«Современные коррекционные технологии комплексного сопровождения детей с ТМНР в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
статья

Староверова Анна Владимировна

Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном процессе.

Необходимость построения адекватной системы комплексного сопровождения обусловлена увеличением учащихся детей-инвалидов в нашем образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_onlayn-konferentsii.docx73.59 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХОВСКАЯ  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

научно-практический онлайн-семинар

«Личностно-ориентированный и дифференцированный подход в образовании обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

в условиях школы-интерната»

Доклад

«Современные коррекционные технологии комплексного сопровождения  детей с ТМНР
в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Подготовила:

учитель начальных классов,

 Староверова А.В.

22.09.2020 г.

(Слайд 1).Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном процессе.

Необходимость построения адекватной системы комплексного сопровождения обусловлена увеличением учащихся детей-инвалидов в нашем образовательном учреждении.

(Слай 2). На данный момент в Шаховской школе-интернате обучаются 267 воспитанников. Из них:72 ребенка-инвалида, 20 детей с РАС. В школе-интернате обучаются дети из четырех муниципальных районов: Волоколамский, Можайский, Лотошинский, Шаховской.

В школе-интернате создана многоуровневая организационная структура управления, которая объединяет подсистемы, находящиеся во взаимодействии. Деятельность службы сопровождения отличается целостностью и включает в себя комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка с ОВЗ.

(Слайд 3). В 2013 году в школе-интернате был создан коррекционный класс для детей с ТМНР. Наполняемость класса:8 воспитанников, из них 4 обучающихся с РАС.

(Слайд 4). У детей с ТМНР имеются ограничения основных категорий жизнедеятельности. Это:

-Ограничение способности к самообслуживанию

- Ограничение способности к самостоятельному передвижению

- Ограничение способности к ориентации

-Ограничение способности к общению

- Ограничение способности контролировать свое поведение

-Ограничение способности к обучению

(Слайд 5). Комплексное сопровождение детей с ТМНР  предусматривает создание в школе-интернате специальных условий обучения и воспитания, включающих:

1.Психолого-педагогическое обеспечение:

  • оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК;
  • коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий для оптимизации образовательного процесса;
  • использование специальных методов, приёмов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

•обеспечение здоровьесберегающих условий.
2.Программно-методическое обеспечение:

  • коррекционно-развивающие программы с  диагностическим инструментарием для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, учителя-логопеда.

3.Кадровое обеспечение:

  • коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование. Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности отвечает квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

4.Материально-техническое обеспечение: 

  • наличие материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации.

5.Информационное обеспечение

Обязательным является создание системы широкого доступа всех участников образовательных отношений к сетевым источникам информации, к информационно методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций, мультимедийных, аудио­ и видеоматериалов.

Специалистами службы сопровождения разработаны и апробированы программы, направленные на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер школьников с ТМНР, их социальную адаптацию, личностное самоопределение.

Ведущей технологией комплексного сопровождения детей с ТМНР в школе-интернате является «Технология педагогического сопровождения адаптации детей с ТМНР»

(Слайд 6). Технология  педагогического  сопровождения  адаптации  -  это  совокупность  используемых  в  образовательном  процессе  форм,  методов,  способов,  приемов,  средств,  которые  способствуют  не  только  решению  образовательных,  воспитательных,  развивающих  задач,  но  и  успешной  адаптации  и  интеграции  детей  с  ТМНР  в  окружающую  социальную  среду. 

Цель технологии комплексного педагогического сопровождения детей с ТМНР в школе-интернате: cодействие разумному физическому развитию ребенка, повышение общей жизнестойкости организма; адаптация к окружающему миру.

Практическая  реализация  технологии  педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ТМНР  предполагает  оптимально  выстроенное  взаимодействие  специалистов  образовательного  учреждения.

Такое  взаимодействие  включает:  комплексность  в  определении  и  решении  проблем  ребёнка,  предоставлении  ему  квалифицированной  помощи  специалистов  разного  профиля  (учитель-дефектолог,  педагог-психолог,  учитель-логопед,  социальный  педагог);  учет  особенностей  и  уровня  развития  ребенка;  приоритетность  задач  адаптации  и  социализации;  составление  комплексных  индивидуальных  коррекционно-развивающих  программ;  участие  родителей,  их  активное  и  партнерское  взаимодействие  со  специалистами  сопровождения.

