Статья "Проектная деятельность в начальной школе"
статья
Проектная деятельность в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Козлова Ирина Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 313
Г. Санкт-Петербург
Проектная деятельность в начальной школе
В современной школе уже давно стали приоритетными следующие проблемы: Как повысить интерес к обучению у детей, увеличить их активность на уроках? Как помочь ребенку занять свое значимое место в обществе, достичь успехов в какой-либо сфере деятельности? Считаю, что одной из важнейших задач школы является создание условий для развития социально-активной личности.
Сейчас, в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо сочетать учебную деятельность, где формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных способностей обучающихся, их познавательной активностью. И здесь, среди разных современных технологий, одно из ведущих мест занимает проектная деятельность. Задача учителя не навязать эту деятельность, а суметь увидеть желание и стремление ученика в познании, активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, сформировать положительную мотивацию к процессу самостоятельного приобретения и поиска новых знаний и получения результата своей деятельности. Учитель в этом процессе становится советчиком и координатором, гибко ведя процесс, в котором ведущую роль занимает младший школьник.
Говоря о проектной деятельности, нельзя не упомянуть еще и о таком моменте, который иногда прослеживается в практике учителей, когда вся подготовка и работа перекладывается на плечи родителей, а ребенок выступает только в роли наблюдателя и докладчика. Это изначально полностью противоречит целям и задачам школьной исследовательской деятельности. Исследование и проект - это реализация творческого потенциала учащегося. Школьная практика работы над проектом и исследованиями показывает, что данный вид деятельности - увлекательный процесс, в котором нет неуспевающих детей. Они все погружаются в творческий поиск своих замыслов, идей, и, самое главное здесь - заметить у каждого ту искорку желания, из которой может разгореться пламя совместной деятельности учителя и ученика.
Благодаря вовлечению в исследовательскую деятельность, педагог решает еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий.
Как и для ребенка, для меня работа над проектом – это творчество, где учитель и его ученики – творцы. Я считаю: «Если не творчески, то зачем?» Я хочу научить детей думать, анализировать, выдвигать гипотезы, пользоваться различными источниками, выбирать главное, творчески решать любые задачи, ценить прекрасное. Ведь именно творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию, выполняют свое дело.
Для учащихся проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно (самому или в группе), максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер, что весьма важно, интересно и значимо для самих открывателей.
При организации проектной деятельности всегда учитываю психолого- физиологические особенности школьников. У детей младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство и интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Желательно, чтобы результаты выполненных проектов были "осязаемыми", чтобы их можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Важно, чтобы дети ощутили потребность в проделанной работе. Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умения поиска информации, учит слаженно работать в команде. Это ведет к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков, создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый ребенок вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно организатором, исполнителем, экспертом деятельности.
Как же я организую данный вид деятельности?
Всю работу я делю на несколько этапов. Совместно с детьми определяем тему, цель, задачи, актуальность исследования, выдвигаем гипотезу, выбираем методы. После этого работаем с источниками информации, собираем, конкретизируем и анализируем информацию. Дети посещают библиотеку, музей, ищут необходимый материал в интернете. Очень нравится ребятам брать интервью, просматривать видеоматериалы. Самый интересный этап работы над проектом – это проведение опытов и экспериментов. Всю полученную информацию подробно изучаем, формулируем выводы, выбираем способ представления результатов (доклад, презентация, книга, рисунки, поделки, газета). После выполнения проекта обязательно обсуждаем итоги работы, отмечаем положительные результаты, анализируем недостатки.
В заключение я хочу отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения». Эта современная педагогическая технология может эффективно использоваться, начиная с начальной школы. Я считаю, что метод проектов демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Литература:
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. 2004. № 2.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2004.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 112с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...