Программа курса внеурочной деятельности Социокультурные истоки 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Чернышева Мария Владимировна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  И. А. Кузьмина, А.В. Камкина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

к ООП НОО МБОУ «СОШ №6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 ИСТОКИ

для 1б класса

  Составитель: Чернышева М.В.,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

2020 – 2021 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы  И. А. Кузьмина, А.В. Камкина.

Количество часов на изучение программы - 33 часа   из расчета 1 час в неделю.

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных   и предметных результатов. 

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются формирование следующих умений:

-активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества;

-целостное восприятие окружающей социальной жизни;

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Истоки»

является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-формулировать и удерживать учебную задачу;

-составлять план и последовательность действий;

-выполнять учебные действия;

-сравнивать способ действия и его результат с эталоном;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь).

Познавательные УУД:

-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

-добывать новые знания;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

-наблюдать и делать самостоятельные выводы;

-поиск и выделение необходимой информации;

-перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста;

-ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений;

-находить нужную дидактическую иллюстрацию;

-работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью);

-сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

Коммуникативные УУД:

-видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них;

-ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;

-слушать и понимать речь других;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование базового социокультурного ряда.

Ученик должен знать такие понятия, как:

Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы. Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.

Обучающиеся научатся:

- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;

- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;

- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;

- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- принимать совместное решение;

- анализировать свою работу, работу пары, группы.

Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;

- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

Содержание курса внеурочной деятельности

Курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Раздел/тема

Формы организации занятий

Виды деятельности

Раздел: Мир

Количество часов в разделе: 10 ч.

1

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

Вводное занятие. Ресурсный круг «Зачем я пришел в школу?

Знакомство с «Азбукой истоков» Алфавит-семья букв. Все буквы разные, у каждого своего названия и все они одинаково нужны и важны. У всех различное начертание букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные буквицы.

2

Мир и лад (поле, школа и семья)

Работа в микрогруппах «Радужный букет»

Самое главное в слове

– смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна,

опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто

поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит

слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла, ла-па) Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.

3

Истоки и школа

Работа в группах

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные

– без терминологии).

Общее и конкретное значение слов. Слово - образ, слово - символ. Колокол, язык, книга,  школа. Слово  – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

4

Дар (Рождество)

Работа в парах

Праздничное слово. Слово

- поздравление. Слово приветствие. Слово

- прославление. Какие

Слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и

пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

5

Истоки и радуга

Работа в группах

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои

Истоки . У одних общее происхождение,  например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по  смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи»)

6

Сказки А.С. Пушкина

Литературная викторина

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка.

Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка. Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они обозначают)

7

Родной край

Ресурсный круг

У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор

родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8

Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

Работа в группах

Героические сло

ва, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово- действие (глаголы  –

защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что

значит «Ищи мира»? Как это делать?

9

Святыни России (Илья Муромец)

Работа в группах

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью

назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями?

(Дмитрий Донской, Александр Невский и тд)

10

Обобщающий урок

Дидактическая игра

Активное занятие в паре «Вопросы – ответы»

Работа в паре «Честь по заслугам»

Раздел: Слово

Количество часов в разделе: 10 ч.

11

Слово

Ресурсный круг

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с

различной интонацией.

12

Весна и слово

Работа в парах

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще

можно сравнить весну? Вспоминаем стихи,

выученные раньше, ищем сравнения. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

13

Золотое сердечко

Работа  в четверке «Пять талантов золотого  сердечка» «Почему «верная тропа узка?» - работа в четверке

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд

и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение

– труд души. Трудные упражнения. Работа  в четверке «Пять талантов золотого  сердечка» «Почему «верная тропа узка?» - работа в четверке

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Активное занятие в четверке «Доброе слово»

14

Серебряное копытце

Творческий конкурс

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить

добрые слова родителям, учителям, друзьям.

15

Честное слово. Добрыня Никитич

Ресурсный круг

Слово –наука. Чему мы

научились? Слушать и слышать

16

Слово о родителях

Ресурсный круг

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных

стихотворений.

17

Святое слово. Алёша Попович

Работа в группах

У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У

каждого слова тоже есть

своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие –действия, третьи –

свойства. А еще есть слова-

помощники, они обычно очень короткие, но без них не

обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова- помощники в тексте.

18

Чаша жизни.

Ресурсный круг

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно

говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже

знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.

19

Обобщающий урок. Внимание

Активное собеседование по пословицам. Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге жизни?»

20

Экскурсионно-тематический урок

Экскурсия

 Конкретизируют программный материал, расширяют кругозор и углубляют знания.

