Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников
статья
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников
С приходом в школу дети начинают осваивать новую сферу жизни; происходит перестройка всей системы взаимоотношений ребенка с другими - взрослыми и сверстниками. Основой построения новых связей и отношений ребенка с действительностью становится учебная деятельность; она ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Существенная особенность школьного обучения заключается в том, что при переходе к нему ребенку приходится радикально менять всю систему отношений с воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредствованной, т.е. для полноценного общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимо овладеть особыми средствами. Это относится прежде всего к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснения, и адекватно воспринимать оценки, которые дает учитель действиям, производимым учениками, и их результатам.
Особенности:
1. ребенок становится школьником - это новая социальная роль
2. жизнь ребенка начинает подчиняться новым правилам
3. совершенно новый тип взаимодействия возникает между ребенком и учителем
4. новое детское общество, в котором складываются другая система взаимоотношений
5. новый вид деятельности
Отличительные особенности учебной деятельности:
- обязательная деятельность, ограниченная временными рамками
- общественная значимость оценивается обществом - не создание «продукта», а результатом является изменение самого ученика
Под учебной деятельностью понимается - специально организованная, деятельность учащихся, которая представляет собой совокупность определенных действий, процессов направленных на овладение теоретических знаний, обобщений, способности действий по их убыванию, формами опыта человека.
Особенности учебной деятельности у младших школьников:
1. приобретение ведущего вида деятельности
2. происходит введение учащихся в учебную деятельность (овладение всеми ее компонентами)
В структуре учебной деятельности выделяют следующие компоненты:
мотивации - учебная задача - учебная операция - контроль и оценка
3. младший школьник стремится освоить каждый компонент, но это произойдет, если четко организованная учебная деятельность, а учитель решает задачу: научить учиться ученика.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если ребенок учиться, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. Различают мотивы, понимаемые и мотивы реально существующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это ещё может не побуждать его заниматься учебной деятельность. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент деятельности, они как правило, не осознаются. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них – ведущие, другие второстепенные. Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие мотивы лежат за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в ВУЗ, хорошо работать в будущем), так и узколичными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе).
Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую очередь на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.
Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношение к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.
Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. Сделать учебный предмет интересным - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников. Процесс формирования интересов происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов.
Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации младших школьников.
Рассмотрим подробно методы развития учебной мотивации младшего школьника.
- Метод «Дидактические игры» - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
- Метод «Ситуация успеха» - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности.
- Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных средств в учебно-воспитательном процессе как фактор развития мотивации обучения и воспитания младших школьников
«Надо предпочесть того учителя, ...
Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»
Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...
Использование эффективных методов и приемов как средство активизации познавательных интересов младших школьников в рамках ФГОС
Метод обучения – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и ученика, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала....
Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»
Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»...
«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»
laquo;Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...
Методы и приемы развития мотивации обучающихся на уроке
Мотивация ребенка на уроке - УСПЕХ продуктивного урока...
"Методы и приемы коррекции оптико-моторных представлений у младших школьников с ОВЗ"
Одним из видов стойких специфических ошибок при письме являются оптико-моторные ошибки. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству, зеркальное написание буквы, искажение графическог...