Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
статья

Статья по теме Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yatmankina_v.d.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Ятманкина Валерия Дмитриевна

ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево

lera.yatmankina@mail.ru

Использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ закреплено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Так, в настоящее время развиваются информационные технологии, которые позволяют применить доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для того, чтобы организовать образовательный процесс для детей с ОВЗ педагог должен обладать профессиональными качествами: уметь решать образовательные задачи и обладать умением проектировать как свою деятельность, так и совместную деятельность с обучающимися, быть готовым к сотрудничеству. Должен знать психофизических особенности каждого обучающегося, и конечно, осуществлять индивидуальный подход в предоставлении учебного материала и формах контроля результатов обучения.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии образования.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Применяемые технологии в образовании относительно лиц с ОВЗ связана с типом нарушения: дети с нарушением слуха, со зрительным дефектом, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта и эмоционально-волевой сферы. У таких детей существуют особые образовательные потребности.

 К их числу относят:

- потребность в использовании учителем таких педагогических технологий, которые способствовали не только успешному освоению образовательной программы, но и накоплению социального опыта, формированию навыков общения;

- потребность в развитии познавательных психических процессов, мотивации к учению, формирование самостоятельности, навыков самоконтроля в поведении;

- потребность в уменьшении физической, умственной нагрузки в процессе обучения;

- потребность в психолого-педагогическом сопровождении со стороны педагогического состава и т.д.

При формировании у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья универсальных учебных действий нужно опираться на системно — деятельностный подход, используя в процессе коррекции современные образовательные технологии. К ним относят:

  • Игровые технологии- использование игр, имеющих общеразвивающий и специализированный характер, направленных на коррекцию, профилактику нарушения;
  • Объяснительно-иллюстративные технологии- облегчение понимания сложной и трудно запоминаемой информации, использование наглядных пособий, раздаточного материала, подготовка презентаций.
  • Личностно-ориентированные технологии- организация учебного процесса таким образом, чтобы учитывались индивидуальные психофизические особенности. Формирование у нормально развивающихся сверстников чувства толерантности, взаимопонимания, сотрудничества и ответственности.
  • Инновационные технологии- использование в процессе обучения модернизированных технических средств с целью улучшения качества образования (аудовизуальные средства, специализированные компьютерные технологии) и др.
  • Технологии дифференциации и индивидуализации обучения- разработка индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ, специальных индивидуальных программ развития.
  • Коррекционно-развивающие технологии- подбор методов и форм обучения с целью коррекции и развития способностей детей в физическом и психическом плане.
  • Технологии компенсирующего обучения- использование методов и способов обучения с целью развития сохранных анализаторов.
  • Здоровьесберегающиетехнологии-создание в классе обстановки комфорта, а именно следить за тем, как падает свет, менять местоположение учащегося, проведение физкультминутки на снятия напряжения мышц глаз, руки, кисти, применение упражнений на развитие мелкой моторики.
  • Кейс-технологии-одна из форм интегративного и интерактивного обучения; метод коллективного решения поставленной задачи, проявления себя в исследовательской деятельности, умножение имеющихся знаний, развитие теоретического мышления, углубление в какую-либо область знаний для достижения желаемого результата.
  • Информационные технологии—развитие восприятия целостности картин, изображений, иллюстраций.
  • Технология адаптивной системы обучения- разработка и реализация адаптивных образовательных программ, создание условий для адаптации лица с ОВЗ в образовательной среде.
  • Технология полного усвоения — усвоение программного материала в силу возможностей учащегося.
  • Дистанционные технологии- использование по совместительству ИКТ- технологии для дистанционного обучения с лицами, не способными посещать классно-урочные занятия наравне со всеми в силу своих индивидуальных особенностей.
  • Технологии психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ- сопровождение не только со стороны педагога-психолога, но и всего кадрового состава. Задачи данной технологии заключаются в реализации индивидуальных образовательных программ, защите прав ребенка, поддержании равновесия между реальными возможностями ребенка  в преодолении образовательных барьеров, профилактике дезадаптации, создании условий для максимального раскрытия творческого, личностного, интеллектуального потенциала.

Основополагающей особенностью организации учебного процесса в дистанционной форме является гибкость моделирования индивидуального учебного плана. При этом его вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности

Учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья в школах основан на интеграции очного и дистанционного обучения, вместе с этим к каждому ученику на дом приходит учитель помогающий справиться с возникшими проблемами или трудностями. Благодаря компьютерным технологиям ученик, кроме уроков, проводимых учителями  школы согласно расписанию, может принять участие в самых различных мероприятиях дистанционно: в лабораторном эксперименте, конкурсах, олимпиадах, не покидая своей квартиры. Посетить урок зайдя в онлайн конференцию через платформу: Zoom. Таким образом, дистанционные образовательные технологии позволяют ребенку с ограниченными возможностями здоровья быть активным участником жизни общества, расширяют границы социальных возможностей.

Данная тема актуальна в данное время по причине того, что в стране особая обстановка, в связи с эпидемиологической ситуации, дети выходили на дистанционное обучение и обучались с использованием данных технологий. Задача учителя заключалась в организации обучения таким образом, что бы дети смогли усвоить программу, не смотря на изменение формы обучения.

В заключении стоит отметить, что обучение через дистанционные образовательные технологии не уступают обычному школьному обучению и, напротив, имеет ряд преимуществ, особенно при обучении детей с ОВЗ. Потому как:

– учебный материал доступен ребенку в любое время;

– дистанционный урок строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;

– программы дистанционного обучения соответствуют самым высоким требованиям, предъявляемым к современному образованию;

– наряду с усвоением общеобразовательной программы, дети становятся уверенными пользователями ПК; они могут сами находить в сети Интернет интересующую их информацию и работать с ней;

– работа в дистанционной школе позволяет компенсировать социальную изолированность детей с ограниченными возможностями здоровья от общества, реализовать их образовательный потенциал и получить качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

В современном обществе очень остро стоит проблема обучения детей с ограниченными возможностями. В Смоленске открыли Центр дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями. У учащихся це...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

«Диссеминация опыта по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья»

На протяжении 6 лет преподаю курс «Информационные технологии» с использованием дистанционных технологий для детей с ОВЗ для их успешной социализа...

«Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

laquo;Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»...

Приказ об итогах проведения городской педагогической конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городе Когалыме» от 19.12.2019 г.

Опыт работы представлен на городской конференции «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в городеКогалыме» (2019) по теме: «Цифровые о...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...