Раздел: Образ.    

Количество часов на изучение раздела: 6 ч.

21

Родник

Работа в группах

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по - разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ),

поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы –без терминологии).

Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

22

Образ Родины

Ролевая игра

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова

называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут

стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов

23

Образ защитника Отечества

Литературный конкурс

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют

свою форму, например: Смелый защитник –смелые защитники. (Изменение по числам,

родам, лицам и падежам на примерах –

без терминологии). Упражнения: подбор слова в  правильной форме, например, «воины покинули свой дом ... с победой возвратился воин домой...

трудна была его дорога к дому...»

24

Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью

книг, но и устно

– в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь»

. Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам

понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

25

Обобщающий урок (Мышление)

Викторина

Обобщают полученные знания по разделу

26

Экскурсионно-тематический урок.

Экскурсия

Конкретизируют программный материал, расширяют кругозор и углубляют знания.

Раздел: Книга.    

Количество часов на изучение раздела: 7 ч.

27

Книга

Работа в группах

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие

рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить. И у каждой из них  своя задача и свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа,

учебника, инструкции и т.п.)

28

Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение

письменности в древнем мире, братья Кирилл и Мефодий –

создатели славянской азбуки

и письменности, первые книги на

Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

29

Живое слово книги

Творческий конкурс

Книга –культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности

родного языка. Книги,

пришедшие из других стран.

30

Первая книга. Мир книги

Литературная игра

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой

книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

31

Годовой обобщающий урок (Речь)

Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?»

Работа в микрогруппах.

«Как мы изменились за этот год?», оценивающее занятие

32

Экскурсионный урок.

Экскурсия

Конкретизируют программный материал, расширяют кругозор и углубляют знания.

33

Заключительный урок.

Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?»

Работа в микрогруппах.

«Как мы изменились за этот год?», оценивающее занятие

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

 «Истоки»

1б класс

2020-2021 учебный год.

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год – 33

Учитель Чернышева М.В.

п/п

 

Тема урока

 

Запланировано

Фактически проведено

Кол-во часов

Дата проведения

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел (тема) Мир    

 Количество часов на изучение раздела (темы) - 10

1

Введение в предмет. Солнышко, мама и папа

1

02.09

1

2

Мир и лад. (Поле, школа и семья)

1

09.09

1

3

Истоки и школа

1

16.09

1

4

Дар (Рождество)

1

23.09

1

5

Истоки и радуга

1

30.09

1

6

Сказки А.С. Пушкина

1

07.10

1

7

Родной край

1

14.10

1

8

Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

1

21.10

1

9

Святыни России. Илья Муромец

1

28.10

1

10

Обобщающий урок

1

11.11

1

Раздел (тема) Слово  

 Количество часов на изучение раздела (темы) - 10

11

Слово

1

18.11

1

12

Весна и слово

1

25.11

1

13

Золотое сердечко

1

02.12

1

14

Серебряное копытце

1

09.12

1

15

Честное слово. Добрыня Никитич

1

16.12

1

16

Слово о родителях

1

23.12

1

17

Святое слово. Алеша Попович

1

13.01

1

18

Чаша жизни

1

20.01

1

19

Обобщающий урок (Внимание)

1

27.01

1

20

Экскурсионно-тематический урок

1

03.02

1

Раздел (тема) Образ  

 Количество часов на изучение раздела (темы) - 6

21

Родник

1

10.02

1

22

Образ Родины

1

17.02

1

23

Образ защитника Отечества

1

03.03

1

24

Образ праздника (День Победы)

1

10.03

1

25

Обобщающий урок (Мышление)

1

17.03

1

26

Экскурсионно-тематический урок.

1

31.03

1

Раздел (тема) Книга    

 Количество часов на изучение раздела (темы) - 7

27

Книга

1

07.04

1

28

Книга книг

1

14.04

1

29

Живое слово книги

1

21.04

1

30

Первая книга. Мир книги

1

28.04

1

31

Годовой обобщающий урок (Речь)

1

05.05

1

32

Экскурсионный урок.

1

12.05

1

33

Заключительный урок.

1

19.05

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода. Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.Преемственность создает необходимые...

Программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки". 2 класс.

Рабочая программа по курсу "Истоки" разработана на основе программы "Истоки", являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А....

Программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 1-4 классов.

Истоки — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России; апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформирова...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса

Рабочая программа  курса   внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса  рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 3 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 3 класса...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 4 класса

Адаптированная рабочая программа курса «Социокультурные истоки» в 4 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов со...