«Современные коррекционные технологии комплексного сопровождения детей с ТМНР в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
статья
Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном процессе.
Необходимость построения адекватной системы комплексного сопровождения обусловлена увеличением учащихся детей-инвалидов в нашем образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_onlayn-konferentsii.docx | 73.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
научно-практический онлайн-семинар
«Личностно-ориентированный и дифференцированный подход в образовании обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
в условиях школы-интерната»
Доклад
«Современные коррекционные технологии комплексного сопровождения детей с ТМНР
в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
Подготовила:
учитель начальных классов,
Староверова А.В.
22.09.2020 г.
(Слайд 1).Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном процессе.
Необходимость построения адекватной системы комплексного сопровождения обусловлена увеличением учащихся детей-инвалидов в нашем образовательном учреждении.
(Слай 2). На данный момент в Шаховской школе-интернате обучаются 267 воспитанников. Из них:72 ребенка-инвалида, 20 детей с РАС. В школе-интернате обучаются дети из четырех муниципальных районов: Волоколамский, Можайский, Лотошинский, Шаховской.
В школе-интернате создана многоуровневая организационная структура управления, которая объединяет подсистемы, находящиеся во взаимодействии. Деятельность службы сопровождения отличается целостностью и включает в себя комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка с ОВЗ.
(Слайд 3). В 2013 году в школе-интернате был создан коррекционный класс для детей с ТМНР. Наполняемость класса:8 воспитанников, из них 4 обучающихся с РАС.
(Слайд 4). У детей с ТМНР имеются ограничения основных категорий жизнедеятельности. Это:
-Ограничение способности к самообслуживанию
- Ограничение способности к самостоятельному передвижению
- Ограничение способности к ориентации
-Ограничение способности к общению
- Ограничение способности контролировать свое поведение
-Ограничение способности к обучению
(Слайд 5). Комплексное сопровождение детей с ТМНР предусматривает создание в школе-интернате специальных условий обучения и воспитания, включающих:
1.Психолого-педагогическое обеспечение:
- оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий для оптимизации образовательного процесса;
- использование специальных методов, приёмов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
•обеспечение здоровьесберегающих условий.
2.Программно-методическое обеспечение:
- коррекционно-развивающие программы с диагностическим инструментарием для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, учителя-логопеда.
3.Кадровое обеспечение:
- коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование. Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности отвечает квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
4.Материально-техническое обеспечение:
- наличие материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации.
5.Информационное обеспечение
Обязательным является создание системы широкого доступа всех участников образовательных отношений к сетевым источникам информации, к информационно методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.
Специалистами службы сопровождения разработаны и апробированы программы, направленные на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер школьников с ТМНР, их социальную адаптацию, личностное самоопределение.
Ведущей технологией комплексного сопровождения детей с ТМНР в школе-интернате является «Технология педагогического сопровождения адаптации детей с ТМНР»
(Слайд 6). Технология педагогического сопровождения адаптации - это совокупность используемых в образовательном процессе форм, методов, способов, приемов, средств, которые способствуют не только решению образовательных, воспитательных, развивающих задач, но и успешной адаптации и интеграции детей с ТМНР в окружающую социальную среду.
Цель технологии комплексного педагогического сопровождения детей с ТМНР в школе-интернате: cодействие разумному физическому развитию ребенка, повышение общей жизнестойкости организма; адаптация к окружающему миру.
Практическая реализация технологии педагогического сопровождения адаптации детей с ТМНР предполагает оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения.
Такое взаимодействие включает: комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог); учет особенностей и уровня развития ребенка; приоритетность задач адаптации и социализации; составление комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ; участие родителей, их активное и партнерское взаимодействие со специалистами сопровождения.
Консолидация усилий разных специалистов позволит на каждом из этапов, представленных графически на рисунке, обеспечить комплексное педагогическое сопровождение адаптации ребёнка с ТМНР.
(Слайд 7)Первым этапом реализации технологии педагогического сопровождения адаптации детей с ТМНР является диагностический этап. На нем специалисты сопровождения собирают необходимую информацию о ребенке, о ситуации семейного воспитания. Узкие специалисты проводит диагностику познавательной сферы ребенка, его личностных, эмоционально-волевых особенностей, обследуют речевую сферу ребенка, определяют состояние здоровья ребенка, выявляют социальный статус. То есть, это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов разных видов труда и деятельности ребенка. Результатом данного этапа является определение особенностей развития детей, специфики их образовательных потребностей.
(Слайд 8).Следующий этап - проективный, на котором специалисты по сопровождению обсуждают возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Совместно определяется стратегия сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута. После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.
Обеспечение достижения желаемого результата происходит на коррекционно-развивающем этапе. (Слайд 9). На нем происходит реализация индивидуального образовательного маршрута и выполнение комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального педагогического сопровождения адаптации ребенка. Рассмотрим данный этап подробно.
