выступление
методическая разработка
семинар на тему "Промежуточная аттестация и текущий контроль успеваемости : подходы и понятия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promezhutochnaya_attestatsiya_vystuplenie.pptx | 113.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Контроль – это обратная связь в учебном процессе, соотнесение целей и результатов обучения, диагностика учебных достижений учащихся Контроль в обучении выполняет многообразные функции : стимулирующую (повышает ответственность учащихся при выполнении учебных заданий); оценочную (оценка учебных достижений учащихся учителем, самооценка и взаимооценка ); корректирующую (коррекция и предупреждение ошибок); образовательную (расширение и углубление знаний, обработка умений); развивающую (развитие познавательных способностей учащихся); воспитывающую (формирование ответственности, аккуратности, настойчивости и т.п.).
Контроль в процессе обучения – наиболее отработанная процедура как в теории, так и в методике. Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся (по Н.А. Сорокину ): индивидуальный характер контроля; систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся; разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля; всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучаемых; объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы педагога; гласность (доведение до учащихся обоснованных критериев оценки); дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества обучаемых, требующий применения в соответствии с этими особенностями различной методики проведения контроля и педагогического такта педагога.
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения. Главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, промежуточный .
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.
Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний, умений, навыков учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Тематический контроль – это выявление и оценка знаний, умений, навыков учащихся, усвоенных ими после изучения логически завершенной части учебного материала (темы, раздела ) Периодический контроль – проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени и проводится три раза в год в виде входного, промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся
Промежуточная аттестация учащихся – процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения. Целью аттестации являются: Обеспечение социальной защиты учащихся, соблюдения прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства; Установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
Соотнесение фактического уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; Контроль выполнения учебных программ и календарно - тематического графика изучения учебных предметов; Формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Формы контроля и порядок оценивания учащихся Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются: Письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое. Устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое. Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок Проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных достижений учащихся. При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использовать иные информационно – коммуникационные технологии.
Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. В конце четверти предусмотрены следующие формы контроля: - во 2-4-х классах: тесты, диктанты, контрольные работы, изложение; - в 5-9-х классах: тесты, диктанты, контрольные работы, изложение, сдача нормативов по физической культуре Порядок , формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических планах, рабочих вариантах программ учителя.
Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа учащегося, его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной работы и др. Заместитель директора по УВР контролируют ход текущего контроля успеваемости учащихся, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в его проведении. Текущий контроль успеваемости учащихся 1 –го класса в течение учебного года и первой четверти 2-го класса осуществляется качественно, без фиксации достижений учащихся в классном журнале в виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка. По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов. При изучении факультативных и элективных курсов применяется безотметочная система оценивания.
Успеваемость всех учащихся 3-9 классов школы подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе . Оценка устного ответа учащегося при текущем контроле успеваемости выставляется в классный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в ходе или в конце урока. Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляются в классный журнал 2 отметки. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением отметок за домашнее сочинение в 5-9-х классах по русскому языку и литературе (они заносятся в классный журнал через урок после проведения сочинения). Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, получающих образование в форме семейного образования, самообразования подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план. Учащиеся , пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 75% учебного времени, не аттестуются по итогам четверти (полугодия). Вопрос об аттестации таких учащихся решается в индивидуальном порядке. От текущего контроля успеваемости освобождаются учащиеся, получающие образование в форме семейного образования
Содержание, формы и порядок проведения четвертной аттестации Четвертная аттестация проводится для учащихся 3-9 классов Отметка учащегося за четверть, полугодие выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости. По русскому языку и математике отметка выставляется с обязательным учетом результатов письменных контрольных работ Для выставления отметки за четверть необходимо наличие 3-х и более текущих отметок за соответствующий период. При пропуске учащимся по уважительной причине более 75% учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие учащийся не аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется. Учащийся по данному предмету, имеет право сдать пропущенный материал учителю в каникулярное время и пройти четвертную аттестацию. В этом случае родители (законные представители) учащегося в письменной форме информируют администрацию школы о желании пройти четвертную аттестацию не позднее, чем за неделю до начала каникул. Заместитель директора по УВР составляет график зачётных мероприятий в каникулярное время. Результаты зачётов по предмету (предметам) выставляются в классный журнал, и проводится аттестация данных учащихся.
