СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 2019-2020 учебный год на учащегося 1б’ класса
методическая разработка (1 класс)

Аипов Гильфан Ахметшович

Структура СИПР.

 

  1. Общие сведения о ребёнке.
  2. Психолого-педагогическая характеристика.
  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм   мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egorov.docx64.83 КБ

Предварительный просмотр:

        областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена

на ПМП консилиуме ОГКОУШ №39

протокол №________от______

_______________ Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от__________

Директор школы__________Пономарева М.Н.

.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

                                      2019-2020 учебный год

                                             на учащегося 1б’ класса

                                          Егорова Егора

                                           Срок реализации: 1 год

                                       

                                             Ульяновск 2019

Структура СИПР.

  1. Общие сведения о ребёнке.
  2. Психолого-педагогическая характеристика.
  3. Индивидуальный учебный план.

4.Содержание образования.

4.1. Пояснительная записка.

4.2. Базовые учебные действия.

4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.

5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

6.Перечень задач, форм   мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.

7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

9. Приложения.

  1. Общие  сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: Егорова Егора Денисовича

Возраст ребенка: 7 лет

Место жительства: Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с.Максимовка, ул.М.Горького 1а, детский дом-интернат «Родник»

Родители (лица их заменяющие): опекун Кондратьева Наталья Александровна

Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2019

Класс обучения: 1

Форма обучения: очная

Режим обучения: частичная включенность

                 

 2. Психолого-педагогическая характеристика

По рекомендации последнего ЦПМПК протокол №1698/108 от 24.06.2019 года Егор обучается по Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вариант 2. СИПР.

Физическое развитие Егора отстает от возрастной нормы. Мальчик  не ползает,  не сидит .Мышечный тонус низкий , мелкая моторика  не развита.

Необходимый объем  помощи  со стороны  окружающих: полный , постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы.Мальчик беспокойный , постоянно плачет.

Речь отсутствует. Мальчик не реагирует на свое имя..   Привлекает внимание взрослых . с помощью  звуковых вокализаций.

Внимание неустойчивое . отличается  низким уровнем  продуктивности  из-за быстрой  утомляемостью.

Интерес  к  какой-либо  деятельности  не проявляет. Пытается  обнаружить  источник звука. Поворачивается  к нему головой.

Приоритетные образовательные и коррекционные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация;
2. Математические представления;

3. Окружающий природный мир;

4.Человек;

5.Окружающий социальный мир;

6. Музыка и движение;

7.Изобразительная деятельность;

8.Коррекционно-развивающие занятия;

9.Адаптивная физкультура;

10. Альтернативная коммуникация;

11.Сенсорное развитие;

12.Двигательное развитие;

13.Предметно-практические действия;

14. Внеурочная деятельность.

3.Индивидуальный учебный план на 2019– 2020 учебный год

Предметные области

Классы

Учебные предметы

Количество часов в неделю

В год

I Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.  Речь и альтернативная коммуникация

3

105

2. Математика

2.1. Математические представления

2

70

3.Окружающий мир

3.1. Окружающий природный мир

2

70

3.2. Человек

3

105

3.3. Домоводство

-

-

3.4. Окружающий социальный мир

1

35

4. Искусство

4.1. Музыка и движение

2

70

4.2. Изобразительная деятельность

3

105

5. Физическая культура

5.1. Адаптивная физкультура

2

70

6. Технологии

6. 1. Профильный труд

7.  Коррекционно-развивающие занятия

2

70

ИТОГО

20

700

Максимально-допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной нагрузке)

II Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

560

1.  Сенсорное развитие

3

105

2. Предметно-практические занятия

3

105

3. Двигательное развитие

2

70

4. Альтернативная коммуникация

2

70

Внеурочная деятельность

6

210

 Расписание уроков

Максимально допустимая нагрузка обязательной части  20 часов

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

Человек

1

Окружающий природный мир

1

Музыка и движение

1

Речь и альтернативная коммуникация

1

Изобразительная деятельность

2

Окружающий соц. Мир

2

Математические представления

2

Речь и альтернативная коммуникация

2

Математические представления

2

Человек

                                           Динамическая пауза (второй завтрак)

3

Речь и альтернативная коммуникация

3

Коррекционно-развивающие занятия

3

Человек

3

Музыка и движение

3

Коррекционно-развивающие занятия

4

Адаптивная физкультура

4

Изобразительная деятельность

4

Изобразительная деятельность

4

Адаптивная физкультура

4

Окружающий природный мир

Вторая половина дня

5

5

5

Двигательное развитие

5

Сенсорное развитие

5

Внеурочная деятельность

«Цветные ладошки»

