Программа курса внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" для 1-4 классов.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Истоки — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России; апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_istoki_1-4_kl.docx | 56.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа «Истоки» является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
- Развивать социокультурную основу личности с первых лет обучения в начальной школе;
- Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
- Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
Общая характеристика учебного предмета.
Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Учебный предмет «Истоки» в 1 класс позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки.
В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в:
а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке);
б) воле (психическом, иррациональном начале);
в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале),
и составляющих в совокупности душу человеческую.
Место учебного предмета в учебном плане:
Общий объём учебного времени составляет 33 часа в 1 классе; 34 часа во 2-4 классах.
К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки» относятся:
-ресурсный круг;
-работа в паре;
- работа в четверке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;
- Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
- Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению материала.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД.
- Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
- Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
- Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
- Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
- Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
- Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
- Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
- Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
- Уметь слушать и слышать.
- Учиться приходить к согласию.
- Уметь общаться в паре, группе и классе.
- Приобщаться к единому контексту категорий и ценностей Истоков
- Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем.
Предметные результаты:
- Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
- Развитие воссоздающего воображения.
- Обучение адекватному восприятию читаемого текста.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой
Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение - сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Ученик научится:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Ученик получит возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс:
- Вводное занятие
- Раздел Мир
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД.
Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА.
Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА.
Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга - образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА.
В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ.
Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ.
Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.
Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
- Раздел Слово.
СЛОВО.
Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО.
Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.
Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Груд и подвиг. Святое Слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.
Добро. Доброе Слово. Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.
Честное Слово. Родительское благословение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.
Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ.
Святое Слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ.
Жизнь. Любовь. Добрые дела.
- Раздел Образ.
РОДНИК.
Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ.
Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.
Святой Александр Невский - солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.
День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
5. Раздел Книга.
КНИГА.
Книга - живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет Творец.
КНИГА КНИГ.
Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг - Библия. Библия положила начало объяснению книг в семью - библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.
Чтение - сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА.
Первая книга соединяет труд семьи и школы.
МИР КНИГИ
Итоговое занятие
2 класс:
1. Раздел. Родной очаг
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
2 Раздел. Родные просторы
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
3 Раздел. Труд земной
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
4 Раздел. Труд души
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
3 класс:
1 Раздел. Вера
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере. ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
2 Раздел. Надежда
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние. СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие. ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
3 Раздел. Любовь
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела. МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит. ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
4 Раздел. София
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает. РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума. ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?
4 класс:
1 Раздел. Традиции Образа
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.
«Спас» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмо-строительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
2 Раздел. Умелые Дела
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
3 Раздел. Заветные Слова
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
4 Раздел. Традиции праздника
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Тематическое планирование
1 класс:
№ | Тема занятия: | Дата по плану: | Дата по факту: | ||
| |||||
1. | Солнышко, мама и папа | ||||
2. | Поле и лес. Поле и школа. | ||||
3. | Поле и семья. Школа и семья. | ||||
4. | Истоки и школа. | ||||
5. | Истоковская школа. | ||||
6. | Бесценный дар. (Рождество) | ||||
7. | Истоки и радуга. | ||||
