ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ . «Школа России»; учебник: Азбука, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 кл.
план-конспект урока (1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Тема урока: «Звуки [й‘]. Буква Й, й»
 
Цели деятельности учителя:
Формирование понятий о звуке [й‘], букве Й, й.
Планируемые результаты
Предметные:
знать : алгоритм слого-звукового анализа, характеристику нового звука, правильное произношение
уметь : выделять звук [й‘] в русской речи, давать характеристику изученным звукам, проводить слого-
звуковой анализ;
Личностные:
воспитывать уважение к деятельности людей разных профессий;
формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах;
проводить самоанализ и самооценку.
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Азбука, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 кл. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Тема урока: «Звуки  [й‘]. Буква Й, й»

Дата: 22 декабря 2020г., вторник

Школа: №148

Класс: 1 «г»

Урок: 1

Время: 8:40- 9:15

Кабинет: 203

                                        Учитель: Симинихина Ю.А

                                              Студент: Чеховских В., 46 гр.

                                           Методист: Галиуллина Н.К.

Цели деятельности учителя:

        Формирование понятий о звуке  [й‘], букве Й, й.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать : алгоритм слого-звукового анализа, характеристику нового звука, правильное произношение звуков в словах.
  • уметь : выделять звук [й‘]  в русской речи, давать характеристику изученным звукам, проводить слого-звуковой анализ;

Личностные:

  • воспитывать уважение к деятельности людей разных профессий;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах;
  • проводить самоанализ и самооценку.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Азбука, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 кл. Стр.34-36, презентация.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

МЕТОДЫ:

Словесный:

вводная беседа

1 мин

-Здравствуйте, дети. Меня зовут Вероника Ивановна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.  Я рада вас видеть, садитесь.

Сегодня на уроке я буду оценивать вашу работу и уже по итогам поставлю оценки.

Приветствуют учителя

Р: адекватная оценка выполненных действий

2.

Актуализация знаний и мотивация

МЕТОДЫ:

Словесный (объяснение)

Словесный  (бесед, анализ)

Наглядный (Использование ИКТ)

3-5 мин

- Прочитайте и объясните смысл пословиц:

Родина намного дороже золота,и даже солнца. Всякая птица свое гнездо любит.

- Назовите шипящие согласные.

- Каких согласных не хватает в этом ряду?

Всё он в один миг решает,
Великий подвиг совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он?

 Правильно. Герой

- Назовите последний звук в слове герой.

(Согласный, звонкий, мягкий)

- Он согласный или гласный? Можем ли мы сейчас дать характеристику звуку?

- Как вы думаете, почему Й называют хитрой буквой?

Хитрая, потому что внешне она очень похожа на свою соседку по алфавиту, а еще потому, что звук её умеет хорошо прятаться.

Родина-это что-то родное, близкое, то, где тебя ждут и любят.

Нужно любить сой дом 

- Ж

- Ш, Щ, Ч.

 Герой

- Нет

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П:анализ объектов с целью выделения призанков

П: поиск и выделение необходимой инфомации , в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3.

Постановка учебной задачи

МЕТОДЫ:

Частично-

поисковый:

Формирование темы

и проблемы урока

Словесный (Беседа)

 2 мин

-Верно, тогда давайте предположим тему нашего урока.

-Какую цель поставим на урок?

-Отлично, но чтобы ее добиться, мы должны идти по плану, который укажет нам точный путь к нашей цели.

-Давайте вместе попробуем составить наш план.

Звук [й‘]. Буква Й, й

-Узнать характеристику звука  [й‘], учиться определять звук в словах, читать слоги в словах.

  1. Выполним слого-звуковой анализ, выделим и дадим характеристику звуку Й
  2. Познакомимся с буквой Й и будем читать слоги и слова с буквой й
  3. Прочитаем текст и поработаем с ним
  4. Подведем итоги

Р: целеполагание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4.

Открытие детьми нового знания

МЕТОДЫ:

Игровой.

Практический, аналитико- синтетический: Артикуляция, звуковой анализ слова, анализ схемы.

Моделирование: анализ слого-звуковых схем

Наглядный: схема, иллюстрации учебника

Практический: поэлементный анализ

Физ.минутка

5-7 мин

1 мин

- На уроке мы поговорим о букве Й.

- Герой одного рассказа узнал, что мы будем познакомиться  с новым звуком. Он хочет зайти к нам в гости и проверить, как хорошо вы слышите звук[й]в словах. Разрешим ли герою зайти к нам на урок?

Но перед тем как он придет, вам нужно отгадать загадку, чтобы узнать имя нашего гостя

Хоть твердит, что он – мастак,

Попадал не раз впросак,

Просто он – большой зазнайка,

А зовут его…

- Правильно, нашего гостя зовут Незнайка. Незнайка принес для нас конверт, давайте его откроем и посмотрим, что в нем.

- А в конверте Незнайка принес задание. В задании написаны различные слова, которые я должна вам прочитать. Если в слове есть звук [й] хлопните 1 раз в ладоши, если в слове нет звука [й], ваша задача сидеть очень тихо.

Незнайка, друг, урок, май, акация, чайник, кровать, кабинет, рай.

-Откройте свой учебник на странице 35 посмотрите под картинку трамвая на схему, какое слово тут зашифровано, как вы считаете?

-Верно, повторим, какой звук выделяется синим цветом? Красным? Зеленым?

-Давайте прочитаем слово трамвай по слогам.

-Сколько слогов в слове? Почему?

-Давайте произнесем теперь с ударением

-В каком слоге мы слышим наш звук Й.

- Это согласный или гласный звук? Почему?

