Комплексное сопровождение детей с ОВЗ
статья

Елена Владимировна Шишкова

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Комплексное сопровождение детей с особенностями в развитии».

   В  основной образовательной программе начального общего образования представлена программа коррекционной работы. Ее цель -  создание системы комплексной помощи детям с трудностями в обучении и воспитании, с  ограниченными возможностями здоровья  в освоении образовательной программы; коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся, их социальной адаптации.

Задачи:

  • своевременное выявление детей с трудностями в развитии и обучении;
  • определение индивидуальной траектории развития и обучения, разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям;
  • обеспечение систематического анализа и коррекции в работе с данной категорией детей.

  Программа коррекционной программы предусматривает создание специальных условий, которые позволяют учитывать  особенности психо-физиологического развития детей и  особые образовательные возможности и потребности детей посредством психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной деятельности.

  •  это  Определение программы обучения  - ТПМПК
  • Разработка индивидуальных программ и индивидуального  учебного плана обучения.
  • Использование технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения на уроках  
  • Разработка коррекционных курсов групповой и (или) индивидуальной работы
  • Система коррекционно-развивающей, консультативной и информационно-просветительской работы.
  • Взаимодействие со специальными службами школы и города: реабилитационный центр, поликлиника (а также культурно-досуговыми и спортивными центрами города)

А так же,  это программно-методическое обеспечение.

      - УМК «Школа России»для ЗПР (7.1.,7.2);

     -  УМК для АООП  УО (вар.1.)

     -  дидактические пособия и материалы для АООП  УО  (вар.2.)

А так же постоянная курсовая подготовка для педагогов, работающих с детьми ОВЗ.

В школе работает служба психолого-педагогического сопровождения. Эта служба объединяет две структуры:

ППМС – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум.

С первых дней обучения детей в школе (а это первоклассники и вновь прибывшие дети в первую очередь) специалисты данных служб начинают свою работу.

На 1 этапе - Обследование и диагностикавсех первоклассников психологом, логопедом, социальным педагогом, педагогом с целью определения уровня готовности к школьному обучению и попутно выявляя детей с проблемами в развитии и трудности в обучении. Выявив таких детей, определив конкретные проблемы, совместно с родителями определяются направления коррекционно-развивающей работы.

На 2 этапе – организация коррекционно-развивающей работы на определенный временной отрезок. Обычно это 1 учебный год, может быть и меньше при положительном результате в течении учебного года. Работа может быть организована в группах или индивидуально. Все специалисты разрабатывают программы групповой или индивидуальной работы, ориентируясь на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. При отрицательном результате работы за определенный период времени, ребенок обследуется на консилиуме и при необходимости рекомендуется родителям пройти обследование на ТПМПк

 3 этап – ТПМПК  определяет статус ребёнка с  ОВЗ,  рекомендует создание необходимых специальных условий обучения и воспитания,  в том числе  программу дальнейшего обучения.

На 4 этапе – создание комфортных условий для ребёнка  с ОВЗ с целью успешного овладения  им образовательной  программой  и  положительной динамики в развитии и социальной адаптации.

Для этого определяем среду обучения:

  • Инклюзивное образование в общеобразовательном классе и при необходимости (если это вариант 7.2) пролангирование сроков обучения.
  • Обучение в малокомплектных классах для детей с УО

(возможно Обучение на дому по индивидуальным учебным планам (по заключения ВКК и на основании заявления родителей)

В нашей школе представлены все из перечисленных условий обучения.

Далее подбираем, разрабатываем, корректируем АООП для каждого ребенка.

Подбираем УМК или дидактические материалы (для варианта.2)

На 5 этапе – отслеживание результатов и достижений каждого ребенка. Если по АООП ЗПР и УО (вариант 1) действует отметочная система оценивания, то для учащихся с умеренной и тяжелой УО разработана  Карта личностных результатов, данные результаты записываются в карту в конце учебного года.

На 6 этапе –при планировании на следующий учебный год учитываем результаты предыдущего учебного года и планируем направления работы или коррекцию на следующий учебный год.

7 этапом – завершаем работу и подводим итоги за 4 и 9 класс.

Это и есть общая структура работы службы сопровождения.

Общая цель работы как логопедического сопровождения  так и психологического  – это создание специальных условий для развитияи социальной адаптации обучающихся с особыми  образовательными потребностями в соответствии с их реальными возможностями.

Цель педагога-психолога при сопровождении детей  ЗПР: определение актуального уровня развития ребенка а также  развитие и коррекция когнитивной , эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка , выявления особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. 

 Задачи, стоящие перед психологом работе с детьми ЗПР:  Наиболее важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом

А формирование психолого-педагогических знаний и умений родителей (лиц, их заменяющих), повышение воспитательской компетентности является общей задачей для всех родителей детей ОВЗ.

Основные направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми ОВЗ для детей с ЗПР: Развитие когнитивной сферы (мыслительных операций, памяти, внимания); коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы ; расширение представлений об окружающем и обогащение словаря. 

Индивидуальный образовательный маршрут, такую карту мы заполняем на каждого ребенка с ЗПР, дважды в год, в начале года и конце. Ее заполняет психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог и учитель. В нее записываются результаты стартовых диагностик в начале года, направление коррекционной работы. В конце года результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное сопровождение детей младшего школьного возраста детей с РАС

Сборник материалов областной практико-ориентированной конференции...

«Современные коррекционные технологии комплексного сопровождения детей с ТМНР в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка с ...

Статья "Применение тестопластики в комплексном сопровождении детей с РАС"

Занятие с тестом способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.Из одного куска теста мож...

Статья "Применение тестопластики в комплексном сопровождении детей с РАС"

Занятие с тестом способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи. Из одного куска теста мо...

Статья "Применение тестопластики в комплексном сопровождении детей с РАС"

Занятие с тестом способствует развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь передать форму, ребенок активно работает пальцами, а это, как известно, способствует развитию речи.Из одного куска теста мож...

Приказ об итогах проведения городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме» от 19.12.2019 г.

Опыт работы представлен на городской конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городеКогалыме» (2019) по теме: «Цифровые о...

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Использование информационных педагогических технологий в системе комплексного подхода обучения детей с ОВЗ как фактор организации логопедического сопровождения детей с нарушениями ...