Статья на тему "Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе"
статья
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе
Когда ребёнок только поступает в школу, он погружается в новую для себя атмосферу. Для него ещё всё не привычно и потому интересно. Как правило, первоклассники в начале тянутся к знаниям. Им приятна похвала учителя. То есть в начале ребёнка мотивирует на учёбу интерес к новому. Однако со временем данная мотивация угасает и учёба начинает казаться трудной и нудной. И как же быть? Как педагог может справиться с такой нелёгкой задачей как развитие и поддержание мотивации к учебной деятельности? С другой стороны так ли уж важна ребёнку учебная деятельность?
Сперва попробуем разобраться с определением учения или по-другому учебной деятельности. Согласно трактовке понятия, учебная деятельность – это труд ученика, суть которого заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества. Одним словом, если ребёнок не будет получать знания, он не сможет стать полноценной личностью. Не сможет общаться с другими людьми. И просто обеспечивать себя самым необходимым в жизни. Но, как уже отмечалось, учение дело трудное, как для педагогов, так и для учеников. Существует множество методов и форм развития учебной мотивации. Каждый из них имеет свою цель и задачи. Так например, форма групповой работы позволяет, во-первых, улучшить успеваемость. Во-вторых, раскрыть систему отношений ученика к миру, к самому себе и одноклассникам. Групповая работа создаёт для учеников условия, когда все школьники включаются в активную деятельность. В группах каждый может высказать своё мнение, поспорить, отстоять свою точку зрения, найти общее решение задачи и многое другое.
В групповой работе дети объединяются в небольшие составы. Каждый участник команды отвечает за знания, которые подчерпнул из учебного материала. И в то же время помогает другим. В результате сильные помогают менее слабым. А менее слабые, глядя на сильных, стараются преуспеть.
Выбирая форму групповой работы, педагогу необходимо учитывать ряд факторов. Группы формируются не просто так. Учитываются уровень знаний, темперамент, уровень познавательной активности.
Различают однородную и дифференцированную групповую работу. При однородной дети делятся на мини группы и выполняют одно и тоже задание. Дифференцированные, также делятся на маленькие составы, но задание у каждой группы своё.
У данной формы есть свои методы обучения. Выделяют кооперативное, групповую дискуссию и мозговой штурм.
При кооперативном обучении, учащиеся делятся на маленькие составы и решают общую для всех задачу.
Групповая дискуссия – это способ организации деятельности учеников под руководством педагога с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.
При мозговом штурме дети выдвигают свои идеи для решения какой-либо задачи.
Следует отметить, что в некоторых случаях, особенно в групповых дискуссиях, могут возникнуть конфликты. Поэтому педагогу важно заранее обговорить правила поведения. При этом нужно учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликта. Поскольку умение конструктивно решать конфликты способствует обнаружению оптимальных стратегий решения задач. Дети учатся уважать точку зрения друг друга. В то же время в дискуссии учитель выступает никак носитель единственно верной точки зрения, а как мудрый и опытный коллега общей работы.
Технологический процесс групповой деятельности выглядит примерно так.
Сначала ставится, либо познавательная задача, либо проблемная ситуация. Проводится инструктаж о последовательности работы. Раздаётся дидактический материал в подгруппы. Затем проходит знакомство с материалом. Планируется работа в группе. Распределяются задания внутри группы. Выполняются индивидуальные задания. Обсуждаются индивидуальные результаты в группе. Обсуждается общее задания группы. Вносятся замечания, дополнения, делаются обобщения, подводятся итоги общего задания. В конце анализируется вся работа. Выясняется найдено ли решение поставленной задачи или ситуации.
Во время работы педагог следит как идёт выполнения заданий. Наблюдает за поведением учеников. А именно: следит как ученики сидят, отвлекаются или внимательны, сфокусировано ли внимание на ситуации (задаче) или идёт обсуждение чего-то другого, слушают ли друг друга, демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству, обращает внимание на отклик детей, то есть как они ведут себя во время выполнения задания апатично или проявляют живой интерес.
При проведении групповой работы ни в коем случае педагог не должен требовать тишины, наказывать ребёнка при помощи отстранения от участия в группе, временной промежуток работы должен составлять не более 10-15 минут в первом классе и не более половины урока со второго по четвёртый.
Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре у учеников есть возможность проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное. И главное, что парная работа вызывает большой интерес у младших школьников, особенно, если они дружат.
Правила работы в паре практически не отличаются от деятельности в группе. Дети также должны внимательно слушать друг друга, высказывать мнение, исправлять ошибки и дополнять пропуски товарищей. Однако в парах ученикам работается легче. Ведь некоторые дети стесняются отвечать при большом количестве народа. И даже в маленьких группах. А в паре стеснительность, как правило, уменьшается, зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в своих силах.
Кроме того, работа в парах привлекает учеников тем, что можно сидеть как хочется и разговаривать пусть и на определённые темы.
