Комплексное сопровождение детей с ОВЗ
статья
Комплексное сопровождение детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплексное сопровождение детей с особенностями в развитии».
В основной образовательной программе начального общего образования представлена программа коррекционной работы. Ее цель - создание системы комплексной помощи детям с трудностями в обучении и воспитании, с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы; коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся, их социальной адаптации.
Задачи:
- своевременное выявление детей с трудностями в развитии и обучении;
- определение индивидуальной траектории развития и обучения, разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
- организация психолого-педагогического сопровождения;
- оказание консультативной и методической помощи родителям;
- обеспечение систематического анализа и коррекции в работе с данной категорией детей.
Программа коррекционной программы предусматривает создание специальных условий, которые позволяют учитывать особенности психо-физиологического развития детей и особые образовательные возможности и потребности детей посредством психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной деятельности.
- это Определение программы обучения - ТПМПК
- Разработка индивидуальных программ и индивидуального учебного плана обучения.
- Использование технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения на уроках
- Разработка коррекционных курсов групповой и (или) индивидуальной работы
- Система коррекционно-развивающей, консультативной и информационно-просветительской работы.
- Взаимодействие со специальными службами школы и города: реабилитационный центр, поликлиника (а также культурно-досуговыми и спортивными центрами города)
А так же, это программно-методическое обеспечение.
- УМК «Школа России»для ЗПР (7.1.,7.2);
- УМК для АООП УО (вар.1.)
- дидактические пособия и материалы для АООП УО (вар.2.)
А так же постоянная курсовая подготовка для педагогов, работающих с детьми ОВЗ.
В школе работает служба психолого-педагогического сопровождения. Эта служба объединяет две структуры:
ППМС – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся
ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум.
С первых дней обучения детей в школе (а это первоклассники и вновь прибывшие дети в первую очередь) специалисты данных служб начинают свою работу.
На 1 этапе - Обследование и диагностикавсех первоклассников психологом, логопедом, социальным педагогом, педагогом с целью определения уровня готовности к школьному обучению и попутно выявляя детей с проблемами в развитии и трудности в обучении. Выявив таких детей, определив конкретные проблемы, совместно с родителями определяются направления коррекционно-развивающей работы.
На 2 этапе – организация коррекционно-развивающей работы на определенный временной отрезок. Обычно это 1 учебный год, может быть и меньше при положительном результате в течении учебного года. Работа может быть организована в группах или индивидуально. Все специалисты разрабатывают программы групповой или индивидуальной работы, ориентируясь на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. При отрицательном результате работы за определенный период времени, ребенок обследуется на консилиуме и при необходимости рекомендуется родителям пройти обследование на ТПМПк
3 этап – ТПМПК определяет статус ребёнка с ОВЗ, рекомендует создание необходимых специальных условий обучения и воспитания, в том числе программу дальнейшего обучения.
На 4 этапе – создание комфортных условий для ребёнка с ОВЗ с целью успешного овладения им образовательной программой и положительной динамики в развитии и социальной адаптации.
Для этого определяем среду обучения:
- Инклюзивное образование в общеобразовательном классе и при необходимости (если это вариант 7.2) пролангирование сроков обучения.
- Обучение в малокомплектных классах для детей с УО
(возможно Обучение на дому по индивидуальным учебным планам (по заключения ВКК и на основании заявления родителей)
В нашей школе представлены все из перечисленных условий обучения.
Далее подбираем, разрабатываем, корректируем АООП для каждого ребенка.
Подбираем УМК или дидактические материалы (для варианта.2)
На 5 этапе – отслеживание результатов и достижений каждого ребенка. Если по АООП ЗПР и УО (вариант 1) действует отметочная система оценивания, то для учащихся с умеренной и тяжелой УО разработана Карта личностных результатов, данные результаты записываются в карту в конце учебного года.
На 6 этапе –при планировании на следующий учебный год учитываем результаты предыдущего учебного года и планируем направления работы или коррекцию на следующий учебный год.
7 этапом – завершаем работу и подводим итоги за 4 и 9 класс.
Это и есть общая структура работы службы сопровождения.
Общая цель работы как логопедического сопровождения так и психологического – это создание специальных условий для развитияи социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с их реальными возможностями.
Цель педагога-психолога при сопровождении детей ЗПР: определение актуального уровня развития ребенка а также развитие и коррекция когнитивной , эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка , выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.
Задачи, стоящие перед психологом работе с детьми ЗПР: Наиболее важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом
А формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности является общей задачей для всех родителей детей ОВЗ.
Основные направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми ОВЗ для детей с ЗПР: Развитие когнитивной сферы (мыслительных операций, памяти, внимания); коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы ; расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
Индивидуальный образовательный маршрут, такую карту мы заполняем на каждого ребенка с ЗПР, дважды в год, в начале года и конце. Ее заполняет психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог и учитель. В нее записываются результаты стартовых диагностик в начале года, направление коррекционной работы. В конце года результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное сопровождение детей младшего школьного возраста детей с РАС
Сборник материалов областной практико-ориентированной конференции...
«Современные коррекционные технологии комплексного сопровождения детей с ТМНР в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»
Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка с ...
Статья "Применение тестопластики в комплексном сопровождении детей с РАС"
Занятие с тестом способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.Из одного куска теста мож...
Статья "Применение тестопластики в комплексном сопровождении детей с РАС"
Занятие с тестом способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи. Из одного куска теста мо...
Статья "Применение тестопластики в комплексном сопровождении детей с РАС"
Занятие с тестом способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.Из одного куска теста мож...
Приказ об итогах проведения городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме» от 19.12.2019 г.
Опыт работы представлен на городской конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городеКогалыме» (2019) по теме: «Цифровые о...
Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...