невыполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
6. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; доказать, что задание учениками не выполнено.
В результате такой работы у учащихся повышается интерес, активность, поднимается самооценка. Важно отметить тех учеников, которые не смогли точно определить формулировку учебной проблемы. Надо дать понять ребёнку, что его ответ принят.
Для развития речи использую следующие методы и приёмы: ролевые игры, диалог с использованием картинок, диалог после выходного дня, после чтения текста, составление диалога по ситуации, продолжение диалога по началу, дополнение диалога, составление диалога из рассыпного текста, исключение из диалога лишних слов, сочинение сказок, стишков, рассказов. Использование схем и моделей. Каждый год в День пожилых проводим акцию «День добрых дел». Ребята в этот день стараются делать добро, помогают даже незнакомым и на следующий день приходят с сочинениями «Кому и как я помог в день добрых дел?» Они с нетерпением ждут этого дня, обмениваются мнениями, рассказывают о своих поступках, при этом получают награды, медали на «Лесенку успеха». (Видеоприложение)
Одной из важных задач является развитие письменной речи. На уроках русского языка, родного (тувинского) языка для развития орфографических навыков использую модели и схемы. Для использования на уроках родного (тувинского)языка мною разработан дидактический материал «Тыва орфографиянын дурумнерин шингээдип алырынга дидактиктиг материал» (Приложение 5) Если я показываю детям схему □-□, они начинают рассуждать: к этой схеме подходят слова, которые пишутся через дефис (нарын состер) Далее они рассказывают правило правописания и придумывают слова (кызыл-кат, сарыг-сарыг, аъш-чем…) По русскому языку большое-пребольшое, давным-давно… В результате системной работы над схемами-моделями повышается орфографическая грамотность. Этот материал используется многими учителями начальных классов нашей школы, кожууна и кто пользовался отмечает эффективность его использования при развитии письменной речи. Аналогично можно использовать и на уроках русского языка. При изучении темы «Слова с противоположным значением», «Слова с близкими значениями» по родному и русскому языку использую схемы-модели (Приложение 3,4) Эти модели придумали сами дети. А-антонимы (стрелки показывают противоположность), С-синонимы (дети, держатся за ручки, значит близкие друзья) Это результат рассуждения и творческая работа детей. Также схемы-модели используются для составления связного рассказа.
Начиная с 2019 года на базе Тээлинской средней школы имени В.Б.Кара-Сала Методическим объединением среднего звена было принято решение включить в итоговую аттестацию за курс начальной школы новый вид контроля-устное собеседование по родному (тувинскому) и русскому языкам. Первопроходцами выступили учителя и учащиеся 4 классов. Многие родители были возмущены. Боялись за успеваемость детей. Экзамены прошли. Дети справились. Устное собеседование по русскому языку вводится для проверки навыков устной речи у школьников. Экзамен проведён, как и в 9 классах с микрофоном, собеседником и экспертом. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь, т.е. степень владения учащимися коммуникативными навыками. Коммуникативные навыки – это способность человека посредством речи взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать. Коммуникативные навыки делятся на устные и письменные. Устная коммуникабельность включает в себя способность
-четко и адекватно излагать свои мысли
-умение расположить к себе собеседника
-умение слушать своего оппонента
Для него характерны определённые требования:
-опора на личный опыт школьников, их чувства и эмоции;
-обязательное наличие собственной точки зрения ученика;
-отражение его личных наблюдений, размышлений;
-самостоятельные выводы и обобщения.
Модель УС включает следующие типы заданий:
1)чтение текста вслух;
2)пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3)монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
В этом случае тоже применим метод использования схем- моделей. (Приложение 6) В результате устного экзамена мои ученики показали лучший результат КЗ 100%, УО 100%
Кроме уроков использование проблемно-диалогического обучения по развитию речи осуществляется на занятиях по внеурочной деятельности: Занимательный русский язык, Культура речи, Живое слово и др.
Вывод: Исходя из данных мы можем сделать вывод о том, что развитию речи младших школьников способствует применение проблемно-диалогического обучения.
III.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.
В результате реализации проекта «Развитие речи младших школьников посредством проблемно-диалогического обучения» планировались следующие результаты
Учебно-воспитательные:
1.Предметные; они достигаются за счёт методов постановки и поиска решения проблемы. Детям на проблемно-диалогическом уроке интересно, знания закрепляются легко и быстро.
2.Метапредметные :
Познавательные результаты-при побуждающем диалоге у детей формируются творческие способности, они учатся осознавать противоречие, выдвигать гипотезы, формируются логические действия. Развивается речь.
Регулятивные-когда ставят проблему, развивается целеполагание, когда ищут решение проблемы, то развивается планирование и контроль.
Личностные-проблемный диалог воспитывает определённые черты характера: смелость, инициативность, активность, толерантность.
Материальные: разработка дидактических материалов
Таким образом, работая над данным проектом я создавала на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения и достижения моих учеников в различных конкурсах, олимпиадах и проектах. За период работы над данным проектом мои ученики участвовали и занимали призовые места в различных конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней. (Результаты зафиксированы)
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Срок реализации проекта 3 года. Начало проекта-2016-2017у.г. подготовительный этап. Основной этап -2017-2018 у.г.,2018-2019 у.г. -заключительный этап.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап 2016-2017 у.г. 2 класс | Основной этап 2017-2018 у.г. 3 класс | Заключительный этап 2018-2019у.г. 4 класс |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; – подбор методической литературы для реализации проекта – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. | – ознакомление детей с целями и задачами проекта; – проведение бесед; − работа с родителя (разработка рекомендаций); − создание «Карты достижения успехов» − участие в различных мероприятиях −постановка спектаклей и сказок с выходом на публику − проведение уроков и внеклассных занятий;
| – анализ результатов проекта. -подведение итогов -выставка достижений и творческих работ |
План работы на 2018-2019 у.г.
Дата | Содержание работы | Участники | Ответст-венные |
Подготовительный этап 2018-2019у.г. | |||
Октябрь | 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. 2.Подбор методической литературы для реализации проекта 3..Создание «Карты достижения успехов» на новый учебный год. | ученики | учитель |
Ноябрь- Январь
| 1. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр из различных источников. 2. Разработка рекомендаций для родителей. 3.Разработка дидактических материалов | ||
Основной этап | |||
Февраль | 1.Подготовка к олимпиадам 2.Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. | ученики | учитель |
Март |
| ученики | учитель |
Апрель-Май |
| ученики родители |
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В рамках реализованного проекта нам удалось достичь поставленной цели – изучив теоретико-методические материалы, составили план работы. Разработан дидактический материал. В работе приняли участие ученики, родители, учитель. Учителем разработан дидактический материал, который широко используется учителями кожууна. У детей высокая учебная мотивация. Экзамены за курс начальной школы прошли все с высокими результатами. У классного коллектива положительный настрой на будущее. Участие в различных конкурсах показывает высокие достижения по результатам участия в проекте.
Использование технологии проблемного обучения на уроках ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов по развитию речи посредством проблемно-диалогического обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка.
VI. ЛИТЕРАТУРА.
1. Рассказова, Л.Е. Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/26/problemno-dialogicheskogo_obucheniya.docx
2. Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, [Электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/problemy-rechevogo-razvitiya-mladshikh-shkolnikov
3.Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа.— 1997.— №4.— с. 114.
4. Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов
/ О.П. Головина // Вестник ТГУ: Гуманитарные науки. Педагогика и
психология. – 2009. – №7 (75). – С. 216 – 220.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"
В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....
Педагогический проект на тему: "Мой проект"
Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....
Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»
Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...
Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».
Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...
Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»
Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...