Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации
статья

Как влияет групповая и парная работа учеников начальной школы на развитие у них мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

         

«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»

Учитель начальных классов Головкова В. И.

МБОУ «СОШ№11»ИГОСК

2021 г.

      «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». 

Л. С. Выготский

      Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность. 

   Человек в процессе своей жизнедеятельности вынужден участвовать в огромном количестве групп: семья, школа, класс, профессиональный коллектив. Знать и принимать правила, нормы, стремления группы, осознавать свой статус в группе, поддерживать функциональные отношения  очень важно. Человек должен уметь жить в группе. Чем раньше он получит необходимые для этого знания, тем лучше.
          Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

    Среди основных задач, стоящих перед учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила детей к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации. Чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.     Существует множество методов и форм развития учебной мотивации. Каждый из них имеет свою цель и задачи.                                                                                                     Работа в группе:                                      

1 этап Создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности.                                                                                                                                                2этап Парная работа.                                                                                                                                3 этап. Групповая  работа. 

         Подготовка должна начинаться уже с 1 класса. На первом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом. Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая. Второй этап подготовки – это парная работа. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать  мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в паре интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной. Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее. Пары должны меняться, чтобы дети общались с разными одноклассниками. Но при этом и важно учитывать психологические особенности ребёнка. Не стоит сажать детей, которые постоянно конфликтуют друг с другом в одну пару. Это может привести к полному отказу от работы в паре, а также к конфликтам на уроке. Нужно пробовать разные варианты пар. Третий этап: групповая работа. Этот этап стоит начинать постепенно, ориентируясь на класс. Важно правильно сформировать группы. Можно сажать детей по уровню знаний, по уровню познавательной активности, темпераменту. Важно учитывать и особенности взаимодействия детей друг с другом. Лучшим вариантом будет учесть все эти факторы и ориентироваться на них, а не на один вариант. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю познакомить младших школьников с основными правилами совместной работы.                     

 1.Работать дружно, быть внимательными друг к другу,  не отвлекаться.                                                                                                  2.Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.                                                                                                           3.Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок)                                  4.Говорить спокойно и ясно.                                                                                                     . 5.Говорить  по очереди.

  Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре у учеников есть возможность проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное. И главное, что парная работа вызывает большой интерес у младших школьников, особенно, если они дружат. Дети также должны внимательно слушать друг друга, высказывать мнение, исправлять ошибки. В парах ученикам работается легче. Некоторые дети стесняются отвечать при большом количестве учеников. А в паре стеснительность уменьшается, зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в своих силах. Кроме того, работа в парах привлекает учеников тем, что можно сидеть как хочется и разговаривать с другим учеником. В парной работе младшие школьники выступают и в роли учителя, и в роли ученика.

           В паре ребята учатся организовывать личное пространство, взаимодействовать друг с другом, ориентируясь не на учителя, а на своего партнёра, учатся обмениваться мнениями, обращаться за советом или предложением к партнёру, учатся слушать оппонента, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. В  парной работе существует своя последовательность обучения. Сначала устраиваются взаимные проверки. Затем идут тренировочные задания. Например, это может быть таблицы сложения и умножения, устный счёт, взаимные диктанты, выполнение заданий по вариантам, с последующей проверкой и т.д. Следующий момент, который необходимо учитывать в парной работе это подбор учеников. Объединять детей в пары надо с учётом их личных склонностей. В паре успешно работают сильные и слабые ученики. Единственное, следует знать их взаимное расположение друг к другу. То есть, не должно быть сильно выраженных антипатий и конфликтов. Не стоит объединять в пары двух озорников и закадычных друзей, поскольку озорники могут проказничать, а друзья, либо болтать о своём, либо один за другого всё выполнит. Чтобы в парах всё получалось надо работать дружно, сообща. Существует многообразие форм и методов обучения, которые призваны сформировать, развить и поддержать в учениках желание учиться.                                                                                                       

  Алгоритм работы в парах

1.Педагог делит детей на пары.

