Эссе на тему "Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу..."
статья

Радочина Галина Васильевна

В данном разделе представлено эссе о профессии учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе на конкурс "Учитель года"21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Всему, что необходимо знать,

научить нельзя, учитель может

сделать только одно - указать дорогу...»

 (Р. Олдингтон)

21 век - век информационных технологий. Здесь правит техника и товаром является информация.

Сегодня информационные технологии задействованы везде: в науке, образовании, транспорте, промышленности, медицине, социальных структурах и государственном управлении.

Мы совершаем покупки в сети интернет, свободно общаемся в режиме реального времени друг с другом, находясь за тысячи километров, обучаемся дистанционно в учебных заведениях посредством интернет-ресурсов, участвуем в вебинарах,  видеоконференциях, обращаемся в государственные службы в онлайн-режиме.

Но, не смотря на плюсы информатизации, мы столкнулись с рядом проблем.

Во-первых, информация, которую получает  человек, многообразна, и не всегда правдива. Во-вторых, те знания, умения, навыки, которые мы освоили, быстро устаревают и не всегда позволяют получить результат, отвечающий современным требованиям.

По прогнозам ученых современному поколению придется учиться всю жизнь, и сменить ни одну профессию. Почему они пришли к такому выводу?

        Мир  постоянно и быстро изменяется, и то, что было актуально вчера, уже не актуально сегодня.

        Еще десять лет назад сменить одну специальность на другую было немыслимым, нужно было найти рабочее место и оставаться там настолько долго, насколько это было возможным (зачастую всю жизнь). Поменять профессию считалось дурным тоном, такого человека сочли бы непрофессионалом и безответственным гражданином.

        Сегодня, наоборот, каждый день набор востребованных компетенций существенно меняется. Необходимо постоянно пополнять свой профессиональный капитал и непрерывно обучаться новым навыкам и получать новые знания. Считается совершенно нормальным и даже необходимым обретать новые профессии и расширять свой профессиональный капитал в различных областях деятельности. Сегодня востребованы даже не столько конкретные профессии, сколько конкретные умения и навыки.

        Считаю, что современное образование способно решить эти проблемы. Так,   Федеральный  государственный образовательный стандарт, основан на компетентностном подходе, который определяет развитие следующих навыков: социальных, личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

        По мнению руководителя международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века Патрика Гриффина, профессора Мельбурнского университета, в ближайшем будущем следует ожидать кардинальных изменений всей системы образования, которые приведут к тому, что учебные программы будут сначала вмещать в себя преподавание этих навыков в рамках традиционных дисциплин, а затем постепенно переходить от содержания того или иного предмета к развитию навыков и личностных качеств учащихся. Он подчеркивает, что творческий подход, коммуникативность, критическое мышление или любознательность, конечно же, появились вовсе не в постиндустриальную эпоху, но именно с её приходом эти качества стали жизненно необходимы, примерно в той же степени, что и чтение, письмо и арифметика [5].

        Таким образом, существуют  навыки ХХI века, формирование   которых направлено на то, чтобы школьники в процессе обучения и воспитания смогли приобрести такие способности и компетенции, которые помогут им успешно развиваться, легко адаптироваться в  различных условиях, свободно работать в команде, сотрудничать и выстраивать  коммуникации, уметь логически мыслить и при этом находить нестандартные подходы в решении учебно-практических и учебно-познавательных задач.

         Основными способами работы становятся коммуникация и сотрудничество, а инструментами работы  - общая осведомленность и умение пользоваться информационно-коммуникационными технологиями.

         А какие приемы, методы и технологии наиболее продуктивно позволят  развивать навыки ХХI в начальной школе?

        В последнее время, метод проектной деятельности зарекомендовал себя с хорошей стороны. Считаю, что данный метод учит детей находить, выбирать информацию из различных источников, оформлять её, сотрудничать в процессе работы с учителем и родителями, презентовать свою работу одноклассникам.  

