СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 2019-2020 учебный год на учащегося 1б’ класса
методическая разработка (1 класс)
Структура СИПР.
- Общие сведения о ребёнке.
- Психолого-педагогическая характеристика.
- Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
egorov.docx | 64.83 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Разработана и одобрена на ПМП консилиуме ОГКОУШ №39 протокол №________от______ _______________ Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от__________ Директор школы__________Пономарева М.Н. |
.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
2019-2020 учебный год
на учащегося 1б’ класса
Егорова Егора
Срок реализации: 1 год
Ульяновск 2019
Структура СИПР.
- Общие сведения о ребёнке.
- Психолого-педагогическая характеристика.
- Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Пояснительная записка.
4.2. Базовые учебные действия.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР.
5.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6.Перечень задач, форм мероприятий сотрудничества с семьёй обучающегося.
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
8.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
9. Приложения.
- Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Егорова Егора Денисовича
Возраст ребенка: 7 лет
Место жительства: Ульяновская обл., Ульяновский р-н, с.Максимовка, ул.М.Горького 1а, детский дом-интернат «Родник»
Родители (лица их заменяющие): опекун Кондратьева Наталья Александровна
Год поступления в ОГКОУШ № 39: 01.09.2019
Класс обучения: 1
Форма обучения: очная
Режим обучения: частичная включенность
2. Психолого-педагогическая характеристика
По рекомендации последнего ЦПМПК протокол №1698/108 от 24.06.2019 года Егор обучается по Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Вариант 2. СИПР.
Физическое развитие Егора отстает от возрастной нормы. Мальчик не ползает, не сидит .Мышечный тонус низкий , мелкая моторика не развита.
Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный , постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы.Мальчик беспокойный , постоянно плачет.
Речь отсутствует. Мальчик не реагирует на свое имя.. Привлекает внимание взрослых . с помощью звуковых вокализаций.
Внимание неустойчивое . отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой утомляемостью.
Интерес к какой-либо деятельности не проявляет. Пытается обнаружить источник звука. Поворачивается к нему головой.
Приоритетные образовательные и коррекционные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация;
2. Математические представления;
3. Окружающий природный мир;
4.Человек;
5.Окружающий социальный мир;
6. Музыка и движение;
7.Изобразительная деятельность;
8.Коррекционно-развивающие занятия;
9.Адаптивная физкультура;
10. Альтернативная коммуникация;
11.Сенсорное развитие;
12.Двигательное развитие;
13.Предметно-практические действия;
14. Внеурочная деятельность.
3.Индивидуальный учебный план на 2019– 2020 учебный год
Предметные области | Классы Учебные предметы | Количество часов в неделю | В год | |
I Обязательная часть | ||||
1. Язык и речевая практика | 1.1. Речь и альтернативная коммуникация | 3 | 105 | |
2. Математика | 2.1. Математические представления | 2 | 70 | |
3.Окружающий мир | 3.1. Окружающий природный мир | 2 | 70 | |
3.2. Человек | 3 | 105 | ||
3.3. Домоводство | - | - | ||
3.4. Окружающий социальный мир | 1 | 35 | ||
4. Искусство | 4.1. Музыка и движение | 2 | 70 | |
4.2. Изобразительная деятельность | 3 | 105 | ||
5. Физическая культура | 5.1. Адаптивная физкультура | 2 | 70 | |
6. Технологии | 6. 1. Профильный труд | |||
7. Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 70 | ||
ИТОГО | 20 | 700 | ||
Максимально-допустимая недельная нагрузка при (5-дневной учебной нагрузке) | ||||
II Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||
Коррекционные курсы | 560 | |||
1. Сенсорное развитие | 3 | 105 | ||
2. Предметно-практические занятия | 3 | 105 | ||
3. Двигательное развитие | 2 | 70 | ||
4. Альтернативная коммуникация | 2 | 70 | ||
Внеурочная деятельность | 6 | 210 |
Расписание уроков
Максимально допустимая нагрузка обязательной части 20 часов
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | ||||||
1 | Человек | 1 | Окружающий природный мир | 1 | Музыка и движение | 1 | Речь и альтернативная коммуникация | 1 | Изобразительная деятельность | |
2 | Окружающий соц. Мир | 2 | Математические представления | 2 | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | Математические представления | 2 | Человек | |
Динамическая пауза (второй завтрак) | ||||||||||
3 | Речь и альтернативная коммуникация | 3 | Коррекционно-развивающие занятия | 3 | Человек | 3 | Музыка и движение | 3 | Коррекционно-развивающие занятия | |
4 | Адаптивная физкультура | 4 | Изобразительная деятельность | 4 | Изобразительная деятельность | 4 | Адаптивная физкультура | 4 | Окружающий природный мир | |
Вторая половина дня | ||||||||||
5 | 5 | 5 | Двигательное развитие | 5 | Сенсорное развитие | 5 | Внеурочная деятельность «Цветные ладошки» | |||
6 | Двигательное развитие | 6 | Предметно-практические действия | 6 | Предметно-практические действия | 6 | Предметно-практические действия | 6 | Альтернативная коммуникация | |
7 | Сенсорное развитие | 7 | Внеурочная деятельность «Поиграйка» | 7 | Внеурочная деятельность «Цветные ладошки» | 7 | Альтернативная коммуникация | 7 | Внеурочная деятельность «Поиграйка» | |
8 | 8 | Сенсорное развитие | 8 | Внеурочная деятельность «Сказкотерапия» | 8 | Внеурочная деятельность «Сказкотерапия» | 8 | |||
9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
4. Содержание образования
4.1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития по организации учебного процесса составлена на основе:
- ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы образования, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
- учебного плана школы;
- учебного плана школы;
- АООП вариант 2 для 1 класса.