2.Учитель объясняет детям, что всю работу они будут выполнять вместе.

3.Педагог даёт  задание и просит детей посовещаться в парах и объяснить, что здесь надо сделать.

4.Выполнение задания учениками.

 5. Взаимопроверка.        

6.Объявление результатов.                                                                

  Важно развивать способность учащихся работать в группах,  научить их прислушиваться к мнению друг друга, уважать и уметь принимать мнение других, формировать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности - это саморазвитие и самореализация личности.  

                      Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

1.По желанию

2.Случайным образом

3.По определённому признаку

4.По выбору «лидера».

5.По выбору педагога. 

6.По теме работы. 

7. По уровню сложности задания.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.
  • Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

      Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным  партнёрам.

Метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Способы формирования «случайной» группы: жребий, объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса).

3. По определённому признаку.

Такой признак задаётся либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы). Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других .

4. По выбору «лидера».

     «Лидер»  может  назначаться учителем или   выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Они  по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата.

5. По выбору педагога.

      Учитель создает группы по  важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

6.По теме работы.

 Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

7. По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

                             Технологический процесс групповой работы.

1.Подготовка к выполнению группового задания: 1) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); 2) инструктаж о последовательности работы; 3) раздача дидактического материала по группам.  

2. Групповая работа: 1) знакомство с материалом, планирование работы в группе; 2) распределение заданий внутри группы; 3) индивидуальное выполнение заданий; 4) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; 5) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); 6) подведение итогов группового задания.

 3. Заключительная часть: 1) сообщение о результатах работы в группах; 2) анализ познавательной задачи, рефлексия; 3) общий вывод о групповой работе и выполнении поставленной задачи.                                                          

 Целью групповой    работы является: активное включение каждого    ученика в процесс усвоения учебного материала.

       Выделяют четыре основных задачи:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.)

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

    В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.

Проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которым должен пользоваться учитель.

  Организуя на уроке работу в  группе, мы моделируем реальные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем, и в игровой форме, более понятной для этой возрастной категории, учим детей общаться.                                

При совместной деятельности проявляется активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Групповая работа – это способ совместного решения проблем.

 Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща.

Групповая работа даёт:

-каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера

-возможность самоутвердиться

- учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

       Результатами работы по данной технологии будут: высокие результаты обученности и качества знаний в классах,  готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески.

Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- оценивать свои действия;

- уважать иное мнение;

- стремиться  к взаимопониманию;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

-  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

-  договариваться, для того,  чтобы сделать что-то сообща

 Преимущества групповой работы :

  • дети приобретают важные жизненные навыки ;
  • улучшается успеваемость;
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • укрепляется дружба;
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в классе;
  • учащиеся усваивают больший объем материала;
  • между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
  • реализуется принцип деятельности;
  • порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;
  •  помогает ребенку  проявить себя;
  • упрощается процедура проверки работ.  

Недостатки группового обучения:

  • в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка

для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

  • могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
  • учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате - слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;

          трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении   групповой работы. 

                                 Виды групповой работы :

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент. Распределяются роли внутри группы. После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады, сообщения от разных групп.

«Продолжи».

Этот вид работы основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее .В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазл.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

«Круглый стол»

Члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

«Обсуждение по кругу».

Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

           При помощи групповой и парной работы дети учатся коммуникации, самоуважению, регуляции, самоконтролю, которые пригодятся им в будущем.

        



Предварительный просмотр:

             

         

«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»

Учитель начальных классов Головкова В. И.

МБОУ «СОШ№11»ИГОСК

2021 г.

      «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». 

Л. С. Выготский

      Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность. 