6

Двигательное развитие

6

Предметно-практические действия

6

Предметно-практические действия

6

Предметно-практические действия

6

Альтернативная коммуникация

7

Сенсорное развитие

7

Внеурочная деятельность

«Поиграйка»

7

Внеурочная деятельность

«Цветные ладошки»

7

Альтернативная коммуникация

7

Внеурочная деятельность

«Поиграйка»

8

8

Сенсорное развитие

8

Внеурочная деятельность

«Сказкотерапия»

8

Внеурочная деятельность

«Сказкотерапия»

8

9

9

9

9

9

4. Содержание образования

4.1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная  программа развития по организации учебного процесса  составлена на основе:

  • ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы образования, нацеленной на образование детей   с умеренной,  тяжелой, глубокой умственной отсталостью,  с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
  • учебного плана школы;
  • учебного плана школы;
  • АООП  вариант 2  для 1 класса.

Программа включает следующие разделы:

  • Язык и речевая практика;
  • Математика;
  • Окружающий мир;
  • Искусство;
  • Физическая культура;
  • Коррекционно-развивающие занятия;
  • Коррекционные курсы;
  • Внеурочная деятельность.

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся  – ребенок  с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).  

        Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью  и  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,  основанной на развитии личности и необходимых для сациализации  его  жизни в обществе путём формирования практических представлений,  умений и навыков,   позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

        Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций,  которые позволяют ему достигать максимально возможной    самостоятельности в решении повседневных жизненных задач,  обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного,  планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.  

              Специальная индивидуальная программа развития  позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения  ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта  и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его  индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную  направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

                      Для данного  ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

                       По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

                 Этим обоснован  выбор  данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков;

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности;

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих;

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

6.Бытовая ориентация  и социальная адаптация - как итог всей работы.

        Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

        Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • «письменные» упражнения.

Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: аудиально-визуальные  (слушание, показ), ритмические;

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами;

Сроки освоения образовательной программы: 1 год.

4.2. Базовые учебные действия

            Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное  развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.  Общий подход к оценке знаний и умений  ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

          Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему  уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.                

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой  умственной отсталостью,  с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1.    Формирование учебного поведения:
  • Направленность взгляда (на говорящего взрослого,  на задание);
  • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
  • Использование по назначению учебных материалов;
  • Умение выполнять действия  по подражанию;
  •   Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления.

          2.    Формирование умения выполнять задание:

  • В  течение определенного периода времени;
  • С заданными качественными параметрами.  

                          4.3. Планируемые результаты освоения СИПР

Язык и речевая практика.

 Речь и альтернативная коммуникация.

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.  

  • Понимание часто употребляемых слов,  обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий;
  • Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.  

2) Овладение доступными средствами коммуникативного  общения–вербальными и невербальными.  

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков,  фотографий.  

3) Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов,  взглядов.  

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы,  общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
  • Использование предметов,  жестов,  взгляда,  шумовых,  голосовых,  речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

Математика.

Математические представления.

1) Элементарные математические представления о форме,  величине; количественные (дочисловые)  пространственные,  временные представления.

  • Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме,  величине,  удаленности;
  • Умение ориентироваться в схеме тела,  в пространстве,  на плоскости;
  • Развитие представлений о количестве,  числе,  знакомство с цифрами, о  составе числа в доступных ребенку пределах,  счет;
  • Развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.  

2) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.  

  • Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины;
  • Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия;  
  • Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками,  соотносить время с началом и концом деятельности.  

Окружающий мир.

                                       Окружающий природный мир.

1) Представления о явлениях и объектах  неживой природы,  смене времен года и соответствующих  сезонных изменениях в природе,  умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.  

  • Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы;
  • Развитие представлений об объектах неживой природы (вода,  воздух,  земля,  огонь,  лес,  луг,  река,  водоемы,  формы земной поверхности,  полезные ископаемые и др);
  • Развитие представлений о временах года,  характерных признаках времен года,  погодных изменениях,  их влиянии на жизнь человека.  

2) Представления о животном и растительном мире,  их значении в жизни человека.  

  • Развитие интереса к объектам живой природы;
  • Расширение представлений о животном и растительном  мире (растения,  животные,  их виды,  понятия «полезные»-«вредные»,  «дикие»-«домашние» и др.);
  • Формирование практического опыта общения с представителями животного мира.  Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со  способами  ухода за ними.  

                       Человек.               

1) Представление о себе как «Я»,  осознание общности и различий «Я»  от других.  

