Родительские собрания для родителей будущих первоклассников.
план-конспект урока (1 класс) по теме

Морозова Наталия Викторовна

1. "Готовность к школе". Часто родители недоумевают, почему про ребёнка говорят, что он не совсем готов к школьному обучению, ведь ребёнок умеет достаточно хорошо читать и считать.

          Прежде всего, необходимо понять и запомнить, что под «готовностью к школе» понимаются не определённые знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать  все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

2. "Типы родителей". Для ребенка на первом месте всегда стоит мать, поэтому конкретнее остановимся на женских образах.  

 

3. Информация для родитлей."Что  дети ожидают услышать от взрослых на пороге школы "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типы родителей

(Посмотрите на себя со стороны)

Клуб родителей будущих первоклассников

     

Подготовил

педагог психолог

МОУ Прогимназия

Морозова Н.В.

Маркс

2011

Для ребенка на первом месте всегда стоит мать, поэтому конкретнее остановимся на женских образах.

Царевна - Несмеяна. Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержана в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума, веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Любит иронизировать, редко смеется. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Не берет лишний раз на руки, не обнимает. Часто поступает подчеркнуто правильно, но без учета реальных обстоятельств, особенностей ребенка.

Снежная королева. Повелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, эгоистичная, равнодушная. Считает недостатки - пороками, которые необходимо искоренять. Не принимает любую критику в свой адрес.

Спящая красавица. Склонна к мечтательности, пессимизму, заторможенная, самовлюбленная, пребывает в плену своих идеализированных представлений. Часто разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей.

Между перечисленными образами есть общее: такая мать всегда молода и прекрасна, много времени уделяет себе, исходит только из своей точки зрения, хочет покровительствовать, высокомерна и претенциозна в отношениях. Стремится господствовать или доминировать среди окружающих, не переносит невнимания к себе, больше всего боится остаться одна, без восхищения и признания окружающих.

Унтер - Пришибеева. Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, детьми командует, понукает, принижает чувство собственного достоинства, с недоверием относится к детскому опыту, самостоятельности, легко раздражается, выходит из себя. Придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

Суматошная мать. Неугомонная, взбалмошная, противоречивая и непоследовательная. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто кричит, взрывается, любой пустяк склонна превращать в трагедию, из ничего делает проблемы и на них же бурно реагирует.

Наседка. Жертвенная, тревожно - беспокойная, во всем опекает, не отпускает ребенка от себя, сопровождает каждый его шаг, предохраняет от любых, часто кажущихся, трудностей, стремится заменить собой сверстников, либо выбирает друзей для ребенка по своему вкусу, подавляет самостоятельность и активность ребенка.

Вечный ребенок. Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, детей считает обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может самостоятельно справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно перепоручает заботу о ребенке другим людям ( бабушке, няне, воспитателям в д.с.), при этом страдает от чувства бессилия и беспомощности.


Вы не узнали себя? Если встретились "родные" черты - делайте вывод!

В семьях, где родители имеют черты, описанные выше, как правило напряженная обстановка, частые ссоры, а это тоже влияет на ребенка.

                                                    

Притча

Маленький мальчик стрелой мчался по улице. Завернув за угол, он столкнулся с прохожим.
— Боже ж ты мой! — воскликнул прохожий. — Куда это ты так несешься?
— Домой, — ответил малыш. — Я спешу, потому что меня должна отшлепать мама.
— Ты так торопишься домой потому, что тебе хочется получить пару шлепков от матери? — обескуражено спросил прохожий.
— Нет. Но если отец придет домой раньше меня, то шлепать будет он.

Дети — это наши зеркала. Когда они живут в атмосфере любви, они отражают ее. Когда же любви нет, им нечего отражать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОСМОТРИТЕ НА СЕБЯ СО СТОРОНЫ . . .

Слайд 2

Царевна - Несмеяна

Слайд 3

Снежная королева

Слайд 4

Спящая красавица.

Слайд 5

Унтер - Пришибеева.

Слайд 6

Суматошная мать.

Слайд 7

Наседка.

Слайд 8

Вечный ребенок.

Слайд 9

Вы многое умеете . . . У Д А Ч И



Предварительный просмотр:

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ

 К ШКОЛЕ?

(РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ)

Подготовила

педагог-психолог

Морозова Н.В.

Маркс

2010

          Что же такое готовность к школе? По каким (так сказать) критериям проходит отбор в нашу школу или любую другую и каким образом педагоги определяют в каком классе надо учиться ребёнку: в «слабом» или в «сильном».

          Часто родители недоумевают, почему про ребёнка говорят, что он не совсем готов к школьному обучению, ведь ребёнок умеет достаточно хорошо читать и считать.

