Собрание для родителей будущих первоклассников
статья (1 класс)

Глуховская Татьяна Петровна

Собрание для родителей будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собрание для родителей

Глуховская Т.П.

Добрый вечер, уважаемые родителя!

Многих из вас волнует вопрос, как лучше подготовить ребёнка к школе?

Когда начинать готовить ребенка к школе?  Чему и как учить?  Единого для всех совета нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Ведь от того, как пройдет первый учебный год, зависит вся последующая жизнь ребёнка. 

Я вам расскажу о том, что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу по отдельным предметам.

  1. (Развитие речи и готовность к овладению грамотой)

Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
• умение интонационно выделять звук в словах;
• умение выделять заданный звук в потоке речи;
• умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
• владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение членить простые предложения на слова.
4. Умение составлять предложения из 3 - 4 слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
6.
Развивайте связную речь детей. А для этого учите составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
7. Уметь составлять рассказы о предметах (по плану предложенному взрослым).
8. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, составить (придумать) рассказ по картинке. 

9. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки, содержание мультфильмов. Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.

  1. К моменту поступления ребёнка в школу он должен овладеть элементарными математическими представлениями:
  1. Счет и отсчет предметов заданного количества.
  2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
  3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
  4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
  5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Не надо учить их писать, только знать.
  6. Знание знаков:  +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
  7. Умение соотносить цифру и число предметов.
  8. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
  10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
  11.  Умение ориентироваться в пространстве и на листе  бумаги. (право, лево, верх, низ). Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. 
  12. Сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же).

  1. Знакомство с окружающим миром и обогащение словарного запаса ребёнка невозможно без таких вопросов, как:
  1. Знание ребёнком  своего имени, фамилии и отчества
  2. Своего возраст. Желательно дату рождения. (Сколько тебе лет?)
  3. Как называется город, в котором ты живёшь? Знать его достопримечательности.
  4. Страну, в которой живёт.
  5. Назови свой домашний адрес.
  6. Как зовут твою маму (имя, отчество, фамилия)
  7. Где работает твоя мама, кем?
  8. Чем ты любишь заниматься?
  9. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.
  10. Сколько месяцев в году?
  11. Какие месяцы зимние?
  12. Сколько дней в неделе?
  13. Как называется второй, пятый день недели?
  14. Где продаются продукты, а где лекарства?
  15. Как называется каждый палец на твоей руке?
  16. На какой цвет светофора переходить улицу нельзя?
  17. В какое время года бывает снег?
  18. Распускаются листья?
  19. В какое время суток мы завтракаем?
  20.  Когда мы ужинаем?
  21. Назови профессию. Кто делает причёски?
  22. Кто лечит зверей?
  23. Кто строит дома?
  24. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
  25. Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
  26. Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и на картинках.
  27. Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.

  1. Также ребёнок должен знать основные цвета и их оттенки.
  2. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет). 
  3. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать закрашивать, штриховать карандашом. 
  4. Тренируйте руку ребенка. Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика). Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию умения правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. Помните, что при выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Очень важно:

• не перегружать ребёнка; 

• избегать чрезмерных требований к ребенку; 

• не думайте за ребёнка; 

• предоставляйте право на ошибку; 
• А главное не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр); 

Уважаемые родители, помните, что важен не объем знаний ребенка, а качество знаний, важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

И помните, для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Устраивайте ребенку маленькие праздники.

Удачи вам и вашему ребенку!

Что необходимо знать ребенку, поступающему в школу

  1. Свое имя, отчество и фамилию. 
    2. Свой возраст (желательно дату рождения). 
    3. Свой домашний адрес. 
    4. Свой город (село) и его главные достопримечательности. 
    5. Страну, в которой живет. 
    6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 
    7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года). 
    8. Домашних животных и их детенышей. 
    9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей. 
    10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 
    11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 


12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. 
13. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.). 
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке. 
17. Запомнить и назвать 6–10 предметов, картинок, слов. 
18. Различать гласные и согласные звуки. 
19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков. 
20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «суп», «дубы». 
21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет). 
22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать закрашивать, штриховать карандашом. 

  1. Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
  2. Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и на картинках.
  3. Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.

Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.

  1. Составляйте рассказы по картинкам.
  2. Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
  3. Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
  4. Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
  5. Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
  6. Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
  7. Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе 

1. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка. 

Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат). Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках. Используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение. Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов. 
Составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки. 
Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л». 
Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву. 
Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету. 
Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать); 
Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. 

Внимание! Ребенок  не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут. 

