Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
материал
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа » Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Сухаревой Ирины Викторовны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_suhareva_i.v.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа »
Ардатовского муниципального района Республики Мордовия
Сухаревой Ирины Викторовны
Введение
Тема педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе».
Сведения об авторе
Сухарева Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа » Ардатовского муниципального района Республики Мордовия
Дата рождения: 28.04.1976г
Профессиональное образование: учитель начальных классов, Ичалковское педагогическое училище им. С.М. Кирова, диплом УТ №685775, дата выдачи 29 июня 1996 г.
Стаж педагогической работы (по специальности): 7 лет
Общий трудовой стаж: 19 лет
Наличие квалификационной категории: -
Дата последней аттестации: -
Звание:-
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
Что сейчас важно для современного учителя? Однозначно ответить невозможно. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения не позволяет работать по старинке. Современный педагог должен хорошо разбираться в различных вопросах, постоянно быть в курсе новых открытий и изменений, должен владеть современными образовательными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Поэтому я, как и любой учитель, сегодня стараюсь переосмыслить свою педагогическую деятельность. Вопрос в том, как реструктурировать работу, чтобы повысить эффективность обучения моих учеников? Как сделать так, чтобы дети могли самостоятельно открывать новые знания, оценивать свою работу и показывать высокие результаты по предмету? Как выбрать тот или иной метод на любом этапе урока, чтобы добиться максимального результата, чтобы на протяжении всех лет обучения в начальной школе дети с удовольствием учились новому, и появлялась уверенность в своих силах? Ответ: научиться быть современным учителем. В этом важность моей профессии.
Новые образовательные приоритеты побуждают меня, как учителя искать новые современные и эффективные технологии обучения, позволяющие добиваться более высоких результатов обучения и образования, внедрять новые образовательные технологии в образовательный процесс. Именно поэтому я работаю над проблемой «Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе».
В нашей школе все начальные классы работают по образовательной системе "Школа России", которая полностью соответствует стандартам второго поколения.
Эта программа интересна, доступна для детей, помогает мне развивать и учить более эффективно, а также поощряет творчество как учителей, так и детей. В своей работе я постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учениками.
Моя основная задача в качестве учителя на начальном этапе обучения ― дать хорошие знания, которые станут основой для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, понять свою индивидуальность, сформировать потребность в обучении. Достичь этого можно только при гуманном и личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые решат проблему современного инновационного образования ― воспитания социально активной личности.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование
выдвигаемых принципов и приемов)
Сегодня, когда человеку нужно уметь принимать нестандартные решения, я стараюсь привить детям самое главное качество современного человека ― творчество. У всех разные навыки. Увидеть их и помогать им открываться ― высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю уроки в совместную творческую деятельность с учениками. Подбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства повышения умственной активности школьников.
Я стимулирую умственную деятельность детей с помощью различных средств. Я использую методы исследования, дискуссии, познавательные игры и интегрированное обучение с использованием мультимедийных технологий.
Я стараюсь вовлекать детей в исследовательские проекты, творческую деятельность, в ходе которой они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, они смогут выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, используя современные средства компьютеризации.
Ориентация младших школьников в сфере информационно-коммуникационных технологий ― один из важных элементов формирования универсальных учебных действий.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Практическая значимость этой проблемы заключается в том, что использование различных технологий отвечает современным требованиям школы. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы успешной адаптации и самореализации в будущей жизни наших детей.
Я стараюсь использовать различные технологии обучения для построения учебного процесса у учащихся с целью развития у каждого ребенка интереса и желания учиться, а также формирования у ребенка набора универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно выполнять познавательный процесс и обеспечивать возможность организации самостоятельной учебной деятельности.
3. Теоретическая база опыта.
В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых актуальных. Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения.
Согласно ФГОС НОО, основной целью образования является не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить образовательные цели, разрабатывать способы их достижения, контролировать и оценивать его достижения, другими словами, развитие навыков обучения.
Изучив литературу по теме «Технологии обучения младших школьников», я убедилась, что эта проблема привлекает учителей и исследователей.
Теоретической базой опыта стали труды известных педагогов и психологов в области развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. Также личностно-ориентированного обучения: И.С. Якиманской, С.В. Бондаревской и проблемного обучения: А.М. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера.
Проблема развивающего обучения интересует педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. К опыту этих педагогов и психологов я часто обращаюсь, изучаю их труды. Стараюсь пополнить свои знания не только через самообразование. В 2018 году прошла курсы повышения квалификации «Современное начальное образование: содержание, технологии, компетентность учителя» (72 ч) уд.133100689511, рег. № 5963 ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ― "Педагог 13.РУ".
