Педагогическая технология "Flipped Class"
методическая разработка

Павлова Наталья Сергеевна

В данном материале представлена новая, педагогическая технология, которая называется "Flipped Class".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_tehnologiya_flipped_class.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая технология «Перевернутый класс» как активный метод обучения

Перевернутый класс - это инновационный метод обучения. Его отличие от традиционного заключается в том, что теоретический материал изучается учащимися самостоятельно до начала урока  с помощью ИКТ (видео-лекций, интерактивных материалов, презентаций), а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.

Основная цель применения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организации учебной работы, при которой происходит:

  1. Формирование универсальных учебных действий.
  2. Развитие личностных качеств и общей культуры учащегося.
  3. Понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.
  4. Обеспечивается возможность для  поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений 21 века, таких как:
  • активность, инициативность и самостоятельность;
  • грамотность в области ИКТ;
  • творческий подход и новаторство;
  • критическое мышление и способность решать проблемы;
  • коммуникабельность и сотрудничество;
  • информационная грамотность;
  • гибкость и способность к адаптации;
  • продуктивность и вовлеченность;
  • лидерство и ответственность.

Однако, если выстраивать урок по традиционным, устоявшимся правилам, то у обучающихся далеко не все эти компетенции могут быть сформированы. Почему? Потому что учителя выступают в роли основного источника знаний и информации, а пассивное присутствие в классе и механическое переписывание не способствуют учению. И наверняка, все сталкивались с проблемой, что по окончанию урока всегда найдутся учащиеся, которые не усвоили тему. Также учителя старших классов отмечают отсутствие активности своих учеников на уроках, потерю интереса к учебной деятельности. К выпускным классам большинство из них, самых активных и инициативных, становятся пассивными и безучастными, или превращаются в «троечников». Так возникла необходимость вовлечения учащихся в активную учебную деятельность с помощью «Перевернутого класса».

Несколько лет назад американские педагоги-новаторы Аарон Самс и Джонатан Бергманн, исследуя проблему активности учащихся, предложили свое решение и провели занятие «наоборот». Что они сделали? «Перевернули» урок: учащиеся с лекционным материалом ознакомились дома, просматривая тематические ролики в интернете, а традиционное домашнее задание выполнили на следующий день в классе, общаясь с одноклассниками и учителями. Иными словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, ребята освоили в домашних условиях, а то, что было домашним заданием, стало предметом рассмотрения в классе. Главной целью урока было «перевернуть» не работу в классе и работу дома, а пассивное и активное получение знаний учащимися. Цель была достигнута, урок прошел очень активно.

Вскоре педагогами была выпущена книга под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке». Исследуя концепцию технологии «переворота», они пришли к выводу, что на уроке необходимо применять индивидуальную и групповую деятельность и учитывать особенности детей: ведь кто-то больше любит писать, кто-то читать, а кто-то слушать. На основе подобных особенностей учитель должен группировать учеников по интересам для выполнения тех или иных заданий, а потом смешивать их для того, чтобы они могли поделиться опытом и помочь освоить своим одноклассникам новый вид восприятия информации.

Материалы исследований Самса и Бергманна стали чрезвычайно популярны во всем мире. Действительно, технология «Перевернутый класс» замечательно способствует созданию на уроке ситуации открытого общения, организации индивидуального подхода, позволяет преподавателю качественно увеличить количество информации, а ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах деятельности, и как следствие, – лучше подготовиться к уроку. Каковы же отличительные особенности перевернутого обучения?

Отличительные особенности перевернутого обучения

Перевёрнутое обучение (перевёрнутый класс или «переворот») – это современная технология осуществления процесса обучения, при котором учащиеся с помощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивают и просматривают видео-уроки, изучают дополнительные источники информации во внеурочное время, затем совместно обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогает применять полученные знания на практике.

Такая организация обучения побуждает учащихся учиться друг у друга. Использование технологии направлено на их вовлечение в активную учебную деятельность.

Новизна и значимость перевёрнутого класса заключается в содействии повышению ответственности учащихся за собственное обучение.

В ходе реализации «переворота» происходит стремительное развитие личностных качеств учащихся (самостоятельности, ответственности, активности), метапредметных результатов (планирования своей деятельности, её контроля, корректировки) и  коммуникативных навыков (взаимодействия с одноклассниками в ходе работы над совместным продуктом). При этом меняется и роль учителя – он выступает в качестве консультанта, конструктивиста, поощряя ребят на самостоятельные исследования и совместную работу.