-Давайте теперь определим твердый или мягкий звук в этом слове.  Давайте закроем глазки и произнесем наш звук. Если при произнесении вы представляете мягкую подушечку, значит звук мягкий, а если мы представляем твердый стол, значит звук твердый. Произнесем звук. Что представляете?

-Давайте определим звонкий звук или глухой. Давайте закроем ушки и произнесем звук Й. Что мы слышим? Звук или шепот?

-Кто сможет дать полную характеристику звуку Й в слове трамвай.

-Я вижу вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть

-Незнайка

-Трамвай

-Синим-твердый согласный

-Зеленым-мягкий согласный

-Красным- гласный звук.

трам-вай

-2 слога, потому что в слове 2 гласных звука

-трамвАй

-В слоге ваЙ

-Если при его произношении встречается преграда, то это согласный звук.

-Мягкая подушечка, значит звук мягкий

-Мы слышим звук, значит звук Й звонкий.

-Звук Й-согласный звук, так как при произношении встречается преграда, звонкий, потому что слышим звук, когда закрываем ушки и произносим, он мягкий, потому что при его произношении представляется мягкая подушечка.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: доказательство

5.

Первичное закрепление

МЕТОДЫ:

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (работа с иллюстрацией)

10 мин

- На обратной стороне листочка тоже что-то написано. Внимание, продолжите фразу: «Каждый звук в письменной речи обозначается…»

- Знает ли кто-нибудь, как называется буква, которая обозначает звук [й]?

- Буква, которая обозначает звук [й], называется «И краткое»

- Найдите «И краткое» в имени нашего гостя.

- Правильно. А на какую другую похожа «И краткая»? Чем они отличатся?

- Посмотрите на схему.  Можем ли мы составить слова из данных букв?

- Что означают эти  слова?

- Буквой

- «И краткаое»

- На букву «И»

- У буквы «й» есть сверху черточка

- ай ой–выражение эмоций, эй – подзывают кого- либо.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

МЕТОДЫ:

Словесный (беседа,)

Практический (упражнение)

Наглядный (работа с учебником)

10 мин

– Незнайка не любит читать. Даже Мальвина не смогла обучить его грамоте и приличному поведению. Он привык полагаться только на себя. Его пригласили в школу. Он растерялся и поэтому просит вас вспомнить и составить правила поведения, чтобы ему было легче. Постарайтесь, чтобы в каждом составленном вами предложении было хотя бы одно слово со звуком [й'].

– Молодцы, ребята! Хорошие правила составили. Не забывайте их выполнять.

-Составляют правила.

Слушай внимательно учителя.

Не разговаривай на уроке.

Поднимай руку, если хочешь ответить.

Не подсказывай, не мешай отвечать товарищу.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

К: управление поведением партнера

7.

Включение в систему знаний, повторение

МЕТОДЫ:

Практический чтение

Наглядный (работа с учебником)

3-5 мин

-Откройте учебник на странице 35.

Прочитайте рассказ.

- От чьего имени ведётся рассказ?

- О ком он рассказал нам?

- Кем был на войне его дедушка?

- Какую награду  получил дедушка на войне?

- От имени мальчика.

- О своем дедушке.

-  Снайпером.

- Медаль «За отвагу».

П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8.

Рефлексия деятельности  

МЕТОДЫ:

Словесный (беседа)

2 мин

-Давайте теперь вспомним. Что мы проходили сегодня? Какая была тема?

-Какие цели мы ставили?

-Достигли ли мы их?

-Посмотрите пожалуйста на экран.

Поднимите пожалуйста красные карандаши те, кто не понял тему?

-Поднимите зеленые карандаши те, кто понял сегодняшнюю тему.

Звуки [й‘]. Буква Й, й

- Узнать характеристику звука [й‘], учиться определять звук в словах, читать слоги в словах.

-Самооценивание

Р: оценка

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Родина намного дороже золота , и даже солнца . Всякая птица свое гнездо любит.

Слайд 3

Всё он в один миг решает , Великий подвиг совершает, Он за честь стоит горой. Кто он? Герой

Слайд 4

Звук [й‘]. Буква Й, й Цель: - у знать характеристику звука [й‘] - учиться определять звук в словах - читать слоги в словах.

Слайд 5

План 1.Выполним слого -звуковой анализ, выделим и дадим характеристику звукам 2.Познакомимся с буквой Й и будем читать слоги и слова с буквой Й 3.Прочитаем текст и поработаем с ним 4.Подведем итоги

Слайд 6

Хоть твердит, что он – мастак, Попадал не раз впросак, Просто он – большой зазнайка , А зовут его…

Слайд 8

Незнайка

Слайд 11

Звук [й‘]. Буква Й, й Цель: - у знать характеристику звука [й‘] - учиться определять звуки в словах - читать слоги в словах.

Слайд 12

Не понял(а) тему Понял(а) тему, но не всю Понял(а) всю тему

Слайд 13

До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий Тема: Буква «Я,я» и ее звуковое наполнение.

Урок обучения грамоте 1 классУчебник «Азбука» В.Г. ГорецкийУрок обучения грамоте сочетает в себе игровые формы работы с дифференцированными заданиями для групп учащихся с разным уровнем подготов...

Рабочая программа по обучению грамоте ("Школа России")

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (207 ч)— Тематическое планирование по обучению грамоте:к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);к Прописям Н. А. Федосовой,...

Рабочая программа "Обучение грамоте" "Школа России"

Рабочая программа "Обучение грамоте" чтение...

Поурочное планирование по обучению грамоте "Школа России"

Документ содержит технологические карты уроков к учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина "Азбука"....