Программа включает следующие разделы:
- Язык и речевая практика;
- Математика;
- Окружающий мир;
- Искусство;
- Физическая культура;
- Коррекционно-развивающие занятия;
- Коррекционные курсы;
- Внеурочная деятельность.
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие ребёнка не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью и направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для сациализации его жизни в обществе путём формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
Специальная индивидуальная программа развития позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его актуального опыта и зоны ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учащегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков;
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности;
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих;
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
6.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- «письменные» упражнения.
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
- предметно-практическая деятельность: работа с различными предметами;
Сроки освоения образовательной программы: 1 год.
4.2. Базовые учебные действия
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
- Формирование учебного поведения:
- Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Умение выполнять действия по подражанию;
- Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления.
2. Формирование умения выполнять задание:
- В течение определенного периода времени;
- С заданными качественными параметрами.
4.3. Планируемые результаты освоения СИПР
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание часто употребляемых слов, обозначающих объекты окружающей действительности и слов-действий;
- Стремление самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникативного общения–вербальными и невербальными.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий.
3) Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
- Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
Математика.
Математические представления.
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые) пространственные, временные представления.
- Развитие умения различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
- Развитие представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, о составе числа в доступных ребенку пределах, счет;
- Развитие умения пересчитывать предметы в доступных пределах.
2) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
- Развитие умения пользоваться мерками и измерительными приборами для определения длины;
- Развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия;
- Развитие умения соотносить действие с временем и промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности.
Окружающий мир.
Окружающий природный мир.
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
- Развитие интереса к объектам и явлениям неживой природы;
- Развитие представлений об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др);
- Развитие представлений о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
- Развитие интереса к объектам живой природы;
- Расширение представлений о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные»-«вредные», «дикие»-«домашние» и др.);
- Формирование практического опыта общения с представителями животного мира. Привитие заботливого и бережного отношения к растениям и животным, знакомство со способами ухода за ними.
Человек.
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- Развитие представлений о собственном теле;
- Умение осознавать и выражать своё настроение и интересы доступным способом.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- Умение сообщать о своих потребностях и желаниях любыми доступными средствами коммуникации.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностями ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- Развитие умения определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- Развитие умения соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Окружающий социальный мир.
- Формирование типовых моделей поведения в различных ситуациях согласно общепринятым нормам поведения;
- Знание предметов мебели, школьных принадлежностей и приучение к правильному их использованию;
- Изменение поведения, как реакция на изменение интонации и громкости голоса учителя;
- Развитие ориентации в своей группе.
Искусство.
Музыка и движение.
Слушание.
- Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки;
- Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки;
- Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Движение под музыку.
- Хлопки в ладоши под музыку;
- Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее завершении;
- Выполнение движений разными частями тела под музыку.
Игра на музыкальных инструментах.
- Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов;
- Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте;
- Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте.
Изобразительная деятельность.
- Фиксировать взгляд на предмете для его изучения по просьбе учителя;
брать рисуемый предмет (игрушку, образец) в руку и рассматривать его с помощью учителя;
- Повторять движения руками и кистями (сжимание, разжимание и др.) с помощью учителя;
- Наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) с помощью учителя;
- Адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;
- Идентификация и простейшая группировка по образцу (совместно с учителем);
- Рисовать пальчиками (используя пальчиковую краску);
- Стремление к самостоятельности в доступной творческой деятельности;
- Выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.) под контролем и с помощью учителя;
- Совершать простейшие движения с пластилином (сминать, размазывать и др.) под контролем учителя.