Консолидация  усилий  разных  специалистов  позволит  на  каждом  из  этапов,  представленных  графически  на  рисунке,  обеспечить  комплексное  педагогическое  сопровождение  адаптации  ребёнка  с  ТМНР.

 

https://sibac.info/sites/default/files/files/2013_05_29_Pedagogy/1.2_Ejovkina.files/image001.png

(Слайд 7)Первым  этапом  реализации  технологии  педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ТМНР  является  диагностический  этап. На  нем  специалисты  сопровождения  собирают  необходимую  информацию  о  ребенке,  о  ситуации  семейного  воспитания.  Узкие  специалисты  проводит  диагностику  познавательной  сферы  ребенка,  его  личностных,  эмоционально-волевых  особенностей,  обследуют  речевую  сферу  ребенка,  определяют  состояние  здоровья  ребенка,  выявляют  социальный  статус.  То  есть,  это  первичная  диагностика  соматического,  психического,  социального  здоровья  ребенка.  При  этом  используется  широкий  спектр  различных  методов:  тестирование,  анкетирование  родителей  и  педагогов,  наблюдение,  беседа,  анализ  продуктов  разных  видов  труда  и  деятельности  ребенка.  Результатом  данного  этапа  является  определение  особенностей  развития  детей,  специфики  их  образовательных  потребностей.

(Слайд 8).Следующий  этап - проективный,  на  котором  специалисты  по  сопровождению  обсуждают    возможные  варианты  решения  проблемы,  обсуждают  позитивные  и  негативные  стороны  разных  решений,  строят  прогнозы  эффективности,  помогают  выбрать  различные  методы.  Совместно  определяется  стратегия  сопровождения:  составляется  комплексный  план  коррекционно-развивающего  процесса  в  виде  индивидуального  образовательного  маршрута.  После  того  как  выбор  способа  решения  проблемы  состоялся,  важно  распределить  обязанности  по  его  реализации,  определить  последовательность  действий,  уточнить  сроки  исполнения  и  возможность  корректировки  планов.

Обеспечение  достижения  желаемого  результата  происходит  на  коррекционно-развивающем  этапе. (Слайд 9).  На  нем  происходит  реализация  индивидуального  образовательного  маршрута  и  выполнение  комплексной  коррекционно-развивающей  программы  индивидуального  педагогического  сопровождения  адаптации  ребенка.  Рассмотрим данный этап подробно.

(Слайд 10-11). Психолого-педагогическое  сопровождение. Педагог-психолог на данном этапе сопровождения ведет коррекционно-развивающую работу по многим направлениям: сенсорное развитие, моторное развитие, эмоционально-волевое развитие, и т.д.

(Слайд 12). Принимая во внимание тот факт, что нарушение коммуникации один из основных недостатков, то главной целью работы учителя-логопеда является максимальная социализация и интеграция детей с ТМНР в общество и ведущим направлением работы логопеда является формирование коммуникативных умений и навыков. Социальная адаптация проходит значительно успешнее, при условии владения обучающимся элементарными навыками общения и принятыми нормами взаимодействия.

(Слайд 13). В работе дефектолога - основным является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

(Слайд 14). Социально-педагогическое сопровождение. Цель и смысл социально-педагогического сопровождения детей с ТМНР -это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими образовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

(Слайд 15-16). Физкультурно-оздоровительные мероприятия проводят учителя адаптивной физкультуры, педагог ЛФК. Школа-интернат тесно сотрудничает с ДОК «Старт». Занятия по плаванию проводятся регулярно, что способствует укреплению физического и психического здоровья детей с ТМНР.

(Слайд 17). Педагогическое сопровождение - обучение детей с ТМНР нацелено на максимально возможное включение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в жизнь общества, их самореализацию в процессе социальной интеграции.

Цель достигается в обучении по следующим основным направлениям:

• формирование представлений о себе,

• формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения,

• формирование представлений об окружающем мире и ориентировка в нем,

• развитие способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми,

• формирование навыков предметно-практической, игровой, бытовой и

доступной трудовой деятельности.

Первоочередной задачей обучения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка в социальную жизнь.

 В своей практике я использую разные технологии обучения:

(Слайд 18-19)Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во   внеклассной работе. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение  понимания  сложных  знаний.