В парной работе младшие школьники выступают одновременно в двух ипостасях: в качестве учителя и в роли ученика. Поэтому каждый готовится к своей роли тщательно. Для ребёнка в этот момент становится важным, чтобы его спросили.
В паре ребята также как и в группе учатся организовывать личное пространство, взаимодействовать друг с другом, ориентируясь не на учителя, а на своего партнёра, учатся обмениваться мнениями, обращаться за советом или предложением к партнёру, учатся слушать оппонента, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.
В ходе работы при всех формах обучения важным является озвучивание правил. Причём их необходимо формулировать в ключе что следует делать, а не что не следует. Правила можно закрепить, например, проиграв их при помощи сказочных героев. При этом необходимо обсудить допущенные нарушения и ошибки.
Другой вариант знакомства с нормами работы. Правила разрабатывают сами ученики. Ведут их обсуждение. Важно чтобы норм было не более четырёх или пяти. Например, можно ввести такие правила:
- Говорить тихо и спокойно;
- К своим товарищам (партнёрам) относиться с уважением;
- Внимательно слушать партнёра;
- Стараться не перебивать товарища, выслушивать до конца;
- Замечания делать тактично, не грубить.
В парной работе существует своя последовательность обучения. Так например, ряд авторов предлагает выстраивать обучение так.
Сначала устраиваются взаимные проверки. Затем идут тренировочные задания. Например, это может быть таблицы сложения и умножения, устный счёт, взаимные диктанты, выполнение заданий по вариантам, с последующей проверкой и т.д.
Следующий момент, который необходимо учитывать в парной работе это подбор учеников. Объединять детей в пары надо с учётом их личных склонностей.
В паре успешно работают сильные и слабые ученики. Единственное, следует знать их взаимное расположение друг к другу. То есть, не должно быть сильно выраженных антипатий и конфликтов. Не стоит объединять в пары двух озорников и закадычных друзей, поскольку озорники могут проказничать, а друзья, либо болтать о своём, либо один за другого всё выполнит.
Чтобы в парах всё получалось надо работать дружно сообща. Об этом педагог объясняет когда впервые применяет такую форму сотрудничества как работа в парах. В качестве примера можно прочитать стихотворение В. Орлова «Кто кого». А потом проработать его в парах. То есть, каждая пара должна стихотворение рассказать. Для этого ребятам даётся время на подготовку. Можно совместно придумать какой-нибудь жест, символизирующий готовность. Потом, либо готовая пара показывает этот жест, либо по истечению времени, учитель подходит к определённой паре и жестом готовности приглашает к рассказу.
Стихотворение В. Орлова «Кто кого».
- Кто кого обидел первый?
– он меня.
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первый?
- Он меня.
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
Перед заданием можно обсудить суть стихотворения.
Таким образом, мотивация к учебной деятельности в начальной школе больше всего вызвана интересом. Сначала как к новой деятельности, а потом желанием получить знания и умения. Однако интерес к учёбе проявляется не просто так. Мотивацию необходимо развивать и поддерживать. В начальной школе этим занимаются педагоги.
Существует многообразие форм и методов обучения, которые призваны сформировать, развить и поддержать в учениках желание учиться.
Например, такими формами являются формы сотрудничества. К таковым относятся групповая и парная работа. Данные формы могут использоваться как основной метод учебной деятельности и как дополнительный.
При помощи групповой и парной работы дети учатся коммуникации, самоуважению, регуляции, самоконтролю и многим другим вещам, которые несомненно, пригодятся им в будущей жизни.
Список литературы
- Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе. – электронный ресурс: https://infourok.ru/statya-vliyanie-gruppovoy-i-parnoy-raboti-na-motivaciyu-uchenikov-nachalnih-klassov-3083935.html
- Е. А. Селюкова, Е. А. Попова Групповая работа в начальной школе как способ мотивации учения. – электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-rabota-v-nachalnoy-shkole-kak-sposob-motivatsii-v-uchenii
- Е. В. Минаева, Т. И. Булдыгерова, И. В. Фомичева Парная работа в учебной деятельности: журнал «Современно наукоемкие технологии» // статья. – дата публикации. – 01.02.2019. – электронный ресурс: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37366
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема для саморазвития: " Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации".
Одной из методов учебновоспитательного процесса, которые учитель подбирает к каждому уроку, является групповая работа. Экспериментально установлено, что для того чтобы ребенок достиг самостоятельности...
Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации».
Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»....
«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»
Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их применять для самостоятельного получения знаний, т.е. ...
«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе».
Учитель к каждому уроку подбирает определённые методы и формы, соответствующих целям и задачам учебновоспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить...
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации школьника
Выступление на методическом объединении по теме "Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации школьника"...
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации
Как влияет групповая и парная работа учеников начальной школы на развитие у них мотивации....
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации к учебной деятельности в начальной школе
Учитель к каждому уроку подбирает определённые методы и формы, соответствующих целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является парная и групповая работа, которая позволяе...