- Развитие стремления к взаимодействию с взрослым во время совместной творческой деятельности.
Физическая культура.
Адаптивная физкультура.
- Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений;
- Формирование умения выполнять упражнения по подражанию, совместно с взрослым;
- Выполнение движения с помощью взрослого;
- Формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.
Коррекционно-развивающие занятия.
- Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя по возможности;
- Использовать предметно-практическую деятельность (рисование);
- Рисовать контурные линии, штрихи, пятна (черно-белые и цветные) на листе бумаги, с помощью учителя;
- Развитие стремления подражать действиям учителя, повторять за учителем производимые действия (по возможности);
- Развитие зрительного и слухового внимания.
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие.
- Развитие на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- Коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, основных средств предметов, их положение в пространстве;
- Развитие пространственно-временных ориентировок;
- Развитие слухо-голосовых координаций;
- Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- Развитие точности и целенаправленности движений и действий.
Предметно-практические занятия.
- Развитие произвольных целенаправленных действий;
- Развитие умения фиксировать взгляд на деятельности;
- Развитие умения выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;
- Развитие умения обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;
- Развитие умения захватывать предмет и удерживать его достаточное время;
- Формирование интереса к игрушкам и изучаемым предметам;
- Развитие мелкой моторики и координации движений;
- Развитие зрительного и слухового внимания.
Двигательное развитие
- Мотивация двигательной активности;
- Поддержка и развитие имеющихся движений;
- Расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
- Освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- Формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
- Обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- Использование доступных жестов для передачи сообщения;
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
Внеурочная деятельность
«Цветные ладошки»
-различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
- Рисовать пальчиками.
-Рисовать пальчиками.
-Рисовать поролоновым тампоном.
-Рисовать ладошкой.
-Оттиски печатками картофеля.
-Тычки жесткой полусухой кистью.
«Сказкотерапия»
- Слушает сказки.
- Просматривает сказки.
- Совместно рассказывают сказки
- Раскрашивают сказочного персонажа
- Импровизируют сказки
« Поиграйка»
-Умение повторять знакомые движения из разученного комплекса упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- Выполнять дыхательную гимнастику, повторяя упражнения за учителем;
-Уметь выполнять упражнения в парах с предметами и без них;
-Выполнять упражнения с мячом в парах;
-Выполнять перевороты и повороты;
-Уметь выполнять ползание по мягкой поверхности;
-Уметь выполнять наклоны вперёд из положения стоя
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Учитель-дефектолог
Учитель по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
Учитель по коррекционному курсу «Сенсорное развитие»
Учитель по коррекционному курсу «Двигательное развитие»
Учитель по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
Педагог-психолог
6.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:
Задачи:
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в школе;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
- электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим природным миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы (растительными животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, теплицы, живые уголки, контактные зоопарки, сенсорный сад и другие доступные объекты, а также в картинки с изображением животных и растений, схемы и плакаты о временах года, времени суток, наборы муляжей.
Формирование представлений о себе, своих возможностях в ходе освоения учебного предмета «Человек» (знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми) в рамках данной предметной области происходит с использованием средств, расширяющих представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорных средств, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающих положительные реакции обучающихся на окружающую действительность. Важно, чтобы в образовательной организации имелся арсенал материалов и оборудования, позволяющих обучающимся осваивать навыки самообслуживания, доступной бытовой деятельности. Учебный предмет «Человек» предполагает использование широкого спектра демонстрационного учебного материала (фото, видео, рисунков), тематически связанного с социальной жизнью человека, ближайшим окружением. Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фотоальбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации). По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.
Способствовать осмыслению социального опыта на уроках по предмету «Окружающий социальный мир» помогут карточки с изображениями различных типов домов, комнат по назначению, мебели, посуды и кухонного инвентаря, различных видов транспорта, дорожных знаков, а также игрушки, модели, уменьшенные копии выше указанных предметов окружающей действительности. Для занятий понадобится подборка образовательных мультфильмов по темам предмета, наличие проекционного оборудования для их демонстрации. А также необходимо организовать возможность посещения ребёнком с ОВЗ различных тематических выставок, музеев быта, объектов социального назначения с целью расширения опыта ребёнка и его социализации в обществе.