Прошла электронное обучение «Информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации профессионального стандарта «Педагог», уд. КФУ УПК 00852, рег. № 20-057452/2019,72 ч, 09.12.-20.12.2019 на базе Казанского федерального университета.
С целью получения высшего образования в 2018 году я поступила в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова"
АЛАТЫРСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет Управления и социальных технологий
Специальность: Педагог-психолог.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
За годы работы в постоянных творческих поисках я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационными практиками. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным потребностям образования, я использую такие технологии, как: информационные и компьютерные технологии, технологии дифференциации уровней, технологии развития критического мышления (ТРКМ), здоровьесберегающие, игровые, проектное обучение.
В своей педагогической деятельности я применяю технологии, основанные на эффективности управления и организации учебного процесса - в основном технологии личностно-ориентированного подхода к обучению, так как мне приходится работать одновременно с разными по подготовке, особенностями умственной деятельности, типам памяти и способности к обучению. Использую задания: с наличием образца выполнения; со вспомогательными вопросами; с инструкциями; с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Использование данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого ученика, дает возможность оказывать ученикам оперативную помощь на любом этапе урока.
Среди форм коллективной деятельности плодотворно используется парная работа, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, так как у учащихся уже есть запас информации. Она позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания.
Использование работы в парах для получения новых знаний на уроках позволяет учащемуся оценить свои успехи в усвоении нового материала и проверить способность учить других.
Я часто привлекаю детей к групповой работе на уроках, так как это гарантирует развитие у учащихся самостоятельности, умение вести дискуссию, умение публично отстаивать свою позицию. Групповая работа в классе убедила меня в том, что эта технология обладает характеристиками инновационного обучения: самостоятельное получение знаний в результате исследовательской деятельности, следовательно:
- увеличивается глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учеников;
- меняется характер отношений между детьми;
- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
- быстро растет классовая сплоченность, дети лучше понимают друг друга и себя;
- растет самокритика, точнее оценивают свои способности, лучше контролируют себя;
- ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: честность, такт, умение выстраивать собственное поведение с учетом позиции других людей.
Работая по УМК «Школа России», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение учеников в проектную деятельность учит их думать, предсказывать, прогнозировать, формирует правильную самооценку и, самое главное, интенсивно развивает детей. А активность, в свою очередь, формирует мышление, навыки, способности и межличностные отношения. Наши первые проекты в окружающем мире, математике (1 класс) «Что у нас под ногами», «Моя маленькая родина», « Сказочная страничка »,« Математика вокруг нас "
Успех в современном мире определяется способностью человека организовать свою жизнь: увидеть будущее и ближайшее будущее, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и реализовать его, оценив, удалось ли достичь поставленных целей. .
Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации – одна из главных целей технологии развития критического мышления (ТРКМ). Поэтому, в своей работе я использую ТРКМ для организации работы с текстовой информацией. Приемы данной технологии позволяют мне научить детей мыслить критически. А это значит:
• Проявлять любознательность;
• Задавать себе вопросы;
• Находить ответы на поставленные вопросы.
• раскрыть причины и последствия фактов;
• Сомнения в общепринятых истинах;
• Развитие точки зрения и умение отстаивать ее логическими аргументами;
• обращать внимание на аргументы оппонента и его логическое понимание;
• Использовать методы исследования для получения информации.
Все выше перечисленное относится непосредственно к самостоятельной деятельности ученика, активной работе с текстовой информацией, которая так же используется в урочное и внеурочное время. Приемы Стадии вызова, урока ТРКМ «Ключевые слова», «Кластер», «Мозговой штурм», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Да – нетка» побуждают детей вспоминать, систематизировать информацию, задавать вопросы, ставить цели. А во время использования приемов Стадии осмысления «Чтение с остановками», Метод «Шести шляп», «Ромашка Блума», «Таблицы Донны ОГЛ», «ПМИ», «Фишбоун» дети читают или слушают текст, делают пометки на полях, ведут записи, анализируют, сопоставляют факты или события, заполняют таблицы.
Техники на этапе рефлексии побуждают детей выражать новые идеи и информацию своими словами, самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи и оценивать свой путь от представления к пониманию. Это составление синквейнов, организация обсуждения, метод "РАФТ". Каждый ученик активен во время такой работы.