  • Соотнесение себя со своим именем,   своим изображением на фотографии,  отражением в зеркале;
  • Развитие представлений о собственном теле;
  • Умение осознавать и выражать своё настроение и  интересы доступным способом.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи,  связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.  

  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях любыми доступными средствами коммуникации.

3) Умение поддерживать образ жизни,  соответствующий возрасту,  потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.  

  • Развитие умения определять свое самочувствие (как хорошее или плохое),  показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
  • Развитие умения соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером,  мытье рук перед едой и после посещения туалета).

Окружающий социальный мир.

  • Формирование  типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;
  • Знание   предметов  мебели, школьных принадлежностей и приучение к  правильному  их использованию;
  • Изменение поведения, как реакция на изменение интонации  и громкости голоса учителя;
  • Развитие ориентации в своей группе.

Искусство.

Музыка и движение.

Слушание.

  • Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки;
  • Слушание (различение)  быстрой, умеренной, медленной музыки;
  • Слушание (различение) веселой и грустной  музыки.

Движение под музыку.

  • Хлопки в ладоши под музыку;
  • Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее завершении;
  • Выполнение движений разными частями тела под музыку.

Игра на музыкальных инструментах.

  • Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов;
  • Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте;
  • Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.

Изобразительная деятельность.

  • Фиксировать взгляд на предмете для его изучения по просьбе учителя;

брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его с помощью учителя;

  • Повторять движения руками и кистями (сжимание, разжимание и др.) с помощью учителя;
  • Наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) с помощью учителя;
  • Адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;
  • Идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);
  • Рисовать пальчиками  (используя пальчиковую краску);
  • Стремление к самостоятельности  в доступной творческой деятельности;
  • Выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.) под контролем  и с помощью учителя;
  • Совершать простейшие движения  с пластилином (сминать,  размазывать и др.) под контролем учителя.
  • Развитие стремления к взаимодействию с взрослым во время совместной творческой деятельности.

Физическая культура.

Адаптивная физкультура.

  • Восприятие  собственного  тела,  осознание  своих  физических  возможностей  и ограничений;
  • Формирование умения выполнять упражнения по подражанию, совместно с взрослым;
  • Выполнение движения с помощью взрослого;
  •  Формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.

Коррекционно-развивающие  занятия.

  • Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;  
  • Использовать предметно-практическую деятельность (рисование);
  • Рисовать контурные линии, штрихи, пятна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, с помощью учителя;
  • Развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности);
  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Коррекционные курсы.

Сенсорное развитие.

  • Развитие  на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве;
  • Развитие  пространственно-временных ориентировок;
  • Развитие слухо-голосовых координаций;
  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • Развитие точности и целенаправленности движений и действий.

Предметно-практические занятия.

  • Развитие произвольных целенаправленных действий;
  • Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности;
  • Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
  • Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
  • Развитие умения  захватывать предмет и удерживать его достаточное время;
  • Формирование  интереса к игрушкам и изучаемым предметам;
  • Развитие мелкой моторики и координации движений;
  • Развитие зрительного и слухового внимания.

Двигательное развитие

  • Мотивация двигательной активности;
  • Поддержка и развитие имеющихся движений;
  • Расширение диапазона  основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
  • Освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
  • Формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
  • Обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.

Альтернативная коммуникация

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
  • Использование доступных жестов для передачи сообщения;
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных  потребностей.

Внеурочная деятельность

«Цветные ладошки»

-различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).

- Рисовать пальчиками.

-Рисовать пальчиками.

-Рисовать поролоновым тампоном.

-Рисовать ладошкой.

-Оттиски печатками картофеля.

-Тычки жесткой полусухой кистью.

«Сказкотерапия»

     - Слушает сказки.

     - Просматривает  сказки.

    - Совместно рассказывают сказки

     - Раскрашивают сказочного персонажа

    - Импровизируют сказки

« Поиграйка»

-Умение повторять знакомые движения из разученного комплекса упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

- Выполнять дыхательную гимнастику, повторяя упражнения за учителем;

-Уметь выполнять  упражнения в парах с предметами и без них;

-Выполнять упражнения с мячом в парах;

-Выполнять перевороты и повороты;

-Уметь выполнять ползание по мягкой поверхности;

-Уметь выполнять наклоны вперёд из положения стоя

   5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

Учитель-дефектолог

Учитель по учебному предмету «Адаптивная физкультура»

Учитель по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»

Учитель по коррекционному курсу «Двигательное развитие»

Учитель по коррекционному курсу «Альтернативная  коммуникация»

Педагог-психолог

6.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.  Программа обеспечивает сопровождение семьи,  воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;
  • организация регулярного обмена информацией о  ребенке,    о  ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

        Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала,  позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.  