В первом классе в течение первого полугодия контрольные диагностические работы не проводятся. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах четвертной аттестации, путём выставления отметок в дневники учащихся, в том, числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме (уведомление) под роспись родителей (законных представителей) учащихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле учащегося
Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации Освоение образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, сопровождается промежуточной аттестацией учащихся. 5.2. Промежуточную аттестацию проходят все учащиеся 3-8-х классов Решением педагогического совета школы устанавливаются форма, порядок проведения, периодичность и система оценок при промежуточной аттестации учащихся за год не позднее 2-х месяцев до проведения годовой промежуточной аттестации. Данное решение утверждается приказом директора школы и доводится до сведения всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей (законных представителей) При отсутствии решения педагогического совета и Приказа, указанных в п. 4.2. настоящего Положения, годовые отметки выставляются на основе четвертных и полугодовых отметок, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных учащимся в период учебного года по данному предмету. Промежуточная аттестация в 1-4-х классах (ФГОС) представляет собой комплексную работу по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.
Требования ко времени проведения промежуточной аттестации: Промежуточная аттестация проводится в период с 10 по 25 мая текущего учебного года по расписанию, утвержденному директором школы. Расписание проведения промежуточной аттестации доводится до сведения педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за две недели до начала аттестации. В расписании предусматривается: - не более одного вида контроля в день для каждого ученика; - не менее 2-х дней для подготовки к следующему контролю; - проведение не менее одной консультации. Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания. 5.6.3. Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени отведенного на 1 - 2 стандартных урока. В соответствии с правилами и нормативами СанПиН 2.4.2 2821-10 и шкалой трудности отдельных предметов, а также возрастными нормами физиологического развития учащихся, контрольное мероприятие проводится не ранее 2-го урока и не позднее 4-го. Требования к материалам для проведения промежуточной аттестации: Материалы для проведения промежуточной аттестации готовятся учителями-предметниками и рассматриваются на методических объединениях. Содержание письменных работ, тем для сочинений (изложений) и устных собеседований должно соответствовать требованиям учебной программы, годовому тематическому планированию учителя - предметника. От промежуточной аттестации на основании справок из медицинских учреждений освобождаются дети-инвалиды, а также учащиеся, обучающиеся индивидуально (на дому) при условии, что они успевают по всем предметам.
На основании решения педагогического совета школы могут быть освобождены от годовой аттестации обучающиеся: Имеющие отличные отметки за год по всем предметам, изучаемым в данном учебном году; Победители и призеры муниципального, регионального, заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников; По состоянию здоровья: заболевшие в период аттестации, могут быть освобождены на основании справки из медицинского учреждения; В связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; В связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев. Учащиеся , защитившие свои исследовательские, творческие или проектные работы на школьной научно-практической конференции, освобождаются от промежуточной аттестации по данному предмету с выставлением отметки, полученной за работу при защите. Список учащихся, освобожденных от промежуточной аттестации, утверждается приказом директора школы. Список размещается на информационном стенде и сайте школы. В соответствии с решением педагогического совета школы отдельным учащимся письменные контрольные работы могут быть заменены на устные формы. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются в классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительной причины признаются академической задолженностью. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации, путём выставления отметок в дневники учащихся, в том, числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под роспись родителей (законных представителей) учащихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле учащегося. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело учащегося и являются в соответствии с решением педагогического совета основанием для перевода учащегося 3 - 8-х классов в следующий класс, для допуска учащихся 9-го класса к государственной итоговой аттестации Заявления учащихся и их родителей (законных представителей), не согласных с результатами промежуточной аттестации или итоговой отметкой по учебному предмету, рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией школы. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей и педагогического совета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....