Доклад на тему: «Калейдоскоп педагогических технологий»
материал

Педагогические технологии и их применения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2020.pptx2.24 МБ
Файл ped.teh_.int_.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка » Калейдоскоп педагогических технологий Подготовила Дуванова Е.В., учитель начальных классов

Слайд 2

Педагогические технологии - это комплекс способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.

Слайд 3

развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение к оллективная система обучения т ехнология изучения изобретательских задач (ТРИЗ) исследовательские методы в обучении проектные методы обучения т ехнология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр обучение в сотрудничестве информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) здоровьесберегающие технологии Педагогические технологии

Слайд 4

Педагогу четкое определение конечной цели; технологическую цепочку педагогических действий; разработанность инструментария диагностики. Обучающему вовлечение каждого в активный познавательный процесс; применение знаний на практике доступ к необходимой информации; общение и сотрудничество не только с педагогом, но и со сверстниками; постоянное испытание своих сил для преодоления возникающих проблем. Что же дает технологический подход?

Слайд 5

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) Позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

Слайд 6

Групповые технологии У чебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.

Слайд 7

Технология исследовательского (проблемного) обучения «Обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Слайд 8

Новые информационные технологии П роцессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Слайд 9

Опережающие технологии Технологии, при которых краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Слайд 10

Современные педагогические технологии по ФГОС Опережающее обучение Игра «Узнай букву »

Слайд 11

Здоровьесберегающие технологии Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Слайд 12

Игровые технологии Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Слайд 13

Современные педагогические технологии по ФГОС Игра «Слова ожили»

Слайд 14

Современные педагогические технологии по ФГОС Игра «Найди пару»

Слайд 15

Современные педагогические технологии по ФГОС Технология проблемного обучения 1. Дикие животные. Хитрая Л Злой В Косой ? 2 . Род имени существительного . Земля ? Стол М Окно С “ Развиваем логику” . По определению назови слово: хрустящий, зелёный, пупырчатый; маленькая, пугливая, компьютерная; интересная, толстая, библиотечная.

Слайд 16

Современные педагогические технологии по ФГОС Игра «Звери заблудились »

Слайд 17

Современные педагогические технологии по ФГОС «Веселая математика»



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка»

Доклад на тему: «Калейдоскоп педагогических технологий»

Подготовила Дуванова Е.В.,

                                                     учитель начальных классов

        2020 г.

Доклад на тему: «Калейдоскоп педагогических технологий»

«Мы проводим на работе лучшую

часть своей жизни.

Нужно научиться работать так, чтобы

работа была легка и чтобы она была

всегда жизненной постоянной школой»

СЛАЙД 1,2,3

         

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Я выбрала  следующее: - это комплекс способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.

     Школа - интернат – это учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразного общения и развития т.к. школа была и осталась сориентированной на усвоение научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях.    
  Одной из главных задач современного образования является научить детей учиться, помочь накопить каждому обучающемуся массу знаний и навыков, способность к саморазвитию в процессе дальнейшего самообразования. Активизация познавательной деятельности обучающихся  должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого педагогом. А для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов,  необходимых  для  понимания учащимися излагаемого  материала. И здесь на помощь нам приходят современные  педагогические технологии.

      В настоящее время использование современных образовательных технологий, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

СЛАЙД 4
     К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
-здоровьесберегающие технологии и др.

СЛАЙД 5

Что же дает технологический подход?

Педагогу:

  • четкое определение конечной цели;
  • технологическую цепочку педагогических действий;
  • разработанность инструментария диагностики;

Обучающему:

  • вовлечение каждого в активный познавательный процесс;
  • применение знаний на практике
  • доступ к необходимой информации;
  • общение и сотрудничество не только с педагогом, но и со сверстниками;
  • постоянное испытание своих сил для преодоления возникающих проблем.

Я предлагаю рассмотреть несколько примеров пед.технологий, на мой взгляд более применяемых, в работе на уроках в начальной школе.

СЛАЙД 6

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

     Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

СЛАЙД 7

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание и взаимопомощь. Выделяют следующие формы групповых технологий:

  • Групповой опрос;
  • Общественный смотр знаний;
  • Учебная встреча;
  • Дискуссия;
  • Нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.)