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных,  так и невербальных средств коммуникации.  

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы;  
  • графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий,  рисунков,  пиктограмм и др.,  а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
  • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные   коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).  

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

  • предметов различной формы,  величины,  цвета;  
  • изображений предметов,   людей,  объектов природы,  цифр и др.;
  • оборудования,  позволяющего выполнять упражнения на сортировку,  группировку различных предметов,  их соотнесения по определенным признакам.

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики   взаимодействия   с   ним   в   рамках   предметной   области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств,  с применением видео,  проекционного оборудования,  интернет ресурсов и печатных материалов.  Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения,  оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в  картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты  о временах года, времени суток, наборы муляжей.

Формирование представлений о себе,  своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек»  (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми)   в рамках данной предметной области происходит с использованием средств,  расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся.  В частности,  сенсорных средств,  воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность.  Важно,  чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования,  позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания,  доступной бытовой деятельности.  Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото,  видео,  рисунков),  тематически связанного с социальной жизнью человека,  ближайшим окружением.  Данные материалы могут использоваться,  как в печатном виде (книги,  фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации). По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки,  игровые предметы и атрибуты,  необходимые в игровой деятельности детей: мебель,  посуда,  транспорт,  куклы,  маски,  костюмы и т.  д.

Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков,  а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.

Для реализации задач по предметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Изобразительная деятельность» необходимо наличие на уроках разнообразного раздаточного материала, такого как муляжи овощей и фруктов, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, различных трафаретов и шаблонов, наборов крупных, красочных и максимально реалистичных изображение предметов окружающей действительности. Необходимо обеспечить наличие у учащихся  изобразительных средств для возможности передачи, как своего внутреннего состояния, так и  для  реализации образовательных задач уроков, таких как: цветные карандаши и фломастеры, краски, пластичные материалы  различной плотности и твердости для лепки, разнообразную по фактуре цветную бумагу и картон, природные материалы. Должна быть организована возможность доступа к интерактивным средствам изобразительной деятельности (компьютер, специальное программное обеспечение, возможность подключения к сети Интернет). Целесообразно использование на уроках музыкального сопровождения, соответствующего тематике занятий или для создания нужного психологического настроя у обучающегося (для переключения внимания и его активизации,  для релаксации).

        Для учебного предмета «Музыка и движение»  необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты,  а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.

Адаптивная физкультура и двигательное развитие.          Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное  оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр,  дидактический материал: изображения (картинки, фото,  альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опоры для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.

Коррекционно-развивающие занятия, cенсорное развитие, предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи-массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру  для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.

  Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Альтернативная коммуникация» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.  

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы, графические изображения, карточки с напечатанными словами;
  • электронные средства (устройства для прослушивания записей).  

        Внеурочная деятельность«Цветные ладошки»

-краски гуашевые

-краски акварельные

-цветные карандаши

-кисти

-поролон

-ватные палочки

-картофельные печатки

-альбомные листы

-ватманы

 «Сказкотерапия»

- компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;

- аудио и видеоматериалы.

- Сказка" Репка ".

- Сказка"Теремок".

- Сказка «Федорино горе» К.И. Чуковского.

- Сказка «Айболит» К.И. Чуковского.

- Сказка «Мойдодыр» К.И. Чуковский.

« Поиграйка»

-Мячи разного диаметра

-Обручи

-Скакалки

-Гимнастические палки

-Гимнастическоя скомья

-Маты

-Кегли

 8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

      Условные обозначения

Цель:        

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

 2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;
  • 1 балл – минимальное продвижение;
  • 2 балла – среднее продвижение;
  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
  •  2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

 представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно)

«не узнает объект».

Мероприятия:

1.Проведение открытых уроков/занятий.

2.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя  и о достижениях учащихся с демонстрацией собранного портфолио ребёнка.

Учитель:                                                       _____________/       Г.А.Аипов/                  

Законные представители:                         _____________/      Н.А.Кондратьева/                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная индивидуальная программа развития по учебному курсу «Математика»

Специальная индивидуальная программа развитияпо учебному курсу «Математика» Специальная индивидуальная программа развитияпо учебному курсу «Математика» ...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося 4 класса на 2017-2018 учебный год

Специальная индивидуальная программа развития составлена на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой (М.: «Владос»,...

Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Изобразительная деятельность» обучающихся 1 класса (групповые занятия) учителя изобразительного искусства Паршенковой Е.В. на 2021-2022 учебный год

       Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана  по предмету «Изобразительная деятельность»  на основе: Федерального государств...