Как следствие, меняется атмосфера на уроке: никто ничего не боится, ни учитель не успеть объяснить тему, ни ученик что-то не понять. Все спокойны и уверены в своих силах и возможностях. А соответственно, меняется и отношение ученика к предмету в целом. Он уверен в своих силах, создается постоянная ситуация успеха.

Среди популярных форм проведения перевернутого урока - выполнение упражнений, дискуссии, презентация проектов. Таким образом, «переворот» смещает акцент от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. Вопросы, возникающие у ребят во время просмотра подготовленных учителем видео-уроков, становятся хорошим стимулом развития познавательной деятельности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше времени и внимания уделять отдельным ученикам и небольшим группам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Работая совместно, учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкций учителя.

К отличительным особенностям перевернутого обучения можно отнести:

  • изменение роли учителя, который превращается в наставника. Роль учителя все же остается ведущей, но деятельность его направлена на координацию обучения учащихся, осуществление консультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательской деятельности;
  • учебные материалы представлены в виде электронных образовательных ресурсов. Благодаря современным технологиям, учителями накоплена большая база различных материалов, таких как видео, интерактивные задания, электронные учебные материалы, электронные тесты для самопроверки. Книги уже не являются единственным источником информации, а учителя единственными источниками знаний. Каждый, кто имеет выход в интернет, в удобное для него время может получить качественный электронный образовательный ресурс;
  • повышаются требования к учебной деятельности учащихся; теоретическое изложение учебного материала должно поддерживать обучение, а не занимать центральное место. Содержание обучения уже не является самоцелью, а становится отправной точкой углубления знаний. Осуществляется смещение акцента на процесс познавательной деятельности учащихся, в ходе которого, они открывают для себя новые знания;
  • обучение базируется на решении проблем, обсуждениях, дискуссиях. Технология «Перевернутый класс» дает возможность учителю на уроке освободить время для общения с учащимися, больше внимания можно уделить тем ученикам, которым трудно дается учебный предмет или у которых возникают проблемы с выполнением домашних заданий, а одаренные ученики будут иметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпа одноклассников.

Перевернутое обучение способствует:

  • развитию индивидуального подхода в обучении;
  • служит основой для реализации дифференцированного подхода;
  • создаются условия активного обучения;
  • используются новейшие технологии и различные цифровые ресурсы;
  • образовательный процесс организуется с учетом потребностей каждого учащегося;
  • создаются условия для групповой работы;
  • развиваются лидерские качества;
  • происходит активное взаимодействия учителя и ученика;
  • создаются условия доступности к учебным материалам;
  • родители имеют возможность участвовать в учебном процессе ребенка.

Перевернутый класс (Flipped Class) – это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:

  • просмотр видеолекции;
  • чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;
  • прохождение тестов на начальное усвоение темы.

Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства учителя к главенству ученика. В зарубежной литературе этот переход образно описывают как смену роли учителя с “sage on the stage” на “guide on the side”, что вольно можно перевести как переход от «мудрец и на дуде игрец» к «гид – со стороны рулит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Test 3 class ( Food)

Test FOOD 1.     Выбери и обведи нужное слово:1)    I … a pupil.a) am    b) is   c) are2) My friend … brave.a) am    b) ...

Рабочие программы к УМК "Millie 2-3 classes"

Содержание:     Пояснительная записка   Цели и задачи обучения иностранному языку во 2 классе  Требования к уровню подготовки учащихся младшей школы  Учебно...

Рабочая программа к УМК "Spotlight 4 class"

Содержание:     Пояснительная записка   Цели и задачи обучения иностранному языку в 4 классе  Требования к уровню подготовки учащихся младшей школы  Учебно-м...

Презентация по окружающему миру "Домашние любимцы и комнатные растения" Школа 2100 (конспект урока взят на сайте http://www.school2100.ru/pedagogam/vdru/cat.php?class=130&week=31&cat=135)

В презентации подобраны картинки к конспекту урока по окружающему миру "Домашние любимцы и комнатные растения" Образовательная система "Школа 2100", так урок получается красочнее и интереснее. Есть та...

Тест для системы PRO-class "Имя существительное"

Тест для системы голосования PRO-klass по теме "Имя существительное"...

Тест для системы PRO-class "Слог. Перенос слова"

Тест для системы голосования PRO-class  по теме "Слог. Перенос слова."...

Тест для системы PRO-class "Осень"

Тест для системы голосования "Осенние изменения в природе"...