2. Тренируйте руку ребенка. Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика), вышивание крестиком. Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены. Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений. На этапе подготовки: 
• избегайте чрезмерных требований к ребенку; 
• предоставляйте право на ошибку; 
• не думайте за ребёнка; 
• не перегружайте ребёнка; 
• не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр); 
• устраивайте ребенку маленькие праздники. Удачи вам и вашему ребенку!

         

Какие знания необходимы ребенку

 при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой

Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
• умение интонационно выделять звук в словах;
• умение выделять заданный звук в потоке речи;
• умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
• владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение членить простые предложения на слова.
4. Умение составлять предложения из 3 - 4 слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
6. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
7. Уметь составлять рассказы о предметах (по плану предложенному взрослым).
8. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике

Счет и отсчет предметов заданного количества.
2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.
5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
6. Знание знаков:  +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
7. Умение соотносить цифру и число предметов.
9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
10. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
11. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
12. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний

1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

  1. Беседа. Знакомство с окружающим миром. Словарный запас.
  1. Назови своё имя, фамилию и отчество
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как называется город, в котором ты живёшь?
  4. Назови свой домашний адрес.
  5. Как зовут твою маму ( имя, отчество, фамилия)
  6. Где работает твоя мама, кем?
  7. Чем ты любишь заниматься?
  8. Какие времена года ты знаешь?
  9. Сколько месяцев в году?
  10. Какие месяцы зимние?
  11. Сколько дней в неделе?
  12. Как называется второй, пятый день недели?
  13. Где продаются продукты, а где лекарства?
  14. Как называется каждый палец на твоей руке?
  15. На какой цвет светофора переходить улицу нельзя?
  16. В какое время года бывает снег?
  17. Распускаются листья?
  18. В какое время суток мы завтракаем?
  19.  Когда мы ужинаем?
  20. Назови профессию. Кто делает причёски?
  21. Кто лечит зверей?
  22. Кто строит дома?
  23. Скажи наоборот:

Сладкий –

Зима –

Ночь –

Весёлый –

  1. Ориентировка в пространстве, на листе ( право, лево, верх, низ)
  2. Основные цвета, оттенки

Задания выполняется на листе.

Нарисуй в левом верхнем углу красный квадрат, в правом нижнем углу- синий треугольник, в правом нижнем углу- жёлтый круг, в левом нижнем углу- зелёный прямоугольник, в середине листа- солнышко, над ним- облачко, под ним- дерево.

  1. Мыслительные операции:
  • Обобщение

Капуста, морковка, огурец

Брюки, рубашка, носки

  • Исключение

Автобус, троллейбус, кровать, трамвай

Берёза, дуб, сосна, роза

  1. Психические процессы
  • Память

10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко

Что изменилось?

Внимание «Что изменилось?»  

  • Мышление (установление причинно  - следственных связей)

Если выйдешь зимой без одежды, то…

Я заболел, поэтому…

2 зайца спрятались за пенёк. Сколько ушей торчало?

  1. Умение действовать по образцу

Срисуй группу точек (задания на листочке)

.    .    .    .

.    .    .    .

     .    .

  1. Навыки звукового анализа и синтеза

А) Выделение первого звука в слове, последнего

- Назови первый звук в слове «Заяц»

-Назови последний звук в слове ДЫМ

Б) Придумай слово на заданный звук

В) Сколько звуков в слове Ж У К?

  1. Чтение

Назвать буквы, которые знает

  1. Математические способности
  • Счёт 1 – 10,         10 – 1,        3 – 8
  • Назови число, которое стоит после,        перед,          между
  • Задача: Катя съела апельсин, яблоко, грушу. Сколь ко всего фруктов девочка съела?
  • Сколько концов у палки?       У двух?
  • На какой руке больше пальцев?  на правой или на левой?
  • Кто длиннее червяк или змея?
  • Что выше пень или дерево?
  • Сколько лет тебе будет через 1 , 2 года?
  • Назови геометрические фигуры



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект первого собрания для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей будущих первоклассников ...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Собрание проводилось пред началом занятий по подготовке к школе...

Первое собрание для родителей будущих первоклассников.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».                 ...

материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"

Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако  в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...

Презентация к собранию для родителей будущих первоклассников "Предшкола нового поколения "

Презентация "Предшкола нового поколения" позволяет наглядно показать суть ФГОС II поколения, отражает главные аспекты современного образования в начальной школе, даёт необходимые характерист...

Родительские собрания для родителей будущих первоклассников.

1. "Готовность к школе". Часто родители недоумевают, почему про ребёнка говорят, что он не совсем готов к школьному обучению, ведь ребёнок умеет достаточно хорошо читать и считать....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....