     Особенность групповой технологии заключается в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задания выполняются таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.

СЛАЙД 8

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.  Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

      Особенностью данного подхода является реализация идеи

Принципы проблемного обучения:

-самостоятельность обучающихся;

-развивающий характер обучения;

-интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

-использование дидактических алгоритмизированных задач.

СЛАЙД 9

Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

       Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».

Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование).

         На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

СЛАЙД 10

Опережающие технологии

      “Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”.

     В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.  

     Так в начальной школе  можно на уроках технологии  вырезать буквы из картона по шаблонам, а затем использовать их на уроках в игре «Узнай букву». Она способствует лучшему запоминанию  букв. Несколько букв берутся на урок по обучению грамоте. Учитель завязывает глаза ребенку, просит его ощупать букву и назвать ее.

     Так на уроках технологии,  мы по шаблону вырезаем букву, разукрашиваем ее. При этом на протяжении всей  работы следует речевое  сопровождение.  А затем, на уроке чтения, когда мы знакомимся с данной буквой, мы можем   уже продемонстрировать не только полученный результат работы, но и первоначальные знания о данной букве.

СЛАЙД 11

Здоровьесберегающие технологии

 Здоровьесберегаюшая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка па всех этапах его обучения и развития.

     Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления учащихся на уроках, улучшение психологического климата в детских коллективах, приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников, повышение концентрации внимания, снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

      Еще Антон Семенович Макаренко говорил: «Хорошая игра похожа на хорошую работу…». Поэтому каждому учителю необходимо научиться использовать игру на уроке.                                                                                                                                                             СЛАЙД 12

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность обучающегося. Игра позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения.

       В практической работе,  педагоги   часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Игровые  технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

Я хочу представить несколько игровых упражнений, которые использую в своей работе на уроках. СЛАЙД 13

  1.  На первых уроках при ознакомлении с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре «Слова  ожили».

     Дети составляют предложение по данной картинке. К доске вызываются 3 ученика, они выступают в роли слов. Остальным детям дается задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей у доски. По сюжетной картине дети составляют предложение, например: Белка грызёт орешки. Каждый ученик сам выбирает себе слово из составленного предложения, в роли которого он будет выступать. Классу дается задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение. Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, составленное коллективно.

В другом варианте игры учитель сам предлагает детям слова, например: ёжик, грибы, несёт. (Слова написаны на листах). Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая «живые слова» у доски и у них получается предложение: Ёжик несёт грибы.

СЛАЙД 14

  1. Игры, которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.

Игра «Найди пару»  На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы. Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.

СЛАЙД 15

  1. Технология проблемного обучения

Развивающий канон”.

Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.

1. Дикие животные.

Хитрая Л         Злой В            Косой ?

2. Род имени существительного.

Земля ?            Стол М         Окно С

      Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.

Развиваем логику”. По определению назови слово:

  • хрустящий, зелёный, пупырчатый;
  • маленькая, пугливая, компьютерная;
  • интересная, толстая, библиотечная.

Придумай два аналогичных примера:

СЛАЙД 16

 Упражнение 4. «Звери заблудились».

– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.

СЛАЙД 17,18

На уроках математике я использую такие игровые приемы как «дополни рисунок», «нарисуй по образцу», вот некоторые из них:

  1. Дорисуй замок так, что бы было видно, что в одном замке живет добрая фея, а в другом злая колдунья.
  2. Нарисуй справа по точкам точно такую фигуру.

Игровых упражнений очень много, можно говорить о них до бесконечности.

     Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Во время обучения ребенка в школе  он развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

СЛАЙД 19


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Доклад по теме "Психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД"

В докладе раскрываются психолого - педагогические основания конструирования технологической карты урока - нового вида методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное освоение учебног...

Доклад по теме:"Применение педагогических современных технологий на уроках в начальной школе"

Учитель делится опытом работы с коллегами и выступает с докладом "Применение  педагогических современных технологий на уроках в начальной школе" на школьном методическом объединении учителей нача...

Доклад по теме Современные педагогические (образовательные) технологии.

Проблема современных педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе.  Каждому уч...

Доклад на тему: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Описание педагогических технологий, используемых в работе олигофренопедагога (из опыта работы)...

Доклад Тема: «Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР» из опыта работы

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу.  Как правило, ...