Метод обучения исследованию заключается в организации процесса генерации новых знаний. Я прошу детей подумать о том, что известно об этом предмете, какие суждения о нем можно сделать, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования, посмотреть книги по этой теме и записать важную информацию , спросить взрослых, родителей, воспользоваться интернетом. В детской проектной и исследовательской деятельности развиваются важнейшие образовательные, познавательные и общие навыки и умения.
Активность аналитического понимания учебного материала младшими школьниками быстро снижается, когда учащиеся вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала в течение нескольких уроков для выполнения одних и тех же мысленных операций. Известно, что дети легко устают заниматься одним и тем же, их работа становится неэффективной, и процесс развития замедляется. Для того, чтобы материал способствовал развитию у ребенка способности самостоятельно воспринимать окружающие его явления жизни и продуктивно мыслить, я использую проблемное обучение в своей практике.
Его суть в том, что я ставлю перед учащимися проблему (образовательную задачу) и рассматриваю ее вместе с ними. В результате совместных усилий намечаются пути ее решения.
В процессе обучения я также использую здоровьесберегающие технологии, которые представляют собой сознательную потребность учеников вести здоровый образ жизни.
Считаю, что физкультминутки, музыкальная терапия, игры с пальцами, перерывы на отдых в классе из-за физиологической потребности детей в физических нагрузках - эффективный метод работы в этом направлении. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, снять умственное напряжение и снять зрительное утомление.
Использование этих технологий повышает интерес учеников к изучению предметов, развивает внимание, память и оптимизирует процесс обучения.
Технология “Портфолио”.
В соответствии с требованиями ФГОС портфолио занимает особое место в новой системе оценивания. Исходя из характеристик класса, я использовала процесс создания портфолио для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей. Использование технологии «Портфолио» позволяет следить за индивидуальным прогрессом ученика, распознавать его сильные и слабые стороны и оценивать не только учебных, но и творческие и коммуникативные достижения.
Создание портфолио - это долгосрочная программа. Все начинается в первом классе. Под моим руководством она длится 4 года. В первом классе, когда дети только начинают работать над созданием портфолио, дети не могут обойтись без помощи родителей. Портфолио включает следующие разделы:
- «Немного о себе»
- «Мой портрет»
- «Моя семья»
- «Моё творчество»
- «Моя общественная жизнь»
- «Мои достижения»
- «Самооценка»
В разделе «Мои достижения» помещаются грамоты, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости. В конце учебного года проводим анализ учебных достижений.
Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания предмета помогает мне создавать идеальные условия для учеников, чтобы они могли лично выражать себя, развивать навыки, умение обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий и свободно говорить. Сочетание традиционной системы обучения с современными технологиями гарантирует высокое качество знаний.
5. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
Современные информационные технологии можно рассматривать сегодня как новый тип передачи знаний, соответствующий качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот метод позволяет ребенку учиться с интересом, находить источники информации, развивать самостоятельность и ответственность в получении новых знаний, а также развивать дисциплину интеллектуальной деятельности.
Результатом применения вышеперечисленных технологий можно назвать:
• Повышение качества знаний , развитие способности каждого учащегося,
• Приобретение навыков самостоятельной организации учебной деятельности,
• Активизация познавательной активности и творческой активности ,
• Формирование личностных качеств ,
• Развитие операционного мышления с упором на поиск оптимальных решений,
• Формирование способности организовать сбор информации и правильно ее использовать,
• Воспитание среди учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Считаю полученный педагогический опыт актуальным, так как проделанная работа позволяет добиваться высоких результатов в воспитании учащихся и развивать творческие способности детей.
Двое учащихся (Сторчай Даниил, Тишенков Кирилл) участвовали в Муниципальной олимпиаде по математике, к сожалению, по результатам олимпиады мои ребята не заняли призовых мест. Значит, есть над чем еще работать и к чему стремиться! А также учащиеся принимают участие в олимпиадах на учебной платформе «Учи.ру» и «Инфоурок», занимают призовые места.
Учащиеся демонстрируют достаточно высокий уровень учебной мотивации и познавательной активности, участвуя в предметных олимпиадах, дистанционных олимпиадах, добиваясь неплохих результатов. Мои ребята принимают активное участие во многих конкурсах разной степени сложности и направленности.