   Человек в процессе своей жизнедеятельности вынужден участвовать в огромном количестве групп: семья, школа, класс, профессиональный коллектив. Знать и принимать правила, нормы, стремления группы, осознавать свой статус в группе, поддерживать функциональные отношения  очень важно. Человек должен уметь жить в группе. Чем раньше он получит необходимые для этого знания, тем лучше.
          Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

    Среди основных задач, стоящих перед учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила детей к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации. Чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.     Существует множество методов и форм развития учебной мотивации. Каждый из них имеет свою цель и задачи.                                                                                                     Работа в группе:                                      

1 этап Создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности.                                                                                                                                                2этап Парная работа.                                                                                                                                3 этап. Групповая  работа. 

         Подготовка должна начинаться уже с 1 класса. На первом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом. Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая. Второй этап подготовки – это парная работа. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать  мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в паре интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной. Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее. Пары должны меняться, чтобы дети общались с разными одноклассниками. Но при этом и важно учитывать психологические особенности ребёнка. Не стоит сажать детей, которые постоянно конфликтуют друг с другом в одну пару. Это может привести к полному отказу от работы в паре, а также к конфликтам на уроке. Нужно пробовать разные варианты пар. Третий этап: групповая работа. Этот этап стоит начинать постепенно, ориентируясь на класс. Важно правильно сформировать группы. Можно сажать детей по уровню знаний, по уровню познавательной активности, темпераменту. Важно учитывать и особенности взаимодействия детей друг с другом. Лучшим вариантом будет учесть все эти факторы и ориентироваться на них, а не на один вариант. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю познакомить младших школьников с основными правилами совместной работы.                     

 1.Работать дружно, быть внимательными друг к другу,  не отвлекаться.                                                                                                  2.Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.                                                                                                           3.Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок)                                  4.Говорить спокойно и ясно.                                                                                                     . 5.Говорить  по очереди.

  Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре у учеников есть возможность проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное. И главное, что парная работа вызывает большой интерес у младших школьников, особенно, если они дружат. Дети также должны внимательно слушать друг друга, высказывать мнение, исправлять ошибки. В парах ученикам работается легче. Некоторые дети стесняются отвечать при большом количестве учеников. А в паре стеснительность уменьшается, зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в своих силах. Кроме того, работа в парах привлекает учеников тем, что можно сидеть как хочется и разговаривать с другим учеником. В парной работе младшие школьники выступают и в роли учителя, и в роли ученика.

           В паре ребята учатся организовывать личное пространство, взаимодействовать друг с другом, ориентируясь не на учителя, а на своего партнёра, учатся обмениваться мнениями, обращаться за советом или предложением к партнёру, учатся слушать оппонента, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. В  парной работе существует своя последовательность обучения. Сначала устраиваются взаимные проверки. Затем идут тренировочные задания. Например, это может быть таблицы сложения и умножения, устный счёт, взаимные диктанты, выполнение заданий по вариантам, с последующей проверкой и т.д. Следующий момент, который необходимо учитывать в парной работе это подбор учеников. Объединять детей в пары надо с учётом их личных склонностей. В паре успешно работают сильные и слабые ученики. Единственное, следует знать их взаимное расположение друг к другу. То есть, не должно быть сильно выраженных антипатий и конфликтов. Не стоит объединять в пары двух озорников и закадычных друзей, поскольку озорники могут проказничать, а друзья, либо болтать о своём, либо один за другого всё выполнит. Чтобы в парах всё получалось надо работать дружно, сообща. Существует многообразие форм и методов обучения, которые призваны сформировать, развить и поддержать в учениках желание учиться.                                                                                                       

  Алгоритм работы в парах

1.Педагог делит детей на пары.

2.Учитель объясняет детям, что всю работу они будут выполнять вместе.

3.Педагог даёт  задание и просит детей посовещаться в парах и объяснить, что здесь надо сделать.

4.Выполнение задания учениками.

 5. Взаимопроверка.        

6.Объявление результатов.                                                                

  Важно развивать способность учащихся работать в группах,  научить их прислушиваться к мнению друг друга, уважать и уметь принимать мнение других, формировать навыки критического мышления, потому что без всех этих компонентов невозможна коллективная деятельность и, как следствие, продукт такой деятельности - это саморазвитие и самореализация личности.  