8. | Сказки А.С.Пушкина | ||||
9. | Родной край | ||||
10. | Святыни России. Щит и герб. | ||||
11. | Святыни России. Флаг. | ||||
12 | Илья Муромец | ||||
| |||||
13. | «Вначале было Слово» | ||||
14. | Весна и Слово. | ||||
15. | Золотое сердечко. | ||||
16. | Серебряное копытце. | ||||
17. | Честное слово. Добрыня Никитич. | ||||
18 | Слово о родителях. | ||||
19. | Русские богатыри. Труд и подвиг. | ||||
20. | Алеша Попович. | ||||
21. | Жизни цель. | ||||
22. | Чаша жизни. | ||||
| |||||
23 | Образ родника | ||||
24 | Образ Родины | ||||
25 | Образ защитника Отечества. (Благоверный князь Александр Невский.) | ||||
26 | Образ праздника. (День Победы) | ||||
27 | Георгиевская скала. | ||||
| |||||
28 | Книга | ||||
29 | Книга книг | ||||
30 | Живое слово книги | ||||
31 | Первая книга | ||||
32 | Мир книги | ||||
33 | Обобщающий урок |
2 класс:
№ | Тема занятия: | Дата по плану: | Дата по факту: |
1. Родной очаг | |||
1. | Имя | ||
2. | Семья | ||
3. | Активное занятие «Семья» | ||
4. | Род | ||
5. | Активное занятие «Родовое дерево» | ||
6. | Дом | ||
7. | Активное занятие «Родственные вещи» | ||
8. | Город и деревня | ||
9. | Активное занятие «Вечные ценности» | ||
2. Родные просторы | |||
10. | Нива и поле | ||
11. | Активное занятие «Поле и школа» | ||
12. | Лес | ||
13. | Река | ||
14. | Активное занятие «Вода – Святая вода – Живая вода» | ||
15. | Море - океан | ||
16. | Активное занятие «Человек и море» | ||
17. | Путь-дорога | ||
18 | Активное занятие «Почему родные просторы значимы для человека?» | ||
3. Труд земной | |||
19. | Сев и жатва | ||
20. | Активное занятие «Пословицы и приметы» | ||
21. | Братья меньшие | ||
22. | Активное занятие «Про кого так говорят?» | ||
23. | Ткачихи - рукодельницы | ||
24. | Активное занятие «как рубашка в поле выросла» | ||
25. | Мастера - плотники | ||
26. | Активное занятие «Инструменты плотника» | ||
27. | Кузнецы - умельцы | ||
28. | Активное занятие « Труд земной и орудия труда» | ||
29. | Ярмарка | ||
4. Труд души | |||
30. | Слово | ||
31. | Сказка | ||
32. | Песня. Праздник | ||
33. | Книга | ||
34. | Икона. Храм |
3 класс:
№ | Тема занятия: | Дата по плану: | Дата по факту: |
1.Вера | |||
Вводный урок. Какие знания дает предмет «Истоки»? | |||
Чему доверяет сердце? | |||
Во что верует душа? | |||
Верность – знак веры. | |||
Верность в слове и деле. | |||
Правда. | |||
Где живет правда? | |||
Честь. | |||
Честь. | |||
Обобщение по разделу «Вера». | |||
2. Надежда | |||
Надежда. | |||
Надежда. | |||
Согласие. | |||
Согласие. | |||
Терпение и умение. | |||
Терпение и спасение. | |||
Послушание. | |||
Обобщение по разделу «Надежда». | |||
3. Любовь | |||
Любовь к ближнему. | |||
Любовь. | |||
Милосердие в деле. | |||
Милосердие в слове. | |||
Доброта. | |||
Доброта – образ любви. | |||
Раскаяние. | |||
Покаяние и любовь. | |||
Повторение к разделу «Любовь». | |||
4. София | |||
Ум да разум. | |||
Ум да разум. Святые Кирилл и Мефодий. | |||
Истина. | |||
Истина в образе и деле. | |||
Знания и мудрость. | |||
Знания и мудрость. Обобщение по разделу «София» | |||
Обобщающий урок за год «Почему Вера, Надежда, Любовь родные сестры?» |
4 класс:
№ | Тема занятия: | Дата по плану: | Дата по факту: |
1. Традиции Образа | |||
Вводный урок. | |||
Первые образы. Отец. Мать. | |||
Родители. | |||
Отечество. | |||
Мир. | |||
Священные образы. Спаситель. | |||
Богородица. Ангел-хранитель. | |||
Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы. | |||
Образы-знаки. | |||
2. Традиции слова | |||
Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | |||
Сердечные слова. Родительское благословение. | |||
Родительское благословение. | |||
Сердце сердцу весть подает. | |||
Сердечные слова. | |||
Честные слова. | |||
Правила честного слова. | |||
Обобщающий урок. «Традиции слова». | |||
3. Традиции дела | |||
Труд. Земледельцы. | |||
Ремесленники. | |||
Купцы и предприниматели. | |||
Служение. Воинство. | |||
Священство. | |||
Суд и управление. | |||
Творчество. Искусники. | |||
Книжники. | |||
Обобщающий урок. «Традиции праведного дела» | |||
4.Традиции праздника | |||
Гулять всем миром. | |||
Гулять всем миром. | |||
Радоваться всей семьей. | |||
Радоваться всей семьей. | |||
Помнить всем Отечеством. | |||
Молиться всей церковью. | |||
Потрудиться душой. | |||
Традиции Отечества. |
Учебная литература:
1.1 Основная литература.
Кузьмин И. А., Давыдова Е. Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2017.
Камкин, А.В. Истоки: 2 класс/А.В. Камкин. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.
Камкин, А.В. Истоки: 3 класс/А.В. Камкин. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.
Камкин, А.В. Истоки: 4 класс/А.В. Камкин. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.
Бандяк, О.А. «Истоки». Рабочая тетрадь для учащихся 1,2,3,4 класса общеобразовательных заведений./ Бандяк О.А., Котельникова Н.В. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.
1.2.Дополнительная литература.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2016.
Андрюхина Л.М. Культура учения: Теория и практика образования. Екатеринбург, 2000.
2.Методическая литература:
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 2016. – Декабрь.
Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 2016.
Бандяк, О.А. Истоки. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал/ О.А. Бандяк. – М.: издательский дом «Истоки», 2017.
Бандяк, О.А. Истоки. Методические указания/ О.А. Бандяк.– М.: издательский дом «Истоки», 2015
Электронные ресурсы:
Мобильный класс, программное обеспечение по курсу.
Интернет ресурсы:
- http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
- http://karmanform.ucoz.ru/index/0-25
- http://catalog.iot.ru
- http://www.school.edu.ru
- http://www.edu.ru
- http://ims.ocpi.ru
- http://method.samara.rcde.ru
- http://nsc.1september.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровячки» для 4 класса по спортивно-оздоровительному направлению
Программа «Здоровячки!» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в соответствии с Федеральным государственным обра...
Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс
Программа курса "Чемпион" с приложениями....
Программа курса внеурочной деятельности "Чемпион" 1-4 класс
Программа курса "Чемпион" с приложениями....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...