Год | ФИ участника | Класс | Название конкурса | Результат |
2018 | Сачкова Вера | 2 | Международная олимпиада «Инфоурок» (осенний сезон 2018) | Диплом II степени |
2018 | Сторчай Даниил | 2 | Международная олимпиада «Инфоурок» (осенний сезон 2018) | Диплом I степени |
2018 | Сторчай Даниил | 2 | Международная олимпиада «Инфоурок» (зимний сезон 2018) | Диплом I степени |
2019 | Тишенков Кирилл | 2 | Международная олимпиада «Инфоурок» (зимний сезон 2019) | Диплом II степени |
2019 | Сторчай Даниил | 2 | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи. ру по математике | Победитель |
2019 | Сачкова Вера | 2 | Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку | Победитель |
2020 | Сачкова Вера | 3 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Заврики по математике» Учи. ру | Победитель |
2020 | Сачкова Вера | 3 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Заврики» по окружающему миру Учи. ру | Победитель |
2020 | Долотов Дмитрий | 4 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» Учи. ру | Победитель |
2020 | Тишенков Кирилл | 4 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» Учи. ру | Победитель |
2020 | Фролов Дмитрий | 4 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» Учи. ру | Похвальная грамота |
2020 | Сторчай Даниил | 4 | Всероссийская онлайн-олимпиада «Олимпийские игры на Учи.ру по окружающему миру» | Похвальная грамота |
В Московском Международном форуме «Одаренные дети» Сторчай Даниил награжден Дипломом первой степени в номинации «Юные Богословы». Процент охвата участников – до 80%.
Таким образом, мы можем заключить, что технологии, которые я эффективно использую, позволили мне как учителю планировать свою работу, цель которой - достичь цели современного начального образования - развитие личности ребенка, выявление его творческих способностей. навыки и достижение хороших результатов.
6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Существует множество современных образовательных технологий. Перед учителем всегда встает проблема выбора нужного метода и приема технологий. Современная система образования предлагает учителю возможность выбрать «свой» из множества инновационных методов, чтобы пересмотреть свой собственный опыт работы. Роль учителя в классе в основном координирующая. Перед уроком необходимо проделать большую подготовительную работу, которая требует много времени, чтобы получить хороший результат.
Эта работа трудоемкая, аналитическая, требует от учителя знаний психологии, хорошей методической подготовки, творческого задора, стремления к самосовершенствованию. Что в свою очередь способствует творческому росту учителя и ставит его на более высокую профессиональную ступень.
Как практикующий учитель, не могу не отметить трудности и проблемы при использовании данного опыта:
- наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения, или отказе проектора по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы;
- необходимость временного ограничения работы с проектором на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
7.Адресные рекомендации по использованию опыта. Заключение.
Мой опыт может быть использован учителями начальных классов; учителями предметниками, принимающими 5 класс, в целях непрерывности обучения.
Для обмена опытом с коллегами провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях педагогического совета, заседаниях ШМО учителей начальных классов. Я хотела бы быть более активной на республиканском уровне, а не просто говорить о своем опыте на курсах повышения квалификации. В целях совершенствования педагогических навыков и распространения собственного педагогического опыта создала собственный мини-сайт на портале «Социальная сеть педагогов nsportal.ru», персональный сайт на infourok.ru
Публикации о распространении инновационного педагогического опыта и разработками мероприятий и занятий, можно познакомиться на моих персональных сайтах: https://nsportal.ru/irina-suhareva ,https://infourok.ru/user/suhareva-irina-viktorovna1
8.Список использованной литературы
- Андрианова, О.П. Использование современных образовательных технологий в начальной школе / О.П. Андрианова, Л.Е. Козловская // Вестник научных конференций. - 2018. - № 5-2 (33). - С. 20-23.
- Коваленко, О.Е. Использование современных образовательных технологий в начальной школе / О.Е. Коваленко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / редкол. О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. - С. 25-26.
- Местникова, А.А. Современные образовательные технологии в начальной школе / А.А. Местникова, А.Г. Ларионова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - № 4 (15). - С. 423-425.
- Сарвартдинова, Д.Б. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе с использованием компьютерных технологий / Д.Б. Сарвартдинова // Вестник педагогических наук. - 2020. - № 4. - С. 21-25.
- Толстолуцкая, И.И. Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе / И.И. Толстолуцкая // Альманах мировой науки. - 2019. - № 9 (35). - С. 59-60.
- Чернякова, Н.С. Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе начальной школы в условиях введения ФГОС / Н.С. Чернякова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2019. - № 3. - С. 49-52.
- Шарова, А.В. Современные технологии обучения в начальной школе / А.В. Шарова, Е.В. Макарова // Академия профессионального образования. - 2020. - № 1 (92). - С. 51-55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...