Для реализации задач по предметной области «Искусство» в рамках учебного предмета «Изобразительная деятельность» необходимо наличие на уроках разнообразного раздаточного материала, такого как муляжи овощей и фруктов, игрушек, объёмных и плоскостных геометрических фигур, различных трафаретов и шаблонов, наборов крупных, красочных и максимально реалистичных изображение предметов окружающей действительности. Необходимо обеспечить наличие у учащихся изобразительных средств для возможности передачи, как своего внутреннего состояния, так и для реализации образовательных задач уроков, таких как: цветные карандаши и фломастеры, краски, пластичные материалы различной плотности и твердости для лепки, разнообразную по фактуре цветную бумагу и картон, природные материалы. Должна быть организована возможность доступа к интерактивным средствам изобразительной деятельности (компьютер, специальное программное обеспечение, возможность подключения к сети Интернет). Целесообразно использование на уроках музыкального сопровождения, соответствующего тематике занятий или для создания нужного психологического настроя у обучающегося (для переключения внимания и его активизации, для релаксации).
Для учебного предмета «Музыка и движение» необходим разнообразный дидактический материал: изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) музыкальных инструментов; демонстрационный материал: платки, флажки, ленты, а также игрушки-куклы, игрушки-животные и др. Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, бубенцы, ложки, палочки, колокольчики. Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи.
Адаптивная физкультура и двигательное развитие. Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр, дидактический материал: изображения (картинки, фото, альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики; технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опоры для стояния (вертикализаторы, ходунки), опоры для ползания, тренажеры (мотомед и др.); мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
Коррекционно-развивающие занятия, cенсорное развитие, предметно-практические действия подразумевают развитие мелкой и крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве у обучающегося. На занятиях необходимо иметь: мелкие игрушки, куклы, мячи, мячи-массажные, наборы матрёшек, кубиков, различные сосуды для переливания жидкости, музыкальные инструменты (барабан, бубен, металлофон, погремушки и т.п.) бельевые прищепки, большие кисти, губки, краски, цветные карандаши, материалы для лепки, карточки с изображением предметов окружающей действительности для дидактических игр, наборы, аппаратуру для возможности музыкального сопровождения коррекционного процесса.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Альтернативная коммуникация» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы, графические изображения, карточки с напечатанными словами;
- электронные средства (устройства для прослушивания записей).
Внеурочная деятельность«Цветные ладошки»
-краски гуашевые
-краски акварельные
-цветные карандаши
-кисти
-поролон
-ватные палочки
-картофельные печатки
-альбомные листы
-ватманы
«Сказкотерапия»
- компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование;
- аудио и видеоматериалы.
- Сказка" Репка ".
- Сказка"Теремок".
- Сказка «Федорино горе» К.И. Чуковского.
- Сказка «Айболит» К.И. Чуковского.
- Сказка «Мойдодыр» К.И. Чуковский.
« Поиграйка»
-Мячи разного диаметра
-Обручи
-Скакалки
-Гимнастические палки
-Гимнастическоя скомья
-Маты
-Кегли
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль за усвоением программного материала учащимся в течение учебного года.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
- 0 баллов - нет продвижения;
- 1 балл – минимальное продвижение;
- 2 балла – среднее продвижение;
- 3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
Бальная система оценки:
- 0 балл - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
- 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
- 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
- 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
- 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
- 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно)
«не узнает объект».
Мероприятия:
1.Проведение открытых уроков/занятий.
2.Ежегодный итоговый отчёт о проделанной работе учителя и о достижениях учащихся с демонстрацией собранного портфолио ребёнка.
Учитель: _____________/ Г.А.Аипов/
Законные представители: _____________/ Н.А.Кондратьева/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития по учебному курсу «Математика»
Специальная индивидуальная программа развитияпо учебному курсу «Математика» Специальная индивидуальная программа развитияпо учебному курсу «Математика» ...
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося 4 класса на 2017-2018 учебный год
Специальная индивидуальная программа развития составлена на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией В.В. Воронковой (М.: «Владос»,...
Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Изобразительная деятельность» обучающихся 1 класса (групповые занятия) учителя изобразительного искусства Паршенковой Е.В. на 2021-2022 учебный год
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана по предмету «Изобразительная деятельность» на основе: Федерального государств...
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 8 класс, II вариант/рецензия
Специальная индивидуальная программа........
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 12 класс, II вариант
РП 12 кл.......
Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому, 3 класс, II вариант/рецензия
РП по предметам учебного плана на дому .....