(Слайд 20)Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических  возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер. 

(Слайд 21-22)Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,Амонашвили Ш.А.) направлены   на  организацию  учебно- воспитательного процесса   с учетом  индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.

 Применение  данной  технологии  позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

(Слайд 23-24)Инновационные  технологии. ИКТ. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

В   учебно- воспитательном процессе я использую :

- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

-использование мультимедиа презентаций на  уроках  и внеклассных мероприятиях;

-аудиовизуальные  технологии.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления.

На  учебных, коррекционно-развивающих   занятиях стараюсь  широко  применять 

(Слайд 25)технологии Арттерапии  (музыкотерапия,   игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). 

Данные  технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. 

(Слайд 26-27)Технология альтернативной коммуникации. Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова. Здесь используются лэпбуки на разные лексические темы, коммуникаторы.

(Слайд 28)Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.  Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.

(Слайд 29)Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.(Слайд 30).Заключительным  этапом технологии педагогического сопровождения детей с ТМНР является  рефлексивный.  Это  период  осмысления  результатов  деятельности  специалистов  сопровождения  по  решению  той  или  иной  проблемы.  На  данном  этапе  проводится  анализ  реализации  поставленных  задач,  выполнения  рекомендаций  всеми  участниками  сопровождения ребенка с ТМНР. 

В своей коррекционной работе все  специалисты и педагоги используют современные технологии воспитания, которые, безусловно, максимально адаптируют ребёнка на каждом этапе его развития к условиям жизни, реальным возможностям. Вся работа с детьми строится на основе тесного взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений с использованием разнообразных современных технологий.

Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей.

Используя современные технологии в комплексной реабилитации детей с ТМНР, мы оказываем огромную помощь ребенку в укреплении здоровья, корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации и интеграции их в общество.

(Слайд 31). Ожидаемые результаты комплексного сопровождения детей с ТМНР, со сложной структурой дефекта:

  • Успешное освоение школьниками с ТМНР адаптированных образовательных программ в соответствии с рекомендациями ПМПК с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка.
  • Социализация  детей-инвалидов.
  • Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
  • Личностное самоопределение детей-инвалидов.

На протяжении семи лет комплексное сопровождение детей с ТМНР в данном классе показывает свою эффективность. Благодаря комплексному воздействию на ребенка при тесном взаимодействии с родителями мы получаем положительную динамику в развитии детей.

У детей развиваются такие качества, как: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, владение средствами общения со сверстниками и взрослыми, способность управлять своим поведением, владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов  деятельности.

Все дети успешно усваивают адаптированные образовательные программы, показывают достаточный уровень комфорта в коллективах сверстников, являются активными участниками творческих  конкурсов различных уровней. (Слайд 32).

Спасибо за внимание! (слайд 33)

Основными принципами сопровождения ребенка являются:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении, в том числе с ОВЗ.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.

Список литературы:

  1. Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова, Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] //Психологическая наука и образование. 2011.
  2. Беспалько  В.П.  Слагаемые  педагогической  технологии.  -  М.:  Педагогика,  2017. 
  3. Даль  В.И.  Толковый  словарь  живого  великорусского  языка.  Т.  IV.  -  М.:  Русский  язык,  2015. 
  4. Ежовкина  Е.В.,  Рябова  Н.В.  К  проблеме  педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  //  Российский  научный  журнал  - Рязань,  2018. 
  5. Малофеев, Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2003.
  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) [Электронный ресурс]. URL: old. mon. gov. ru (дата обращения: 01. 11. 2014).
  7. Розин  В.М.  Технология  //  Новая  философская  энциклопедия.  -  М.,  2001.
  8. Семаго, М.М. Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Лекция / М. М. Семаго. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. edu-pmpk. ru (дата обращения: 01. 11. 2014.)
  9. Сластенин  В.А.,  Исаев  И.Ф.,  Шиянов  Е.Н.  Педагогика:  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений.  -  М.:  Академия,  2015.
  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Вестник образования. – 2013.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...

Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».

Доклад  "Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся  с ОВЗ в условиях школы-интерната" был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей  в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе ...

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях школы -интерната (проект)

Включат тесты, анкеты .методические рекомендации для детей, родителей, педагогоа.Картотеку фильмов и художественной литературы....

Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната....

"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Выступление на методическом объединении воспитателей...