          Прежде всего, необходимо понять и запомнить, что под «готовностью к школе» понимаются не определённые знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать  все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определённого блюда, хотя пропорции продуктов могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

          Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего

1.мотивационная, личностная готовность, в которую входит «внутренняя позиция школьника».  

2.Затем волевая готовность ребёнка.

3.Интеллектуальная готовность.  

4. достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

          А теперь рассмотрим эти составляющие подробнее, чтобы вам было ясно, что же это такое.

Мотивационная готовность.

          Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят). Однако, это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в нашу школу очень важно, наконец,  потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё – и класс, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника. Дети 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сёстрам, когда те делают уроки. Поэтому ребёнок и стремиться в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права. С этого  как раз и начинается формирование «внутренней позиции школьника»: то есть понимания, что уроки нужно делать вопреки желанию играть и гулять, то есть желание пойти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила.

          Без такой готовности, как бы ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная  обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться любой ценой выйти из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно поиграть, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

           Такая внутренняя позиция школьника, или мотивационная готовность, складывается постепенно и первым её этапом как раз и является интерес к внешней стороне учёбы. Мы здесь в детском саду стараемся ставить школьников в пример (хорошие, конечно, примеры), рассказываем, что значит быть школьником, почему он становится более взрослым, какие обязанности он там будет выполнять.

              А ведь очень часто от родителей можно услышать такие «шутки»: «Ничего, скоро начнутся твои мучения», «Вот в школе-то тебе учительница покажет», «Да тебя в школу не возьмут» и т.д.

             Думаю, что я подробно объяснила важность формирования у вашего ребёнка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.

Интеллектуальная готовность.

              Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной. Это убеждение является причиной ваших ошибок при подготовке детей в школе.

               На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличие у ребёнка каких-то определённых знаний или умений (хотя определённые навыки должны быть). Главное – это наличие у ребёнка более высокого уровня психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

              То есть интеллектуальная готовность к школе заключается не в механическом зазубривании цифр, счета до ста, букв, а в осознанном понимании той информации, которая поступает ребёнку, то есть в развитии его познавательных процессов – памяти, внимания, мышления.

                А мы перейдём к следующей школьной готовности – это

Волевая готовность.

               Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, внимать в содержание того, о чём говорит взрослый. А сейчас каждый из вас спросите себя: с первого ли раза ваш ребёнок выполняет ваши поручения? Как вы реагируете на то, что он так сказать, на вас не реагирует?

               Вы улыбаетесь, я знаю, что для многих это большая проблема. А волевая готовность тесно связана с эмоциями. И вот когда в школу приходят дети с несформированной эмоционально-волевой сферой – это…  очень большие проблемы. Проявления этого можно видеть уже сейчас: «Не хочу», «Не буду», «Щас» и т.д.

               Как вести работу по формированию волевой готовности? Давать поручения, просить повторить. В  других случаях просить объяснить, для чего он это будет делать. Для тренировки воли хороши графические диктанты. Вычеркивание определённой буквы в тексте. Эти же упражнения развивают внимание.

Слышит ли рука глаз?

Двигательное раавитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Однако и для  психологической готовности она имеет большое значение.

Действительно, мышцы руки  должны  быть достаточно крепкими, должна  быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при  письме. У него должно быть сформировано и умение внима тельно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее от дельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их коорди нацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составля ющих (уже последней) школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например -  на доску) ,и списывать или срисовы вать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важ но, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, кото рую им дает глаз.

О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваива ется и они не могут скоординировать действия глаза и ру ки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в осо бенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для взрослого человека? Прежде всего нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только ес ли для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.

Вообще, любое задание на копирование геометриче ских фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необхо димых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу. Теперь, я надеюсь, многим из вас ста ли более понятны те задания, которые даются детям при поступлении в школу, так как они направлены как раз на выявление тех качеств, о которых мы с вами говорили.

Становится ясным и то, что задания не так уж трудны. Дети, которые достаточно под готовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят слож ности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морозова Наталия Викторовна педагог – психолог первой категории МОУ Прогимназии г.Маркса Что же такое готовность к школе?

Слайд 2

Что же такое готовность к школе ?

Слайд 3

Важно понять, что под «готовностью к школе» понимаются не определённые знания и умения(читать, считать, писать, в компьютере «разбираться»).

Слайд 4

К ритерии школьной готовности 1.Мотивационная , личностная готовность , (« внутренняя позиция школьника ».) 2 . Волевая готовность 3 . Интеллектуальная готовность. 4. Физическая готовность

Слайд 5

Мотивационная готовность. – это наличие у детей желания учиться .

