Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними
статья
Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_upotrebleniya_pav_nesovershennoletnimi.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.
В период получения дошкольного, школьного и профессионального образования человек проходит последовательные этапы формирования личности, сложный путь взросления от ребенка, осваивающего элементарные навыки письма и чтения, до юношей и девушек, имеющих личные убеждения и серьезно задумывающихся о будущем страны и мира.
Употребление психоактивных веществ, как одна из наиболее распространенных форм девиантного поведения, требует особого внимания в связи с тяжелыми медико-социальными последствиями наркологических расстройств. Профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками является обязательным условием обеспечения безопасности образовательной среды, позволяющей решать вопросы эффективной социализации обучающихся.
В настоящее время в России, также как в большинстве стран - членов Всемирной организации здравоохранения, принято рассматривать профилактику наркологических заболеваний в парадигме предупреждения заболевания. Предупреждение зависимого поведения можно рассматривать как особого рода деятельность, направленную на освоение знаний, выработку навыков и умений.
Профилактические вмешательства подразделяют на три вида: первичную, вторичную и третичную профилактику. Содержание каждого вида профилактического вмешательства различаются в зависимости от запроса целевых групп
∙ Первичная профилактика – это работа с условно здоровым населением, формирование навыков трезвости, устойчивости.
∙ Вторичная профилактика – работа с группой риска, с лицами, имеющими опыт употребления ПАВ; она направлена на отказ или снижение потребления ПАВ.
∙ Третичная профилактика – работа в период реабилитации и далее во время ремиссии и в период полного восстановления, направленная на предотвращение срывов (восстановленная трезвость).
Информирование несовершеннолетних и их родителей о последствиях употребления ПАВ представляет собой метод первичной профилактики. Это определяет главную цель такой работы – формирование навыков трезвости, устойчивости, сохранения и укрепления здоровья. Поэтому, независимо от возраста обучающегося, основной акцент делается на формировании навыков здорового образа жизни, помогающих сохранению и укреплению здоровья и гармоничному развитию личности. Информирование о факторах риска и защиты повышает осведомленность несовершеннолетних и их родителей о негативном влиянии ПАВ, привлекает к формированию навыков здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) и осуществляется посредством: ∙ разработки и распространения листовок и буклетов, продукции социальной рекламы межведомственного характера информации; ∙ написания и публикаций статей, заметок, отзывов, бюллетеней, информационных материалов в изданиях различных ведомств; ∙ проведения бесед, лекций, выступлений, чтения докладов (в том числе на научных конференциях); ∙ участия в проведении профилактических межведомственных проектов, в том числе медиа-проектов, проектов в социальных сетях и СМИ; ∙ разработки профилактических межведомственных коммуникационных информационных кампаний широкой мотивации и убеждения в рамках стратегий ЗОЖ; ∙ просвещения населения за счет средств распространения информации, позволяющих расширять границы профилактического вмешательства.
Профилактика зависимого поведения часто предполагает использование наглядных материалов: плакатов, буклетов, листовок и т.п. Это позволяет настроить на беседу, наглядно представить информацию, служит материалом для самостоятельного размышления, что нередко помогает сформировать мотивацию к изменению поведения, позволяет получить координаты служб, куда можно обратиться за помощью. Однако важно выбрать материалы, которые действительно будут помогать в работе по формированию приверженности здоровому образу жизни. Лучшие профилактические материалы те, которые ничего не навязывают, а только предупреждает о факторах риска здоровью и социальному благополучию и последствиях их влияния, а также мотивирует к полезному изменению поведения через актуализацию позитивных эмоций. Их цель – изменить отношение к проблеме, привлечь внимание к конкретной проблемной ситуации, а в долгосрочной перспективе – выстроить новые социальные и личностные ценности. В сфере профилактики потребления ПАВ наглядные профилактические материалы имеют следующие задачи: ∙ повышение осведомленности о факторах риска потребления алкоголя; о вреде пьянства, курения или потребления наркотиков; ∙ гигиеническое просвещение о рисках, связанных с употреблением ПАВ; ∙ сохранение и укрепление здоровья, мотивирование на следование принципам здорового образа жизни.
Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости относится к критическим периодам жизни. Именно в этом возрасте чаще всего происходит приобщение к употреблению ПАВ. Если среди младших подростков (12-13 лет) распространенность зависимого поведения невысока, то в старшем подростковом возрасте (14-15 лет) она значительно возрастает, что связано с переживанием кризиса развития. В подростковом возрасте употреблять ПАВ чаще начинают школьники с низким уровнем самоконтроля, несформированной мотивационной деятельностью, имеющие повышенную тревожность и стремящиеся к одобрению со стороны значимой группы сверстников . Эмоциональный фон подростка становится лабильный и отличается резким колебанием настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. Возникает тяготение к новым ощущениям и впечатлениям как способу воздействовать на нестабильный эмоциональный фон. В этом случае причиной употребления ПАВ может стать желание изменить свое эмоциональное состояние. Как известно, любой кризис характеризуется не только разрушением прежнего уклада жизни, но и возможностью для личностного развития, приобретения новых адаптивных форм поведения. Влечение подростков к употреблению ПАВ формируется постепенно и реализуется при возникновении соответствующей ситуации в жизни подростка. Эти ситуации складываются в значимых сферах жизни, таких как отношения в семье, статус в подростковой среде, уровень академических успехов, способность строить долгосрочные перспективы. Среди основных факторов мотивации употребления ПАВ у подростков можно выделить уход от психологически неблагоприятных ситуаций, связанных с окружением и взаимоотношениями в микро- и макросоциуме. При этом для молодых людей здоровье не является значимой ценностью. Подростки воспринимают его как инструмент, с помощью которого можно достигать определенных целей. Поэтому в профилактической работе следует апеллировать к значимым для них жизненным целям: сохранение привлекательной внешности, установление отношений с противоположным полом, достижение в будущем профессиональных и финансовых успехов, создание семьи и рождение здоровых детей (для девушек). Важно доказать подростку, что сейчас модно быть сильным и здоровым.
Среди некоторых молодых людей существует миф о «легких» и «тяжелых» наркотиках. К «тяжелым» наркотикам относят инъекционные наркотики, которые вызывают зависимость и тяжелые последствия для здоровья. При этом употребление «легких», в т.ч. новых психоактивных веществ (НПВ), нередко рассматривается подростками как допустимое. Поэтому в беседе с подростком о вреде ПАВ, следует поинтересоваться его мнением: что он знает об алкоголе или других ПАВ, почему, по его мнению, люди выпивают или употребляют ПАВ. Следует сообщить о причинах воздержания от употребления алкоголя и других ПАВ без запугивания и преувеличений. Важно сделать акцент на плюсах трезвости (например, трезвость помогает сохранить самоуважение; употребление алкоголя несовершеннолетними влечет административную ответственность; алкоголь наносит огромный вред здоровью и внешнему виду). Первая проба ПАВ в большинстве случаев случается в компании, под влиянием сверстников или старших. Поэтому важно научить подростка отстаивать свою позицию.
Шесть способов сказать «НЕТ», которым следует научить подростка: 1. Нет, спасибо!
2. Что-то мне не хочется. А газировка у вас есть?
3. Алкоголь (наркотики) меня не интересует(ют)
4. Ты говоришь со мной? Забудь об этом!
5. Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?
Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости у подростков – наиболее современный подход к профилактике. Профилактика зависимого поведения осуществляется путем систематического формирования у подростков навыков здорового жизненного стиля. Необходимо привлечение всех органов и учреждений системы профилактики, медицины, общественных и образовательных организаций, средств массовой информации. Продуктивность профилактической работы и мотивации подростков на здоровый образ жизни значимо возрастает, если используется ресурс средств массовой информации, социальных сетей и других каналов распространения информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закон Краснодарского края по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
основные положения принятого Закона№1539 в Краснодарском крае...
профилактика правонарушений у несовершеннолетних
Родительское собрание по теме: "Профилактика правонарушений у несовершеннолетних" Воспитательные беседы с родителями о заинтересованности детей заниматься спортом, танцами,занимать детей различными кр...
Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних " Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"
Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"...
Межведомственное взаимодействие с субъектами профилактики, с социальными партнёрами по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
В статье изложен опыт работы по взаимодействию с субъектами профилактики и социальными партнёрами школы по предупреждению правонврушений среди обучающихся начальной школы....
Информация о проделанной работе педагога-психолога МБОУ ЕСОШ №1 профилактике употребления несовершеннолетними ПАВ, алкоголя, курения.
Информация о проделанной работе педагога-психолога МБОУ ЕСОШ №1 профилактике употребления несовершеннолетними ПАВ, алкоголя, курения....
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...