                      Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

1.По желанию

2.Случайным образом

3.По определённому признаку

4.По выбору «лидера».

5.По выбору педагога. 

6.По теме работы. 

7. По уровню сложности задания.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.
  • Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

      Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным  партнёрам.

Метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Способы формирования «случайной» группы: жребий, объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса).

3. По определённому признаку.

Такой признак задаётся либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы). Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других .

4. По выбору «лидера».

     «Лидер»  может  назначаться учителем или   выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Они  по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата.

5. По выбору педагога.

      Учитель создает группы по  важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

6.По теме работы.

 Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

7. По уровню сложности задания.

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

                             Технологический процесс групповой работы.

1.Подготовка к выполнению группового задания: 1) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); 2) инструктаж о последовательности работы; 3) раздача дидактического материала по группам.  

2. Групповая работа: 1) знакомство с материалом, планирование работы в группе; 2) распределение заданий внутри группы; 3) индивидуальное выполнение заданий; 4) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; 5) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); 6) подведение итогов группового задания.

 3. Заключительная часть: 1) сообщение о результатах работы в группах; 2) анализ познавательной задачи, рефлексия; 3) общий вывод о групповой работе и выполнении поставленной задачи.                                                          

 Целью групповой    работы является: активное включение каждого    ученика в процесс усвоения учебного материала.

       Выделяют четыре основных задачи:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.)

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

        Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.

    В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.

Проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которым должен пользоваться учитель.

  Организуя на уроке работу в  группе, мы моделируем реальные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем, и в игровой форме, более понятной для этой возрастной категории, учим детей общаться.                                

При совместной деятельности проявляется активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Групповая работа – это способ совместного решения проблем.

 Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща.

Групповая работа даёт:

-каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера

-возможность самоутвердиться

- учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

       Результатами работы по данной технологии будут: высокие результаты обученности и качества знаний в классах,  готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески.

Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- оценивать свои действия;

- уважать иное мнение;

- стремиться  к взаимопониманию;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

-  доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

-  договариваться, для того,  чтобы сделать что-то сообща

 Преимущества групповой работы :

  • дети приобретают важные жизненные навыки ;
  • улучшается успеваемость;
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • укрепляется дружба;
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в классе;
  • учащиеся усваивают больший объем материала;
  • между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
  • реализуется принцип деятельности;
  • порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;
  •  помогает ребенку  проявить себя;
  • упрощается процедура проверки работ.  

Недостатки группового обучения:

  • в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка

для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

  • могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;
  • учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате - слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;

          трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении   групповой работы. 

                                 Виды групповой работы :

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент. Распределяются роли внутри группы. После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады, сообщения от разных групп.

«Продолжи».

Этот вид работы основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее .В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазл.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

«Круглый стол»

Члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

«Обсуждение по кругу».

Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

           При помощи групповой и парной работы дети учатся коммуникации, самоуважению, регуляции, самоконтролю, которые пригодятся им в будущем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема для саморазвития: " Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации".

Одной из методов учебновоспитательного процесса, которые учитель подбирает к каждому уроку, является групповая работа. Экспериментально установлено, что для того чтобы ребенок достиг самостоятельности...

Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации».

Выступление на кафедре начальных классов по теме: «Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»....

«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации»

Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность их применять для самостоятельного получения знаний, т.е. ...

«Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе».

Учитель к каждому уроку подбирает определённые методы и формы, соответствующих целям и задачам учебновоспитательного процесса. Одной из таких форм является групповая работа, которая позволяет улучшить...

Статья на тему "Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе"

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации в начальной школе...

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации школьника

Выступление на методическом объединении по теме "Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации школьника"...

Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации к учебной деятельности в начальной школе

Учитель к каждому уроку подбирает определённые методы и формы, соответствующих целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Одной из таких форм является парная и групповая работа, которая позволяе...