        Уже в 1 классе можно выполнять первые проекты:  нарисовать  любимую букву или цифру; придумать и нарисовать загадки; сочинить небольшую сказку о букве и т.д.

        Далее с каждым классом темы проекты усложняются. «Тайна имени», «Тайна словарных слов», «Семья слов», «Откуда пришло слово», вот небольшой перечень детских проектов, которые мы выполнили на уроках русского и родного языка.  

        Небольшие индивидуальные проекты могут перерасти в научно-исследовательскую работу.  Так,  после написания проекта «Тайна словарных слов» родилась одноименная работа. Два мальчика подготовили научно-исследовательскую работу, в которой на практике провели анализ  эффективности способов запоминания словарных слов. В ходе работы у  детей появилась идея, нарисовать картинный диктант для игры «Найди словарное слово».  Данную работу учащиеся представляли на 52-й Межрегиональной научно-практической конференции школьников и региональной НПК школьников «Эврика», где  стали лауреатами и победителями. Таким образом, работа над проектом может являться средством развития навыков 21 века.         Полезной будет и овладение информационными технологиями. Работа по созданию презентаций, отработка знаний на тренажерах, участие в интернет-олимпиадах и конкурсах, поиск информации  - вот первоначальные навыки пользователя компьютера. А это  необходимое качество любого современного специалиста.

        Несмотря на все изменения, урок остается ведущей формой обучения. А в начальной школе современный урок - место взаимодействия учителя и ученика, где дети активные участники образовательного процесса.

        Всем известна истина «нельзя научить, можно научиться», а научиться можно, только самостоятельно осуществив  свои деятельностные пробы.

        В своей практике на уроках применяю деятельностный метод обучения. Этот метод позволяет  включить каждого ребенка в активную деятельность,  поэтому каждый - успешен.

        Для того чтобы научить детей сотрудничать с учителем и одноклассниками на каждом уроке использую парную и групповую работу. Ребята не только вместе выполняют задания, но и учатся давать оценку друг другу, оценивать свою работу, приводя аргументы, доказывают свою точку зрения. При этом учу их оказывать взаимопомощь, видеть в каждой работе что-то хорошее, замечать малейший успех.

        Таким образом, на уроках и во внеурочной деятельности у детей развивается мышление, формируются начальные навыки сотрудничества и коммуникации,  отрабатывается умение работать с информацией, преобразовывать и представлять ее другим участникам образовательного процесса. Все это необходимо для формирования личности, которая будет востребованной и успешной в условиях XXI века.

        Сегодня учитель должен не только изменить процесс обучения, но и измениться сам. Он должен быть компетентным во всех сферах деятельности,  в которых оказываются, вовлечены дети.  Он должен  быть уверенным в себе, владеть новыми технологиями обучения, коммуникабельным, творческим и способным на перемены. Одно только должно быть неизменным, это - любовь к детям.

        Девизом моей профессиональной деятельности являются слова Ральфа Эмерсона «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».  Научить находить решение в трудной ситуации, применять знания на практике, умело сотрудничать, поступать по совести, быть нравственным  - вот эти «трудные вещи», которые должны легко найти место в жизни и душе каждого ребенка с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонично развитой личностью может быть только здоровый человек

Внеклассное мероприятие о здоровом питании и здоровом образе жизни. Школьники должны знать о вредных и полезных привычках. Воспитывать чувство ответственности за сохренение своего здоровья....

Эссе: "Патриотизм нельзя навязать, его можно только воспитать".

Эссе: "Патриотизм нельзя навязать, его можно только воспитать"....

Конкурсное задание "Учитель года Дона", Эссе на тему "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций)

Конкурсное задание  "Учитель года Дона", Эссе на тему "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций)...

Эссе на тему «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Эссе «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»....

Экология-Что может сделать каждый из нас

Экология-Что может сделать каждый из нас покажет детям, чем мы можем помочь нашей планете...