(Слайд 10-11). Психолого-педагогическое сопровождение. Педагог-психолог на данном этапе сопровождения ведет коррекционно-развивающую работу по многим направлениям: сенсорное развитие, моторное развитие, эмоционально-волевое развитие, и т.д.
(Слайд 12). Принимая во внимание тот факт, что нарушение коммуникации один из основных недостатков, то главной целью работы учителя-логопеда является максимальная социализация и интеграция детей с ТМНР в общество и ведущим направлением работы логопеда является формирование коммуникативных умений и навыков. Социальная адаптация проходит значительно успешнее, при условии владения обучающимся элементарными навыками общения и принятыми нормами взаимодействия.
(Слайд 13). В работе дефектолога - основным является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
(Слайд 14). Социально-педагогическое сопровождение. Цель и смысл социально-педагогического сопровождения детей с ТМНР -это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими образовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.
(Слайд 15-16). Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводят учителя адаптивной физкультуры, педагог ЛФК. Школа-интернат тесно сотрудничает с ДОК «Старт». Занятия по плаванию проводятся регулярно, что способствует укреплению физического и психического здоровья детей с ТМНР.
(Слайд 17). Педагогическое сопровождение - обучение детей с ТМНР нацелено на максимально возможное включение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в жизнь общества, их самореализацию в процессе социальной интеграции.
Цель достигается в обучении по следующим основным направлениям:
• формирование представлений о себе,
• формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения,
• формирование представлений об окружающем мире и ориентировка в нем,
• развитие способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми,
• формирование навыков предметно-практической, игровой, бытовой и
доступной трудовой деятельности.
Первоочередной задачей обучения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка в социальную жизнь.
В своей практике я использую разные технологии обучения:
(Слайд 18-19)Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
(Слайд 20)Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
(Слайд 21-22)Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,Амонашвили Ш.А.) направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.
Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
(Слайд 23-24)Инновационные технологии. ИКТ. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В учебно- воспитательном процессе я использую :
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
-аудиовизуальные технологии.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять
(Слайд 25)технологии Арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
(Слайд 26-27)Технология альтернативной коммуникации. Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова. Здесь используются лэпбуки на разные лексические темы, коммуникаторы.
(Слайд 28)Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Индивидуализация - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.
(Слайд 29)Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.(Слайд 30).Заключительным этапом технологии педагогического сопровождения детей с ТМНР является рефлексивный. Это период осмысления результатов деятельности специалистов сопровождения по решению той или иной проблемы. На данном этапе проводится анализ реализации поставленных задач, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения ребенка с ТМНР.
В своей коррекционной работе все специалисты и педагоги используют современные технологии воспитания, которые, безусловно, максимально адаптируют ребёнка на каждом этапе его развития к условиям жизни, реальным возможностям. Вся работа с детьми строится на основе тесного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений с использованием разнообразных современных технологий.
Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей.
Используя современные технологии в комплексной реабилитации детей с ТМНР, мы оказываем огромную помощь ребенку в укреплении здоровья, корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации и интеграции их в общество.
(Слайд 31). Ожидаемые результаты комплексного сопровождения детей с ТМНР, со сложной структурой дефекта:
- Успешное освоение школьниками с ТМНР адаптированных образовательных программ в соответствии с рекомендациями ПМПК с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка.
- Социализация детей-инвалидов.
- Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
- Личностное самоопределение детей-инвалидов.
На протяжении семи лет комплексное сопровождение детей с ТМНР в данном классе показывает свою эффективность. Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей.
У детей развиваются такие качества, как: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением, владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности.
Все дети успешно усваивают адаптированные образовательные программы, показывают достаточный уровень комфорта в коллективах сверстников, являются активными участниками творческих конкурсов различных уровней. (Слайд 32).
Спасибо за внимание! (слайд 33)
Основными принципами сопровождения ребенка являются:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении, в том числе с ОВЗ.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.
Список литературы:
- Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова, Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] //Психологическая наука и образование. 2011.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2017.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. - М.: Русский язык, 2015.
- Ежовкина Е.В., Рябова Н.В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал - Рязань, 2018.
- Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: old. mon. gov. ru (дата обращения: 01. 11. 2014).
- Розин В.М. Технология // Новая философская энциклопедия. - М., 2001.
- Семаго, М.М. Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Лекция / М. М. Семаго. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. edu-pmpk. ru (дата обращения: 01. 11. 2014.)
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2015.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Вестник образования. – 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната
Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...
Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предложенная статья посвящена социализации обучающихся с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...
Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».
Доклад "Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната" был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе ...
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях школы -интерната (проект)
Включат тесты, анкеты .методические рекомендации для детей, родителей, педагогоа.Картотеку фильмов и художественной литературы....
Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»
Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...
Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.
Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната....
"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"
Выступление на методическом объединении воспитателей...