Слайд 6

Внутренняя позиция школьника, или мотивационная готовность, складывается постепенно и первым её этапом является интерес к внешней стороне учёбы.

Слайд 7

Интеллектуальная готовность. широкий кругозор высокий уровень развития познавательных процессов

Слайд 8

Память внимание мышление Воображение , восприятие Познавательные процессы

Слайд 9

Волевая готовность или произвольность поведения – умение ребят управлять своим поведением, контролировать его.

Слайд 10

Формирование волевой готовности Давать поручения , П росить повторить. Просить объяснить, для чего он это будет делать. Для тренировки воли хороши графические диктанты. Вычеркивание определённой буквы в тексте.

Слайд 11

Физическая готовность -Группа здоровья -Имеет ли хронические заболевания или является ЧБД -Сформированность двигательных умений (овладение основными движениями, развитие крупной моторики, развитие мелкой моторики)

Слайд 12

Обучение координированному действию руки и глаза. графические диктанты копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр конструирование особенно по заданному образцу

Слайд 13

Детям нужна поддержка



Предварительный просмотр:

Информация для родителей.

«Что дети ожидают услышать от взрослых на пороге школы»

Дата проведения интервью  14-15 марта 2011 год

Цель проведения интервью:

- выявление ожидаемых у детей представлений о школе;

- определение мотиваций будущих первоклассников.

Количество участников интервью: 30 дошкольников.

В интервьюирование были включены следующие вопросы:

1. Что ты ждешь от родителей, готовясь стать первоклассником?

2. Что ты ждешь от учителей, готовясь стать первоклассником?

3. Что бы ты хотел , чтобы взрослые сделали для тебя, когда ты пойдешь в  школу?

4.Что бы ты хотел , чтобы взрослые сказали тебе, когда ты пойдешь в школу?

5. Чем бы ты хотел заниматься в школе?

Результаты интервьюирования были обработаны и проанализированы. Данные интервьюирования показали какие эмоциональные потребности ожидают дети от взрослых, и как на самом деле проявляется внимание, любовь взрослых к детям.

1 . ждут от родителей:

- новый портфель – 43%

- поддержки, доброты, помощи, радости – 27%

- подарки – 17%

- не знаю чего ждать – 10%

2. ждут от учителя:

- одни 5 – 26%

- помогала читать и писать – 37%

- доброты, приветливости, вежливости – 20%

- золотой награды – 3%

- не знают чего ждать 10%

3. чтобы взрослые сделали для меня:

- не знаю – 53%

- купили бы все к школе -20%

- подарки, поздравления, игрушки (стол накрыли), т.е. сделали бы праздник – 43%

4. чтобы взрослые сказали мне:

- учись хорошо и на 5 - 47 %

- что ты уже вырос – 13%

- добрых слов – 10%

- не знают – 20%

5. Я хотел заниматься в школе:

- научиться писать 47%

- научиться читать – 40%

- научиться всему – 17%

- рисованием, музыкой, борьбой, иногда математикой и русским.

- Из высказываний детей видно, что их ожидания связаны с опекой и одобрением взрослых; дети надеются, что с началом школьного обучения взрослые не отстранятся от них; дети ждут от взрослых приветливости, внимания, положительных оценок, интересных занятий, подарков  и праздника.

Интервьюирование выявило, что некоторым детям нелегко говорить о своих «хочу» и ожиданиях от взрослых. Для некоторых детей - это малознакомый, а то и просто запретный опыт. Такие дети отвечали на вопросы уклончиво, пожимали плечами, долго молчали, отвечали одной фразой.

А так же ответы детей связаны с внешней школьной мотивацией, таких детей привлекает красивые классы, новые школьные принадлежности, подарки родителей и др.

Провел интервьюирование и обработал результаты:

педагог – психолог МОУ Прогимназии                                                           / Морозова Н.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Собрание проводилось пред началом занятий по подготовке к школе...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Материал для проведения собрания для родителей будущих первоклассников с презентацией, буклетами, полезными рекомендациями для пап и мам....

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

МБОУ «СОШ № 1 им. Б.Н. Куликова»     Родительское собрание для родителей будущих первоклассников       Учитель: Севостьянова Г.А....

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Цель родительского собрания:Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе....

Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Сценарий и презентация для проведения собрания с родителями будущих первоклассников, в которых даны рекомендации как подготовить ребенка к шк...

Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников ( Заседание родительского клуба №1.

Учитель знакомится с родителями будущих первоклассников, знакомит с графиком работы школы, с Уставом школы и правилами поведения в школе, даёт свои рекомендации и пожелания....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....